Деятельность Европейского союза в области культуры

(Бороздина Я. А.) («Культура: управление, экономика, право», 2008, N 2) Текст документа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Я. А. БОРОЗДИНА

Бороздина Я. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и конституционного права ПетрГУ, начальник административно-правового управления Министерства культуры и по связям с общественностью РК.

7 февраля 1992 г. в Маастрихте был подписан Договор о Европейском союзе. В соответствии с Договором страны-участницы учреждают Европейский союз, пересматривают и дополняют учредительные договоры (о ЕОУС, ЕЭС, Евратоме), но не отменяют их. Союз создается на базе Европейского сообщества (имеются в виду все три сообщества), дополненного сферами и формами сотрудничества <1>. ——————————— <1> Матвеевский Ю. А. Интеграционные процессы в Западной Европе. М., 2001. С. 129.

Культура оказалась в сфере интересов Европейского сообщества с начала 1970-х годов, но окончательное закрепление в учредительных документах компетенция Сообщества получила только с принятием Маастрихтского договора 1992 г. Пункт «q» 1 ст. 3 Договора о ЕС называет «вклад в… расцвет культуры в государствах-членах» в качестве одного из направлений деятельности ЕС. Компетенция в этой области предоставлена Сообществу разделом XII «Культура» Договора о ЕС, содержащим всего одну статью — ст. 151. Согласно ст. 151 Договора деятельность Сообщества в области культуры имеет целью содействие «расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие». Для достижения этой цели Сообщество поощряет сотрудничество между государствами-членами, а также поддерживает и дополняет их действия в следующих областях: — расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов; — сохранение и защиту культурного наследия европейской значимости; — некоммерческий культурный обмен; — художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор. Принципиальное положение содержится в ст. 151 Договора о ЕС. Оно говорит о том, что все направления деятельности ЕС должны принимать во внимание культурные аспекты, прежде всего руководствуясь принципом уважения разнообразия культур. В развитие этого положения Советом 20 января 1997 г. была утверждена Резолюция об интеграции культурных аспектов в действиях Сообщества. Данный принцип нашел также отражение в ст. 22 Хартии Европейского союза об основных правах 2000 г., в которой провозглашается уважение Европейским союзом культурного, религиозного и языкового разнообразия. Таким образом, признается юридическое равноправие различных религиозных течений, языковых общностей и культур. Необходимо также упомянуть положения ст. 30 Договора о Европейском союзе (ЕС), устанавливающей, что положения ст. ст. 28 — 29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в частности, соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение. Таким образом, положения этой статьи создают основу правового регулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и внешние территориальные границы Сообщества при уважении суверенного права государств-членов относить или не относить ту или иную культурную ценность к национальному культурному достоянию <2>. ——————————— <2> Европейское международное право. М., 2005. С. 295.

При этом М. М. Богуславский отмечает, что культурные ценности рассматриваются в документах ЕС в качестве товаров. Поскольку в рамках ЕС осуществляется свободный оборот товаров, ограничения, установленные в отношении культурных ценностей, рассматриваются как исключение из действия этого принципа. С отменой контроля внутри Сообщества возможности контроля за вывозом культурных ценностей из одной страны ЕС в другую были существенно ограничены, что сделало необходимым принятие специального регулирования в форме Постановления ЕС N 3911/92 от 9 декабря 1992 г. «О вывозе культурных ценностей». В преамбуле Постановления сказано, что в приложении к этому Постановлению однозначно определены категории культурных ценностей, которые нуждаются в особой защите при осуществлении торговли с третьими странами, однако за государствами — членами Сообщества остается право устанавливать, какие предметы в смысле ст. 36 Договора о создании ЕЭС могут рассматриваться в качестве национального культурного достояния. В ст. 36 этого Договора (от 15 марта 1957 г.) говорится, в частности, о национальном культурном достоянии, представляющем художественную, историческую или археологическую ценность. Для целей данного Постановления в приложении установлены категории культурных ценностей, например: — археологические предметы из раскопов и археологических раскопок на земле или под водой; археологических коллекций; — фотографии, фильмы и относящиеся к ним негативы (которые не принадлежат их авторам); — книги как отдельные экземпляры или коллекции; — архивы любого рода с архивными данными на любых носителях; — антикварные вещи давностью от 50 до 100 лет: игрушки, игры; предметы из стекла; ювелирные работы; мебель и предметы обстановки; оптические, фотографические и кинематографические инструменты; музыкальные инструменты; часы; различные виды часов и частей к ним; товары из дерева; керамические изделия; гобелены; ковры; обои; оружие; — антикварные вещи давностью более 100 лет и др. <3>. ——————————— <3> Богуславский М. М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М., 2005. С. 26 — 28.

В приложении к Директиве 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов <4>, перечисляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокровищам, имеющим художественную, историческую или археологическую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем «культурных товаров», приведенным в приложении к Регламенту N 3911/92 от 9 декабря 1992 г. об экспорте культурных товаров. Очевидно, что не каждый объект культуры является «культурным товаром» в смысле права ЕС. ——————————— <4> Директива Совета N 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. адресуется и предназначается исключительно государствам-членам. В ее основу положены две статьи Римского договора. Статьей 8а Римского договора предусматривалось создание не позднее 1 января 1993 г. внутреннего рынка, охватывающего пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечивается перемещение товаров, людей, услуг и капитала в соответствии с положениями Римского договора. Согласно же условиям и в пределах действия ст. 36 Римского договора государства-члены и после 1992 г. сохранят за собой право точно определять и обозначать свои национальные богатства и принимать необходимые меры для их защиты на данной территории без границ. На основании этого у государств — членов ЕС создается возможность добиваться возвращения на свою территорию культурных ценностей, квалифицируемых как национальные богатства в соответствии с формулировками ст. 36 Римского договора и вывезенных с их территории в нарушение национальных мер или Постановления (ЕЭС) N 3911/92 от 9 декабря 1992 г. (Рыбак К. Музейное право: международно-правовые аспекты. М., 2005. С. 230).

Соответственно, на торговлю «культурными товарами» распространяется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признается правом ЕС в качестве «культурного товара» <5>. ——————————— <5> Право Европейского союза в вопросах и ответах. М., 2005. С. 241 — 242.

Сфера культуры относится к совместным предметам ведения ЕС и государств-членов. Полномочия Сообщества в области культуры нельзя назвать значительными. ЕС для достижения целей ст. 151 Договора о ЕС вправе издавать лишь рекомендации и принимать поощрительные меры, исключая какую-либо гармонизацию законодательства государств-членов <6>. ——————————— <6> Право Европейского союза в вопросах и ответах. М., 2005. С. 239 — 240.

Кроме этого, в соответствии с договором о Европейском союзе Европейская комиссия наделена полномочиями включать вопросы культуры в программу заседаний и вносить предложения для обсуждения. Необходимо отметить, что структурные изменения в Комиссии Европейского сообщества отразили новый подход к культурному наследию: были созданы Генеральный директорат по культуре и образованию и Генеральный директорат по технологиям информационного общества, в рамках которого организован Отдел прикладных программ по культурному наследию. Данный отдел впоследствии был переименован в Отдел сохранения и усиления роли культурного наследия <7>. ——————————— <7> Куйбышев Л. А., Бракер Н. В. Информационно-коммуникационные технологии и культура. Европа и Россия // Культура: управление, экономика, право. 2005. N 1. С. 16.

Вопросы археологии сейчас находятся в ведении Генерального директората по культуре и Директората по образованию; а вопросы охраны археологического наследия включены в важный и всеобъемлющий документ Европейского союза — Директиву по оценке воздействия на окружающую среду. Это открыло перед наукой широкие перспективы общественной значимости и в исследовательском плане. Европа была включена наряду с другими в 1985 г. в список требований Европейской комиссии по оценке воздействий на окружающую среду. Об этом археологи десятки лет могли только мечтать. Директива Европейского союза получила в Британии силу закона в 1988 г., затем был издан ряд разъяснительных документов, касающихся в том числе и археологии <8>. ——————————— <8> Дарвилл Т. Общественная археология Англии // Достояние поколений. 2006. N 1. С. 40.

В 1997 г. в Салониках на 5-й Европейской конференции министров по политике в отношении средств массовой информации, организованной Советом Европы, была принята политическая декларация «Информационное общество: вызов Европе». Министры стран — участниц конференции обратили особое внимание на развитие сотрудничества в рамках реализации мероприятий в области авторских и смежных прав. В этих целях необходимо: — постоянно следить за эволюцией электронных технологий и их влиянием на международное законодательство в области защиты собственников авторских прав и публики с учетом той работы, которая проводилась в этой области другими международными форумами, с целью совершенствования, если это необходимо, юридических инструментов, предназначенных для поддержки и координации мер, принимаемых странами — членами Европейского союза; — постоянно следить за информацией, предоставляемой странами — членами Европейского союза, о применении на практике решений международных семинаров по пиратству в области звукозаписей и аудиовизуальной продукции (Страсбург, сентябрь 1995 г.), по проблеме авторских и смежных прав в эпоху развития электронных информационных средств (Осло, май 1996 г.), по международной координации в области методов идентификации (Париж, апрель 1997 г.), а также об исполнении Рекомендаций N R (95) 1 по пиратству в области звукозаписей и аудиовизуальной продукции; — способствовать тому, чтобы страны — члены Европейского союза подписали и ратифицировали Европейскую конвенцию по вопросам авторских и смежных прав в области транснационального спутникового вещания для ускорения ее вступления в силу <9>. ——————————— <9> Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сборник справочно-нормативных и рекомендательных материалов. М., 2001. С. 29 — 30.

В данной декларации подчеркивается, что Совет Европы в связи с особой заинтересованностью в области прав человека и культуры, а также в силу своего общеевропейского характера является наилучшим форумом для обсуждения вопросов, а также принятия решений и совершения действий в области прав человека. Министры стран — участниц конференции обязались претворить в жизнь основные принципы, содержащиеся в двух резолюциях, прилагаемых к рассматриваемой Декларации, и сотрудничать друг с другом в реализации этих принципов. В соответствии с Резолюцией N 1 «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» страны-участницы обязуются развивать и поощрять использование новых коммуникационных технологий для производства и распространения произведений творческого характера, выполненных в Европе, особенно в области культуры и образования, в рамках новых коммуникационных и информационных услуг с учетом необходимости защиты обладателей прав на данное произведение. Страны-участницы обязуются содействовать культурному обмену между странами и регионами Европы с помощью новых коммуникационных и информационных услуг в целях пропаганды и развития европейского культурного многообразия <10>. ——————————— <10> Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сборник справочно-нормативных и рекомендательных материалов. М., 2001. С. 31 — 32.

На конференции «Библиотеки и демократия: ответственность государства, местных органов власти и специалистов», организованной Советом Европы в Страсбурге в 1998 г., обсуждались Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе. Они носят рекомендательный характер. В данных принципах отмечено, что библиотеки составляют необходимый и незаменимый компонент культурной, образовательной и информационной инфраструктуры общества. Более того, они являются неотъемлемой частью культурного наследия. Подчеркивается, что национальное законодательство должно регулировать вопрос о том, какая информация может находиться в свободном публичном доступе. В свою очередь правообладатели, например авторы книг и статей, продюсеры фильмов и музыкальных произведений, книгоиздатели, те, кто имеет права на использование информации, от имени которых часто выступают соответствующие учреждения, должны определить, в какой степени та или иная информация может быть доступна для публики в библиотеках. При этом правообладатели должны получать справедливую компенсацию за то, что библиотеки открывают к данной информации публичный доступ. Право на компенсацию за выдачу материала через библиотеку закреплено в Директиве Совета Европейского союза 92-100 ЕЕС от 19 ноября 1992 г. о праве получения и правах выдачи на время, а также о некоторых правах, связанных с авторским правом в области интеллектуальной собственности. Данная Директива, однако, неприменима к тем европейским странам, в которых принятие Директивы Европейского союза 92-100 освобождает некоторые категории учреждений от выплаты компенсации правообладателям <11>. ——————————— <11> Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сборник справочно-нормативных и рекомендательных материалов. М., 2001. С. 78.

Кроме этого, в рассматриваемых Руководящих принципах указано, что обязательный экземпляр является основным средством создания национальных фондов, имеющих характер наследия. При этом преследуется следующая цель: собирание национальных фондов для сохранения, развития и передачи культуры данной страны будущим поколениям <12>. ——————————— <12> Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сборник справочно-нормативных и рекомендательных материалов. М., 2001. С. 59 — 68.

На конференции, организованной Советом Европы в Страсбурге в 1998 г., была представлена Резолюция Европейского парламента о роли библиотек в современном обществе. В данной Резолюции Европейский парламент, принимая во внимание свои Резолюции от 30 марта 1984 г. о создании Европейской библиотеки, от 30 ноября 1994 г. о Рекомендациях Совету Европы «Европа и глобальное информационное общество», от 16 февраля 1995 г. на конференции «Большой семерки» по информационному обществу, Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках 1994 г. и другие документы, отметил следующее: — владение и умелое пользование информацией развивает экономическую, социальную и культурную интеграцию; — литература играет особую роль в обеспечении языкового многообразия и развития; — библиотеки играют особую роль в сохранении родного языка населения, его литературы и культуры; — библиотеки открывают уникальный и духовно обогащающий доступ к другим культурам и укладам жизни. При этом Европейский парламент считает, что необходимо определить соответствующее место библиотек в стратегии Европейского союза для информационного общества, в его планах и программах культурной, материальной, образовательной и информационной политики как одной из важнейших систем, предоставляющих доступ к знаниям и культуре. Европейский парламент в данной Резолюции рекомендует странам — членам Европарламента предоставлять основные услуги публичных библиотек, такие как выдача книг из фондов самой библиотеки, разрешение использовать справочно-библиографический аппарат бесплатно, как рекомендуется Манифестом ЮНЕСКО о публичных библиотеках, поскольку библиотеки по роду своей деятельности призваны служить всему обществу, таким образом, подтверждая значимость равного доступа к информации и культуре <13>. ——————————— <13> Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: Сборник справочно-нормативных и рекомендательных материалов. М., 2001. С. 44 — 51.

1988 г. стал поворотным годом в отношении Европейского сообщества к культуре, когда был принят документ под названием «Новая культурная инициатива для Европейского сообщества», который определил основные направления и приоритеты культурной политики Сообщества исходя из перспектив европейской интеграции. К этим направлениям относятся: 1. Создание европейского культурного пространства. 2. Развитие европейской индустрии аудиовизуальных средств. 3. Обеспечение доступности культурного наследия. 4. Развитие культурного сотрудничества со странами, не входящими в Европейское сообщество <14>. ——————————— <14> Стойкович М. Д.-Ш. Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000. С. 51.

Создание европейского культурного пространства предполагает формирование общего внутреннего рынка ЕС в области культуры, информирование о тенденциях европейской культуры. Формирование общего рынка в области культуры является продолжением той деятельности, которая на протяжении первых 20 лет существования ЕС была приоритетной в области культуры. Применение Римских договоров в области культуры с самого начала вступило в противоречие со спецификой этой области — наличие национальных культурных наследий. В связи с этим ЕС предприняло меры, направленные на более точное определение критериев, на основании которых утверждается принадлежность отдельного предмета культуры к культурному наследию в целом. С другой стороны, были введены идентификационные карточки для предметов искусства, которые должны были эффективно предотвратить подпольную торговлю ими и облегчить их поиски в случае кражи <15>. ——————————— <15> Стойкович М. Д.-Ш. Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000. С. 51.

Практические мероприятия Сообщества в области культуры сегодня проводятся по трем основным направлениям: — содействие расцвету культуры на пространстве без внутренних границ; — культурное наследие, литература, аудиовизуальный сектор; — сотрудничество с третьими странами и международными организациями. Одной из самых важных программ Сообщества в области культуры является программа «Культурная столица Европы», начало осуществления которой было положено еще в 1985 г. Сегодня на период до 2019 г. мероприятия по данной программе проводятся на основе решения 1419/1999/ЕС от 25 мая 1999 г. Программа учредила своеобразный конкурс между городами Европы на звание «культурной столицы». Целью программы является освещение богатства и разнообразия европейских культур и их общих черт для широкого ознакомления с ними граждан Европы <16>. ——————————— <16> Право Европейского союза в вопросах и ответах. М., 2005. С. 240.

Сообщество оказывает также финансовую поддержку мероприятиям в области культуры, проводимым в государствах-членах. На период 2000 — 2004 гг. такая помощь оказывается на основании решения 508/2000/ЕС от 14 февраля 2000 г. <17>. ——————————— <17> Право Европейского союза в вопросах и ответах. М., 2005. С. 240.

Особое внимание придается культурному развитию регионов внутри ЕС. Это развитие поощряется с помощью мер, направленных на общее развитие региона, увеличение числа посетителей региональных культурных учреждений и мероприятий, а также на развитие межрегионального сотрудничества. В этих целях был основан европейский региональный фонд. Характерным мероприятием на региональном уровне, направленным на увеличение количества людей, приобщенных к культуре, является провозглашение Европейского города культуры. Этим актом культура ставится во главу угла всей жизни этого города в течение целого года. Считается, что с помощью целого ряда мероприятий (выставок, театральных, кино — и музыкальных фестивалей, симпозиумов) осуществляется утверждение культурного интегритета города и региона, к которому он принадлежит, так же как и национального интегритета страны. Особое значение имеет участие в таких мероприятиях деятелей культуры и искусства из других европейских стран, что подчеркивает европейские масштабы происходящих культурных событий, а город при этом становится более привлекательным для всего континента. На совещании Совета министров культуры стран ЕС в 1990 г. было принято решение о том, что когда один из городов будет провозглашаться европейской столицей культуры, эта акция будет открыта и для других европейских стран. Одновременно была достигнута договоренность, что начиная с 1992 г. будут провозглашаться две европейские столицы культуры ежегодно: одна из них будет избрана из городов стран ЕС, а вторая («близнец») будет выбираться из европейских стран, не входящих в ЕС. В этом городе при финансовой поддержке ЕС будет организовываться европейский месяц культуры <18>. ——————————— <18> Стойкович М. Д.-Ш. Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000. С. 52 — 53.

Совещание министров культуры стран ЕС, состоявшееся в мае 1989 г., приняло целый ряд положений, относящихся к книгам и читателям и рекомендованных к применению с 1992 г. На этом совещании была принята специальная резолюция о роли книг и приобщения населения к чтению <19>. ——————————— <19> Стойкович М. Д.-Ш. Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000. С. 54.

Нормативные акты, принятые в рамках ЕС, имеют значение не только для государств, уже входящих в ЕС, или для стран, меняющих свое законодательство в связи с предстоящим вхождением в состав ЕС, но и для других государств, в том числе и для России, поскольку отражают современное развитие регулирования <20>. ——————————— <20> Богуславский М. М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М., 2005. С. 29.

После распада СССР в декабре 1991 г. и создания Содружества Независимых Государств страны ЕС были озабочены прежде всего проблемой стабильности на постсоветском пространстве. Поэтому на Маастрихтском европейском совете (саммите) 9 — 10 декабря 1991 г. Европейское сообщество приняло специальную декларацию по развитию в Советском Союзе, призвав к тому, чтобы процесс трансформации страны носил «мирный, демократический и упорядоченный характер». На Евросовете в Эдинбурге (11 — 12 декабря 1992 г.) Сообщество выдвинуло идею партнерства с членами СНГ «в качестве долгосрочного обязательства по сближению народов при жизни будущего поколения» и их интеграции в мировую политическую и экономическую систему. С тех пор ЕС разрабатывает меры, нацеленные на интеграцию России в западные политические и экономические структуры <21>. ——————————— <21> Савельев В. Россию не исключить ни из Европы, ни из Азии. Об отношениях России и ЕС // Международная жизнь. 1995. N 8. С. 37.

Россия и ЕС наращивают отношения партнерства и сотрудничества. Эти отношения становятся все более насыщенными, разнообразными и диверсифицированными. Отношения России и Европейского союза, Европейского сообщества сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция). Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996 г. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств — членов Союза и сообществ. Данное Соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключенных совместно Сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на десять лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации <22>. ——————————— <22> Право Европейского союза в вопросах и ответах. М., 2005. С. 281.

Основные принципы сотрудничества РФ и Союза заложены в разделе I ст. 2 — 5 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве <23>. К ним относятся: ——————————— <23> Юридическую базу для взаимосотрудничества закладывает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой, заключенное 24 июня 1994 г. на о. Кофу (Греция) (Дипломатический вестник. 1994. N 15/16. С. 29 — 59). Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996 г. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств — членов Союза и Сообществ (последней соглашение ратифицировала Германия). В апреле 2004 г. Россия и ЕС договорились о распространении действия СПС на десять новых стран — членов ЕС: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, которые присоединились к Европейскому союзу 1 мая 2004 г. Данное Соглашение относится к категории международных договоров Союза, заключенных совместно сообществами и государствами-членами. Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации (Кашкин С. Стратегия и механизмы гармонизации законодательства России и Европейского союза как ключевые компоненты их эффективного взаиморазвития в XXI веке. Часть 1 // Тенденции российско-европейских отношений. 2005. N 6. С. 47).

— уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и в Парижской хартии для новой Европы 1990 г. (ст. 2); — совместные усилия сторон для создания зоны свободной торговли между ними (ст. 3); — построение торговых отношений на основе принципов Генерального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего вступления России в ВТО (ст. 4); — постепенное предоставление Россией режима наиболее благоприятствуемой нации в торговых отношениях (ст. 5). К основным формам сотрудничества СПС относит и культурное сотрудничество. По представлениям Представительства Европейской комиссии в России можно выделить среди сфер сотрудничества в том числе следующие <24>: ——————————— <24> Представительство Европейской комиссии в России // Электрон. сайт. Режим доступа к сайту: http://www. delrus. cec. eu. int/ru/index. htm.

— высшее образование; — культура; — наука и техника; — приграничное сотрудничество; — северное измерение. СПС заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, экономическим, культурным вопросам в начале XXI столетия. СПС имеет рамочный характер, так как многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких соглашений. В настоящее время на основе СПС было заключено пока только шесть двусторонних соглашений. В их числе: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001 г., Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г. Опираясь также на положения СПС, 6 ноября 2003 г. в Риме было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европол) <25>. ——————————— <25> Право Европейского союза в вопросах и ответах. М., 2005. С. 284 — 285.

Процесс заключения двусторонних соглашений между Россией и Европейским союзом на основе СПС, несомненно, должен продолжаться. Представляется актуальным заключение соглашения о сотрудничестве в сфере культуры. 10 мая 2005 г. по итогам саммита между ЕС и Россией были утверждены «дорожные карты» четырех общих пространств, содержащие согласованные, конкретные задачи сотрудничества, а также конкретные меры, необходимые для принятия ЕС и Россией в целях достижения этих целей. По своему содержанию «дорожные карты» затрагивают практически все аспекты взаимодействия России и ЕС. Пространство науки и образования, включая культурные аспекты, является одним из четырех пространств. На этом направлении эффект взаимодействия России и ЕС наиболее заметен. Дело в том, что он затрагивает не только специалистов, не только экспертов или товаропроизводителей, он «касается напрямую миллионов граждан России и граждан стран ЕС, которые от становления этого общего пространства получат непосредственный эффект». В данном пространстве выделяются три сферы: исследований, науки и технологии, образования и культуры, по каждой из которых предполагается расширение и углубление сотрудничества и интеграция <26>. ——————————— <26> Абашидзе А. Х., Киселева Е. В. «Дорожные карты» по общим пространствам // Liber Amicorum honouring Gennady P. Zukov. Актуальные проблемы современного международного права: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва, 29 апреля 2005 г. М., 2005. С. 286 — 287.

Перед сотрудничеством в области культуры поставлены следующие цели: — продвижение структурированно го подхода к культурному сотрудничеству между Россией и расширенным Евросоюзом, содействие творчеству и мобильности деятелей культуры, повышение доступности культуры для населения, распространение искусства и культуры, межкультурный диалог, углубление знания истории и культурного наследия народов Европы; — укрепление и усиление европейской идентичности на основе общих ценностей, включая свободу выражения, демократическое функционирование СМИ, соблюдение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, и продвижение культурного и языкового многообразия как основы жизнеспособности гражданского общества в Европе без разделительных линий; — развитие сотрудничества между сферами культуры России и ЕС в целях увеличения их культурного и экономического значения. Для реализации данных целей определены такие мероприятия, как разработка программы сотрудничества, которая должна включать продвижение художественных и культурных проектов европейского измерения (фестивали, мастер-классы, выставки, новые произведения искусства, экскурсии, переводы, конференции); продвижение кратко-, средне — и долгосрочного сотрудничества между музеями в целях укрепления культурных связей, сохранения и изучения общего наследия Европы и др. Кроме этого, предлагается проведение консультаций и развитие сотрудничества в рамках соответствующих международных форумов, таких как ЮНЕСКО, для защиты общих целей и продвижения культурного многообразия, в особенности путем проведения переговоров по международной Конвенции о защите разнообразия культурного содержания и форм художественного выражения <27>. ——————————— <27> «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. Режим доступа к ст.: http://www. kremlin. ru/text/news/2005/05/88001.shtml.

Кроме этого, «дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия отмечает, что для реализации задачи по совершенствованию сотрудничества для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности необходимо развивать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом предметов, представляющих культурную и историческую ценность; содействовать обмену информацией о законодательстве по борьбе с незаконным оборотом предметов, представляющих культурную и историческую ценность, и обмениваться опытом в целях противодействия этому преступлению <28>. ——————————— <28> «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия. Режим доступа к ст.: http://www. kremlin. ru/text/news/2005/05/88001.shtml.

Как мы видим, «дорожные карты» содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на ближайшую перспективу взаимоотношений сторон, однако не закрепляют сроков реализации этих мероприятий и четких механизмов контроля и ответственности. Шаги, предусмотренные в «дорожных картах», свидетельствуют о рамочном характере документов <29>. ——————————— <29> Абашидзе А. Х., Киселева Е. В. «Дорожные карты» по общим пространствам // Liber Amicorum honouring Gennady P. Zukov. Актуальные проблемы современного международного права: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва, 29 апреля 2005 г. М., 2005. С. 285.

«Дорожная карта» не является юридически обязательным источником, это политический акт, акт мягкого права, т. н. soft law. Кроме того, ни учредительные договоры Союза, ни вторичное законодательство ЕС нигде не предусматривают, что Сообщества и Союз строят свои отношения с третьими странами, основываясь на подобных документах, поэтому по отношению к европейскому праву это акт sui generis. Соответственно, прочной юридической основы для развития отношений Сторон в рамках четырех пространств «дорожные карты» создать не могут, что служит предметом их справедливой критики. Они призваны выявить перспективные проекты сотрудничества, которые могли бы быть прописаны в будущем соглашении, которое придет на смену СПС, а также «должны рассматриваться как декларации о намерениях, которые подразумевают «более конкретные действия…» <30>. ——————————— <30> Абашидзе А. Х., Киселева Е. В. «Дорожные карты» по общим пространствам // Liber Amicorum honouring Gennady P. Zukov. Актуальные проблемы современного международного права: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва, 29 апреля 2005 г. М., 2005. С. 284.

В этом отношении «дорожные карты» повторяют схему оформления отношений между РФ и ЕС, сложившуюся в последние десять лет. Все вопросы в двусторонних отношениях за эти годы всегда решались на основе инструментов политического взаимодействия и достижения компромиссов, что приводило к росту политических деклараций, а не юридических соглашений. Поэтому как раз такое положение вещей и стало одной из причин современного «топтания на месте», «системного кризиса», отношений «высокой напряженности» в рамках стратегического партнерства. Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений между Российской Федерацией и Европейским союзом. Представляется целесообразным, чтобы культурное измерение составляло весомую часть сотрудничества России с Европейским союзом, в особенности в области реализации совместных культурных и образовательных программ. В связи с этим можно говорить о необходимости заключения Соглашения между Россией и ЕС о сотрудничестве в сфере культуры, и разработки программы такого сотрудничества.

——————————————————————

Название документа