Понятие энергетического объекта как объекта отношений по строительству и модернизации

(Романова В. В.) («Правовые вопросы недвижимости», 2012, N 2) Текст документа

ПОНЯТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА КАК ОБЪЕКТА ОТНОШЕНИЙ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И МОДЕРНИЗАЦИИ

В. В. РОМАНОВА

Романова В. В., партнер российско-британской юридической фирмы «Мусин, Ибрагимов и партнеры», соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ, кандидат юридических наук.

Термин «энергетический объект» означает объект строительства, вне зависимости от отраслевой принадлежности, как то: объект нефтяного комплекса, газовой промышленности, угольной промышленности, электроэнергетики, атомной энергетики, теплоснабжения, объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии. Для исследования понятия энергетического объекта необходимо выяснить ряд вопросов: определиться с характеристиками и свойствами данного понятия; с тем, что он собой представляет с правовой точки зрения как результат строительства и модернизации; являются ли такие объекты объектами недвижимого имущества; имеются ли особые требования к строительству и модернизации таких объектов ввиду их назначения? Так, М. И. Брагинский, характеризуя строительство как особую отрасль материального производства, подчеркивает, что конечный продукт строительства представляет собой недвижимость, прочно связанную с землей, индивидуальную (даже если она построена по типовому проекту) и рассчитанную по общему правилу на продолжительную, многолетнюю эксплуатацию <1>. С. С. Занковский отмечает, что строительный подряд — это договор, самым тесным образом связанный с публичным правом, т. к. его результатом является создание (реконструкция) недвижимости <2>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг» (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное). —————————————————————— <1> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2008. С. 102. <2> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 309.

Специальное законодательство (в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, атомной энергетики) в одних случаях использует термин «энергетические объекты», определяя их перечень, в других — приводит только перечень соответствующих объектов. Так, в ст. 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» дается перечень объектов электроэнергетики: имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в т. ч. объекты электросетевого хозяйства. Соответственно, объектами строительства в этой сфере являются электростанции, энергоблоки, энергоустановки, линии электропередачи и т. п. В ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» <3> под объектами атомной энергии понимаются ядерные установки, сооружения с ядерными реакторами, включая атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства, ряд других объектов. ——————————— <3> Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // Российская газета. 1995. 28 ноября.

В ряде других законов понятие объекта энергетики не используется. Например, в Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации» <4> не используются понятия объекта энергетики, объекта газоснабжения, но закреплено понятие системы газоснабжения, под которой понимается имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставки газа (ст. 2). ——————————— <4> Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 14. Ст. 1667.

Аналогичным образом обстоит дело с Законом РФ «О недрах», который не содержит понятийного аппарата в отношении имущества, используемого для добычи, переработки, транспортировки нефти. Федеральный закон «О теплоснабжении» использует понятия источника тепловой энергии (т. е. устройства, предназначенного для производства тепловой энергии, — п. 3 ст. 2), тепловой сети (т. е. совокупности устройств, включая центральные тепловые пункты, насосные станции, предназначенные для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок — п. 5 ст. 2); системы теплоснабжения (т. е. совокупности источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями, — п. 14. ст. 2) <5>. В Федеральном законе «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности» дана лишь характеристика организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), которая отличается высокой капиталоемкостью, инерционностью производственного цикла, требует периодической реконструкции. ——————————— <5> Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Российская газета. 2010. 30 июля.

Несмотря на различие вышеприведенных законодательных формулировок, можно выделить некоторые общие черты понятия энергетического объекта — это неразрывная связь с землей, что позволяет отнести данные объекты к объектам недвижимости. Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного их назначению ущерба невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В то же время следует отметить, что к энергетическим объектам относятся также атомные суда и другие плавсредства, которые не имеют связи с землей и перемещение которых не влечет ущерба их назначению. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические суда. В данном пункте также предусмотрено, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Из размещенного на официальном сайте ВАС РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации» явствует, что в данную статью предлагается внести изменения, среди которых, в частности, положение о том, что к воздушным и морским судам, судам внутреннего плавания, космическим объектам применяются правила о недвижимых вещах, если иное не установлено законом и не вытекает из существа указанных объектов гражданских прав <6>. ——————————— <6> URL: www. arbitr. ru.

Некоторая унификация понятийного аппарата в отношении энергетических объектов представлена в п. 9 ст. 2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» <7>, который устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в РФ. Здесь отсутствует только указание на объекты атомной энергетики. Под объектами топливно-энергетического комплекса понимаются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения. Под охраняемыми объектами топливно-энергетического комплекса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством РФ. Необходимо также отметить, что данным Законом введены термины участка и элемента объекта топливно-энергетического комплекса (п. 12 ст. 2), однако определения данных понятий и требования к их идентификации и оформлению пока не закреплены. Включение в Закон новых понятий имеет положительное значение, в т. ч. для модернизации энергетических объектов, которая может охватывать не весь объект, а его часть. В то же время отсутствие четкой регламентации в отношении данных понятий может привести к тому, что введенные термины не будут работоспособными. ——————————— <7> Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // Российская газета. 2011. 26 июля. Закон вступил в силу с 1 января 2012 г. и предполагает дальнейшую детализацию на уровне подзаконных правовых актов.

В указанном Законе выделено понятие линейных объектов топливно-энергетического комплекса как системы линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. В Законе предусматривается проведение категорирования объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (ст. 5). Для целей данного Закона признаком, объединяющим различные объекты топливно-энергетического комплекса, является их значимость для экономики страны и безопасности жизнедеятельности населения. Характеризуя энергетические объекты как объекты капитального строительства, следует отметить, что соответствующее понятие содержится в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ содержится перечень опасных и технически сложных объектов, к которым относятся и энергетические объекты, в частности объекты использования атомной энергии, в т. ч. ядерные установки, линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше, опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные, согласно приложениям 1 и 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов <8>. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» регистрация опасных производственных объектов возложена на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору <9>. Приказом данной службы от 5 марта 2008 г. N 131 утверждены Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, в приложении N 1 к которым утвержден также перечень опасных производственных объектов тепло — и электроэнергетики <10>. Необходимо отметить, что государственный орган осуществляет проверку правильности идентификации опасных производственных объектов, которая проводится самими организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты. ——————————— <8> Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 30. Ст. 3588. <9> Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 48. Ст. 5938. <10> Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 N 131 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов» // Справочник специалиста по охране труда. 2009. N 1.

Таким образом, энергетические объекты, как правило, являются объектами недвижимого имущества, объектами капитального строительства, опасными производственными объектами, а также охраняемыми объектами топливно-энергетического комплекса. Все эти характеристики энергетических объектов, требования к ним должны быть надлежащим образом учтены и урегулированы законодательством. При этом нельзя не отметить возникающие на практике спорные ситуации в связи с толкованием установленных законами вышеуказанных требований. Так, требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» об идентификации данных объектов были предметом разногласий между владельцами энергетических объектов и уполномоченным государственным органом. Предметом рассмотрения арбитражными судами был спор по заявлению хозяйственного общества об оспаривании предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части возложения на заявителя обязанности по составлению перечня опасных производственных объектов и осуществлению их идентификации согласно Административному регламенту по регистрации производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, осуществлению регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Общество полагало, что данные требования неосновательны, а идентификация и регистрация трансформаторных подстанций является необоснованным отвлечением денежных средств заявителя. Данные доводы были отклонены судом, который указал, что требования уполномоченного государственного органа основаны на положениях Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» <11>. ——————————— <11> Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 N А51-6770/2008-34-152, Определение ВАС РФ от 12.11.2009 N ВАС-14475/09.

Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов размещен на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <12>. Так, например, согласно данному перечню к опасным производственным объектам нефтегазодобывающего комплекса отнесены: участок ведения буровых работ (в пояснении указано, что в состав объекта входят все буровые установки организации, осуществляющей ведение буровых работ), фонд скважин (в пояснении указано, что в состав объекта входят скважины всех категорий, замерные устройства, блок распределения воды, блок закачки химреагентов), площадка буровой установки, включая буровые суда, площадка (цех, установка) газоперерабатывающего завода <13>. ——————————— <12> URL: www. gosnadzor. ru. <13> URL: www. gosnadzor. ru.

В отношении опасного производственного объекта эксплуатирующей организацией должна быть разработана и утверждена декларация промышленной безопасности. Данный документ предполагает всестороннюю оценку риска аварии на опасном производственном объекте, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности (ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Декларация промышленной безопасности должна быть разработана в составе проектной документации и проходит государственную экспертизу. Наличие декларации промышленной безопасности обязательно для получения лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации или декларированию на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке (ст. 7) <14>. ——————————— <14> Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 30. Ст. 3588.

Законодательство о промышленной безопасности и безопасности объектов топливно-энергетического комплекса свидетельствует о тенденции усиления государственного контроля, с одной стороны, и возложения дополнительных обязанностей на владельцев энергетических объектов, с другой. Так, Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» установлены следующие обязанности владельцев энергетических объектов: предусмотреть на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса осуществление специальных мер по безопасному функционированию таких объектов и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций; составить паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по установленной данным Законом форме; обеспечить физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса, в т. ч. строящегося объекта, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности. Если энергетический объект представляет собой недвижимое имущество, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет в т. ч. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <15>. ——————————— <15> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Российская газета. 1997. 30 июля.

Указанный Закон не содержит каких-либо отдельных положений об особенностях порядка регистрации объектов энергетики, относящихся к недвижимому имуществу. Однако имеются Методические рекомендации о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы <16>. В Методических рекомендациях энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы определены как объекты недвижимого имущества с учетом того, что в состав сооружения могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь. В данном документе сделана отсылка к ст. 134 ГК РФ, согласно которой действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Анализируемый документ распространяется также на случаи, когда в состав сооружения как сложной вещи входят объекты движимого и недвижимого имущества, образующие единое целое и предназначенные для преобразования механической энергии воды в электрическую энергию или химической энергии топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло, а также предназначенные для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи. В данном подзаконном акте электрические комплексы и энергетические производственно-технологические комплексы электростанций отнесены к недвижимому имуществу со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. ——————————— <16> Приказ Минюста России, Минимущества России, Минэкономразвития, Госстроя от 30.10.2001 N 289/422/224/243 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы» // ИС «Техэксперт».

Такая особенность, присущая линейным объектам, как протяженность, нашла отражение в Постановлении Правительства РФ от 22.11.2006 N 710, в соответствии с которым были внесены изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку с учетом протяженности данные объекты могут быть расположены на территории более одного регистрационного округа, в графе адрес (местоположение) указываются наименования соответствующих субъектов РФ, на территории которых линейное сооружение расположено <17>. ——————————— <17> Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 8. Ст. 963.

Так, А. С. Лалетина, исследуя правовые признаки магистральных газопроводов и определяя их как единый неделимый производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из линейных сооружений и связанных с ними иных неотъемлемых технологических объектов инфраструктуры газопровода, предназначенный для безопасной транспортировки газа от границ места его добычи (производства) до места потребления, хранения, переработки, передачи в другие газопроводы, на иной вид транспорта, соответствующий по своим техническим характеристикам требованиям, предъявляемым к магистральным газопроводам, делает вывод о том, что газопроводы могут выступать как неделимые вещи, подразделяемые на монолитные вещи и функционально неделимые вещи, и составные вещи, делящиеся на сложные вещи и главные вещи с принадлежностями <18>. ——————————— <18> Лалетина А. С. Правовой режим газопроводов как объектов предпринимательского права: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 13.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация права собственности на энергетический объект как объект недвижимого имущества осуществляется на основании документов, подтверждающих его создание. Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка или, в случае строительства линейного объекта, проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в т. ч. правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка или, в случае строительства линейного объекта, проект планировки территории, проект межевания территории, разрешение на строительство, акт приемки объекта капитального строительства на основании договора. В этой связи хотелось бы отметить, что перечисленные документы должны быть представлены для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но не при обращении в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на построенный объект. Данное обстоятельство было предметом разногласий энергетической компании (ЗАО «Газпром нефть Оренбург») и регистрирующего органа (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области), когда регистрирующий орган, несмотря на представление заявителем разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, получил отказ в связи с непредставлением документов, подтверждающих право пользования земельным участком <19>. Удовлетворяя требования заявителя об оспаривании отказа в регистрации права собственности, суды учитывали, что заявитель представил в регистрирующий орган разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Поскольку данное разрешение выдается уполномоченным органом после представления в т. ч. правоустанавливающих документов на земельный участок и данное разрешение не было оспорено и признано недействительным, отказ регистрирующего органа был признан незаконным, при этом в Постановлении ФАС Уральского округа отмечено, что регистрирующий орган при затребовании дополнительных документов вышел за пределы полномочий, определенных Законом о государственной регистрации. ——————————— <19> Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.09.2010, Постановление ФАС Уральского округа от 26.01.2011 по делу N А47-2077/2010; Определение ВАС РФ от 05.05.2011, дело N ВАС-5044/11 // URL: ras. arbitr. ru.

В. А. Алексеев, исследуя различные аспекты правового режима недвижимого имущества и государственной регистрации прав, обращает внимание на то, что в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указан лишь перечень оснований регистрации, и предлагает сформулировать определение правоустанавливающего документа для указания признаков, по которым этот документ можно выделить из ряда других документов, содержащих сведения о недвижимости и ее владельцах <20>. В настоящее время ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержит перечень оснований для государственной регистрации прав. ——————————— <20> Алексеев В. А. Недвижимое имущество: правовой режим и государственная регистрация прав: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 15.

Помимо таких характеристик энергетических объектов, как объект капитального строительства, объект недвижимого имущества, опасный производственный объект, охраняемый объект топливно-энергетического комплекса, энергетический объект может быть охарактеризован и как объект капитальных вложений. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» <21> к объектам капитальных вложений относятся находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Согласно п. 2 ст. 3 указанного Закона запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации. ——————————— <21> Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 9. Ст. 1096.

Из п. 1 ст. 3 анализируемого Закона явствует, что понятием объекта капитального вложения охватывается как вновь создаваемое, так и модернизируемое имущество. К сожалению, во всех иных вышеуказанных нормативных актах каких-либо понятий, уточнений в отношении модернизируемых объектов не предусмотрено. Отсутствие понятия модернизации энергетических объектов, понятия объектов модернизации имеет негативное значение, т. к. может провоцировать разногласия по многим вопросам, как то: создается ли в результате модернизации новая вещь? Меняется ли кадастровая стоимость объекта модернизации как объекта недвижимости? В каком порядке должны осуществляться изменения в декларацию безопасности опасного промышленного объекта? Какие документы в отношении модернизированного объекта должны отражать результат модернизации? Может ли быть такой объект зарегистрирован в качестве объекта «незавершенной модернизации» по аналогии с объектами незавершенного строительства в случае консервации работ по модернизации? Данные вопросы обусловлены тем, что при модернизации параметры существующего объекта могут не затрагиваться, но при этом будут изменены технологические характеристики, позволяющие добывать, производить большее количество энергии, чем на том же объекте до модернизации. Общим для создаваемого энергетического объекта и для модернизируемого энергетического объекта является то, что результатом строительства и модернизации является овеществленный результат, имущественный объект, обладающий следующими характеристиками: опасный и технически сложный объект капитального строительства, объект капитальных вложений, объект недвижимости, опасный производственный объект, охраняемый объект топливно-энергетического комплекса и, что самое главное, выполняющий определенную энергетическую функцию (добыча, производство, передача того или иного вида энергии). Энергетический объект как объект строительства и модернизации должен отвечать не только требованиям энергетического законодательства, но также требованиям градостроительного законодательства, законодательства в области промышленной, энергетической, экологической безопасности. На основании вышеизложенного может быть сделан вывод о необходимости законодательного закрепления понятия энергетического объекта как объекта строительства и модернизации. При этом под энергетическим объектом как объектом строительства понимается имущественный объект, созданный в соответствии с требованиями действующего законодательства, в т. ч. градостроительного, предназначенный для добычи, производства, переработки, передачи различных видов энергии. Под энергетическим объектом как объектом модернизации понимается имущественный объект, созданный на базе существующего энергетического объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства, наделенный новыми (по сравнению с тем же энергетическим объектом до модернизации) качественными характеристиками в отношении добычи, переработки, производства, передачи различных видов энергии. Энергетический объект как результат строительства после ввода в эксплуатацию должен быть включен в определенные государственные реестры, в т. ч. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестр опасных промышленных объектов, реестр объектов топливно-энергетического комплекса.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *