Нотариат и адвокатура как правозащитные органы России

(Шагиев Б. В.) ("Нотариус", 2012, N 5) Текст документа

НОТАРИАТ И АДВОКАТУРА КАК ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ <*>

Б. В. ШАГИЕВ

-------------------------------- <*> Shagiev B. V. Notary and advocacy as Russian human rights bodies.

Шагиев Булат Василович, кандидат юридических наук, доцент.

В данной статье анализируется деятельность нотариата и адвокатуры в РФ. На основе исследования обосновывается мнение, что адвокатура и нотариат - это правозащитные органы РФ.

Ключевые слова: правоохранительные органы, адвокатура, нотариат, правозащитные органы, юридическая помощь, гражданско-правовые споры.

This article examines the activities of notaries and members of the legal profession in the Russian Federation on the basis of the study is based on the view that the bar and notary is the human rights organs of the Russian Federation.

Key words: law-enforcement agencies, the legal profession, human rights bodies, the Office of notary, legal aid, civil disputes.

Адвокатура и нотариат занимают важное место в гражданском обществе. Иногда их ошибочно относят к правоохранительным органам. Однако более правильно их относить к правозащитным организациям, основной функцией которых является защита законных прав и свобод граждан и юридических лиц. Понятие "правозащита" значительно уже понятия "правоохрана" и предполагается только в том случае, когда нарушено право. Конечно, охрана права в широком смысле осуществляется всегда и включает в себя комплекс мероприятий, проводимых государством по охране всех форм собственности, прав и свобод граждан, правопорядка, борьбе с преступностью и обороне страны; по недопущению отклонений от установленного правопорядка, а также по восстановлению его при помощи принудительных средств в случае нарушения <1>. Как видим, только часть правоохранительных действий государства носит характер защиты права. Но проблема заключается в том, что, кроме государственных правоохранительных органов, в обществе создаются специальные организации, задачей которых является оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам. -------------------------------- <1> См.: Червонюк В. И. Теория государства и права. М., 2007. С. 123, 142.

Остановимся на такой чисто "правозащитной" деятельности и в качестве примера изберем такие органы, как нотариат и адвокатура. Миссия нотариата - предупреждать гражданско-правовые споры. Нотариат базируется на принципах: 1. Миротворчества. Бесконфликтность нотариата и мирные процедуры урегулирования отношений способствуют социальной стабильности и устойчивости гражданского оборота. 2. Квалифицированности. Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов. Он досконально разъясняет обратившимся лицам их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. 3. Наличия специальных правозащитных механизмов. Обязательная нотариальная форма некоторых сделок - не лишнее обременение, а одна из правозащитных мер. Это необходимо там, где, с точки зрения государства, права и интересы участников гражданского оборота должны быть защищены особо надежно. 4. Беспристрастности. В своей деятельности нотариус независим и беспристрастен, за исключением зависимости от закона. 5. Равенства. Нотариус обеспечивают равную правовую защиту сторон сделки, независимо от их статуса, интересов, имущественного положения и других факторов. Нотариусы вносят важный вклад в беспрепятственное функционирование и развитие общества. Неслучайно в этой связи в статусе и деятельности нотариусов выделяют публично-правовые элементы. Правовое государство должно обеспечить своим гражданам стабильность, поэтому им должны быть созданы такие условия, которые бы позволяли не только эффективно разрешать правовые споры, но и предотвращать их уже на стадии возникновения, в том числе с использованием альтернативных средств, таких как посредничество и медиация. Следует отметить, что нотариально удостоверенные документы обладают не только повышенной доказательственной силой. Они также выполняют предупредительную функцию. Участие нотариуса при совершении значительных юридических сделок, как, например, покупка недвижимости, позволяет предупредить необдуманные и поспешные действия. Нотариус знакомит заинтересованных лиц со всеми правовыми последствиями совершаемых ими действий, позволяя обеспечить формирование действительной воли сторон на совершение юридических действий и затрудняя их оспаривание недобросовестной стороной. В современной России одновременно существуют две параллельные системы нотариата - государственного и внебюджетного. С одной стороны, подобное положение в части остаточного существования государственного нотариата порождает ряд негативных последствий, среди которых можно назвать: - неприспособленность государственного нотариата к условиям современного гражданского оборота и рынка; - незаинтересованность нотариусов государственных нотариальных контор в результатах своей работы; - нерешенность вопроса об имущественной ответственности государственных нотариусов; - необходимость дополнительного бюджетного финансирования государственного нотариата. Кроме того, это создает ситуацию неопределенности как у потребителя правовых услуг, предоставляемых нотариусами, так и у самих членов профессионального сообщества. В свою очередь, это ведет к недопониманию в обществе публично-правового характера нотариальной деятельности независимо от единства стандартов осуществления нотариата как в системе государственного, так и, неверно иногда именуемого, "частного" нотариата. По последним данным, государственные нотариусы осуществляют свою деятельность лишь в малочисленных населенных пунктах, где необходимо оказывать правозащитную помощью гражданам, но востребованность в которой не так велика, как в крупных мегаполисах страны. Поэтому, с другой стороны, необходимость института государственного нотариата видна невооруженным глазом. Ведь при искоренении данного института вряд ли у частных нотариусов возникнет заинтересованность в осуществлении правоприменительной и правозащитной деятельности в отдаленных местностях. Конечно, сфера государственного нотариата имеет ряд недостатков. Определенно было бы проще искоренить данный институт и дать свободу внебюджетным его формам, оставив часть наших граждан, пусть и не столь значительную, без квалифицированной юридической помощи. Но если не оставлять этот вопрос без внимания и приложить немного усилий, наше государство смогло бы усовершенствовать государственный нотариат: - модернизировать нотариальные конторы в сфере информационных технологий, оснастить необходимыми современными правовыми базами, которыми в закрытом доступе владеют правоохранительные органы; - ввести систему поощрений за активность и надлежащее выполнение своих обязанностей, возложенных на них государством, с целью проявления интереса к результатам своей деятельности; - разрешить вопрос об имущественной ответственности государственных нотариусов. Нельзя не отметить и то, что современные реалии социально-экономического развития государства и общества требуют перехода к более активной модели нотариата, которая не ограничилась бы возложением на нотариусов лишь удостоверительных функций. В рамках активной модели перед нотариатом ставится задача по комплексному оказанию юридической помощи всем заинтересованным участникам гражданского оборота на равных условиях. Решение данной задачи имеет большое значение по многим причинам. Во-первых, для населения уменьшится перенасыщение административными барьерами на пути реализации своих гражданских прав и свобод. Нотариус станет лицом, которое является адресатом волеизъявления заинтересованного лица и одновременно от которого данное лицо получает желаемый результат. Юридическое сопровождение сделки со стороны беспристрастного независимого лица, наделенного публичными функциями, позволяет, с одной стороны, ее участникам беспрепятственно и оперативно достигать своих целей, а с другой стороны, государству следить за соблюдением законности гражданского оборота. Во-вторых, это позволит в наибольшей степени использовать тот потенциал, который скрывает в себе нотариат. В рамках активной модели нотариата будет видна вся полезность профессии нотариуса. Следует признать, что именно "половинчатость" нотариальных функций позволяет многим сомневаться в необходимости нотариата как такового, рассматривать нотариусов лишь в качестве неизбежного зла и одного из многих административных барьеров. Не менее важна правозащитная деятельность адвокатов. Адвокат, как член адвокатского образования, не наделен властными полномочиями, он действует на принципиально иной основе. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях. Устранение таких ошибок является прерогативой должностных лиц и органов, ответственных за производство по уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия. Задача же защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения. Независимость - одно из условий успешной профессиональной деятельности. Она является наиболее характерной стороной деятельности адвокатов. Независимость является одновременно эффективной стороной и обязанностью адвоката. Юридическая практика должна давать адвокату достаточные средства к существованию. Если этих средств недостаточно, его независимость ставится под угрозу. Иногда бывает исключительно сложно поддерживать независимость, и особенно во времена экономических трудностей, давать совет, который неугоден клиенту, так как существует риск того, что в результате адвокат потеряет этого клиента. Обычно адвокат может как согласиться, так и отказаться следовать указаниям клиента, в случае, если он обнаружит или убежден в самооговоре доверителя <2>. Адвокат должен сам стоять на страже своей моральной и интеллектуальной независимости, решая, будет ли он оказывать услуги или нет, исходя из того, что, по его собственному мнению, он сочтет должным. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 05.06.2002.

Обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод граждан следует из положений ст. 2, 17, 18 и 45 Конституции Российской Федерации и реализуется в том числе принятием соответствующего законодательства о гарантиях независимости защитника-адвоката. В значительной степени независимость адвоката позволяет последнему активно защищать права человека и основные свободы, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, реализуя конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), добиваться защиты прав и свобод своих подзащитных в судебных и иных учреждениях. При этом используется принцип гуманизма. Для того чтобы адвокат мог осуществлять свои функции и был полезным в судебном споре, ему, как "свободному институту" защиты прав человека, всей своею мощью государство обязано обеспечить гарантии независимости, включая гарантии личной безопасности, а также соблюдать принципы деятельности адвокатуры. Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом - не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат - не "помощник суда", а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы "помощником суда". Более того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения. Объективно деятельность адвокатуры способствует укреплению законности. Но перед адвокатом нельзя ставить задачу укреплять законность вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкретного клиента <3>. -------------------------------- <3> Волков В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическую помощь? // Российская юстиция. 2000. N 9.

В научном мире существует устойчивое мнение <4>, что адвокатура - это правоохранительный орган, но если проанализировать приведенное ранее определение правоохранительной функции государства, то становится очевидным, что адвокатура выполняет лишь правозащитную ее составляющую. -------------------------------- <4> Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. М., 2007. С. 323.

Правозащитники - это лица или организации, которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами. Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии. Правозащитники отстаивают всеобщность и неделимость всех прав человека. Они не отдают предпочтение какой-то одной группе прав в ущерб другим. В аспекте приведенных рассуждений можно сделать следующие выводы: 1. Юридическая помощь - это не простое разъяснение закона, это кропотливая работа, которая предполагает столкновение не только с криминальными элементами, но и порой коррумпированными государственными чиновниками, с целью навязывания государственными органами оппоненту своей воли, с одной стороны, и независимое ведение правозащитной деятельности, с другой стороны. 2. Нотариат и адвокатура играют важнейшую роль как правозащитные органы. Они осуществляют именно правозащитную деятельность, обеспечивая реальное осуществление прав и законных интересов граждан.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. 25.01.1993, 21.01.2009. 2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 05.06.2002. 3. Волков В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическую помощь? // Российская юстиция. 2000. N 9. 4. Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. 5-е изд., перераб. М.: Издательство "Омега-Л", 2007. 323 с.

------------------------------------------------------------------

Название документа