Роль прокуратуры в обеспечении соблюдения прав предпринимателей в сфере государственного и муниципального регулирования торговой деятельности

(Грошенков А. А.) («Безопасность бизнеса», 2013, N 3)

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

А. А. ГРОШЕНКОВ

——————————— <*> Groshenkov A. A. The role of procurator’s office in ensuring observance of rights of entrepreneurs in the sphere of state and municipal regulation of trade activity.

Грошенков Алексей Андреевич, Суздальский межрайонный прокурор.

Статья посвящена анализу основных проблем правоприменительного характера, выявляемых в рамках прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего бизнеса при осуществлении ими торговой деятельности, а также вопросов ее нормативного регулирования на государственном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: торговля, нормативное регулирование, надзор, проверки, бизнес.

The article concerns analysis of fundamental problems of law-application character detected within the framework of procurator’s supervision over observance of rights of subjects of small and mid-sized business in effectuation by them of trade activities as well as the issues of its normative regulation at state and municipal levels.

Key words: trade, normative regulation, supervision, audits, business.

Одной из приоритетных задач органов прокуратуры остается обеспечение режима законности в сфере защиты прав предпринимателей. На территории Суздальского района осуществляют деятельность более 1500 индивидуальных предпринимателей, свыше 900 микропредприятий, 12 малых предприятий. Преобладающие виды деятельности — туристический и гостиничный сервис, сельхозпроизводство, ресторанный бизнес, оптово-розничная торговля. Первостепенное значение имеет нормативное обеспечение деятельности органов местного самоуправления по поддержке предпринимательства в сфере торговой деятельности. За последние годы по инициативе прокуратуры во всех муниципальных образованиях Суздальского района утверждены и реализуются муниципальные программы содействия развитию малого и среднего бизнеса, регламентирована деятельность координационных советов при местных администрациях. В поле зрения прокуратуры находятся также вопросы нормативного регулирования тех сфер правоотношений, в которых чаще всего затрагиваются права предпринимателей, выявления в них и исключения административных барьеров, коррупциогенных факторов. В текущем году прокуратурой проведен мониторинг актов, регулирующих вопросы организации и осуществления уличной торговли, что для Суздальского района имеет повышенную актуальность. Установлено, что в ряде муниципальных образований предпринимателей обязывали не только согласовывать размещение объектов мелкорозничной торговли, что вправе делать органы муниципальной власти, но и дополнительно получать в местных администрациях разрешения на право осуществления торговли. Вместе с тем анализ действующего федерального законодательства позволил сделать вывод о противоправности таких решений. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ). Иными полномочиями в указанной сфере органы местного самоуправления не наделены. Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 «О свободе торговли» предоставлено право предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством. Таким образом, исходя из смысла действующего законодательства, к компетенции органов местного самоуправления отнесена организация уличной торговли, в том числе по предоставлению гражданам и организациям конкретных мест под торговлю отдельными видами товаров, что предусматривает возможность выдачи соответствующих разрешений. Вместе с тем выдача разрешений органами местного самоуправления на право осуществления торговли не относится к их компетенции. Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N 5-Г10-263. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. По изложенным основаниям незаконные правовые акты опротестованы, требования прокурора исполнены. Наряду с этим реализация превентивной функции прокуратуры позволяет не только реагировать на действующие незаконные правовые акты, но и предотвращать принятие незаконных актов муниципального нормотворчества, затрагивающих права предпринимателей в сфере торговой деятельности, на стадии изучения и оценки законности их проектов. Так, в практике надзорной деятельности межрайонная прокуратура сталкивалась с попытками принятия органами местного самоуправления правовых актов, предоставляющих им более широкие полномочия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, установлению иных сроков периодичности проведения проверок, а также возложения на предпринимателей обязанностей, не предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Необходимость вмешательства прокуратуры очевидна и тогда, когда права предпринимателей ограничиваются органами власти и местного самоуправления при размещении государственных и муниципальных заказов, проведении аукционов в рамках земельного законодательства, при выдаче разрешений на строительство и др. Это выражается, как правило, в истребовании документов, не предусмотренных законодательством, неразмещении в сети Интернет сведений о планируемых заказах (планы-графики), несоблюдении порядка формирования, утверждения и опубликования аукционной и иной документации. Подобные нарушения получают соответствующую оценку в актах прокурорского реагирования, как правило, в представлениях и постановлениях о возбуждении административных производств. Важной составляющей прокурорского надзора на рассматриваемом направлении является регулярное проведение отраслевых проверок в органах государственного и муниципального контроля. Как показывает анализ надзорной практики Суздальской межрайонной прокуратуры, вмешательства прокурора чаще всего требуют факты несоблюдения сроков проведения плановых проверок, нарушения порядка уведомления о начале проверки, истребования документов, не относящихся к объекту проверки. Нередки факты, когда под видом плановой проверки одного субъекта фактически проверочные мероприятия проводятся в отношении другого лица. Наряду с этим, проверками в органах муниципального контроля выявлялись случаи выдачи предписаний, в том числе об обязании демонтировать торговые павильоны и палатки, с нарушением установленного порядка и в отсутствие материалов, подтверждающих проведение проверок и выявление нарушений. Данным фактам дана соответствующая оценка, виновные лица понесли ответственность. Следует отметить, что состояние законности и благоприятный климат в указанной сфере не могут обеспечиваться исключительно превентивно-карательными механизмами, среди которых важная роль отведена прокурорскому надзору. Не в меньшей степени они зависят от уровня правовой культуры самих субъектов предпринимательской деятельности. Его повышение — наша общая задача.

Литература

1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 2. Приказ Генеральной прокуратуры России от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 3. Приказ Генеральной прокуратуры России от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». 4. Указание Генерального прокурора России от 13.08.2009 N 260/7 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства, устранением административных барьеров предпринимательской деятельности, исполнением законов органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными полномочиями и реализующими разрешительные процедуры».

——————————————————————