Задачи и основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере

(Курилова Е. В.) («Административное и муниципальное право», 2014, N 1) Текст документа

ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Е. В. КУРИЛОВА

Курилова Екатерина Владимировна — аспирант кафедры Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Статья посвящена определению задач и основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Принимая во внимание цели Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, задачи прокурорского надзора, которые корреспондируют с целями и задачами, закрепленными в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан вывод о том, что направление прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере относится к приоритетным. В статье определяются специальные задачи, присущие прокурорскому надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. В статье также определены научно и практически обоснованные основные направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Методологическую основу работы составили общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений, осуществления и организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. При выборе основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере автор руководствовался состоянием прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности и в экологической сфере, в том числе возрастающим количеством выявляемых административных правонарушений не только прокурорами, но и контролирующими (надзорными) органами. В статье выделены основные направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в настоящее время и ближайшую перспективу.

Ключевые слова: прокурорский, надзор, законодательства, административной, ответственности, экологической, сфере, задачи, основные, направления.

Goals and main directions of prosecutor supervision in the sphere of implementation of legislation on administrative offences in the environmental sphere E. V. Kurilova

The article concerns defining goals and priority directions of prosecutor supervision over implementation of the legislation on administrative responsibility in the environmental sphere. Taking into account the goals established in the National Security Strategy of the Russian Federation, which was adopted in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 N.537, the goals of prosecutor supervision correspond to the goals and aims of the Administrative Offences Code of the Russian Federation. The author draws a conclusion that the prosecutor supervision over implementation of administrative responsibility legislation in the environmental sphere is top priority sphere. In the article the author distinguishes specific goals of prosecutor supervision over implementation of legislation on administrative responsibility in the environmental sphere. The article also contains scientifically and practically substantiated key directions for the activities of the prosecutors in the sphere of such supervision. The methodological basis for the work was formed by the general scientific dialectic method, as well as some specific scientific methods used for the cognition of social and legal matters, implementation and organization of prosecutor supervision over the implementation of administrative responsibility in the environmental sphere. While choosing the main directions for the activities of the prosecutors in the sphere of supervision over implementation of administrative responsibility legislation in the environmental sphere, the author took into account the current situation in this sphere, especially the growing number of administrative offences of this type, as revealed by the prosecutor and other controlling and supervisory bodies. In the article the author singles out the main directions for the activities of the prosecutors in the sphere of supervision over the implementation of legislation on administrative responsibility in the environmental sphere for the current situation and the closest future perspective.

Key words: prosecutor, supervision, legislation, administrative, responsibility, environmental, sphere, goals, main, directions.

Задачи любого направления деятельности органов прокуратуры и в особенности ее надзорной функции подчинены целям, для достижения которых созданы эти органы. В силу пункта 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» <1> (далее — Закон о прокуратуре) к целям деятельности органов прокуратуры отнесены: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Рассматриваемые цели также преследуются и при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере. ——————————— <1> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472 (с последующими изменениями).

В науке прокурорского надзора деятельность прокуратуры, отражающая ее сущность, выражающаяся в достижении отмеченных целей, определяется понятием «функция прокуратуры» (А. П. Глебов, В. П. Рябцев, А. Я. Сухарев <2> и др.). При этом основной функцией прокуратуры выделяется надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. ——————————— <2> Глебов А. П. Функции прокурорского надзора // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973; Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М., 2001. С. 59 и др.

Надзорная функция прокуратуры подразделяется на отдельные, самостоятельные ее части, обозначаемые в науке прокурорского надзора термином «отрасль», которые нашли свое отражение в Законе о прокуратуре. В свою очередь, в научных кругах отрасли прокурорской надзорной деятельности условно подразделяются на подотрасли, направления, участки надзорной деятельности и т. д., в зависимости от применения критерия практической целесообразности, выражающегося в необходимости решения определенных задач, а также изучения соответствующих направлений надзорной деятельности в науке прокурорского надзора <3>. ——————————— <3> Казарина А. Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2005. С. 25 — 27.

Надзорная деятельность органов прокуратуры распространяется на многие правовые отношения, в том числе складывающиеся при исполнении законодательства об административной ответственности в экологической сфере, под которой нами понимается область охраны окружающей среды и природопользования, а также обеспечения экологической безопасности — триада общественных отношений, составляющая согласно сложившимся канонам в науке экологического права предмет регулирования соответствующей правовой отрасли, и в качестве предмета совместного ведения России и ее субъектов введена в пункте «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации <4>. ——————————— <4> См.: Винокуров А. Ю. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации: руководство к действию или декларация? // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / Отв. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 4.

В теории прокурорского надзора сформировалось представление о трехуровневой системе задач прокурорского надзора <5>, включающей: ——————————— <5> Прокурорский надзор: Учеб. пособ. / Под ред. В. Н. Григорьева. М.: Элит, 2007. С. 16.

1) общие (основные) задачи — решаемые в процессе осуществления органами прокуратуры всех направлении деятельности. К примеру, профессор Б. В. Коробейников к числу общих задач относит охрану закрепленного в Конституции Российской Федерации общественного и государственного строя, охрану гарантированных конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан и пр. <6>; ——————————— <6> Прокурорский надзор / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Высшее образование. 2005. С. 17.

2) специальные задачи — решаемые в рамках конкретных видов деятельности (направлений, участков) прокурорского надзора; 3) частные задачи — порождаемые конкретной надзорной ситуацией, носящие временный характер и зависящие от конкретных условий, вида применяемого правового средства и пр. Именно наличие специальных и частных задач формирует разноплановый характер конкретных направлений (участков) надзорной деятельности, которые находят свое отражение в руководящих указаниях Генерального прокурора Российской Федерации с учетом поставленных государственных задач, реалий действительности и анализа состояния законности, и «не являются раз и навсегда определенными, они изменяются сообразно развитию экономических и социально-политических процессов, происходящих в государстве и обществе» <7>. ——————————— <7> Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. С. 189.

Таким образом, имея в качестве ориентира обозначенные законодателем цели своей деятельности, органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере выполняют задачи, которые называются специальными <8>. ——————————— <8> Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Изд-во Юрайт, 2001. С. 17.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 <9>, стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствии хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. ——————————— <9> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444 (с последующими изменениями).

При этом мы, соглашаясь с мнением профессора Винокурова А. Ю., полагаем, что цели и задачи прокуратуры в рассматриваемой сфере обусловлены фактическим состоянием окружающей среды в регионах и в целом в стране, состоянием использования природных ресурсов, отражающих в немалой степени уровень исполнения экологического законодательства, поскольку неудовлетворительное состояние окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, угроза экологической безопасности означает, что кем-то допускаются экологические правонарушения, не соблюдаются соответствующие нормативы качества окружающей среды, нормы и правила использования природных ресурсов (земли, полезных ископаемых, лесов, рыбных запасов и других)» <10>. ——————————— <10> См.: Винокуров А. Ю. О целях и задачах природоохранной деятельности российской прокуратуры // Актуальные вопросы российского права. М.: МосГУ, 2006. Вып. 1; http://rudocs. exdat. com/docs/index-223683.html (дата обращения — 05.12.2013).

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в данном случае направлен на обеспечение экологической безопасности как в целом страны, так и ее отдельных регионов — основы основ хорошего здоровья россиян и увеличения продолжительности их жизни, на защиту экологических прав граждан и иных лиц, закрепленных в Конституции Российской Федерации <11>. ——————————— <11> Там же.

Данные задачи прокурорского надзора должны корреспондировать с целями и задачами, закрепленными в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) <12>. ——————————— <12> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 1) Ст. 1 (с последующими изменениями).

КоАП РФ в ст. 1.1 закрепил, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время КоАП РФ является единственным федеральным законодательным актом, устанавливающим составы административных правонарушений в экологической сфере и виды наказаний за их совершение на всей территории Российской Федерации. В силу ст. 1.2 КоАП РФ к задачам законодательства об административных правонарушениях отнесены: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В свою очередь, целью административного наказания согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Кроме того, статья 24.1 КоАП РФ определяет задачами производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно данным официального сайта Росстата из суммы наложенных штрафов по стране за административные правонарушения в сфере экономики <13> реально взыскано лишь около 7% <14>. ——————————— <13> Форма 1-АЭ также учитывает привлечение к административной ответственности за большинство правонарушений из главы 8 КоАП РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования. <14> http://www. fedstat. ru/indicators/start. do (дата обращения 05.12.2013)

Изучение организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации позволяет выделить наиболее близкий к рассматриваемому нами направлению надзора — Приказ Генерального прокуратура Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» <15>, в котором одним из основных направлений надзорной деятельности выделен надзор в сфере экологической безопасности. ——————————— <15> Законность. 2008. N 3.

Анализ положений указанного Приказа, а также действующего законодательства позволяет в качестве задач, стоящих перед прокурорами в рассматриваемом нами направлении, определить: — обеспечение законности правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля (надзора), их должностными лицами (независимо от поступления информации о нарушениях законности); — обеспечение законности в деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению экологических правонарушений; — обеспечение законности административного задержания, примененного на основании решений несудебных органов. В то же время задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, должны вытекать из предмета этой деятельности, поэтому к специальным задачам прокурорского надзора в рассматриваемой сфере можно отнести <16> обеспечение в органах административной юрисдикции: ——————————— <16> См.: Викторов И. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: Учебное пособие / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006. С. 53.

— законности и обоснованности привлечения к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за экологические правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, начиная с момента составления протоколов об административных правонарушениях, инициирования и проведения административного расследования; — законности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; — законности при принятии мер по привлечению к административной ответственности физических, должностных и юридических лиц за совершение экологических правонарушений; законности вынесения решений при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также решений, принимаемых в порядке пересмотра таких решений; — законности и своевременности обращения к исполнению вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере, в том числе постановки вопроса перед службой судебных приставов-исполнителей о принудительном исполнении вынесенных по делу постановлений; — законности внесенных в соответствующие организации или должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в экологической сфере; — реализации задачи по предупреждению экологических правонарушений (профилактика административных правонарушений). Анализ деятельности территориальных и природоохранных прокуратур при привлечении к административной ответственности в экологической сфере позволяет выявить следующую особенность: несмотря на большое количество контрольно-надзорных органов в экологической сфере, органы прокуратуры выявляют значительное количество экологических правонарушений. Согласно данным статистического отчета о работе прокурора за период с 2011 по 2012 гг. по форме «ОН» в 2012 году по постановлению (заявлению в арбитражный суд) прокурора к административной ответственности привлечено: 36,91% (прирост + 13,55% к 2011 г.) лиц, нарушивших нормы законодательства об отходах производства и потребления от числа привлеченных к ответственности за экологические правонарушения; 26,8% (прирост + 1,77%) — об охране вод и атмосферного воздуха; 13,03% — о лесопользовании; 7,45% — об охране земли, почв; 4,93% — об охране и использовании животного мира; 1,69% — об охране и добыче водных биоресурсов. Как отмечается в научных исследованиях, на начало 2013 года в России накоплено уже более 80 млрд. тонн отходов, из которых утилизируется не более 30%, остальные размещаются на свалках, полигонах, большинство из которых исчерпали свои ресурс и являются реальной угрозой экологической безопасности страны. Шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является неблагополучной. В 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха, что связано в первую очередь с ростом количества автотранспорта в городах. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Свыше 40% поверхностных источников питьевого водоснабжения и 7% подземных не соответствуют санитарным правилам и нормам. Проблема лесных пожаров в последние годы приобрела общегосударственный масштаб. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель <17>. ——————————— <17> См.: Лихачева Е. Ю. Прокурорский надзор в сфере экологической безопасности // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / Отв. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 16 — 20; Ступаченко Е. В. О некоторых вопросах деятельности прокуроров по обеспечению законности в сфере экологической безопасности // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / Отв. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 44 — 45.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о массовости и широкой распространенности правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения экологической безопасности. Докладные записки прокуроров субъектов Российской Федерации, специализированных прокуратур, в частности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, свидетельствуют о распространенном характере нарушений законодательства об административной ответственности в экологической сфере. Зачастую прокурорами выявляются факты привлечения лиц к административной ответственности за совершение экологических правонарушений с нарушениями требований административного законодательства (Астраханская, Вологодская, Ивановская, Нижегородская, Рязанская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Татарстан). Данные факторы согласно «теории приоритетов организации и деятельности органов прокуратуры», разработанной Т. А. Ашурбековым <18>, позволяют выделить направление прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере, определив его в качестве приоритетного. ——————————— <18> Ашурбеков Т. А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: Дис. … д-ра юрид. наук. С. 312 — 313.

Задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере, несомненно, связаны с основными направлениями деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением указанного законодательства, которые, в свою очередь, и обеспечивают решение указанных выше задач. При выборе основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере мы руководствовались состоянием прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности и в экологической сфере, в том числе возрастающим количеством выявляемых административных правонарушений не только прокурорами, но и контролирующими (надзорными) органами. В качестве основных направлений деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере в настоящее время и ближайшую перспективу выделим следующие: — надзор за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и структурными подразделениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, уполномоченными применять законодательство об административной ответственности: составлять протоколы об административных правонарушениях в экологической сфере, инициировать и проводить административное расследование, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, пересматривать постановления и решения по этим делам (за исключением дел, находящихся в производстве суда), а также обращать и приводить в исполнение постановления по делам об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, природопользования, обеспечения экологической безопасности; осуществлять профилактику административных правонарушений; — надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленными выше органами, должностными лицами (при выявлении нарушений принимать меры, направленные на пересмотр незаконных решений по делам об административных правонарушениях в экологической сфере; недопущение в последующем подобных нарушении); — надзор за исполнением законов органами и должностными лицами (за исключением судов), участвующими в реализации мер административного принуждения (при этом решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активно использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов) и исполнении отдельных видов административных наказаний на основании главы 32 КоАП РФ (особое внимание необходимо уделять судебным приставам-исполнителям при исполнении назначенного наказания в виде штрафа в связи с крайне низким процентом взыскания, в результате чего административное наказание не достигает своей цели); — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, должностных и юридических лиц, вовлеченных в сферу производства по делу об административном правонарушении. Данные направления способствуют реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в экологической сфере.

Библиография

1. Http://www. fedstat. ru/indicators/start. do (дата обращения 05.12.2013). 2. Ашурбеков Т. А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности: Дис. … д-ра юрид. наук. С. 312 — 313. 3. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. С. 189. 4. Викторов И. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: Учебное пособие / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006. С. 53. 5. Винокуров А. Ю. О целях и задачах природоохранной деятельности российской прокуратуры // Актуальные вопросы российского права. М.: МосГУ 2006. Вып. 1; http://rudocs. exdat. com/docs/index-223683.html (дата обращения — 05.12.2013). 6. Винокуров А. Ю. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации: руководство к действий или декларация? // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / Отв. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 4. 7. Глебов А. П. Функции прокурорского надзора // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973; Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М., 2001. С. 59 и др. 8. Законность. 2008. N 3. 9. Казарина А. Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2005. С. 25 — 27. 10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 1 (с последующими изменениями). 11. Лихачева Е. Ю. Прокурорский надзор в сфере экологической безопасности // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / Отв. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 16 — 20. 12. Ступаченко Е. В. О некоторых вопросах деятельности прокуроров по обеспечению законности в сфере экологической безопасности // Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации: Сборник материалов научной конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 25.03.2013 / Отв. ред. А. Ю. Винокуров. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 44 — 45. 13. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472 (с последующими изменениями). 14. Прокурорский надзор / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Высшее образование. 2005. С. 17. 15. Прокурорский надзор: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Григорьева. М.: Элит, 2007. С. 16. 16. Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Юрайт, 2001. С. 17. 17. СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444 (с последующими изменениями).

References

1. Http://www. fedstat. ru/indicators/start. do (data obrashcheniya 05.12.2013). 2. Ashurbekov T. A. Pravovye i organizatsionnye osnovy nadzornoi i inoi funktsional’noi deyatel’nosti prokuratury v sfere natsional’noi bezopasnosti: Dis. … d-ra yurid. nauk. S. 312 — 313. 3. Bessarabov V. G. Prokurorskii nadzor: Uchebnik. M.: TK Velbi, Prospekt, 2007. S. 189. 4. Viktorov I. S. Prokurorskii nadzor za ispolneniem zakonodatel’stva ob administrativnoi otvetstvennosti: Uchebnoe posobie / Pod red. Yu. E. Vinokurova. M.: Ekzamen, 2006. S. 53. 5. Vinokurov A. Yu. O tselyakh i zadachakh prirodookhrannoi deyatel’nosti rossiiskoi prokuratury // Aktual’nye voprosy rossiiskogo prava. M.: MosGU, 2006 Vyp. 1; http://rudocs. exdat. com/docs/index-223683.html (data obrashcheniya — 05.12.2013). 6. Vinokurov A. Yu. Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: rukovodstvo k deistviyu ili deklaratsiya? // Pravovoe obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii: Sbornik materialov nauchnoi konferentsii, provedennoi na yuridicheskom fakul’tete MosGU 25.03.2013 / Otv. red. A. Yu. Vinokurov. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2013. S. 4. 7. Glebov A. P. Funktsii prokurorskogo nadzora // Sovershenstvovanie prokurorskogo nadzora v SSSR. M., 1973; Rossiiskii prokurorskii nadzor: Uchebnik / Pod red. prof. A. Ya. Sukhareva. M., 2001. S. 59 i dr. 8. Zakonnost’. 2008. N 3. 9. Kazarina A. Kh. Predmet i predely prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov (sfera predprinimatel’skoi i inoi ekonomicheskoi deyatel’nosti) / In-t povysheniya kvalifikatsii ruk kadrov Gen. prokuratury Ros. Federatsii. M., 2005. S. 25 — 27. 10. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 N 195-FZ // SZ RF. 2001. N 1 (ch. 1). St. 1 (s posleduyushchimi izmeneniyami). 11. Likhacheva E. Yu. Prokurorskii nadzor v sfere ekologicheskoi bezopasnosti // Pravovoe obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii: Sbornik materialov nauchnoi konferentsii, provedennoi na yuridicheskom fakul’tete MosGU 25.03.2013 / Otv. red. A. Yu. Vinokurov. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2013. S. 16 — 20. 12. Stupachenko E. V. O nekotorykh voprosakh deyatel’nosti prokurorov po obespecheniyu zakonnosti v sfere ekologicheskoi bezopasnosti // Pravovoe obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii: Sbornik materialov nauchnoi konferentsii, provedennoi na yuridicheskom fakul’tete MosGU 25.03.2013 / Otv. red. A. Yu. Vinokurov. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2013. S. 44 — 45. 13. Federal’nyi zakon ot 17.01.1992 N 2202-1 «O prokurature Rossiiskoi Federatsii» // SZ RF. 1995. N 47. St. 4472 (s posleduyushchimi izmeneniyami). 14. Prokurorskii nadzor / Pod red. Yu. E. Vinokurova. M.: Vysshee obrazovanie. 2005. S. 17. 15. Prokurorskii nadzor: Ucheb. posobie / Pod red. V. N. Grigor’eva. M.: Elit, 2007. S. 16. 16. Prokurorskii nadzor: Uchebnik / Pod obshch. red. Yu. E. Vinokurova. M.: Yurait, 2001. S. 17. 17. SZ RF. 2009. N 20. St. 2444 (s posleduyushchimi izmeneniyami).

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *