Опыт моделирования и преподавания дисциплин информационно-правовой специализации

(Казачкова З. М.) («Информационное право», 2012, N 2)

ОПЫТ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

З. М. КАЗАЧКОВА

Казачкова Земфира Мухарбиевна, заведующая кафедрой финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассмотрен опыт преподавания дисциплин информационно-правового блока на юридическом факультете Ставропольского госуниверситета.

Ключевые слова: информационное право, информационные технологии, электронное правительство, электронное правосудие, правовая информация.

Experience of modeling and teaching of disciplines of informational-law specialization in Stavropol university Z. M. Kazachkova

The article contains the approach and theory of teaching of information law disciplines in law faculty of SSU.

Key words: informational law, informational technologies, electronic government, electronic justice, legal information.

Процесс информатизации оказывает существенное воздействие на технологические, этические, институциональные аспекты юридической профессии. Ведь кардинальные изменения затронули как саму платформу подготовки юриста в учебных заведениях, так и многие аспекты профессиональной юридической деятельности. Гражданское общество формулирует претензии относительно уязвимости института публичного доступа к информации, под воздействием информационной революции претерпевают изменения многие процедурные вопросы. Модернизационные процессы, происходящие в сфере распространения и доступа к информации, отражаются на формировании правовых режимов охраняемой законом тайны, правового регулирования СМИ, библиотечного и архивного дела. Существенные изменения происходят в сфере документирования информации и организации делопроизводства, применения информационных технологий, в сфере обеспечения информационной безопасности. Все эти, а также многие другие технологические и социальные динамические процессы влияют на профессиограмму юриста, изменяющаяся сфера юридической деятельности модернизирует алгоритм подготовки юристов. В ведущих индустриальных странах, в том числе в России, развиваются проекты «Электронное правительство» и «Электронное правосудие», расширяется спектр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» установил ряд новых правовых норм, корреспондирующих с современными мировыми стандартами электронного правосудия. Совершенствуется законодательство об электронных коммуникациях и электронной подписи, электронных сделках и электронном нотариате. Однако, как и всякое явление, оно имеет две стороны. Новые вызовы и киберугрозы в корне меняют прежние представления о правовых средствах защиты авторских прав, средств индивидуализации бизнеса в сети Интернет. Динамично обновляется инструментарий защиты персональных данных, в том числе в контексте развития электронных платежных систем. По опубликованным данным, хакеры за 2005 — 2007 гг. более двух миллионов раз атаковали защищаемые ФСБ ресурсы органов государственной власти. Причем свыше 300 тыс. попыток выдержал сайт Президента РФ <1>. Сайт Центризбиркома неоднократно подвергался хакерским атакам. В России создано специальное подразделение «К» в структуре МВД РФ для установления законности и правопорядка в сфере информационных отношений. Все эти аспекты действительно актуализируют вопросы комплексного изучения блока информационно-правовых дисциплин. ——————————— <1> Вус М. А., Федоров А. В. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2007. С. 68.

Поэтому ведущие университеты мира вносят коррективы в учебные программы на ведущих юридических факультетах вузов России, в том числе на юридическом факультете СГУ углубленно изучается информационное право. Юридический факультет Ставропольского государственного университета, имеющий солидную технологическую базу, располагающий, как и все учебные подразделения, автоматизированной информационной системой, откликнулся на эти процессы лицензированием совершенно новой специализации «Информационное право». Все юридические мероприятия первоначально проводились в рамках функционирования государственного образовательного стандарта второго поколения. Затем, при переходе к новому стандарту, были уточнены параметры реализации учебной программы. Идеология внедренной новой специализации — это синтез усилий различных кафедр для получения эффективного результата, изучение актуальных вопросов современного информационного права, подготовка специалистов, способных работать в совершенно новой парадигме информационного общества и электронного государства. В методологическом ключе данный подход трансформируется в культивирование идеи комплексности данной отрасли права, межотраслевого характера целого ряда изучаемых институтов. Студенты изучают труды пионеров данной отрасли, А. Б. Венгерова, И. Л. Бачило, представителей целого направления телекоммуникационного права, права в сфере Интернета, разработки ведущих научных школ страны, работы зарубежных специалистов по праву в сети Интернет, электронной коммерции, практике разрешения информационных споров в судах различной юрисдикции, проблемы информационной безопасности. Моделирование системных элементов новой специализации предполагает участие представителей всех кафедр, проведение мозговых штурмов, дискуссий для нахождения оптимального алгоритма подачи материалов с учетом достижений каждой кафедры. Так, на кафедре теории государства и права акцент делается на теоретико-правовых аспектах развития информационного общества. Кафедра государственного и международного права акцентирует внимание на изучении многогранных аспектов конституционного права на информацию, концепции электронного государства, электронного правительства, электронного правосудия, права СМИ, систем электронного голосования. Специалисты кафедры спроектировали электронную игру «Школа молодого избирателя», которая направлена на формирование современной электоральной культуры. На кафедре гражданского права и процесса, в проблемной лаборатории по вопросам интеллектуальной собственности исследуются противоречивые аспекты права интеллектуальной собственности. Эти вопросы приобретают особую значимость в условиях глобализации, вступления России в ВТО, в контексте усиления борьбы с пиратством, защиты авторских прав. Кафедра финансового, предпринимательского и информационного права, являющаяся инициатором данной специализации, стояла у истоков выработки ее концепции, учебно-методического и документального обеспечения. Была проделана работа по подготовке самих преподавателей, способных в современном ключе преподавать курс «Информационное право». Кафедра акцентировала внимание на продвижении селективных курсов по проблемам информационно-правового обеспечения налогообложения, электронной коммерции, использования информационных технологий в юриспруденции, информатизации юридической функции в структуре корпорации. Была проделана работа по подготовке современного банка тестовых заданий, деловых игр, накопления российской и иностранной литературы, электронных ресурсов, в том числе электронных библиотек. Алгоритм специализации абсорбирует изучение различных подходов на аналогичных российских кафедрах, в зарубежных университетах и научно-исследовательских центрах. В курсе «Информационные технологии в юридической деятельности» рассмотрены направления работы, связанные с продвижением информационных баз данных в различных сегментах. Изучаются вопросы становления и развития электронного нотариата, информационного обеспечения налогообложения, проведения конкурсов и торгов, информатизации юридической деятельности в широком контексте. Квинтэссенция всех программ — это приучить студентов-юристов активно использовать информационно-телекоммуникационные технологии в государственном и частном секторах и содействовать предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан. Курс «Электронная коммерция» направлен на понимание противоречивых идей развития трансграничной электронной торговли. Изучаются проблемы содействия дальнейшей либерализации, направления улучшения сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО). Преподаватель выступает проводником в области идей и концепций продолжения работы в области электронной торговли в ВТО. Студенты погружаются в область практического применения существующих торговых правил ВТО к электронной торговле. Вырабатываются компетенции, направленные на апробацию последовательных подходов к налогообложению электронной торговли, основанных на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В рамках мозговых штурмов обсуждаются вопросы продолжения практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин, продолжения рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной совместимости; повышения доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведения, маркировка, другие программы подтверждения надежности и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров. Успешно отрабатывалась компетенция, направленная на развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации. Много внимания уделялось проблеме понимания проблематики надлежащего доступа к информации, дальнейшего развития и эффективного функционирования электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций. Студенты учились понимать, почему необходимо, чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к информационно-телекоммуникационным технологиям, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государствами и частным сектором. Большое значение придается формированию навыков, направленных на защиту прав интеллектуальной собственности на информационные технологии. Экзаменационные вопросы и тематика ВКР строятся с учетом данной логики. Все актуальные вопросы (электронная цифровая подпись; доступ к информации, персональные данные, электронная торговля; правовое регулирование сети Интернет) становились объектом пристального внимания во время проведения круглых столов. Приглашались представители фирм «Гарант», «КонсультантПлюс». Специальные курсы были разработаны на кафедре экологического, земельного и трудового права. Они затрагивали вопросы информационной функции в данных отраслях, проблемы земельного кадастра как информационного ресурса фискальной, земельной и градостроительной политики, надлежащего предоставления экологической информации, правовой охраны персональных данных кадровыми службами предприятий и организаций. Отбор на данную специализацию предполагал самостоятельный выбор студентом этого направления специализации. Весомую лепту внесли кафедры уголовно-правового блока в изучение проблем киберпреступности и борьбы с кибертерроризмом. Несомненно, прогресс в области новых информационных технологий открывает огромные возможности для решения разного рода экономических, социальных проблем, однако далеко не все человечество сегодня способно ими воспользоваться. Больше того, беспрецедентное ускорение информационно-технологических процессов не только закрепляет существующий разрыв между странами так называемого золотого миллиарда и остальным миром, но и с каждым днем значительно его увеличивает. Как известно, в свое время, подчеркивая необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным технологиям между развитыми и развивающимися странами, высказывалось предположение о том, что солидная основа политики и действий в информационной сфере способна изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. При переводе этих тезисов на обыденный язык предстояло продумать алгоритм подготовки специалистов-юристов, способных противостоять цифровому разрыву, умеющих вести повседневную, рутинную информационно-аналитическую работу. В данном контексте преподаватели активно использовали возможности сравнительно-правового метода, позволяющего шире привлекать зарубежный опыт технико-правовой эволюции. Исследовались отечественные и зарубежные сайты различных государственных органов, их информационно-аналитических служб для привития новой профессиональной информационной культуры. Особое значение приобретал аспект, связанный с выработкой профессиональной эрудиции у будущих работников правоохранительных органов, умеющих работать с релевантной информацией. В этом аспекте последовательно изучался аналитическо-информационный массив, доступный на сайтах правоохранительных служб в различных странах. Студенты учатся работать с информационными ресурсами, базами данных, создают презентации, работают с электронной доской, учатся формулировать бизнес-идеи, тексты сайтов, защищать контенты сайтов, понимать логику защиты авторских прав, компьютерных программ, бороться с мошенничеством в сети. Незабываемые мозговые штурмы устраивались при участии победителя Всероссийской юридической олимпиады в номинации «Информационные технологии в юридической деятельности» А. Бекетова. Так, наибольший интерес вызвало доскональное изучение сложной темы, которую рассмотрели студенты вместе со специалистами Нотариальной палаты Ставропольского края, — «Информационные технологии в нотариальной деятельности». Заинтересованная аудитория студентов обсуждала проблемы построения электронного государства и правительства, электронного суда. Была проведена олимпиада по вопросам построения проектов «Киберуниверситет» и «Кибербиблиотека» (доцент Л. Э. Боташева). Олимпиада выявила наиболее креативных студентов, подготовивших интересные выступления, сопровождавшиеся технически сложными и новаторскими презентациями по информационному праву (студенты Г. Кузнецова, Е. Редько, К. Тюнян). Тематика ВКР и круглых столов, а также диссертаций направлена на освоение приоритетных областей информационного права. Так, в центре внимания находятся вопросы, связанные с институтом персональных данных, информационной составляющей интеллектуальной собственности, в том числе авторского права в сети Интернет, производства и распространения компьютерных программ и баз данных, информационно-правового режима ноу-хау. На кафедре финансового, предпринимательского и информационного права была подготовлена и защищена первая в университете диссертация по информационному праву аспирантом Погосовой (Фроловой) А. С. «Информационно-правовое обеспечение рынка ценных бумаг в России и в США: сравнительно-правовой анализ». Переход к многоуровневой системе юридического образования обусловливает необходимость разграничения усилий, обоснования компетенций в рамках бакалавриата и магистратуры, а также экстраполяции усилий по подготовке докторских диссертаций. Нынешний стандарт и упрощает, и усложняет решение данной задачи. С одной стороны, стандарт содержит информационно-правовой блок дисциплин, что действительно отвечает веяниям времени. Однако на уровне вуза, в условиях сокращения контингента и конкуренции кафедр, данный аспект толкуется в пользу кафедр информационных систем, практически исключая влияние кафедр информационно-правовой тематики. При дискутировании данного вопроса, в том числе с учебно-методическими органами, ответ не может удовлетворить, так как он привязывается к технологической нише, занимаемой дисциплинами информационно-правового блока. Традиционно это место в стандарте отводится дисциплинам информационно-системного блока, различающегося по сегменту народно-хозяйственной специфики (информационные системы в экономике, в географии и т. д.). При таком подходе роль права нивелируется, пропагандируется утонченный технологический правовой нигилизм. Такая тенденция должна преодолеваться незамедлительно, иначе идеи электронного государства и права, электронного правосудия и многое другое будут вытеснены с помощью искусной подмены этих понятий. На уровне магистерских программ предстоит выработать новый информационно-правовой профиль, жизнеспособность которого будет доказываться не только адекватностью данных программ вызовам времени, но и востребованностью данных программ работодателями. Вот почему вузы должны активнее взаимодействовать с информационно-аналитическими службами различных государственных и частных структур, с архивами и библиотеками, с фирмами, опосредствующими доступ к правовой информации. В этой связи кафедра финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета вырабатывает новый формат взаимодействия с работодателями, формирующий и тематику выпускных квалификационных работ. Так, учитывались предложения УФНС СК, УФСНК СК при разработке современной тематики выпускных работ. В свое время автор данной статьи побывала на стажировке в США. Было обращено внимание на концепции преподавания компьютерного права в американских университетах, подходы, стиль не только преподавания, но и профессионального роста преподавателей, занимающих данную нишу. Особо впечатляет роль данных преподавателей в продвижении идеи о единстве права и технологий, понимания права как одного из инструментов поступательного технологического развития. Полагаем, что в условиях модернизации этот ресурс права как мощного социального регулятора должен быть максимально воспринят в нише изучения информационного права. Студенты получают прекрасную возможность научиться мыслить современно, использовать ресурсы лучших электронных библиотек мира, получить навыки электронного взаимодействия в правовом поле. Изучение информационного права требует мобилизации интеллектуальных ресурсов, личных усилий и педагога, и студентов. Это сложный процесс, требующий огромной самоотдачи. Но получение положительных результатов компенсирует эти трудозатраты.

——————————————————————