Система информационного обеспечения органов власти

(Ковалева Н. Н.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 6) Текст документа

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ <*>

Н. Н. КОВАЛЕВА

——————————— <*> Kovaleva N. N. System of information support of authorities.

Ковалева Наталия Николаевна, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются понятие и характерные особенности системы информационного обеспечения органов власти. Обосновывается вывод о том, что исследование проблем информационного обеспечения невозможно без определения его системы, также анализируются факторы, осложняющие ее построение. Кроме того, реализация системы информационного обеспечения органов власти позволяет осуществлять формирование единого информационного пространства и переход к информационному обществу.

Ключевые слова: система информационного обеспечения органов власти, информационное пространство, государственная политика в сфере информатизации.

In article the concept and prominent features of system of information support of authorities are considered. The conclusion that research of problems of information support is impossible without definition of its system is proved, the factors complicating its construction also are analyzed. Besides, realization of system of information support of authorities allows to carry out formation of Uniform information field and transition to an information society.

Key words: system of information support of authorities, information field, state policy in information sphere.

Важнейшая характеристика государства — это уровень его информационного обеспечения, оказывающего существенное влияние на все процессы социально-экономического развития общества. Многолетний опыт работы по совершенствованию государственного управления подтверждает, что информационное обеспечение следует рассматривать как одно из стратегических направлений повышения эффективности деятельности на всех уровнях: государственном, отраслевом, региональном, международном и других. При этом информационное обеспечение органов власти следует рассматривать с точки зрения системного подхода. То есть исследование проблем информационного обеспечения невозможно без определения его системы. Практика употребления термина «система» так опередила теоретические изыскания существа самого понятия, что стала в какой-то мере бесконтрольной. Понятие системы можно выразить только в совокупности всех основных системных принципов. Во-первых, объединение элементов в систему создает качественно новое образование, свойства которого категорически не сводимы к свойствам суммы составляющих ее элементов, и наоборот: из суммы свойств элементов, составляющих систему, невозможно вывести свойства системы. Во-вторых, элемент зависит от его места внутри структуры системы, что дает возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и взаимоотношений внутри системы. В-третьих, любая система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия со средой, являясь, в свою очередь, ведущим и активным компонентом взаимодействия. В-четвертых, каждый компонент системы может рассматриваться как система, а исследуемая система — как один из компонентов более широкой системы. И в-пятых, каждая система — сложное и многоаспектное явление, соответственно, может существовать множество описаний системы <1>. ——————————— <1> См. подробнее о понятии системы: Максимов И. В. Административные наказания. [Текст]: Монография. М.: Норма, 2009. С. 188 — 198.

И. А. Кубасовой была предложена типовая структурно-функциональная модель информационного обеспечения государственного управления на основе создания единой для государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти административной системы. И. А. Кубасова выделяет три типа элементов, предъявляющих специфические правовые требования к функционально-правовой системе информационного обеспечения государственного управления в регионе. В свою очередь, сами эти требования являются объектом правового регулирования и подлежат нормативному закреплению. Первый тип элементов формируется федеральными государственными органами. От того, как построено правовое регулирование взаимоотношений в информационной и управленческой сфере на этом уровне, от степени централизации ответственности и прав распорядительства информационными ресурсами, наконец, от того, как нормативно распределены функции по управлению, зависят содержание, структура и объем задач организационных звеньев региональной управленческо-информационной системы. Второй тип элементов определяется особенностями правового регулирования информационного обмена с отраслевыми и межотраслевыми комитетами и управлениями. Третий тип элементов — это правоотношения с контрагентами производственной, научной, социальной инфраструктуры <2>. ——————————— <2> Кубасова И. А. Информационное обеспечение государственного управления (правовое регулирование и организационное моделирование в регионе): Автореф. … к. ю.н. М., 1994. С. 9 — 13.

Если говорить о системе информационного обеспечения на уровне региона, то пример Белгородской области позволит наглядно продемонстрировать наиболее распространенный подход к организации системы информационного обеспечения органов власти. В соответствии с Концепцией создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области предполагается поэтапное создание электронного правительства области, что будет способствовать построению открытого демократического пространства с возможностью управления и контроля в открытом режиме (on-line) материальных, финансовых потоков, всех событий и фактов. Органы государственного и муниципального управления получают возможность в любой момент времени располагать абсолютно достоверной и исчерпывающей информацией. Структура системы «Электронное правительство» представляет собой три глубоко интегрированных модуля: подсистему управления внутренними процессами органов власти, электронные регламенты взаимодействия органов власти, электронный документооборот, оценку эффективности деятельности государственных служащих; подсистему взаимодействия органов власти с гражданами и бизнесом, портал для информации о деятельности органов власти, возможность обращения граждан в органы власти через портал; информационно-аналитическую подсистему, создание основы для принятия управленческих решений. Функциональная аналитическая подсистема предназначена для мониторинга социально-экономических процессов в области. Ее создание направлено на повышение оперативности, обоснованности и действенности управленческих решений, принимаемых областными органами власти и управления, за счет сокращения сроков доставки информации, повышения ее полноты и достоверности, а также более глубокого анализа всей доступной информации. Подсистема управления внутренними процессами направлена на выполнение следующих функций: проектирование структуры и определение перечня выполняемых задач структурными подразделениями государственных органов власти области; планирование деятельности государственных органов власти области; доведение плановых и оперативных заданий до исполнителей; мониторинг хода реализации заданий исполнителями; оценка результатов деятельности должностных лиц и структурных подразделений государственных органов власти. Подсистема взаимодействия органов власти области с гражданами и бизнесом выполняет ряд функций, направленных на повышение качества предоставляемых государственных услуг: централизованное проектирование, анализ и оптимизацию процессов оказания государственных услуг органами власти области; мониторинг качества оказания государственных услуг и оценку результатов деятельности должностных лиц и структурных подразделений органов власти области по оказанию государственных услуг; централизованное управление информированием потребителей о государственных услугах, оказываемых органами власти области; прием обращений потребителей, планирование загрузки персонала для оказания заказанной услуги и информирование потребителей о ходе выполнения работ. Создание подсистемы взаимодействия органов власти области с гражданами и бизнесом позволяет уменьшить сроки оказания государственных услуг, повысить их наблюдаемость и получить обратную связь с гражданами <3>. ——————————— <3> Банчук Ю. А. Электронное правительство: опыт внедрения Белгородской области // Материалы конгресса «Эффективный документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления» (15 — 17 апреля 2009 г.) // (Электронный ресурс). URL: http://www. gdm. ru/meropr/15.04.2009/4768/materials/695/ (дата обращения 05.06.2011).

Значительный научный и практический опыт в области информационного обеспечения органов власти был накоплен уже за период 60 — 90-х годов, что позволяет сегодня реально осуществлять идею формирования в стране единого информационного пространства и перехода к информационному обществу <4>. ——————————— <4> См. об истории информатизации: Ковалева Н. Н. Государственное управление в информационной сфере. [Текст]: Монография. Саратов: Издательство «КУБиК», 2011. С. 31 — 63.

В настоящее время значительно активизировались усилия государства в этом направлении: в сферу информатизации включаются все организационные структуры всех трех ветвей власти. Работы по информационному обеспечению органов государственной власти ведутся как федеральными структурами, так и субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Разработан ряд законодательных и других нормативных актов, практически регулирующих отношения в информационной сфере общества. Следует отметить, что существует ряд факторов, осложняющих построение системы информационного обеспечения органов власти. Так, в системе права наблюдается неполнота, рассогласованность нормативных актов не только по уровням системы нормотворчества, но и в самой законодательной основе, присутствуют трудности унификации в области классификации законодательства, учета и предоставления этой информации пользователям и т. д. В области информатизации органов исполнительной власти дестабилизирующим фактором является чрезмерная динамика в структуре органов исполнительной власти. Кроме того, фактором, осложняющим состояние организационной основы информатизации, является и отрыв системы местного самоуправления от органов государственной власти. Это влияет на структуризацию информационного ресурса и на определение его правового режима, а в конечном счете на эффективность его формирования и использования. Обеспечение стабильности правового положения источников информации и пользователей этого ресурса создает условия для более точного программирования в области информатизации и коммуникативных инфраструктур <5>. ——————————— <5> Бачило И. Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. Правовые проблемы // Информационное общество. 1999. N 2. С. 19 — 25.

Впрочем, анализ убедительно подтверждает, что наибольший практический эффект от внедрения автоматизированных систем информационного обеспечения органов государственной власти и управления получали тогда, когда весь комплекс работ находился под особым вниманием первых должностных лиц этих органов и дело не перепоручалось другим организациям-посредникам. Важным направлением для совершенствования информационного обеспечения территориальных органов власти и управления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация информационных ресурсов региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота и актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и его органов власти и управления в первую очередь. В процессе перехода от административно-командной системы хозяйствования к становлению рыночных отношений в экономике и от унитаризма к федерализму в политике субъекты Российской Федерации (далее также — регионы) получают достаточно прав и возможностей для самостоятельного хозяйствования и развития. Но вместе с правами и возможностями в регионы передаются ответственность и многочисленные риски <6>. ——————————— <6> Абрамович Д. Л. Информационное обеспечение муниципального управления. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. С. 86.

Система информационного обеспечения управления должна также учитывать специфику данного региона — отраслевую структуру производства, приоритетные направления развития экономики, наличие ресурсов, инфраструктуру обеспечения экономики и управления, демографические и миграционные особенности региона. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система информационного обеспечения включает в себя информационные ресурсы, организационно-функциональное, функциональное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение и предназначена для сбора, накопления, обработки, хранения и выдачи информации пользователям.

Список литературы

1. Абрамович Д. Л. Информационное обеспечение муниципального управления [Текст]: Монография. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. С. 138. 2. Банчук Ю. А. Электронное правительство: опыт внедрения Белгородской области // Материалы конгресса «Эффективный документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления» (15 — 17 апреля 2009 г.) (Электронный ресурс). URL: http://www. gdm. ru/meropr/15.04.2009/4768/materials/695/ (дата обращения 05.06.2011). 3. Бачило И. Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. Правовые проблемы // Информационное общество. 1999. N 2. С. 19 — 25. 4. Ковалева Н. Н. Государственное управление в информационной сфере. [Текст]: Монография. Саратов: Издательство «КУБиК», 2011. 224 с. 5. Кубасова И. А. Информационное обеспечение государственного управления (правовое регулирование и организационное моделирование в регионе): Автореф. дис. … к. ю.н. М., 1994. 20 с. 6. Максимов И. В. Административные наказания. [Текст]: Монография. М.: Норма, 2009. 464 с.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *