Рекламное право и законодательство: система правового регулирования

(Кирилловых А. А.) («Законодательство и экономика», 2012, N 12) Текст документа

РЕКЛАМНОЕ ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

В статье юрисконсульта, преподавателя Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал) А. А. Кирилловых раскрываются особенности правового регулирования и место рекламы и рекламной деятельности с точки зрения отражения их в законодательстве с учетом действующего отраслевого деления, международной практики, этических правил и норм.

Реклама в информационных отношениях: развитие нормативной системы в теории и практике

В современном обществе информация занимает значительное место не только в определении повседневных социальных связей, но и решении общегосударственных задач, в развитии глобальной конструкции мирового порядка. Немаловажную роль информационное поле призвано сыграть и в экономике, построенной, как известно, на знаниях, постепенно приобретающих инновационный <1> контент. ——————————— <1> Слово «инновация» происходит от англ. «innovation» и означает внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком, являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека.

Генезис современного рекламного законодательства показывает два последовательных этапа: от становления и формирования правил рекламной деятельности (Федеральный закон «О рекламе» 1995 г.) до трансформации нормативного материала с учетом правоприменительной практики и норм международного права (Федеральный закон «О рекламе» 2006 г). Определенное значение в эволюции рекламного права сыграла юридическая наука, рассматривающая вопросы рекламы <2> с позиции как исключительно публичного или частного, так и межотраслевого правового регулирования, в том числе в контексте коммуникативной деятельности. ——————————— <2> Ерошок А. Ю. Государственное регулирование рекламного рынка Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999; Найдеров Ю. В. Административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; Головин А. Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Медянкова Е. В. Правовое регулирование рекламной информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Жуковская Л. М. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007; Свиридова Е. А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007; Маркович А. М. Реклама (рекламная деятельность) как вид предпринимательской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010; Иванов В. И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1979.; Кузнецова О. Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999; Баранова М. В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2010; Минбелеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Челябинск, 2012.

На сегодня накоплен достаточно большой опыт теоретических разработок для модернизации правового регулирования рекламы, которые могут быть применены на практике и найти отражение в законодательстве. Как полагает М. В. Баранова, правовое регулирование рекламы — неотъемлемый компонент культуры современности, отражающий менталитет народа, инструмент активизации социально-экономических и морально-психологических отношений не только в стабильных, но и в кризисных условиях. В то же время рекламное право рассматривается как самобытное средство массовой коммуникации, фактор влияния на модернизацию качества жизни, свидетельствующий о цивилизованной обусловленности прав человека <3>. ——————————— <3> Баранова М. В. Указ. соч. С. 15, 16.

Через правовой механизм рекламы государство реализует одну из своих функций — наиболее полное удовлетворение потребностей населения в различных товарах и услугах. В литературе признается особый характер рекламной информации, обусловленный ее специфической ролью в системе общественных приоритетов. Как полагает Ф. И. Шарков, реклама как «навязываемая» информация (в отличие от обычной (спонтанной) информации) в большей мере находится под влиянием правовых институтов и государства в целом, поскольку под ее воздействием формируется либо положительный, либо отрицательный образ общества, его притягательность. Последняя влияет на эффективность производства и стабильность в целом, что, как известно, является частью государственной политики <4>. ——————————— <4> Шарков Ф. И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2008. С. 19.

Собственно, реклама как социальный институт находит свое непосредственное проявление в рекламной деятельности, которая представляет собой достаточно емкое понятие и, по мнению А. В. Волкова, содержит элементы управленческой, социально-практической, коммуникативной, рыночной деятельности, деятельности, в которой присутствуют наука и искусство. Комплексность и полисферность института рекламы предстает как его отличительная особенность <5>. ——————————— <5> Волков А. В. Реклама как деятельность и социальный институт: Автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2004. С. 9.

Современный институт рекламы и его правовое опосредование имеют непродолжительную историю, определяемую сменой в начале 1990-х гг. экономической формации и стремительным развитием на фоне рыночных отношений различных способов продвижения материальных благ. Отсутствие на начальном этапе необходимых инструментов правового регулирования рекламных отношений явилось фактором, способствующим различного рода злоупотреблениям, в том числе недобросовестной рекламе, последствия которой пришлось ощутить на себе миллионам граждан. Ненадлежащая реклама финансовых услуг, приведшая к появлению огромного количества финансовых пирамид и их банкротству, отразилась на материальном положении простых граждан, утративших вложенные средства. Во многом результатом такого положения дел стало отсутствие законодательства о рекламе в финансовой сфере <6>. Подобного рода проблемы, хотя и в меньшем масштабе, можно было наблюдать и в других областях предпринимательской деятельности. В то же время, как справедливо подчеркивает И. В. Ершова, фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, — все это отрицательно влияло на данный вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта <7>. ——————————— <6> Метелева Ю. А. Маркетинговые коммуникации: правовое регулирование. М.: Статут, 2006. С. 51. <7> Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2002. С. 368.

Первым нормативным актом федерального уровня явился Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» <8> (далее — Закон о рекламе 1995 г.), принятый на фоне социально-экономических потрясений населения страны и рассматривавшийся как качественно новый этап в становлении правовых основ развития рекламного рынка. Закон о рекламе 1995 г. создан на основе положений Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты. К его разработке привлекались специалисты Государственного комитета по антимонопольной политике (ныне Федеральная антимонопольная служба), а также зарубежные специалисты и консультанты. Российский закон о рекламе был высоко оценен Европарламентом и даже рекомендован в качестве образца для подготовки подобных законов в европейских странах <9>. Особенностью принятия данного Закона является широкое использование демократических методов и форм правотворческой деятельности, включающих элементы общественного участия в обсуждении альтернативных законопроектов <10>. ——————————— <8> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864. <9> Метелева Ю. А. Указ. соч. С. 51. <10> Ерошок А. Ю. Указ. соч. С. 10.

Следующим этапом становления современного рекламного права является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <11> (далее — Закон о рекламе 2006 г.), в котором отражен накопленный 10-летний опыт практики регулирования рекламных отношений. Следует признать базовый характер Закона о рекламе 2006 г., представляющего собой системообразующий нормативный акт всего рекламного законодательства. И с этим вряд ли можно поспорить. Закон о рекламе 2006 г. помимо общих и особенных норм, посвященных рекламе, предлагает понятийный аппарат в данной сфере, общие рамки рекламных правоотношений в России, статус субъектов рекламной деятельности, в том числе профессиональных участников рекламного рынка, а также контролирующих сферу рекламы государственных органов и их полномочия. ——————————— <11> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Несмотря на признание общего, базового характера Закона о рекламе некоторые специалисты, рассматривая его роль в системе регулирования конкурентных отношений, считают его «…специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей» <12>. ——————————— <12> Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. С. В. Запольского. М.: Российская академия правосудия; Статут, 2010.

Системность рекламному законодательству придают также единство целей ряда нормативных актов, выполнение которых обеспечивается взаимопроникновением отдельных их норм, посвященных сходному объекту правового регулирования. По сути, разноотраслевой нормативный материал находит непосредственный выход в рекламное право. В литературе, в частности, обосновывается связь конкурентного законодательства и законодательства о защите прав потребителей с законодательством о рекламе <13>. ——————————— <13> Там же.

Фактически такое нормативное переплетение имеет место, когда Закон о рекламе устанавливает дополнительные требования к рекламе отдельных видов товаров (услуг), например ценных бумаг (Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» <14>). В свою очередь, «обратные» по особенностям распространения рекламной информации отсылки можно обнаружить в отраслевых законах, например Федеральном законе от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» <15>, Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <16>; и др. ——————————— <14> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918. <15> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942. <16> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Нормы о рекламе в законодательстве: объем нормативного регулирования

Определяя особенности рекламного права, следует обратить внимание на образующее его понятие «законодательство» применительно к сфере рекламной деятельности. Как известно, в широком смысле оно включает в себя весь массив нормативных правовых актов, принятых соответствующими уполномоченными органами государственной власти. Узкий смысл данного понятия, по справедливому мнению Е. И. Спектор, «…сводится исключительно к законам — либо исключительно к федеральным законам, либо и к федеральным, и к законам на уровне субъектов Российской Федерации» <17>. Некоторые специалисты также исходят из узкого понимания понятия «законодательство», относя к нему собственно Закон о рекламе и другие федеральные законы, а акты иного уровня — к документам, лишь содержащим нормы права, посвященные рекламе <18>, опираясь на нормотворческую и судебную практику по данному вопросу. ——————————— <17> Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» А. Н. Кайля включен в информационный банк» —————————————————————— <18> Кайль А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.

Закон о рекламе 2006 г. фактически воспроизвел положения Закона о рекламе 1995 г., касающегося состава рекламного законодательства, отнеся к нему исключительно акты федерального уровня. Конституционный Суд РФ подтвердил правомерность данного подхода, несмотря на объективные предпосылки расширительного представления о качественном составе рекламного законодательства, нашедшего поддержку и экспертного сообщества. Так, в Постановлении от 4 марта 1997 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона «О рекламе» Конституционный Суд РФ указал: реклама, исходя из определения, данного законом, является средством продвижения товаров на общий рынок России и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе, по мнению Конституционного Суда РФ, устанавливает нормы, относящиеся в силу их характера и значения для формирования рыночных отношений к правовым основам единого рынка. Определение рекламы, предложенное в новом законе, в еще большей степени подтверждает эту идею, напрямую провозглашая в качестве цели рекламной информации продвижение на рынке тех или иных объектов рекламирования (п. 1 ст. 3). Еще одним аргументом в пользу подтверждения изложенной ранее позиции высшей судебной инстанции служит отказ от регулирования неэтичной рекламы. На данный факт как отражающий неверность узкого подхода к регулированию рекламных правоотношений исследователи указывали и ранее <19>. Как следует из смысла Постановления Конституционного Суда РФ, регулирование отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы, связанное с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции федерального законодателя. При этом следует подчеркнуть более высокую юридическую силу Закона о рекламе по отношению к иным нормативным актам в части регулирования рекламных отношений. Поэтому какие-либо ограничения отношений, если они урегулированы нормами Закона о рекламе, не могут быть предусмотрены актами субъектов Федерации и органами местного самоуправления <20>. В то же время следует отметить приверженность отдельных специалистов к довольно широкому представлению рекламного законодательства, включающего в себя законодательные нормы, обязательные к применению, положения актов рекомендательного характера. Речь, в частности, идет о Международном кодексе рекламной практики Международной торговой палаты. Подтверждает такой особый статус следование его положениям всех субъектов рекламной деятельности (рекламного сообщества) при установлении случаев ненадлежащей рекламы <21>. ——————————— <19> Вольдман Ю. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения // Хозяйство и право. 1997. N 7. С. 41. <20> Зоркольцев Р. Д. Проблемы исполнения договора о размещении и распространении наружной рекламы // СПС «КонсультантПлюс», «Гарант». <21> Спектор Е. И. Указ. соч.

Впрочем, и сейчас подтверждают комплексный объект правового регулирования рекламной деятельности, если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ. Помимо указанных субъектов отдельные аспекты рекламной деятельности вправе регулировать также органы местного самоуправления <22>. Таким образом, рекламное законодательство в широком смысле включает в себя не только исключительно документы федерального уровня (законы и подзаконные акты), но и аналогичные документы регионального уровня, а также акты органов местного самоуправления, затрагивающие рекламные правоотношения. ——————————— <22> Черячукин Ю. В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: Дис. … докт. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 12; Зоркольцев Р. Д. Указ. соч.

Рекламные отношения и рекламная деятельность: методическая основа регулирования

Для понимания особенностей рекламного права важно содержание рекламных отношений, которые реализуются с экономической точки зрения в рамках коммуникативных связей. По мнению Ф. И. Шаркова, рекламные отношения с точки зрения рекламного права представляют собой не просто часть маркетинговых коммуникаций, но и правоотношения между субъектами рекламной деятельности, способствующие наилучшему удовлетворению разумных потребностей, воспитанию эстетических вкусов, утверждающие правовую культуру, основанную на законах и традициях <23>. Как считает А. Ю. Головин, отношения в области рекламы можно определить как взаимодействие субъектов, результатом которого является получение (создание) и обнародование облеченной в объективную форму информации, отвечающей по своим признакам определению рекламы, а также субъектов, на кого полученный результат (реклама) оказывает определенное воздействие либо осуществляющих возложенные государством контрольные и правоохранительные функции <24>. Рекламные отношения, непосредственно проявляющиеся в рекламной деятельности, находятся под воздействием достаточно широкого перечня регулятивных инструментов. А. В. Корягина полагает, что рекламная деятельность регулируется как публичным правом, так и частным, а также нормативными и ненормативными регуляторами общественных отношений <25>. ——————————— <23> Шарков Ф. И. Указ. соч. С. 18, 19. <24> Головин А. Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11. <25> Карягина А. В. Правовой режим рекламной деятельности: теоретический аспект // Реклама и право. 2011. N 1. С. 5 — 8.

Правовой режим рекламной деятельности обусловлен как интересами государства, так и характером общественных отношений в ее сфере, требующих особых подходов, форм и методов правового регулирования в контексте их диалектического взаимодействия <26>. В современных научных исследованиях выделяют разнородный характер методов правового регулирования рекламного права. Сюда относят единство диспозитивного (сфера гражданского права), императивного (сферы административного, финансового, налогового, таможенного, уголовного права), поощрительного (функционирует практически на всех уровнях рекламного дела), рекомендательного (сфера совместного юридического регулирования рекламной деятельности государством и органами общественного самоуправления, организациями саморегулирования) <27> методов. ——————————— <26> Там же. <27> Баранова М. В. Указ. соч. С. 29.

Как полагают современные исследователи, по мере формирования экономических, политических, социальных и правовых основ гражданского общества сфера применения метода субординации постепенно будет сужаться, что не означает полный отказ от контрольно-управленческих функций со стороны государства в рекламной сфере <28>. По мнению А. В. Карягиной, структура правового режима рекламной деятельности включает в себя: ——————————— <28> Медведева Н. М. Рекламная деятельность в системе правовых объектов науки управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. С. 11.

— цели и предназначение режима, направленные на обеспечение законных прав и интересов субъектов рекламной деятельности; — распределение прав и обязанностей между субъектами рекламной деятельности; — систему органов управления рекламной деятельностью, порядок их функционирования и взаимодействия; — полномочия саморегулируемых общественных организаций в области обеспечения правового режима рекламной деятельности; — нормативное регулирование, надзор и контроль над рекламной деятельностью, что составляет основу этого режима; — регламентацию видов деятельности в сфере рекламы и меры предупреждения и пресечения нарушений в ней <29>. ——————————— <29> Карягина А. В. Указ. соч. С. 5 — 8.

Основными функциями рекламного права являются: — упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция); — защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция); — создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции). Построение правового режима рекламной деятельности позволяет выделить два взаимодополняющих направления, определяемых государственно-общественным характером и особенностями сложившейся практики упорядочения взаимодействия в сфере рекламы. Соответственно, здесь можно выделить как законодательное регулирование, так и саморегулирование, реализуемое в форме общественного контроля над соблюдением этических и правовых норм в рекламном бизнесе с целью защиты прав потребителей. Модель регулирования рекламной деятельности в России, представляющая сочетание государственных и негосударственных (саморегулирующих) механизмов с преобладанием первых, отмечалась и ранее <30>. Данный факт был обусловлен инициативой государственных органов, пытающихся формировать законодательство, ориентированное не на перспективу, а на решение текущих неотложных проблем рекламных отношений <31>. ——————————— <30> Черячукин Ю. В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: Дис. … докт. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 13, 14. <31> Там же.

Рекламное право: место в системе отраслевого деления

Как известно, деятельность по производству и распространению юридически значимой рекламной информации на самых разных рынках товаров, работ, услуг является предметом отражения норм рекламного права. Традиционным признается хозяйственный характер такой деятельности и, как следствие, регулирование ее нормами гражданского права. Неслучайно Е. А. Свиридова считает, что отношения при производстве и распространении рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми, поскольку возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, и в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ регулируются гражданским законодательством <32>. ——————————— <32> Свиридова Е. А. Правовое регулирование рекламы: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 29.

По мнению А. В. Таскаева, рекламное право есть субститут гражданского права, образующий совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы <33>. Во многом данное представление, как указывалось выше, сложилось под влиянием высказанного в судебной доктрине мнения о гражданско-правовой природе отношений в области рекламной деятельности <34>. Между тем отношения, возникающие в связи с рекламной деятельностью, являются весьма разнородными: как имущественными, основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, так и основанными на власти-подчинении, что говорит о расширении существующего нормативного поля рекламы, не ограниченного чисто цивилистическими правовыми инструментами. ——————————— <33> Таскаев А. В. Права потребителей на надлежащую рекламу по гражданскому праву России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 10. <34> Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе».

По мнению Н. М. Медведевой, вывод рекламы за рамки гражданско-правовых отношений обусловлен в том числе значительной степенью влияния рекламной информации на управленческие процессы в обществе: она не может ограничиваться рамками гражданско-правовых отношений <35>. В то же время, определяя интенсивность и организационную сложность предпринимательских отношений в сфере рекламы, ученые подчеркивают значимость их административно-правового регулирования <36>. ——————————— <35> Медведева Н. М. Указ. соч. С. 11. <36> Лисецкий Р. М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.

Административно-правовой аспект регулирования рекламной деятельности обусловлен необходимостью обеспечения общественной безопасности, физического и нравственного здоровья граждан <37>. В подтверждение наличия публично-правовых основ в регулировании рекламной деятельности отдельные исследователи приводят последствия распространения ненадлежащей рекламы и выделяют в связи с этим неопределенный круг лиц, каждое из которых может быть потенциальным потерпевшим от рекламного воздействия. ——————————— <37> Медведева Н. М. Указ. соч. С. 11.

Деятельность компетентных государственных органов, направленная на защиту от распространения ненадлежащей рекламы и ее последствий, фактически означает защиту публично значимых социальных интересов, что является областью публичного права <38>. Следовательно, отношения, возникающие в связи с осуществлением рекламной деятельности, регулируются нормами как частного, так и публичного права. Поэтому законодательство о рекламе носит комплексный характер, включая в себя положения, определяющие как частноправовые, так и публично-правовые нормы <39>. Точка зрения о комплексном характере регулирования рекламных отношений находит значительную поддержку в науке <40>. ——————————— <38> Головин А. Ю. Указ. соч. С. 14. <39> Нюняев В. О. Правовое регулирование рекламной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 7. <40> Законодательство о конкуренции и защита прав потребителей / Под ред. В. П. Крашенинникова. М., 1998. С. 8.

Различную природу норм, регулирующих рекламные правоотношения, объединяет единая цель в рамках предпринимательского права как комплексной отрасли российского права <41>. Однако рекламное право можно рассматривать как правовой институт новой комплексной отрасли — информационного права, поскольку исходя из определения реклама является прежде всего информацией. Информационное право определяется как отрасль, регулирующая информационные отношения в обществе, находящаяся, правда, пока на стадии формирования. В связи с этим более справедливым выглядит утверждение о разноотраслевом характере норм рекламного права, большая часть из которых относится к нормам гражданского, административного и конституционного права <42>. Соответственно, более правильно считать, что рекламное право представляет собой комплексное правовое образование, включающее совокупность правовых норм разноотраслевого порядка. ——————————— <41> Дзгоева Ю. О. Соотношение частных и публичных интересов в правовом регулировании рекламы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10. <42> Богацкая С. Г. Правовое регулирование рекламной деятельности. М.: Университетская книга, 2007.

По справедливому мнению С. Г. Богацкой, «комплексный характер правового регулирования подчеркивается сочетанием в рекламном праве частноправовых и публично-правовых норм» <43>. Следует поддержать данные позиции ученых, упомянув критерии выделения отдельных блоков нормативного материала в целостное нормативно-правовое образование. Как известно, традиционным отражением отраслевой самостоятельности определенной сферы правового регулирования является создание единого источника — кодифицированного нормативного акта, которого на данном этапе пока нет. ——————————— <43> Там же.

Основанием для проведения кодификационной работы в сфере рекламного права следует считать многочисленные проблемы рекламного законодательства, неоднократно являвшиеся предметом обсуждения в литературе <44>. На целесообразность проведения кодификации в области рекламы, в том числе принятия основополагающего федерального закона типа Рекламного кодекса, содержащего помимо общих положений разделы, посвященные коммерческой, социальной и политической рекламе, уже указывалось в науке <45>. Хотя мнения ученых по данному вопросу не выдерживают единую линию, расходясь в юридико-технических особенностях систематизации нормативного материала. Несмотря на необходимость кодификации рекламного законодательства Э. Л. Страунинг полагает, что «…простое объединение в одном акте норм, ранее содержавшихся в различных законах, нельзя признать достаточным» <46>. К данному мнению на этом этапе можно присоединиться, поскольку простая консолидация норм по одному предмету регулирования может способствовать только излишним нормативным нагромождениям, порождающим новые правоприменительные проблемы. Да и сам предмет правового регулирования в рекламе представляется весьма узким, сводящимся лишь к рекламному процессу. Поэтому пока за рекламным правом не признают самостоятельное отраслевое значение, в том числе в силу ограниченного круга общественных отношений, касающихся сферы производства и распространения рекламы. Неслучайно также действующее законодательство в сфере рекламной деятельности в настоящее время полностью регулирует только содержание и способ распространения рекламы, а механизм ее воздействия — лишь частично <47>. Таким образом, законодательство о рекламе следует рассматривать как формирующуюся комплексную отрасль российского законодательства <48>. ——————————— <44> Павловец Е. В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: сравнительный анализ: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Свердлык Г. А., Андреев А. Н., Страунинг Э. Л. Проблемы рекламных правоотношений: Учеб. пособие. М., 2002; Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере наружной рекламы: Сб. научных статей / Отв. ред. Г. А. Свердлык. М., 2004. <45> Черячукин Ю. В. Проблемы правового регулирования рекламной деятельности в России и зарубежных государствах: Дис. … докт. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 12. <46> Страунинг Э. Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона «О рекламе» // Юридический мир. 2008. N 7. <47> Таскаев А. В. Права потребителей на надлежащую рекламу по гражданскому праву России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9. <48> Черячукин Ю. В. Указ. соч. С. 12.

Нормативные акты (правовые источники), регулирующие рекламную деятельность

Предваряя анализ нормативных актов в сфере рекламы, приведем обобщенное определение понятия «рекламное право», которое дано М. В. Барановой. По ее мнению, рекламное право — система юридически обязательных внутригосударственных и международно-правовых установлений, регламентирующих деятельность по производству и распространению рекламной информации на основе специальных принципов, особыми методами правового регулирования, в особых процессуальных формах, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, защиту от недобросовестной конкуренции в сфере рекламного бизнеса, обеспечение права потребителей на получение надлежащей рекламы, стимулирование сбыта товаров, услуг, идей, проектов (программ) <49>. Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются: ——————————— <49> Баранова М. В. Указ. соч. С. 15.

— Кодекс РФ об административных правонарушениях; — Гражданский кодекс РФ (первая и вторая части); — Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»; — Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»; — Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»; — Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»; — Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»; — ГОСТ Р 52044-2003. «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»; — Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы»; — Постановление правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве». Комплексный и разноотраслевой характер рекламного законодательства, как указано выше, подтверждает значительное количество нормативных актов, в которых отдельные институты, положения, статьи или нормы так или иначе посвящены вопросам рекламы. В рамках осуществления охранительных функций в рекламных отношениях следует выделить законодательство об административной ответственности, содержащее ряд составов административных правонарушений в сфере рекламы и мер ответственности за их совершение. КоАП РФ <50> предусматривает такие составы, как нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3), нарушение требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37), размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах (ст. 14.38), нарушение сроков хранения рекламных материалов (ст. 19.31), нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9), пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13). ——————————— <50> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

В первую очередь можно выделить нормативные документы, отражающие общие вопросы рекламы, в том числе системные связи, либо специальное правовое регулирование по отношению к общему, стержневому законодательству о рекламе. Так, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» определяет, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством о рекламе (ст. 36). В свою очередь, реклама табака и табачных изделий, как сказано в статье 5 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», осуществляется в соответствии с законодательством о рекламе. В то же время Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» <51> в понятие комплекса мер по продвижению туристского продукта включает его рекламу (ст. 1), что указывает на отсылочный характер данных положений, обращенных к использованию нормативных ресурсов Закона о рекламе. ——————————— <51> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.

Частично отсылочный характер имеют и положения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <52>, предоставляющие хозяйствующим субъектам право самостоятельно определять форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах (п. 2 ст. 8): услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и др., направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг (п. 11 ст. 9). ——————————— <52> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Специальным актом по отношению к Закону о рекламе 2006 г. в части рекламной деятельности можно назвать Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» <53>, определяющий особенности размещения и распространения рекламы на территории Центра (ст. 12). ——————————— <53> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

Некоторые нормативные акты содержат нормы об ограничениях и запретах в сфере рекламы отдельных товаров (работ, услуг), видов деятельности либо в отношении определенных категорий граждан. Так, Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» <54> определяет ограничение целей благотворительной деятельности содействием деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы (ст. 2). Вместе с тем распоряжение Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 1563-р «О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы» <55> определяет поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. ——————————— <54> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340. <55> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5118.

Пункт 4 распоряжения Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» <56> предусматривает, что одним из важных направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества является развитие института социальной рекламы. Для достижения данных задач в перспективном плане предлагается четко разграничить в законодательстве понятия «реклама» и «социальная реклама», обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение. ——————————— <56> СЗ РФ. 2009. N 32. Ст. 4052.

В отдельных сферах предпринимательской деятельности находят отражение специальные правила-ограничения информационного характера, в том числе основанные на соблюдении этических норм. Так, Кодекс этики аудиторов России (одобрен Минфином России 31 мая 2007 г., Протокол N 56) <57> в разделе 6 «Реклама и предложение профессиональных услуг» определяет: при предложении и продвижении своих услуг на рынке аудитор не должен дискредитировать профессию. При возникновении сомнений относительно предлагаемой формы рекламы или методов работы на рынке аудитор должен проконсультироваться с соответствующим органом саморегулируемой организации аудиторов. ——————————— <57> Бухгалтерский учет. 2007. N 16.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» <58> в рамках регулирования особенностей осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию запрещает размещение рекламы услуг конкретных страховщиков в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (ст. 22). ——————————— <58> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» <59> в порядке ограничения на рынке ценных бумаг в целях защиты прав и законных интересов инвесторов запрещает рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренном законодательством для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги (п. 1 ст. 4). В свою очередь, некоторые требования-запреты к рекламе связаны с обязательным предоставлением определенной информации на таре или упаковке товаров. Например, статья 10 Конвенции о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21 февраля 1971 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1978 г. N 8282-IX) <60> требует, чтобы на этикетках, когда это возможно, и в любом случае на сопроводительном листке розничных упаковок, содержащих психотропные вещества, имелись указания относительно использования, включая предостережения и предупреждения, необходимые для безопасности тех, кто использует эти вещества. ——————————— <59> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163. <60> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 — 434.

В связи с этим можно привести пример и актов внутреннего законодательства. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве» <61> запрещает при реализации и транспортировке партий семян указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян (ст. 31). В то же время Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» <62> определяет: рекламные материалы о лекарственном препарате, отпускаемом без рецепта, должны соответствовать инструкции по применению данного лекарственного препарата (ст. 67). ——————————— <61> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715. <62> СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.

Особенности условий осуществления хозяйственной деятельности предъявляют повышенные требования к соблюдению ограничений по приглашению для вступления в некоторые объединения третьих лиц. В связи с этим Федеральные законы от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» <63>, от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» <64> устанавливают запрет рекламы деятельности партнерства (п. 5 ст. 2) и совместной инвестиционной деятельности участников инвестиционного товарищества (п. 7 ст. 3). ——————————— <63> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7058. <64> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7013.

Обращает внимание законодатель и на информационную среду, в которой происходит становление и развитие подрастающего поколения, т. е. несовершеннолетних лиц. Для реализации задач информационной политики в отношении несовершеннолетних Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <65> устанавливает: органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 14). Попутно с указанным нормативным актом Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» <66> регулирует отношения, связанные с защитой детей в этой области. ——————————— <65> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. <66> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48.

Имеются также отдельные нормативные акты, регулирующие вопросы размещения наружной рекламы. Особенности рекламы на дорогах и технических конструкциях на проезжей части определяет ГОСТ Р 52044-2003, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N 124-ст. Приказ Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» <67> устанавливают элементы благоустройства территории, в том числе наружной рекламы и информации. ——————————— <67> Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 3.

Можно также выделить подзаконные акты, направленные на защиту интересов населения при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе влияющих на здоровье граждан. Например, Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. N 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» <68> запрещает распространение в средствах массовой информации рекламы: целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими нетрадиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений. Определенное значение для выработки необходимой правоприменительной практики в сфере рекламы имеют разъяснительные документы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Среди них большую часть составляют письма, содержащие профессиональные разъяснения отдельных положений рекламного законодательства, например, от 1 декабря 2011 г. N АК/44573 «О размещении рекламы на знаке дорожного движения», от 30 декабря 2010 г. N АК/47797 «О допустимости рекламы дистанционной продажи биологически активных добавок к пище», от 17 марта 2010 г. N АК/7158 «О договоре аренды на размещение рекламной конструкции», от 23 июля 2009 г. N АЦ/24234 «О разграничении понятий «реклама» и «вывеска», от 9 августа 2006 г. N АК/13075 «О распространении рекламы пива», от 19 мая 2006 г. N АК/7654 «Об особенностях отдельных способов распространения рекламы», от 16 марта 2006 г. N АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации» и т. п. ——————————— <68> Российская газета. 1995. 22 февр.

Кроме нормативных правовых актов, обязательных для исполнения на территории Российской Федерации, существуют общепризнанные нормы, не являющиеся законодательными, а представляющие стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности. В законодательство о рекламе включают также различные деонтологические документы в сфере рекламы <69>. ——————————— <69> Реклама: законодательные и нормативные акты. Судебная практика и судебные прецеденты. Международные правила и обычаи делового оборота. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

Практика сравнительного правоведения в регулировании рекламной деятельности слабо учитывает роль правовой традиции и принадлежности к той или иной правовой культуре, в большей степени опираясь на особенности менталитета, роль государственных органов в контроле над предпринимательской деятельностью, изучение зарубежных примеров <70>. ——————————— <70> Черячукин Ю. В. Указ. соч. С. 14.

Система универсальных и региональных международных норм обязательного и рекомендательного характера, регулирующих общие и специальные аспекты рекламной деятельности, в совокупности образует самостоятельную, динамично развивающуюся подотрасль — международное рекламное право, выступающее высокоценным элементом рекламного права России. Речь идет о становлении и развитии в структуре действующего права новой формы взаимодействия национальной и международной правовых систем, регулирующих немежгосударственные рекламные отношения, отягощенные «иностранным элементом» <71>. ——————————— <71> Баранова М. В. Указ соч. С. 27, 28.

Правовое регулирование рекламы осуществляется и нормами Европейской конвенции о трансграничном телевидении 1989 г. Кроме того, определенные требования к рекламе были сформулированы в рамках Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей <72>. ——————————— <72> Свиридова Е. А. Правовое регулирование рекламы: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 3.

Более широкое представление о правовом массиве регулирования рекламы складывается на основе использования правоприменительной практики. Рекламное правовое пространство объединяет не только рекламное право, но и практику его применения, включая толкование норм <73>. Не последнее место в данном процессе занимают позиции судебных органов, обладающих известными особенностями в дальнейшем правовом регулировании рекламных отношений. ——————————— <73> Баранова М. В. Указ. соч. С. 15.

Ранее вполне справедливо отмечалось, что специфичность судейского разъяснения смысла действующего законодательства нередко проявляется в формулировании нового правила, отличного от содержащегося в нормативном акте <74>. Судопроизводство на уровне высших судебных инстанций, в некоторых случаях заключающееся в обобщении судебной практики по конкретным сферам и направлениям деятельности, ведет к созданию новых норм и правил. В более узком смысле «решение суда — разрешение конкретной жизненной ситуации, которое устанавливает правило поведения, обладая принудительной силой» <75>. Отражение правовых позиции судебных органов находится на уровне обобщений вопросов правоприменительной практики судов, представляющих собой обзоры разрешенных споров, имеющих сходный или аналогичный предмет. ——————————— <74> Калмыков Ю. Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. С. 31 — 45. <75> Егиазаров В. А. Влияние арбитражной практики арбитражных судов на совершенствование транспортного законодательства // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 279.

Среди обзоров судебной практики, касающейся рекламы, на сегодняшний день существуют лишь основанные на ранее действовавшем Законе о рекламе. Самый известный среди таких документов — информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» <76>. Однако в связи с вступлением в действие с 1 июля 2006 г. нового Закона начала складываться новая судебная практика. Полагаем, на данном этапе возникает необходимость обобщения вопросов судебной практики в сфере рекламы — с учетом правоприменения положений норм современного рекламного законодательства. ——————————— <76> Вестник ВАС РФ. 1999. N 2.

Правовая система Российской Федерации постепенно имплементирует акты международного законодательства. В связи с этим отечественный правопорядок должен воспринимать правовые регуляторы, традиционные для рассматриваемой сферы. Э. Л. Струнинг вполне объективно считает: внутренний правопорядок в сфере рекламы не должен игнорировать нормы международных актов, обычаев, представляющих удачные отработанные на практике регуляторы <77>. К правовой системе Российской Федерации отнесены международные договоры, в отношении которых она выразила согласие на их обязательность, вступившие для нее в силу, к которым она присоединилась, а также договоры, в отношении которых она стала продолжательницей или правопреемницей СССР <78>. Однако действие международных принципов и норм на территории Российской Федерации нередко связывают с признанием их таковыми Россией, что является основанием для их отнесения и к части ее правовой системы, что влечет соответствующие обязательства. ——————————— <77> Страунинг Э. Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона «О рекламе» // Юридический мир. 2008. N 7. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» А. Н. Кайля включен в информационный банк. —————————————————————— <78> Кайль А. Н. Указ. соч.

Согласно статье 38 Статута Международного суда ООН источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются: международные конвенции (как общие, так и специальные), международный обычай (как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы), общие принципы права, признанные цивилизованными народами. При этом Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты подразумевает следование не только своей букве, но и духу <79>. Соблюдение комплексного подхода к построению рекламного законодательства, по мнению Э. Л. Страунинга, предполагает повышенную роль технических регламентов как специфических и особых регуляторов рекламных отношений <80>. Учитывая специфику рекламного процесса, прежде всего в части создания рекламы, их роль как неотъемлемых регуляторов рекламного права лишь предстоит оценить на практике. Создание подобных источников рекламного права является на сегодня перспективной задачей, которую необходимо решить в ближайшем будущем. ——————————— <79> Мамонова Е. А. Правовое регулирование рекламы. М.: Дашков и Ко, 2008. <80> Страунинг Э. Л. Указ. соч.

Итак, рекламное право образует сложную комплексную иерархически соподчиненную систему, основанную на положениях разноотраслевых нормативных актов, в том числе международно-правовых стандартов, а также этических правил и норм. Естественно, формирование законодательства о рекламе предполагает органичное единство и непременный учет публичных и частных начал в правовом регулировании.

Библиография

Баранова М. В. Право и реклама (общетеоретический аспект): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2010. Богацкая С. Г. Правовое регулирование рекламной деятельности. М.: Университетская книга, 2007. Волков А. В. Реклама как деятельность и социальный институт: Автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2004. Вольдман Ю. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения // Хозяйство и право. 1997. N 7. Головин А. Ю. Правовое регулирование рекламы в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. Егиазаров В. А. Влияние арбитражной практики арбитражных судов на совершенствование транспортного законодательства // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. Ерошок А. Ю. Государственное регулирование рекламного рынка Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. М., 2002. Жуковская Л. М. Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. Законодательство о конкуренции и защита прав потребителей / Под ред. В. П. Крашенинникова. М., 1998. Зоркольцев Р. Д. Проблемы исполнения договора о размещении и распространении наружной рекламы // СПС «КонсультантПлюс»; «Гарант». Иванов В. И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1979. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» А. Н. Кайля включен в информационный банк. —————————————————————— Кайль А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. Калмыков Ю. Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. Карягина А. В. Правовой режим рекламной деятельности: теоретический аспект // Реклама и право. 2011. N 1. Кузнецова О. Б. Правовое регулирование отношений, возникающих в области рекламы: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. Лисецкий Р. М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. Мамонова Е. А. Правовое регулирование рекламы. М.: Дашков и Ко, 2008. Маркович А. М. Реклама (рекламная деятельность) как вид предпринимательской деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. Медведева Н. М. Рекламная деятельность в системе правовых объектов науки управления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Хабаровск, 2006. Медянкова Е. В. Правовое регулирование рекламной информации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. Метелева Ю. А. Маркетинговые коммуникации: правовое регулирование. М.: Статут, 2006. Минбелеев А. В. Теоретические основания правового регулирования массовых коммуникаций в условиях развития информационного общества: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Челябинск, 2012. Найдеров Ю. В. Административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере наружной рекламы: Сб. научных статей / Отв. ред. Г. А. Свердлык. М., 2004. Нюняев В. О. Правовое регулирование рекламной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2008. Павловец Е. В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: сравнительный анализ: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. Писенко К. А., Цинделиани И. А., Бадмаев Б. Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. С. В. Запольского. М.: Российская академия правосудия; Статут, 2010. Реклама: законодательные и нормативные акты. Судебная практика и судебные прецеденты. Международные правила и обычаи делового оборота. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. Свердлык Г. А., Андреев А. Н., Страунинг Э. Л. Проблемы рекламных правоотношений: Учеб. пособие. М., 2002. Свиридова Е. А. Реклама как индивидуализирующее творческое представление: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. Спектор Е. И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. Страунинг Э. Л. Пробелы в правовом регулировании рекламной деятельности в свете нового Закона «О рекламе» // Юридический мир. 2008. N 7. Таскаев А. В. Права потребителей на надлежащую рекламу по гражданскому праву России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. Шарков Ф. И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2008.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *