Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности лиц за недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(Канищев Д. Р.) («Право и экономика», 2013, N 6) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ ЗА НЕДОСТОВЕРНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ПО ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Д. Р. КАНИЩЕВ

Канищев Дмитрий Робертович, заместитель начальника отдела Воронежской таможни, подполковник таможенной службы. Научная специализация — административное право, административный процесс. Родился 18 апреля 1975 г. в г. Воронеже. В 1997 г. окончил Воронежский государственный университет. Автор статьи «Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности лиц за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (Таможенное дело. 2013. N 1).

В статье рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности лиц за недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Анализируются проблемы квалификации административных правонарушений.

Ключевые слова: недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, квалификация административных правонарушений.

Topical issues of administrative liability of persons for false declaration of goods across the customs border of the Customs Union under Article 16.2, paragraph 2, of the Administrative Offences Code of Russia D. R. Kanishchev

This paper deals with the administrative liability of persons for false declaration of goods across the customs border of the Customs Union under Article 16.2, paragraph 2, of the Administrative Offences Code of Russia. The problems of qualification of administrative offenses are studied.

Key words: false declaration of goods, Customs Union, qualification of administrative offenses.

Правоохранительной деятельности таможенных органов посвящена ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза <1>, в соответствии с которой таможенные органы государств — членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов; осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами; ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. ——————————— <1> См.: Договор от 27 ноября 2009 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией о Таможенном кодексе Таможенного союза (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.). URL: http://www. tsouz. ru/Docs/Kodeks3/Pages/default. aspx (дата обращения: 11.01.2013).

Одной из наиболее интересных и дискуссионных проблем, возникающих при осуществлении указанной деятельности, является привлечение лиц к административной ответственности за недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Недостоверное декларирование товаров, как и незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки, недекларирование товаров и несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, относится к так называемым контрабандообразующим составам административных правонарушений, отличающихся повышенной общественной опасностью, и, как следствие, требует досконального знания действующего таможенного и административного законодательства, позволяющего правильно квалифицировать совершенное противоправное деяние. Таможенными органами региона деятельности Центрального таможенного управления по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 12 месяцев 2011 г. возбуждено 2865 дел об административных правонарушениях, что составляет 25,2% в общем объеме выявленных правонарушений и на 24,7% меньше уровня аналогичного периода 2010 г. (3804 дела об административных правонарушениях). Правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за недостоверное декларирование товаров, содержались в ст. 279 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. [1]. Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. указанных положений не содержал <2>. ——————————— <2> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. федеральных законов от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ, от 11 ноября 2004 г. N 139-ФЗ, от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 204-ФЗ, от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ, от 18 февраля 2006 г. N 26-ФЗ, от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ, от 6 июня 2007 г. N 88-ФЗ, от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ, N 214-ФЗ, от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ, от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ, от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ, от 24 ноября 2008 г. N 205-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, N 314-ФЗ, от 9 апреля 2009 г. N 58-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ, от 13 октября 2009 г. N 231-ФЗ, от 13 октября 2009 г. N 232-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ, от 28 ноября 2009 г. N 290-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066; N 52. Ст. 5038; 2004. N 27. Ст. 2711; N 34. Ст. 3533; N 46. Ст. 4494; 2005. N 30. Ст. 3101; 2006. N 1. Ст. 15; N 3. Ст. 280; N 8. Ст. 854; N 52. Ст. 5504; 2007. N 1. Ст. 29; N 24. Ст. 2831; N 27. Ст. 3213; N 31. Ст. 3995, 4011; N 45. Ст. 5417; N 50. Ст. 6246; 2008. N 26. Ст. 3022; N 48. Ст. 5500; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 17, 22; N 15. Ст. 1780; N 30. Ст. 3733; N 42. Ст. 4859, 4860; N 48. Ст. 5717, 5740.

В Таможенном кодексе Таможенного союза также отсутствуют нормы, связанные с квалификацией нарушений таможенных правил, так как административным правонарушениям в области таможенного дела посвящена вся гл. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. За заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с гл. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные сборы не относятся ни к таможенным пошлинам, ни к налогам, следовательно, административная ответственность за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений, если такие сведения послужили основанием для занижения исключительно размера таможенных сборов, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена. Общие положения о таможенном декларировании товаров отражены в ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза: товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство. Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии Таможенного союза. Так, решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» определены формы и порядок заполнения декларации на товары <3>; решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» определены формы и порядок заполнения транзитной декларации <4>; решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» определены формы и порядок заполнения декларации на транспортное средство <5>; решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» определены формы и порядок заполнения пассажирской таможенной декларации <6>. ——————————— <3> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 11.01.2013). <4> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» // URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 11.01.2013). <5> Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» // URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 11.01.2013). <6> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» // URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 11.01.2013).

В декларации на товары указываются следующие сведения о товарах, в том числе в кодированном виде: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость. При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, на декларанта возложен ряд обязанностей: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза. За неисполнение указанных обязанностей, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, соответственно, административное правонарушение, представляющее собой недостоверное декларирование товаров, является оконченным с момента регистрации таможенной декларации. Факт данного правонарушения может быть выявлен как до выпуска товаров (например, при завершении таможенного досмотра и обнаружении товаров, классифицируемых по коду товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, отличному от заявленного в таможенной декларации; при изучении товаросопроводительных документов, в ходе которого был выявлен факт заявления недостоверной таможенной стоимости товаров, влекущего занижение подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов), так и после выпуска товаров (например, в ходе таможенной проверки). По общему правилу таможенные органы проводят дополнительный таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Главное, чтобы были соблюдены сроки давности привлечения к административной ответственности, составляющие за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле два года со дня совершения административного правонарушения. Не наступает административная ответственность по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за заявление недостоверных сведений (например, о классификационном коде товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном деянии отсутствуют негативные последствия для экономических интересов государства и такое деяние не носит противоправного характера (отсутствует факт освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера). Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменил редакцию ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отличие от предыдущей редакции указанной части — «…заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера» — в действующей редакции ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень заявляемых сведений более конкретизирован, хотя и остается открытым (законодатель употребляет термин «либо других сведений», что предполагает отсылку к ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, содержащей перечень основных сведений, подлежащих указанию в декларации на товары). Для выработки единой правоприменительной практики представляется более логичным в ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указать закрытый перечень сведений о товаре, который не подлежал бы расширительному толкованию и не вызывал бы неоднозначную трактовку. В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что, если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера <7>. ——————————— <7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N 23, от 9 февраля 2012 г. N 2) // Российская газета. 2006. 8 ноября.

Основное количество дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждается по фактам заявления при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза либо об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза утверждена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 <8>. ——————————— <8> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ, от 11 ноября 2004 г. N 139-ФЗ, от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ, от 31 декабря 2005 N 204-ФЗ.

При рассмотрении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза либо о таможенной стоимости товаров, таможенным органам необходимо руководствоваться позицией, изложенной в письмах ФТС России от 1 февраля 2012 г. N 18-12/04655 «О привлечении лиц к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП России» <9>, от 2 октября 2009 г. N 1812/46839 «О возбуждении дел об АП в связи с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров» <10>, от 5 июля 2006 г. N 01-06/23437 «О возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам корректировки таможенной стоимости» <11>, в соответствии с которыми само по себе заявление неверных сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза либо о таможенной стоимости товаров не образует административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, если это сопряжено с указанием недостоверных сведений о товарах или сведений, на основании которых определена их таможенная стоимость, либо представлением недействительных документов. ——————————— <9> Письмо ФТС России от 1 февраля 2012 г. N 18-12/04655 «О привлечении лиц к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП России» // СПС «КонсультантПлюс». <10> Письмо ФТС России от 2 октября 2009 г. N 18-12/46839 «О возбуждении дел об АП в связи с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров» // СПС «КонсультантПлюс». <11> Письмо ФТС России от 5 июля 2006 г. N 01-06/23437 «О возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам корректировки таможенной стоимости» // Таможенные ведомости. 2006. N 9.

Таким образом, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту заявления недостоверных сведений о классификационном коде товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза необходимо одновременное соблюдение трех условий: заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; указанные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера; в декларации на товары при их описании заявлены недостоверные сведения о количестве, свойствах и характеристиках товаров, влияющих на их классификацию. В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в графе 31 данной декларации указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также о грузовых местах; в графе 33 декларации указывается десятизначный классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. При контроле правильности классификации товаров таможенные органы должны проверять соответствие товара сведениям о его наименовании и описании, заявленным как в таможенной декларации, так и в документах, представленных при декларировании товаров в подтверждение заявленного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза способами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза, в частности путем применения различных форм таможенного контроля, проведения таможенной экспертизы. При отсутствии информации, необходимой для контроля правильности классификации товара и его идентификации, уполномоченное должностное лицо таможенного поста направляет декларанту уведомление о том, какие именно сведения и документы должны быть представлены (например, описание товара, фотографии, рисунки, технологические схемы изготовления, оригиналы или заверенные в соответствии с установленным порядком копии заключений специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, и т. п.). Имеющаяся судебная практика показывает, что постановления по делам об административных правонарушениях, возбужденных по фактам указания в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, не сопряженного с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, в ходе обжалования отменяются <12>. ——————————— <12> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2012 г. N 15АП-3007/2012 по делу N А32-4504/2010 // СПС «КонсультантПлюс».

Указанная практика соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 3 февраля 2009 г. N 11875/2008: в случае заявления декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему кода Товарной номенклатуры таможня, осуществляющая таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из своих полномочий, а также общих принципов таможенного контроля, обязана либо не допустить таможенное оформление товара на основании такой декларации, либо предпринять после выпуска товара меры по получению от декларанта доначисленной суммы таможенной пошлины. Указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, не связанное с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, не может служить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом декларант не освобожден от обязанности уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем надлежащему коду товарной номенклатуры <13>. ——————————— <13> Постановление Президиума ВАС РФ от 3 февраля 2009 г. N 11875/08 по делу N А32-23066/2007-57/430-59АЖ // Вестник ВАС РФ. 2009. N 5.

В соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств — членов Таможенного союза. В случаях если путем визуального осмотра без проведения специального экспертного исследования невозможно установление химического состава и содержания товара, ввезенного на таможенную территорию и представленного к таможенному декларированию, а также определение возможных сфер его применения, судами зачастую делается вывод о том, что установление таможенным органом иного описания и характеристики товара на основании проведенной экспертизы не свидетельствует о наличии вины декларанта, указавшего при классификации полное описание товара, соответствующее товарно-транспортным документам, в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14>. ——————————— <14> Постановление ФАС Центрального округа от 26 декабря 2012 г. по делу N А62-4857/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 486-О-О указано, что административная ответственность применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению <15>. ——————————— <15> Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. N 486-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 6.

Неоднократно при привлечении лиц к административной ответственности должностные лица таможенных органов указывают на непринятие декларантом или таможенным представителем всех возможных мер для соблюдения требований таможенного законодательства (например, лицо не воспользовалось правом на получение предварительного решения о классификации товара в соответствии со ст. 54 Таможенного кодекса Таможенного союза). В данном случае необходимо установить круг полномочий в отношении декларируемого товара лица, представившего таможенную декларацию. Административный регламент Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденный Приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760, устанавливает, что обратиться с заявлением указанного решения может декларант товара или лицо, обладающее полномочиями в отношении товара, по которому таможенным органом принимается предварительное решение по классификации товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза <16>. Таким образом, в случае отсутствия у таможенного представителя соответствующих полномочий в отношении товара последний не может обращаться в таможенный орган для получения предварительного решения о классификации товара. ——————————— <16> Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. N 760 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» // Российская газета. 2012. 10 августа.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации и расследованию административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.1, 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленным в таможенные органы письмом ФТС России от 30 ноября 2009 г. N 01-11/57317, при определении вины таможенного представителя необходимо учитывать принцип разумной достаточности, а не указывать непринятие всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, несовершение таможенным представителем действий, являющихся чрезмерными и излишними в обычных условиях делового оборота. Такими действиями в данном случае является проведение экспертизы, истребование предварительных решений о классификации, а также осуществление каких-либо иных действий, связанных с дополнительной проверкой представленных декларантом товаросопроводительных документов на товар <17>. ——————————— <17> Письмо ФТС России от 30 ноября 2009 г. N 01-11/57317 «О методическом пособии» // Архив Центральной оперативной таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы. Дело N 06-01 за 2009 г. Л. д. 251 — 324.

В случае отсутствия доказательств заявления таможенным представителем в таможенной декларации при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, не совпадающих с документами, представленными таможенному органу, судебными органами зачастую принимаются решения об отсутствии в деянии таможенного представителя вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <18>. ——————————— <18> Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2011 г. N 15АП-6141/2011 по делу N А32-357/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, имеющаяся судебная практика показывает, что понятие и критерии вины таможенных представителей в совершении административных правонарушений, выразившихся в указании в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры при декларировании товаров, в ряде случаев трактуется более узко по сравнению с виной декларанта в совершении аналогичного правонарушения. Необходимо учитывать, что при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. По результатам проведенных в рамках таможенного контроля мер при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении таможенным органам необходимо установить наличие либо отсутствие вины лица в совершении правонарушения, так как в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при отсутствии состава административного правонарушения, необходимым элементом которого и является вина. Если субъектом административного правонарушения является таможенный представитель, следует обращать внимание на несоответствие заявленного в таможенной декларации кода това ра по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза документам, полученным им от представляемого лица, что может свидетельствовать о неуказании в таможенной декларации в полном объеме сведений о наименовании товара, его качественных характеристиках, свойствах и целевом назначении, влияющем на его правильную классификацию; проверить, воспользовался ли таможенный представитель своим правом требовать и получать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей (в противном случае можно говорить о том, что лицо не проявило должную степень заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей таможенного представителя, что свидетельствует о наличии его вины в совершении административного правонарушения <19>). ——————————— <19> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 января 2013 г. по делу N А56-20610/2012 // СПС «КонсультантПлюс».

Если субъектом административного правонарушения является декларант, следует обращать внимание на несоответствие заявленного в таможенной декларации кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза документам, полученным им от грузоотправителя или изготовителя товара, иным документам, представленным при таможенном декларировании; проверять, реализовано ли право на получение предварительного решения о классификации товара; установить, воспользовался ли декларант правом осматривать, измерять товар, брать пробы и образцы товара, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах (ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза) с целью определения достоверного классификационного кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза; проверить по имеющимся электронным базам данных, под каким классификационным кодом однородный товар ранее декларировался лицом. Привлечение лица к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, заявленного в таможенной декларации со ссылкой на предварительное решение таможенного органа о классификации товара, возможно только тогда, когда будет установлено, что к таможенному декларированию был представлен товар, отличный от того, в отношении которого было принято решение о классификации. Отдельно остановимся на заявлении в таможенной декларации неполных сведений о товаре, сопряженном с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару. В таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по товарной номенклатуре. Классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации, не может считаться надлежащей, а описание товара — полным. Таким образом, заявление в таможенной декларации неполных сведений о товаре, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару, исходя из недостающих в декларации сведений о товаре, и если такие сведения могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные положения соответствуют как правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 1076/10 <20>, так и складывающейся судебной практике <21>. ——————————— <20> Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. N 1076/10 по делу N А40-42138/09-17-299 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 9. <21> Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2011 г. по делу N А78-2160/2011 // СПС «КонсультантПлюс».

Вывод же об отсутствии объективной стороны названного правонарушения при неправильном указании кода товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза является верным для случаев, когда в таможенной декларации заявлены все необходимые для классификации товара в таможенных целях и достоверные сведения о товаре либо когда неполное или неправильное описание товара в декларации не послужило основанием освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера. Сведения о качественной характеристике, свойствах товара следует рассматривать как сведения, необходимые для его классификации в таможенных целях, поскольку они непосредственно влияют на отнесение товара к подсубпозициям единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, каждая из которых имеет код и устанавливает подлежащую применению ставку таможенной пошлины. В соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной Приказом ФТС России от 17 марта 2010 г. N 500, при выявлении нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о классификации товара <22>, которое является доказательством заявления недостоверных сведений о классификационном коде товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. ——————————— <22> Приказ ФТС России от 17 марта 2010 г. N 500 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности» // Таможенный вестник. 2010. N 8.

Подробно остановимся и на квалификации административных правонарушений за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Положениям о таможенной стоимости товаров посвящена гл. 9 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных указанным Кодексом, — таможенным органом. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары, и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. В ряде случаев таможенная стоимость товаров заявляется в декларации на товары без заполнения декларации таможенной стоимости. Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 <23>. Порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. <24>. ——————————— <23> Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (ред. от 9 декабря 2011 г.) // Таможенный вестник. 2010. N 20 — 24. <24> Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (ред. от 23 апреля 2012 г.) // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4471.

В случае наличия у таможенных органов сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости товара для принятия решения о наличии в деянии лица признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо документально подтвердить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, представленных в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей. При этом определение таможенным органом таможенной стоимости товаров и размера подлежащих уплате таможенных платежей должно производиться в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза и решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376. Само по себе несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует объективной стороны рассматриваемого правонарушения. Основным квалифицирующим признаком состава этого правонарушения является недостоверность заявленных сведений, следовательно, для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо установить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, которые представлены в таможенный орган для ее подтверждения. Возбуждение дела об административном правонарушении будет обоснованным, например, в случае получения информации о недействительности представленных при таможенном оформлении транспортных и коммерческих документов, на основании которых производился расчет заявленной таможенной стоимости, а также в случае обоснованного включения таможенным органом дополнительных расходов (страховая премия, транспортные расходы, лицензионные платежи) в таможенную стоимость, если они не были включены в нее декларантом, и таможенная стоимость скорректирована на сумму, равную указанным дополнительным расходам. Кроме того, признаки рассматриваемого правонарушения присутствуют в случае, если имеет место взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на цену ввозимого товара, однако декларант производит отметку в декларации таможенной стоимости (ДТС-1) об отсутствии такой взаимосвязи и заявляет таможенную стоимость, определенную по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1). При этом необходимым условием для возбуждения дела об АП является проведение корректировки таможенной стоимости товаров, по результатам которой составляются КТС и требование об уплате таможенных платежей <25>. ——————————— <25> Письмо ФТС России от 30 ноября 2009 г. N 01-11/57317 «О методическом пособии» // Архив Центральной оперативной таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы. Дело N 06-01 за 2009 г. Л. д. 251 — 324.

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Обращаем внимание, что информация о необходимости уплаты дополнительных расходов, влияющих на величину заявленной таможенной стоимости товара в сторону увеличения, должна быть известна декларанту до момента регистрации таможенной декларации. Если же о возникновении дополнительных расходов декларанту стало известно после регистрации таможенной декларации, у него отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Действующим законодательством также предусмотрена административная ответственность и за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о стране происхождения, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам. Сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Наличие документов, подтверждающих страну происхождения товаров, связано с предоставлением тарифных преференций в отношении декларируемого товара. В соответствии с Приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. N 1565 «Об утверждении формы и Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций» <26>, если в ходе таможенного контроля обнаружено, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, в том числе если заявленные сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, уполномоченное должностное лицо принимает решение о стране происхождения товаров. Указанное решение является доказательством заявления недостоверных сведений о стране происхождения товаров. При доказывании вины лица в совершении правонарушения следует установить, воспользовалось ли оно правом получения предварительного решения о стране происхождения товара, предусмотренного ст. 111 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <27>. Приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1978 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара» устанавливает, что с заявлением о получении указанного решения могут обращаться российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта, а также иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта <28>. Таможенный представитель к данным лицам не относится, в связи с чем государственная услуга по принятию предварительных решений о стране происхождения товара по его заявлению не предоставляется. ——————————— <26> Приказ ФТС России от 2 августа 2012 г. N 1565 «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций» // Российская газета. 2012. 5 сентября. <27> Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2012 г.) // Российская газета. 2010. 29 ноября. <28> Приказ ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1978 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара» // Российская газета. 2012. 18 января.

Учитывая вышеизложенное, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо принятое в установленном порядке решение таможенного органа о недостоверности указанных в таможенной декларации соответствующих сведений (решение о классификации товаров, решение о стране происхождения товаров, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров). Основным критерием разграничения составов правонарушений по ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является характер заявляемых сведений. Так, при недекларировании товаров (ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) декларантом либо таможенным представителем не заявляются в установленном порядке соответствующие действительности сведения о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), т. е. не заявляется весь товар либо его часть. При недостоверном декларировании, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей (первичные или природные свойства, стоимость, происхождение и т. д.). Основным критерием разграничения составов правонарушений по ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является характер наступивших или предполагаемых негативных последствий правонарушения. Для квалификации по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо, чтобы заявление недостоверных сведений послужило или могло послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Для квалификации по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо, чтобы заявление недостоверных сведений о товарах либо представление могло послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений. Таким образом, можно отметить, что деяния, образующие объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно многочисленны и для их правильной квалификации, а также для разграничения от других нарушений таможенных правил необходимо детальное изучение действующего таможенного законодательства.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Российская газета. 1993. 21 июля. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

——————————————————————

Название документа