Первый налоговый законопроект по деофшоризации — что можно сделать уже сейчас

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Налоговая практика по России/СНГ / Налоговая практика)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)

Текст документа

ПЕРВЫЙ НАЛОГОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ПО

ДЕОФШОРИЗАЦИИ — ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ УЖЕ СЕЙЧАС

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,

Налоговая практика по России/СНГ / Налоговая практика)

Информационное письмо N 458

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 27 марта 2014 года

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 18 марта 2014 года Минфин России опубликовал для обсуждения проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)», разработанный во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Законопроект может еще подвергнуться изменениям в рамках обсуждения с бизнесом и чтений в Думе, но его окончательное принятие ожидается до 15 июня 2014 года со вступлением в силу с 1 января 2015 года.

Ключевые изменения, которые напрямую должны затронуть российских собственников частного бизнеса и российские компании, имеющие иностранные компании в структурах следующие.

1. С 1 января 2015 года для физических лиц — налоговых резидентов и российских компаний вводится обязанность уведомлять российские налоговые органы по специальной форме о своих контролируемых иностранных компаниях («КИК» или «controlled foreign companies» (CFC)):

а) под правила CFC подпадают, по сути, все «свои» компании из черного списка офшоров, который, как ожидается, будет для целей правил CFC дополнен расширенным списком с возможным включением в него Кипра и других популярных европейских юрисдикций;

б) правила CFC «включаются», если есть контроль, т. е. оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые в отношении распределения прибыли в силу не только прямого или косвенного участия, но и участия в договоре на управление структурой или иных особенностей отношений; иными словами, под правила попадают в т. ч. «бумажные» компании от провайдеров с номинальными директорами и номинальными акционерами;

в) под правила также подпадают не только персональные холдинговые компании, но и структуры (в частности, фонды (foundations), партнерства, товарищества, иные формы осуществления коллективных инвестиций), которые осуществляют деятельность в интересах своих участников (бенефициаров, пайщиков, доверителей и иных лиц).

2. Если в CFC есть контроль или хотя бы 1% в капитале прямо или косвенно, требуется подача уведомления, а если контроль или более 10% в капитале прямо или косвенно, требуется ежегодная уплата российских налогов на нераспределенную прибыль CFC в полном объеме пропорционально доле участия (20% налог на прибыль или 13% НДФЛ) — иными словами, теперь налог нужно будет платить, даже если эта прибыль не распределяется напрямую на российское лицо и не переводится на российские банковские счета.

3. Санкции — 100000 рублей за неподачу уведомления, 100000 рублей за отказ от предоставления информации российским налоговым органам, в случае неуплаты налога — 20% от суммы прибыли, а не суммы неуплаченного налога, но не менее 100000 рублей — т. е. налог по сути удваивается, плюс основания для уголовной ответственности.

4. Дополнительный правовой инструмент — признание иностранных компаний, в т. ч. не из нынешнего черного списка (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Швейцария и т. д.), российскими налоговыми резидентами, если они де-факто управляются из России или если, например, архивы иностранных компаний хранятся в России. В случае обнаружения такого факта уплата налога контролирующим лицом по CFC не освобождает от уплаты налога самой компанией — возможно двойное налогообложение до момента возврата излишне уплаченного налога, фактически штраф за использование «бумажных» структур.

5. Иностранная компания вправе добровольно объявить себя налоговым резидентом России и уплачивать все российские налоги — в таком случае правила CFC не применяются.

6. Отдельные изменения — введение налога на продажу акций иностранных SPV (BVI, Кипр и т. д.), прямо или косвенно владеющих российской недвижимостью.

7. Механизмы реализации — ОРД в России, совершенствование международного обмена информацией и т. д., информация от банков, аудиторов и сервис-провайдеров.

Возможные решения и стратегии поведения в рамках новых правил.

1. Решение N 1 при сохранении корпоративной структуры —

(а) добровольное признание российскими налоговыми резидентами всех иностранных компаний группы, де-факто контролируемых из России, и уплата ими налогов, как если бы они были российскими компаниями (иностранные компании, признанные налоговыми резидентами России не подпадают под правила CFC); плюс

(б) декларирование реальных иностранных компаний из черного списка как CFC и (опционально) распределение прибыли из них как дивидендов на российские банковские счета с уплатой 9%/0% налога на дивиденды — освобождает от 20%/13% налога, но не спасает от подачи уведомлений.

2. Решение N 2 с корпоративной реструктуризацией — переход на структуру только с российскими юридическими лицами («полный офшор»); может потребоваться длительная реструктуризация.

3. Решение N 3 с корпоративной реструктуризацией — переход на «белые структуры» не из черного списка, при обязательном условии, что такие структуры имеют реальное наполнение и не управляются из России.

Российским физическим лицам и компаниям, имеющим в группе компании и структуры из черного списка, а также «белые» иностранные компании и структуры, но де-факто управляемые из России, необходимо уже сейчас определить стратегию поведения с 2015 года и начать принимать меры уже в 2014 году, чтобы обеспечить соблюдение новых правил с 2015 года и защиту прошлых периодов.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *