Некоторые аспекты применения банковской гарантии в таможенной сфере

(Шлыков В. С.) («Банковское право», 2009, N 6)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

В. С. ШЛЫКОВ

Шлыков В. С., заместитель начальника организационно-контрольного отдела УФССП России по Саратовской области.

Несмотря на экономический кризис, который не обошел стороной и Россию, экономическое направление финансовой деятельности таможенных органов связано с таможенными платежами как фискальными доходами бюджетной системы. Фискальная составляющая экономической цели пополняет доходную часть федерального бюджета, так как один из существенных его источников — это таможенные платежи в сфере внешней торговли. Основное направление фискальной деятельности таможенных органов Российской Федерации — аккумуляция в федеральном бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей. В отличие от налогов таможенные платежи уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, — государственному предприятию связи, которое перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Плательщиком таможенной пошлины является или непосредственно декларант, или другое лицо. В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей. Для решения указанных вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом ТК РФ отдельную главу (глава 31, ст. 337 — 347). Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования. Следует отметить, что порядок обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленных в ТК РФ, в целом соответствует тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в главе 11 НК РФ, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72 НК РФ: «В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Российской Федерации». К основным способам обеспечения законодатель в ТК РФ относит: — залог товаров и иного имущества; — банковскую гарантию; — внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); — поручительство. Кроме того, законодатель предусмотрел возможность использования дополнительного способа обеспечения уплаты таможенных платежей — договора страхования. Ситуации, когда должна быть обеспечена уплата таможенных платежей обязательно, законодатель перечислил и закрепил в п. 1 ст. 337 ТК РФ. К таким случаям относится: предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей; условный выпуск товара; перевозка и (или) хранение иностранных товаров; осуществление деятельности в области таможенного дела (деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров). Таким образом, обеспечение уплаты таможенных платежей — важная гарантия исполнения обязанностей, установленных ТК РФ. По мнению ряда ученых, способы обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества, банковской гарантии и поручительства фактически взяты из гражданского права, в связи с чем в самом ТК РФ имеются ссылки к нормам гражданского права <1>. ——————————— <1> См.: Верстова М. Е. Современные проблемы обеспечения уплаты таможенных платежей залогом товаров и иного имущества // Таможенное дело. 2007. N 2. С. 12.

ТК РФ не предусматривает безусловного применения положений гражданского права в случаях применения всех и любого из указанных способов обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Отметим, что применение положений гражданского права предусмотрено ТК РФ лишь в определенных случаях <2>. Отношения по уплате таможенных платежей носят публично-правовой характер, так как одной из сторон этих отношений выступает государство в лице специально уполномоченных им на это органов государства. В отличие от отношений, регулируемых гражданским законодательством <3>, в сфере таможенного дела фактическое равенство сторон правоотношений и автономия их воли отсутствуют, наоборот, имеет место доминирование государственного органа (таможенного) и осуществление им определенных законодательством властных полномочий в отношении субъектов, действующих в сфере таких его полномочий. ——————————— <2> В то же время вопрос о сочетании норм столь разных отраслей законодательства, как гражданское и таможенное, и применении их в совокупности представляется весьма интересным. См.: Верстова М. Е. Гражданско-правовые аспекты современного таможенного законодательства. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2002. С. 121 — 146. <3> В гражданском праве возникновение отношений по обеспечению исполнения лицом его обязательства перед кредитором обусловлено существованием соответствующего основного гражданско-правового обязательства. По всем способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным главой 23 ГК РФ, фигурирует кредитор в основном обязательстве, интерес которого в надлежащем исполнении и обеспечивается. Таким образом, существуют два гражданско-правовых обязательства: обязательство должника перед кредитором по основному обязательству и обязательство должника или иного лица перед тем же кредитором по дополнительному (обеспечивающему) обязательству, причем второе жестко привязано к первому. Недействительность основного обязательства (т. е. его фактическое отсутствие) влечет недействительность акцессорного обязательства, обеспечивающего его исполнение (п. 3 ст. 329 ГК РФ).

В сфере таможенного дела конструируется следующая схема обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Существует публично-правовое обязательство конкретного лица по уплате таможенных платежей, возникшее по основаниям, предусмотренным законодательством. Данное публично-правовое обязательство предлагается обеспечить теми способами, которые предусмотрены для гражданского оборота, и в основном на основании правовых норм, предусмотренных для гражданского оборота, т. е. для правоотношений, основанных на равенстве и автономии воли участников <4>. ——————————— <4> См.: Верстова М. Е. Современные правовые проблемы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы, 2007.

По мере расширения внешнеторгового сотрудничества, развития таможенной инфраструктуры в таможенном деле все чаще применяются характерные для гражданского права договорные начала правового регулирования. Тем более что комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование для регулирования отношений, возникающих в таможенной сфере, отдельных гражданско-правовых норм. В этой связи, рассмотрев общие параметры режима обеспечения уплаты таможенных платежей, охарактеризуем способы обеспечения уплаты платежей — залог товаров и иного имущества, банковскую гарантию, внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), поручительство и страхование. Напомним, что плательщик таможенных платежей вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения их уплаты (п. 2 ст. 340 ТК РФ), за исключением применения договора страхования, использование которого предполагается специальным порядком. Следовательно, с юридической точки зрения таможенный орган не вправе предъявить плательщику таможенных платежей требование о применении какого-то определенного способа обеспечения их уплаты. В современной таможенной практике значительное распространение получила банковская гарантия, используемая при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, при помещении товаров под отдельные таможенные режимы (временного ввоза/вывоза, транзита и т. д.). Согласно требованиям ст. 342 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных платежей в виде предоставления банковской гарантии регулируется гражданским законодательством Российской Федерации, а отношения в связи с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии — также положениями банковского законодательства. Следует отметить, что НК РФ, перечисляя способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, не упоминает банковскую гарантию. В то же время в п. 2 ст. 72 НК РФ предусмотрено, что в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством. Таким образом, банковская гарантия — способ обеспечения исполнения обязанностей, специфический для таможенного регулирования. Главная особенность банковской гарантии, делающая ее использование в таможенном деле особо привлекательным, заключается в сохранении ее силы независимо от возможного последующего уменьшения обязательства принципала, а также от того, что основное обязательство может быть вскоре прекращено или признано недействительным. Банковская гарантия является самостоятельным обязательством и не имеет акцессорного характера. Широкое использование банковских гарантий в таможенном деле объясняется их высокой надежностью и быстротой реализации. Исходя из сложившейся практики, удовлетворение требования бенефициара должно быть произведено в срок, не превышающий 3 — 5 рабочих дней. Определение банковской гарантии содержится в ст. 368 ГК РФ, предусматривающей, что «в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате». Применительно к банковской гарантии принципалом является плательщик таможенных налогов, бенефициаром — таможенный орган, а круг гарантов ограничивается банками, кредитными или страховыми организациями. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства о банках и банковской деятельности (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и др.) и гражданского законодательства. В целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться гарантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте. При этом указанные банки, кредитные или страховые организации должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФТС России. Таким образом, включение банка в этот реестр является необходимым условием для того, чтобы гарантии, выдаваемые таким банком, принимались таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Для внесения в реестр лицо обязано представить в соответствующий орган заявление и документы согласно утвержденному перечню.

——————————————————————