О деятельности полиции Германии по профилактике незаконного оборота наркотических средств

(Газизов Д. А., Майле А. Д.) («Административное право и процесс», 2013, N 2) Текст документа

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ГЕРМАНИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Д. А. ГАЗИЗОВ, А. Д. МАЙЛЕ

Газизов Дмитрий Анатольевич, начальник отдела управления правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности Договорно-правового департамента МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Майле Алексей Давидович, советник по российскому праву при земельном суде федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, доктор права, магистр административных наук, Федеративная Республика Германия.

В статье рассматривается опыт административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств полицией Германии.

Ключевые слова: наркотические средства, законодательство, незаконный оборот наркотических средств.

The activities of the German police for the prevention of drug trafficking D. A. Gazizov, A. D. Majle

The article reviews the experience of administrative and legal combat illicit trafficking of narcotic drugs by the police in Germany.

Key words: narcotic drugs, legislation, illicit drug trafficking.

Принято считать, что полиция <1> в Германии осуществляет следующие основные функции: предотвращение (отражение) опасности (поддержание общественной безопасности и общественного порядка; предупреждение и предотвращение совершения правонарушений); уголовное преследование (расследование преступлений); оказание помощи населению <2>. ——————————— <1> В целом полиция Германии включает в себя федеральные полицейские ведомства (службы) и полицию земель. При этом вопросы организации и наделения полиции полномочиями федеральные земли решают самостоятельно, так как это является их исключительной компетенцией. <2> Несмотря на то что международные стандарты не определяют функций полиции, они вытекают из общего понимания основных функций полиции в демократическом правовом государстве.

Для выполнения указанных функций полиция наделена соответствующими полномочиями, которые прописаны в федеральных и земельных полицейских законах. Они в совокупности с другими нормативными правовыми актами в сфере охраны порядка и обеспечения общественной и личной безопасности составляют основу современного полицейского права ФРГ. Предупреждение и предотвращение совершения правонарушений в сфере оборота наркотических средств и их аналогов являются в соответствии с полицейским правом Германии составной частью криминальной превенции и относятся наряду с другими к основным задачам полиции <3>. Целью полицейской превенции в этой сфере является редуцирование возможностей совершения противоправных действий, а также непосредственное предупреждение и предотвращение (отражение) опасности со стороны социально опасных лиц <4>. ——————————— <3> См., например: § 1 Abs. I PolG NRW. Институт полицейской превенции имеет в Германии свою давнюю историю. Впервые данная функция была вменена в обязанность полиции 13 апреля 1921 г., когда в соответствии с Указом Министра внутренних дел Германии в Управлении полиции г. Берлина было создано консультационное бюро по предотвращению краж со взломом. <4> См., например: Polizeiliche Kriminalpravention. RdErl d. Innenministeriums — 42-62.02.01 vom 28.9.2006 // Ministerialblatt (MBI. NRW.). Ausgabe 2006 Nr. 27 vom 23.10.2006. S. 499 — 518 // URL: https://recht. nrw. de/lmi/owa/br_vbl_detail_text? anw_nr=7&vd;_id=8002&ver;=8&val;=8002&menu;=l&vd;_back=N.

Согласно данным полиции число лиц, впервые задержанных за употребление «твердых» наркотиков, выросло в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 14% и составило 21 315 человек. Серьезную озабоченность вызывает увеличение потребления синтетических наркотических средств <5>. ——————————— <5> URL: http://www. drogenbeauftragte. de/presse/pressemitteilungen/2012-01/aktuelle-rauschgiftlage. html.

Непосредственно права полиции по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков, профилактике распространения наркомании прописаны в соответствующих полицейских законах федеральных земель. Анализ профилактической деятельности полиции ФРГ позволяет говорить о существовании единых «стандартов полицейской профилактики». Во-первых, полицейская криминальная профилактика исходит из того, что профилактика — это прежде всего задача всего общества. Применительно к государственным органам, участвующим в профилактике, полиция инициирует конкретные мероприятия, поддерживает и участвует в развитии соответствующих программ в рамках собственных задач и компетенций. При этом соответствующие мероприятия всегда нацелены на определенные группы людей. При этом ведущую роль играют достигнутые специальные познания в области криминологии и криминалистики. Кроме того, полицией учитывается эффективность и экономичность проводимых мероприятий. Во-вторых, мероприятия и проекты криминальной превенции разрабатываются и внедряются на основе единых и согласованных в каждой земле специальных принципов и стандартов. Комиссариаты полиции, ответственные за криминальную превенцию, отвечают за качество и надлежащее обеспечение проводимой превентивной работы. Превентивные мероприятия полиции интенсивно поддерживаются прессой и массово-просветительской работой. Непосредственно проводимые полицией консультации и профилактические мероприятия бесплатны. Непосредственно профилактическая работа полиции по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотических средств состоит в поддержке других (ответственных) носителей наркопрофилактики. При этом полиция стремится к сотрудничеству с учреждениями и организациями, ответственными за профилактику на местном уровне, и содействует образованию соответствующих социальных сетей. Полиция принимает участие в работе комитетов, специальных комиссий, рабочих групп и в совещаниях специалистов по предупреждению наркомании. Она делится своими специальными познаниями, с тем чтобы повысить эффективность работы других (основных) носителей профилактики. Кроме того, затрагиваются не только вопросы профилактики наркозависимости, но также и остальные зависимости: легальные наркотические средства, алкоголь, табак и т. д., так как любая зависимость социально опасна и может в конечном счете привести к совершению преступления. В своей работе полиция акцентирует внимание прежде всего на значении развития личности и социальной компетенции детей и подростков. Она подчеркивает значимость поведения взрослых в обращении с легальными наркотическими веществами. При проведении информационных мероприятий, ориентированных на лиц, ответственных за воспитание, показ и демонстрацию наркотиков и вспомогательных средств, материалы доводятся только в том объеме, который необходим для их использования. Особое значение играют мероприятия по профилактике наркомании в школах, которые, по устоявшемуся мнению полиции, не могут рассматриваться изолированно и должны включаться в школьный учебный план. За оформление и проведение соответствующих профилактических мероприятий в отношении наркотиков и других зависимостей отвечает непосредственно сама школа (школьное руководство). Полиция принимает в них участие, если имеется такая необходимость. Непосредственно к целевым группам полицейской наркопрофилактики относятся учителя, школьные социальные работники, родители и лица, их заменяющие, и школьники, как правило, старше 14 лет <6>. ——————————— <6> Дети младше 14 лет только в исключительных случаях являются непосредственной целевой группой полицейских мероприятий.

При проведении профилактических мероприятий в анализируемой сфере полиция преследует такие цели, как разъяснение роли, задач и социального назначения полиции; доведение до сведения статистической информации о наркопреступности; разъяснение соответствующего законодательства об ответственности в сфере оборота наркотических средств и соответствующих положений уголовного судопроизводства, Закона о защите молодежи и т. д.; разъяснение последствий потребления наркотиков, в том числе типичного для молодежи «опробования наркотиков»; указание на учреждения, организации, участвующие в профилактической работе и осуществляющие помощь пострадавшим от наркотиков. В последние годы в ФРГ не только усилена профилактическая роль полиции, но и расширены ее права для достижения целей полицейской превенции. Федеральные земли Германии приняли ряд законодательных актов, в том числе внесли соответствующие изменения в земельное полицейское право, расширив «профилактические» права полиции, с тем чтобы она могла более эффективно предупреждать и пресекать правонарушения, в том числе в сфере оборота наркотических средств. К наиболее часто применяемым мерам полицейского воздействия относятся: — удаление из квартиры (дома) лица, от которого исходит опасность (Wohnungsverweisung); — запрет прихода в квартиру (дом) лицу, от которого исходит опасность (Ruckkehrverbot); — удаление из определенного места лица, от которого исходит опасность (Platzverweis); — запрет пребывания (появления) в определенном месте лицу, от которого исходит опасность (Aufenthaltsverbot); — в особо тяжелых случаях лицо, от которого исходит опасность, берется под стражу (Ingewahrsamnahme). Если лицо, от которого исходит опасность, не желает удалиться из квартиры (дома) или если, по мнению полицейских, это необходимо, так как существует непосредственная угроза безопасности для жертвы насилия ввиду того, что данное лицо находится в состоянии наркотического опьянения или под влиянием одурманивающих веществ, то лицо может быть подвергнуто полицейскому задержанию. Данный вид задержания предусмотрен практически всеми полицейскими законами федеральных земель об охране общественного порядка и безопасности. Так, например, в соответствии с § 32 гессенского Закона «Об общественной безопасности и порядке» <7> полицейское задержание может быть применено, если это необходимо: ——————————— <7> Hessisches Gesetz uber die offentliche Sicherheit und Ordnimg (HSOG) in der Fassung vom 14. Januar 2005, zuletzt geandert durch Artikel 1 des Gesetzes vom 14. Dezember 2009 (GVBl. I S. 635).

— для защиты лица против опасности, угрожающей его жизни или здоровью (телу), в особенности если это лицо явно находится в состоянии, исключающем свободное волеизъявление, или в другом беспомощном положении; — для предотвращения или прекращения преступления или нарушения общественного порядка (административного правонарушения), имеющего большое значение для общественности; — для удаления с определенного места лица, от которого исходит опасность; — для того, чтобы защитить частные права, если задержание и привод в соответствии со ст. 229 и ч. 3 ст. 230 Гражданского уложения Германии были бы допустимы без полицейского вмешательства; — в отношении несовершеннолетних, если они находятся без присмотра или уклонились от присмотра правомочных на то граждан, с целью их передачи последним или их передачи в ведомство по делам молодежи; — в отношении лица, которое сбежало из мест предварительного заключения, скрылось от исполнения наказания или других мер, связанных с лишением свободы, или находится без разрешения администрации исправительного учреждения вне учреждения, чтобы доставить его обратно. Препровождение (выдворение) из определенного участка местности или объекта, запрет вхождения на определенный участок (объект) или нахождения на определенном участке (объекте) являются сравнительно новыми полицейскими полномочиями <8>. Основанием применения рассматриваемых мер является наличие конкретной или абстрактной опасности для общественного порядка (правопорядка) либо жизни и здоровья людей (населения) <9>. Продолжительность применения указанных полицейских запретов ограничена по времени (от нескольких дней до нескольких месяцев), но может быть обжалована, как и любой другой полицейский (административный) акт, в административном суде. ——————————— <8> В земле Баден-Вюртемберг введены в 2008 г. <9> Исключением является удаление с мест деятельности пожарных и других спасательных служб.

Административное заключение под стражу применяется для обеспечения безопасности (жизни и здоровья) самого задержанного, предотвращения совершения преступления или административного правонарушения или их прекращения <10>. Заключается в ограничении свободы, как правило, на несколько часов. Без разрешения суда данная мера полицейского принуждения должна быть прекращена, если отпали основания для ее применения, или по истечении суток, следующих за задержанием <11>. ——————————— <10> § 28 I N 2 BWPolG; § 15 N 1 BremPolG. <11> Продолжительность данной меры нормирована в полицейских законах земель по-разному. Исключением являются полицейские законы Бремена и Шлезвиг-Гольштейна, в которых минимальная продолжительность административного задержания не установлена.

Если лицо, от которого исходит опасность, не желает удалиться из квартиры (дома) или если, по мнению полицейских, это необходимо, так как существует непосредственная угроза безопасности для жертвы насилия ввиду того, что данное лицо находится в состоянии алкогольного опьянения или под влиянием наркотических средств, то лицо может быть также подвергнуто полицейскому задержанию. Таким образом, основными направлениями профилактической деятельности полиции ФРГ являются общая и индивидуальная профилактическая работа в рамках осуществления полицейской деятельности; взаимодействие с населением, в том числе с общественными объединениями по поддержанию правопорядка; предупреждение, пресечение административных правонарушений и участие в раскрытии преступлений. При осуществлении обозначенных направлений деятельности полиции преследуются следующие цели: информирование населения о последствиях потребления и использования наркотиков; оказание помощи большему количеству людей, употребляющих наркотические средства, для снижения уровня преступности; снижение количества людей, попробовавших наркотики впервые; снижение доступности наркотиков. Именно в указанной выше деятельности и заключается основное социальное предназначение полиции. Любая профилактическая работа должна способствовать формированию отношения доверия к полиции, как к «другу и помощнику».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *