Об оказании военнослужащим медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения

(Боголюбов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 3) Текст документа

ОБ ОКАЗАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

А. В. БОГОЛЮБОВ

Боголюбов А. В., старший юрисконсульт, подполковник юстиции.

Рассматривается вопрос о проблемах, возникающих при обращении военнослужащих за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.

Ключевые слова: военнослужащий, медицинская помощь, учреждение здравоохранения, обязательное медицинское страхование.

On the provision of military health care facilities in the state and community health systems A. V. Bogolyubov

The question of the problems encountered in handling military medical care in state and local health agencies.

Key words: military, health care, health care institution, compulsory health insurance.

Уровень боеготовности Российской армии определяется многими составляющими, среди которых на первом месте стоят качество вооружения и боевая выучка войск. Однако не меньшее значение имеет и такой, казалось бы, обыденный фактор повседневной жизни войск, как здоровье военнослужащих: любая военная техника превращается в груду бесполезного металла, а достигнутая выучка падает, если личный состав пребывает в болезненном состоянии, которое не позволяет ему полно и качественно выполнять задачи по предназначению. Поэтому каждый командир обязан уделять самое пристальное внимание вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья подчиненных военнослужащих. И все же заболеть может каждый. Болеть можно кратковременно или продолжительно, болезнь может быть пустяковой, а может — весьма тяжелой и опасной. Болезнь может стать серьезным препятствием на пути профессионального роста военнослужащего или даже лишить его возможности к дальнейшему прохождению военной службы. Как и любой гражданин России, военнослужащий в случае заболевания может (а в ряде случаев и обязан) обратиться за медицинской помощью. К сожалению (и это ни для кого не секрет), качество медицинской помощи, а также ее доступность не всегда соответствуют уровню наших ожиданий. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские учреждения). Практическая реализация приведенной правовой нормы военнослужащими, проходящими военную службу в достаточно крупных гарнизонах, как правило, затруднений не вызывает: к их услугам имеются различного уровня (гарнизонные, окружные, центральные) военные госпитали, военно-медицинские службы и действующие при них поликлиники. В случае заболевания или при необходимости обследования такой военнослужащий получит бесплатную медицинскую помощь, что называется, «не отходя от кассы». Проблемы могут возникнуть у военнослужащего, который волей судьбы и командиров будет служить в небольшом подразделении, дислоцированном вдали от очагов цивилизации, — населенном пункте, военно-медицинского учреждения не имеющем. Конечно, при необходимости оказания медицинской помощи военнослужащий может быть доставлен в госпиталь с использованием надлежащих транспортных средств. Однако иногда в силу различных причин это может оказаться неприемлемым или нецелесообразным. И тогда встает вопрос об обращении военнослужащего за медицинской помощью в гражданское учреждение здравоохранения. Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь военнослужащим должна оказываться в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Между тем многие военнослужащие (и автор настоящей статьи не исключение) сталкивались с проблемой, когда в гражданском медучреждении им отказывали в приеме у специалиста и лечении на том простом основании, что у военнослужащего отсутствовал полис обязательного медицинского страхования. Альтернатива же отсутствующему полису, по мнению медработников, одна — платное обслуживание. Но так ли это на самом деле? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, изучим механизм осуществления обязательного медицинского страхования (далее — ОМС). В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» данный вид обязательного социального страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС. Средства ОМС формируются из различных источников, основной из которых — доходы от уплаты страховых взносов. Страховые взносы, в свою очередь, складываются из двух финансовых потоков: первый представляет собой взносы на ОМС работающего населения (их производят работодатели в отношении своих работников <1>, а также некоторые другие категории работающего населения — адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, индивидуальные предприниматели), второй — взносы на ОМС неработающего населения (их производят специально на то уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или организации, определяемые Правительством Российской Федерации). ——————————— <1> В упрощенном виде это выглядит следующим образом: работодатель, начисляя работнику заработную плату, производит удержание определенной части денежных средств, которые направляются в фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 10 указанного Закона застрахованными лицами являются перечисленные в данной статье категории работающих и неработающих граждан, военнослужащие в число субъектов ОМС не входят. Таким образом, военнослужащие в процессе наполнения «кубышки» Фонда обязательного медицинского страхования не участвуют. Между тем именно за счет данных средств и происходит оплата медицинских услуг, оказываемых застрахованным лицам учреждениями здравоохранения: данную оплату производит страховая медицинская организация на основании соответствующего счета, ежемесячно выставляемого медицинским учреждением. Следовательно, военнослужащие претендовать на получение медицинских услуг в системе ОМС не могут, что подтверждается и ст. 16 рассматриваемого Закона: при обращении за медицинской помощью (за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи) застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования, а у военнослужащих его нет. Выходит, требование об оплате медицинских услуг, предъявляемое к военнослужащему в гражданском медучреждении, является обоснованным? Обратимся к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 25 данного Закона военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба. Не противоречат приведенной норме и положения ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым расходы учреждениям государственной или муниципальной систем здравоохранения (далее — учреждения здравоохранения) по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 <2>, в соответствии с которым расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу военнослужащие (далее — территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения. ——————————— <2> Указанным Постановлением утверждены несколько приложений, в числе которых Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее — Правила).

Учреждение здравоохранения в течение пяти суток после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) военнослужащего оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного, счет-фактуру за оказанную медицинскую помощь, а также дополнительные сведения об оказанной медицинской помощи и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, с указанием банковских реквизитов этого учреждения и его почтового адреса. Указанные документы представляются один раз в месяц за всех пролеченных в этот период военнослужащих не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Одновременно учреждение здравоохранения информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в учреждении указанных военнослужащих и о возмещении федеральными органами исполнительной власти расходов на оказание военнослужащим медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели. Скорая медицинская помощь оказывается военнослужащим беспрепятственно и бесплатно всеми учреждениями здравоохранения независимо от территориальной и ведомственной подчиненности и формы собственности при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, другие состояния и заболевания). Проведение взаиморасчетов осуществляется с момента, когда устранена непосредственная угроза жизни больного, здоровью окружающих и возможна транспортировка больного. При оказании медицинской помощи военнослужащим по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие необходимые документы и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти. Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной военнослужащим медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (обследования, освидетельствования). Взаиморасчеты за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, и оказываемые военнослужащим в специализированных медицинских учреждениях здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями здравоохранения не производятся. Автор настоящей статьи умышленно привел Правила практически в полном объеме — личный опыт показывает, что работники учреждений здравоохранения о наличии данных Правил не осведомлены либо, зная об их существовании, исполнение их все же игнорируют. Итак, на вопрос о том, должен ли военнослужащий, обратившийся за медицинской помощью в гражданское учреждение здравоохранения, оплачивать из своего кармана оказанные ему медицинские услуги?, следует ответ: нет, не должен. Подведем некоторые итоги. Порядок обращения военнослужащих за медицинской помощью в гражданские учреждения здравоохранения, как правило, регламентируется соответствующими правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В общем же виде этот порядок выглядит следующим образом. Военнослужащий, не нуждающийся в оказании ему скорой или неотложной медицинской помощи, не вправе самостоятельно обращаться в гражданское учреждение здравоохранения — вначале он должен обратиться в соответствующее военно-медицинское учреждение, где ему будет выдано необходимое направление <3>. На основании этого направления и в соответствии с договором, заключенным между органом военного управления и учреждением здравоохранения, военнослужащему будет предоставлен комплекс медицинских услуг, при этом вопросы практического осуществления взаиморасчетов за оказанные услуги в компетенцию военнослужащего не входят. ——————————— <3> Исключением являются случаи, когда военнослужащие изначально прикреплены к гражданскому медицинскому учреждению — в этом случае предварительное обращение за направлением не требуется.

В случае возникновения ситуации, при которой требуется оказание неотложной медицинской помощи, военнослужащий, при невозможности его обращения в военно-медицинское учреждение, вправе обратиться в гражданское учреждение здравоохранения. При этом военнослужащий, предъявив соответствующий документ, удостоверяющий его личность, должен проинформировать медицинскую организацию о принадлежности его к тому федеральному органу исполнительной власти, в котором он проходит военную службу, и предоставить необходимые данные для заключения договора <4>. Сам военнослужащий в силу требований Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязан предпринять исчерпывающие меры для своевременного информирования командования о своем местонахождении и состоянии здоровья. В свою очередь, медицинская организация, даже не имея заключенного с соответствующим командованием договора на оказание военнослужащим медицинских услуг, не вправе отказать военнослужащему в оказании таких услуг. Вопросы заключения разового договора и осуществления взаиморасчетов по нему в компетенцию военнослужащего не входят. ——————————— <4> Наверное, наиболее разумным в этой ситуации будет предоставить медицинскому учреждению номера телефонов соответствующих должностных лиц командования, уполномоченных решать данные вопросы.

В случае необходимости оказания военнослужащему скорой медицинской помощи он вправе обратиться в любое ближайшее медицинское учреждение вне зависимости от его ведомственной принадлежности <5>. ——————————— <5> В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что военнослужащий, самостоятельно обратившийся за медицинской помощью в гражданское учреждение здравоохранения, несет риск последующего отказа командования оплатить возникшие в связи с этим расходы — необходимость такого обращения и обоснованность расходов, возможно, придется доказывать в суде. Итак, что можно порекомендовать военнослужащим, вынужденным обратиться за медицинской помощью в гражданское медучреждение? Во-первых, не вступать в бессмысленные пререкания с работниками регистратуры (как показывает практика, именно здесь в подавляющем большинстве случае военнослужащим и отказывают в записи на прием к врачу, требуя пресловутый полис ОМС): в случае отказа обращайтесь к старшей медсестре или главврачу медучреждения — как правило, данные должностные лица о существовании Постановления N 911 знают и принимать на себя последствия его невыполнения не станут. Во-вторых, в случаях активного нежелания вышеперечисленных должностных лиц обеспечить вам доступ к медицинской помощи звоните в страховую медицинскую организацию, территориальный фонд ОМС или вышестоящую организацию здравоохранения — по существующим правилам их номера телефонов и адреса должны находиться в каждом учреждении здравоохранения на доступном для обозрения месте. Можно позвонить и в органы прокуратуры. В-третьих, не идти на поводу незаконных требований работников медучреждения об оплате медицинских услуг. К сожалению, последнее случается довольно часто — заболевший военнослужащий в силу своего недомогания не имеет ни сил, ни желания вступать в бессмысленные, с его точки зрения, споры, предпочитая скорее начать процесс лечения, а значит и выздоровления… В заключение автору остается лишь пожелать всем читателям крепкого здоровья!

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *