О работе юридического отдела регионального Министерства (департамента) здравоохранения над законодательными и правовыми нормативными актами, принятыми в области здравоохранения

(Шаповалова П. К., Шаповалов К. А.)

(«Медицинское право», 2012, N 4)

Текст документа

О РАБОТЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

РЕГИОНАЛЬНОГО МИНИСТЕРСТВА (ДЕПАРТАМЕНТА) ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НАД ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И ПРАВОВЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ,

ПРИНЯТЫМИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

П. К. ШАПОВАЛОВА, К. А. ШАПОВАЛОВ

Шаповалова Полина Константиновна, государственный советник 1-го класса, начальник юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Коми (г. Сыктывкар).

Шаповалов Константин Альбертович, доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела стандартизации и экспертизы качества медицинской помощи ГБУЗ Республики Коми «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» (г. Сыктывкар).

Проведен анализ 1542 законодательных и нормативных правовых актов в области здравоохранения, подготовленных юридическим отделом Министерства здравоохранения Республики Коми и принятых к исполнению в 2007 — 2010 гг. Разработан региональный норматив по их юридическому сопровождению, который составляет 385,50 документа в год, в том числе: 3,00 указа руководителя региона; 8,25 регионального закона; 1,75 Постановления органа законодательной власти; 18,25 Постановления органа исполнительной власти; 18,75 распоряжения органа исполнительной власти и 335,50 Приказа регионального Министерства (департамента) здравоохранения (87,02 + 0,86%) с ежедневной нагрузкой — 1,55; ежемесячной — 32,13; ежеквартальной — 96,38; полугодовой — 192,75 нормативного правового акта.

Ключевые слова: законодательные и нормативные правовые акты в области здравоохранения, юридическое сопровождение, региональный норматив, ежедневная, ежемесячная, ежеквартальная и полугодовая нагрузка.

On the work of legal department of the regional Ministry of health care (department) over legislative and legal regulations adopted in the sphere of health care

P. K. Shapovalova, Shapovalov K. A.

The analysis of 1542 legislative and standard legal certificates of area of the public health services is carried out, prepared the legal department of Ministry of Health of Republic Komi and accepted to execution in 2007 — 2010. Develops the regional specification on their legal support which makes 385,50 documents in a year, including: 3,00 decrees of the head of region; 8,25 regional laws; 1,75 decisions of regulatory authority; 18,25 decisions of enforcement authority; 18,75 orders of enforcement authority and 335,50 Orders of the regional ministry (department) of public health services with daily loading — 1,55; monthly — 32,13; quarterly — 96,38; semi-annual — 192,75 standard legal certificates.

Key words: legislative and standard legal certificates in the field of public health services, legal support, the regional specification, daily, monthly, quarterly and semi-annual loading.

Юридический отдел Министерства здравоохранения Республики Коми (ЮрО МЗ РК) организован в мае 2006 г., является его структурным подразделением и осуществляет правовое обеспечение деятельности МЗ по вопросам, относящимся к его ведению.

Целью работы явился анализ 1542 законодательных и нормативных правовых актов РК в области здравоохранения, подготовленных ЮрО МЗ РК и принятых к исполнению в 2007 — 2010 гг. В задачи исследования входили изучение структуры, динамики работы над данным видом документов в течение календарного года, занятость сотрудников в их подготовке. Полученные показатели обрабатывались методами вариационной статистики. Результаты работы могут впервые сформировать региональные нормативы деятельности ЮрО министерств (департаментов) здравоохранения, стать базой для планирования юридического сопровождения данного вида документов, определения объема государственного заказа, обоснования штатного расписания, индивидуальной нагрузки юристов, а также выполнения квалификационных представлений сотрудников и аттестаций, как рабочих мест специалистов, так и ЮрО в целом.

Ведущими в работе ЮрО МЗ РК являются вопросы организации правовой нормативной деятельности в сфере здравоохранения и обеспечения в установленном порядке на территории РК единообразного применения правовых нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции МЗ РК. ЮрО взаимодействует с иными структурными подразделениями МЗ РК, федеральными органами исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти РК, органами местного самоуправления, внебюджетными фондами, общественными объединениями и другими организациями. Среди основных задач, поставленных перед отделом, три непосредственно связаны с законотворчеством, а именно: 1) обеспечение реализации функций МЗ РК по выработке основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере деятельности МЗ РК по вопросам, отнесенным к компетенции ЮрО МЗ РК; 2) обеспечение реализации функций МЗ РК по самостоятельному осуществлению правового регулирования в сфере здравоохранения по вопросам, отнесенным к компетенции ЮрО МЗ РК; 3) обеспечение в установленном порядке на территории РК единообразного применения нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции МЗ РК.

Кадровый состав ЮрО МЗ РК включает четыре должности: начальника отдела, консультанта, главного специалиста-эксперта и специалиста-эксперта. Именно они осуществляют информационно-аналитическое и организационное обеспечение юридического сопровождения законодательных и нормативных правовых актов в области здравоохранения, принятых в РК. Все сотрудники имеют высшее юридическое образование и стаж практической работы от 3 до 12 лет. Отпуска сотрудников ЮрО суммарно составляют 217 календарных дней или 155 рабочих. То есть в течение календарного года один сотрудник в отделе не работает по объективным причинам, так как находится в очередном трудовом отпуске, служебной командировке, на профессиональной переподготовке или лечится по листку временной нетрудоспособности.

Процедура принятия республиканского законодательного или правового нормативного акта является длительным и сложным многоступенчатым процессом, включающим не только предварительную юридическую и антикоррупционную экспертизы, но и возможное внесение протеста или представления прокурора РК на правовые акты Правительства и Государственного совета РК. В его подготовке особенно важна роль юристов, участвующих в первичной подготовке документа. Чем меньше ошибок, промахов и неточностей допущено при его разработке, тем успешнее и с меньшими трудовыми и ресурсными затратами пройдет его принятие. Как правило, на подготовку и прохождение документа уходит 2 — 3 месяца. Условно в данной работе будем полагать, что месяц принятия законодательного или нормативного акта является и месяцем работы над ним. Хотя очевидно, что на один документ может быть затрачено 8 — 12 месяцев и более, а на другой — меньше двух; для подготовки одного документа достаточно знаний одного специалиста, для работы над текстом другого — всех сотрудников отдела. Внутренняя подготовка и прохождение в МЗ РК законодательных и нормативных правовых актов в области здравоохранения требует тщательного информационно-аналитического юридического сопровождения всех видов документов и представляет собой несколько этапов согласования в структурных подразделениях, а также заместителей и министра здравоохранения. При возникновении различных точек зрения на готовящийся документ включается механизм поиска правомерного решения через создание согласительных комиссий. Следует подчеркнуть, что показателей для адекватной оценки объемов того или иного вида юридической деятельности в системе общественного здоровья и здравоохранения до настоящего времени не разработано. На основании полученных нормативов могут приниматься оптимальные управленческие решения, направленные на совершенствование деятельности учреждений здравоохранения и их специализированных служб. Выборочное целевое исследование работы ЮрО регионального Министерства (департамента) здравоохранения позволяет более точно охарактеризовать состояние юридической службы учреждений отрасли здравоохранения и оценить информативную значимость отдельных показателей и принципы их использования.

Для реализации поставленных перед здравоохранением задач в 2007 г. в РК был принят 281 законодательный и нормативный правовой акт. Среди них: указы главы РК — 2 (0,71 + 0,50%); законы РК — 5 (1,78 +/- 0,79%); Постановления Государственного совета РК — 5 (1,78 +/- 0,79%); Постановления Правительства РК — 18 (6,41 + 1,46%); распоряжения Правительства РК — 12 (4,27 + 1,21%); Приказы МЗ РК — 239 (85,05 + 2,13%). Ежедневно сотрудниками ЮрО МЗ РК готовилось 1,13 законодательных и нормативно-правовых актов. Динамика принятия документов, а соответственно, и нагрузка на юристов по их подготовке, носила неравномерный характер с максимальной интенсивностью в декабре (15,30 + 2,15%), превышая среднемесячную (23,42) в 1,84 раза. В этом месяце выполнена шестая часть годовой нормативной правовой нагрузки. При средней квартальной нагрузке в 70,25 законодательных и нормативного правовых актов, ее распределение в 2007 г. было крайне неравномерным: I квартал — 29,89 + 2,73%; II — 18,51 + 2,32%; III — 23,13 + 2,51%; IV — 28,47+2,69%. В результате — I и IV кварталы оказались особенно напряженными для сотрудников ЮрО МЗ РК. Каждое полугодие 2007 г. готовилось в среднем 140,50 законодательных и нормативных правовых документов. Во второй половине 2007 г. (145; 51,60 + 2,98%) подготовлено лишь на 9 документов, или на 3,20%, больше, чем в первой (136 документов; 48,40 + 2,98%).

В следующем, 2008 г. было принято 343 законодательных и нормативных правовых акта. Среди них: указы главы РК — 1 (0,30 + 0,30%); законы РК — 8 (2,33 + 0,81%); Постановления Правительства РК — 8 (2,33 + 0,81%); распоряжения Правительства РК — 18 (5,24 + 1,20%); приказы МЗ РК — 308 (89,80 + 1,63%). Ежедневно готовилось 1,37 нормативного документа. Абсолютный прирост составил 62 документа, темп прироста 22,06%, а темп роста — 122,06%. В общей структуре распределения нагрузки над законодательными и нормативными правовыми актами в течение года можно говорить о некотором ее снижении в обычные «каникулярные» месяцы: январе (12; 3,50 + 0,99%), марте (16; 4,66 + 1,14%) и феврале (18; 5,25 + ,20%), наступившем затем двукратном росте объема работы (24 — 36 документов) с апреля до ноября и еще двукратном росте в декабре (63; 9,33 + 1,58%). Ежемесячно в течение года в ЮрО МЗ РК готовилось 0,08 указа главы РК, 0,67 закона РК; 0,67 Постановления Правительства РК; 1,50 распоряжения Правительства РК и 25,66 приказа МЗ РК. И если ежемесячная нагрузка в 2008 г. оказалась только в 1,22 раза выше (28,58), чем в предыдущем, то интенсивность работы ЮрО МЗ РК в декабре возросла в 1,47 раза и состояла из 2 законов РК, 1 Постановления Правительства РК, 2 распоряжений Правительства РК и 58 приказов МЗ РК. Средняя квартальная нагрузка в 2008 г. составила 85,75 документа и носила неопределенный («скачкообразный») характер. Так, если в I квартале нагрузка по работе над законодательными и нормативными правовыми актами составила 13,42 + 1,84%, то во II-м — уже 26,53 + 2,39%, т. е. вышла среднегодовой. В III-м — она практически вернулась на уровень II квартала — 23,32 + 2,28%, а в IV-м — произошел рост в 1,58 раза и составил более одной трети от годового объема (36,73 + 2,60%). Каждое полугодие 2008 г. готовилось в среднем 171,50 законодательного и нормативного правового документа с некоторым уменьшением дисбаланса: в первом полугодии — 39,94 + 2,64% (137) и 60,06 + 2,64% (206) — во втором, составляя в абсолютных показателях 69 нормативных правовых документов.

Для реализации поставленных задач в области здравоохранения в 2009 г. было принято 482 законодательных и нормативных правовых акта: указ главы РК — 1 (0,21 + 0,21%); законы РК — 8 (1,66 + 0,58%); Постановление Государственного совета РК — 1 (0,21 + 0,21%); Постановления Правительства РК — 22 (4,56 + 0,95%); распоряжения Правительства РК — 27 (5,60 + 1,05%); приказы МЗ РК — 423 (87,76 + 1,49%). Ежедневно готовилось 1,94 акта. Абсолютный прирост составил 139 документов, темп прироста 40,52%, а темп роста 140,52%. Ежемесячно ЮрО МЗ РК в 2009 г. готовил 40,16 законодательных и нормативных правовых документов с максимальной нагрузкой на сотрудников в декабре (87; 18,05 + 1,75%). В этом месяце по сравнению с январем она выше в 5,44 раза, а с маем — в 3,62 раза. Показатель «интенсивного» декабря 2009 г. оказался равен 2,17 по сравнению со среднегодовым показателем. В абсолютных цифрах это означало, что в течение 23 рабочих дней был подготовлен 1 закон РК, 4 постановления Правительства РК, 7 распоряжений Правительства РК и 75 приказов МЗ РК. Средняя квартальная нагрузка составила 120,50 документа и еще более отличалась по сравнению с предыдущими годами. Так, если в I квартале она составила всего лишь 18,87 + 1,78% от годового объема, то во II — 24,69 + 1,96%, а в III — 24,07 + 1,95%. В IV квартале выполнена треть годовой нагрузки — 32,37 + 2,13%. Каждое полугодие 2009 г. готовился в среднем 241,00 законодательный и нормативный правовой документ с большей интенсивностью во второй части года (56,43 + 2,26% по сравнению с 43,57 + 2,26%), хотя абсолютная разница уменьшилась до 12,86% (в 2008 г. — 20,12%).

В следующем, 2010 г. было принято 436 законодательных и нормативных правовых актов: указов главы РК — 8 (1,83 + 0,64%); законов РК — 12 (2,75 + 0,78%); постановлений Государственного совета РК — 1 (0,24 + 0,23%); постановлений Правительства РК — 25 (5,73 + 1,11%); распоряжений Правительства РК — 25 (4,13 + 0,95%); приказов МЗ РК — 372 (85,32 + 1,69%). Ежедневно готовилось 1,75 акта. Абсолютный прирост был отрицательным и составил — 46 документов (минус), темп прироста — 9,54% (минус), а темп роста — 90,46%. В течение года в ЮрО ежемесячно готовилось в среднем 36,33 документа. Общая нагрузка по месяцам распределилась относительно равномерно. Однако за счет более низких количеств документов в январе (23; 5,29 + 1,07), июне (26; 5,96 + 1,13%) и октябре (29; 6,65 + 1,19%) перегруженным по-прежнему остался декабрь (75; 17,20 + 1,81%), но разница стала не настолько большой, как в предыдущие годы. Нагрузка в декабре 2010 г. превысила среднегодовую в 2,06 раза и состояла из подготовки 1 указа главы РК; 1 закона РК; 6 Постановлений Правительства РК; 3 распоряжений Правительства РК и 64 приказов МЗ РК. Средняя квартальная нагрузка составила 109,00 документа и была относительно равномерной: I квартал — 22,48 + 2,00%; II квартал — 23,62 + 2,03%; III квартал — 22,94 + 2,01% и IV квартал — 30,96 + 2,21%. Каждое полугодие 2010 г. готовилось в среднем 218,00 законодательных и нормативных правовых документов. Из общего числа 46,10+2,39% подготовлено в первой половине года, 53,90+2,39% — во второй (разница объемов сократилась до 7,80%).

Число законодательных и нормативных правовых актов, над которыми в течение 2007 — 2011 гг. ежедневно работали сотрудники ЮрО МЗ РК, колебалось от 1,13 до 1,94, составляя в среднем 1,55 документа без учета его сложности. То есть за рабочую неделю (5 дней) в среднем готовилось 7,75 документа. Годовой прирост составил 155 документов, или 51,67 — ежегодно. При этом следует обратить внимание, что если в 2009 г. он составлял + 139, то в 2010 г. — 46. Темп прироста также колебался от + 40,52% в 2009 г. до — 9,54% — в 2010 г. Однако итоговый показатель определяет ежегодный рост нагрузки на ЮрО МЗ РК на 17,68%. Расчет темпа роста числа законодательных и нормативных правовых документов в области здравоохранения убедительно подтверждает их увеличение на 117,68% ежегодно, а за 2007 — 2010 гг. на 155,16%, или в 1,55 раза, при оставшемся прежнем количестве. Можно ожидать, что удвоение объема работы произойдет в ближайшие четыре года.

Сравнительный анализ динамики структуры принятия законодательных и нормативных правовых актов в области здравоохранения по месяцам в 2007 — 2010 гг. выявил ее особенности, которые отражаются на нагрузке ЮрО МЗ РК по их юридическому сопровождению. Их ежемесячное число колебалось от 23,42 в 2007 г. до 40,16 — в 2009 г., составив в среднем 32,125. Из подвергшихся анализу 48 месяцев только в 8-ми число подготовленных документов было меньше 20-ти. При этом четыре из них приходятся на 2007 г.: июнь (10; 3,56 + 1,22%), сентябрь (15; 5,54 + 1,36%), октябрь (18; 6,41 + 1,46%) и ноябрь (19; 6,76 + 1,50%). Три месяца — на 2008 г.: январь (12; 3,50 + 0,99%), март (16; 4,66 + 1,14%) и февраль (18; 5,25 + 1,20%). И только один на 2009 г. — январь (16; 3,32 + 0,81%). Из девяти месяцев, когда число законодательных и нормативных правовых документов было 40 и более, оказались все четыре декабря (от 43 в 2007 г. до 87 в 2009 г.), а также сентябрь (40; 8,30 + 1,26%), ноябрь (40; 8,30 + 1,26%), апрель (45; 9,34 + 1,33%) и июнь (50; 10,37 + 1,38%) 2009 г. и март (45; 10,32 + 1,46%) 2010 г. Таким образом, среднее число законодательных и нормативных правовых актов с февраля (29,25) по ноябрь (30,50) сопоставимо со средним ежемесячным (32,125). «Выпадающий» январь легко объяснить «государственными общероссийскими праздничными каникулами», так как число рабочих дней в этот месяц не превышает 12 — 14. И только декабрь характеризуется максимальной интенсификацией труда над вышеуказанным видом документов.

Рассчитанные средние ежемесячные показатели позволяют рассматривать их как региональный норматив предполагаемой нагрузки по подготовке законодательных и нормативных правовых актов в области здравоохранения при формировании государственного задания в следующем году и, соответственно, планировать силы и средства ЮрО МЗ РК по обеспечению их юридического сопровождения. Так, вероятная нагрузка в январе может составить не менее 20 документов, в апреле — 36, а в декабре — 67. То есть на этот вид работы в декабре необходимо планировать занятость всех сотрудников отдела. При числе рабочих дней в декабре 22,5 (2007 г. — 21; 2008 г. — 23; 2009 г. — 23; 2010 г. — 23) и ежемесячной нагрузке 67,00 документа ежедневно должна проводиться работа над 2,98 документа или 14,89 — в 5-дневную рабочую неделю. А это в 1,92 раза превышение среднего ежедневного показателя за весь исследуемый период.

Изучение квартальной динамики работы над законодательными и нормативными правовыми актами в ЮрО МЗ РК установило, что удельный вес нагрузки I квартала составляет лишь 20,69 + 2,06%; II-го — 23,67 + 2,16%; III-го — 23,41 + 2,16; в то время как на IV пришлась почти треть годовой нагрузки, а именно — 32,23 + 2,38%. Ежеквартальное число подготовленных ЮрО документов растет с 79,95 в начале года до 124,25 — в конце, что свидетельствует об очевидном дисбалансе и неравномерной нагрузке, а соответственно о недостатках планирования в течение календарного года. Полученные результаты дают основания полагать, что в следующем году ежеквартальное число нормативных правовых документов в области здравоохранения будет не менее 96,38.

В структуре распределения законодательной и нормативной правовой нагрузки ЮрО МЗ РК по полугодиям установлено, что на вторую половину года приходится более половины общего объема (53,70 + 2,54% всех документов), в то время как в 1-м полугодии эта работа ведется чуть менее интенсивно (46,30 + 2,54%). Можно ожидать, что общее количество документов составит за полгода не менее 192,75, а за год не менее 385,50. Из них с достоверной вероятностью можно предполагать, что это будут: 3,00 указа главы РК (0,78 + 0,22%); 8,25 закона РК (2,14 + 0,37%); 1,75 Постановления Государственного совета РК (0,46 + 0,17%); 18,25 Постановления Правительства РК (4,73 + 0,24%); 18,75 распоряжения правительства (4,86 + 0,55%) и 335,50 приказа МЗ РК (87,02 + 0,86%). То есть примерно 12,97% (200) часть от всего объема этого вида работы составляют правовые нормативные акты в области здравоохранения для органов законодательной и исполнительной власти. Рост количества документов от 2007 к 2010-го г. можно рассматривать как необходимость юридического обоснования повседневной деятельности не только регионального министерства (департамента) здравоохранения, но и региональных законодательных и исполнительных органов власти.

Выводы. 1. Юридический отдел регионального министерства (департамента) здравоохранения разрабатывает и обеспечивает информационно-аналитическое и организационное обеспечение юридического сопровождения законодательных и нормативных правовых актов региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти в области здравоохранения.

2. Процедура принятия республиканского законодательного или нормативного правового акта является длительным и сложным многоступенчатым процессом. В его подготовке особенно важна роль юристов, участвующих в первичной проработке документа. Чем меньше ошибок, промахов и неточностей они допускают на начальном этапе, тем успешнее и с меньшими трудовыми и ресурсными затратами проходит его принятие. Строгую юридическую проверку проходят и нормативные правовые акты регионального Министерства (департамента) здравоохранения.

3. Ежегодный прирост числа законодательных и нормативных правовых актов, подготовленных ЮрО МЗ РК, составил 51,67 документа, что обеспечило темп прироста в 17,68% и при неизменном числе сотрудников привело к увеличению интенсивности данного вида деятельности в 1,55 раза. Ежедневный объем законодательных и нормативных правовых актов регионального значения в области здравоохранения, который выполнили сотрудники ЮрО МЗ РК, колеблется от 1,13 до 1,94, составляя в среднем 1,55 документа без учета его сложности или 7,75 — в рабочую неделю.

4. Число законодательных и нормативных правовых актов, подготовленных с февраля (29,25) по ноябрь (30,50), сопоставимо со средним ежемесячным показателем (32,125). «Выпадающий» январь легко объяснить «государственными общероссийскими праздничными каникулами», а вот декабрь характеризуется максимальной интенсификацией труда над вышеуказанным видом документов и превышением ежемесячного показателя в 1,92 раза.

5. Анализ квартальной нагрузки выявил последовательное увеличение удельного веса законодательных и нормативных правовых актов с I квартала (20,69 + 2,06%) по IV-ый (32,23 + 2,38%) и ростом ее объема в конце года в 1,69 раза. Более половины законодательной и нормативной правовой нагрузки ЮрО МЗ РК приходится на вторую половину года 53,70 + 2,54% (рост объема — в 1,62 раза).

6. Ежегодный региональный норматив юридической службы Министерства (департамента) здравоохранения при формировании государственного задания составляет не менее 385,50 законодательного и нормативного правового акта, в том числе 3,00 указа главы РК (0,78 + 0,22%); 8,25 закона РК (2,14 + 0,37%); 1,75 Постановления Государственного совета РК (0,46 + 0,17%); 18,25 Постановления Правительства РК (4,73 + 0,24%); 18,75 распоряжения Правительства (4,86 + 0,55%) и 335,50 приказа МЗ РК (87,02 +0,86%) с ежедневной нагрузкой — 1,55; ежемесячной — 32,13; ежеквартальной — 96,38; полугодовой — 192,75 документа.

Список литературы

1. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Республики Коми в 2007 году». Сыктывкар: Министерство здравоохранения Республики Коми, 2008. С. 183 — 186.

2. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Республики Коми в 2008 году». Сыктывкар: Министерство здравоохранения Республики Коми, 2009. С. 222 — 224.

3. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Республики Коми в 2009 году». Сыктывкар: Министерство здравоохранения Республики Коми, 2010. С. 170 — 173.

4. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Республики Коми в 2010 году». Сыктывкар: Министерство здравоохранения Республики Коми, 2011. С. 206 — 208.

5. Информационно-правовая система «Технология ПРОФ КонсультантПлюс Коми».

6. Порядок подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми (в ред. Постановлений Правительства РК от 07.09.2007 N 208, от 24.07.2008 N 204, от 27.02.2009 N 36, от 06.05.2010 N 133, от 20.09.2010 N 317, от 29.10.2010 N 373).

7. Постановление Правительства Республики Коми от 23.05.2002 N 63 (ред. от 24.05.2011) «Об утверждении Регламента Правительства Республики Коми» (вместе с «Порядком подготовки и внесения в Правительство Республики Коми проектов правовых актов Республики Коми»).

8. Регламент внутренней организации Министерства здравоохранения Республики Коми.

9. Шаповалова П. К. Подготовка и юридическое сопровождение законодательных и нормативных правовых актов как вид деятельности юридического отдела регионального Министерства (департамента) здравоохранения / П. К. Шаповалова, К. А. Шаповалов. Сыктывкар: Министерство здравоохранения Республики Коми, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр», 2011. 44 с.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *