Туристическая фирма как налоговый агент по НДС

(Авдеев В. В.)

("Налоги" (газета), 2013, N 38)

Текст документа

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ ПО НДС

В. В. АВДЕЕВ

Повышение благосостояния людей сказывается на развитии многих отраслей экономики, в том числе и на таком виде бизнеса, как международный туризм. Учитывая популярность заграничного отдыха, услуги туризма сегодня оказывает огромное число российских и зарубежных компаний.

При этом российские туристические фирмы могут выступать не только плательщиками налогов и сборов, но и выполнять обязанности налоговых агентов. О туристических фирмах - налоговых агентах по НДС и пойдет речь в настоящей статье.

Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым агентом признается лицо, которое обязано исчислить, удержать у налогоплательщика сумму соответствующего налога и перечислить ее в бюджетную систему Российской Федерации. Причем по общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 24 НК РФ, налоговые агенты наделяются теми же правами, что и сами налогоплательщики.

Статья 24 НК РФ закрепляет не только права налоговых агентов, но и определяет перечень их обязанностей, главной из которых является правильное и своевременное исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление соответствующего налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. Эта обязанность возникает у налогового агента при условии, что сумма налогооблагаемого дохода налогоплательщика выплачивается последнему в денежной форме. Если же доход выплачивается налогоплательщику в натуральном виде, то обязанности по удержанию суммы налога у налогового агента не возникает. В этом случае налоговый агент обязан письменно уведомить налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания налога и о сумме задолженности налогоплательщика, причем сделать это необходимо в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о том, что сумма налога не может быть удержана (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). Аналогичная точка зрения выражена и в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Кроме этого, налоговый агент обязан:

- вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов. При этом учет указанных сумм доходов и перечисленных налогов должен вестись по каждому налогоплательщику отдельно;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В частности, таким документом у налогового агента по НДС выступает налоговая декларация по НДС, обязанность по подаче которой возникает у него в силу п. 5 ст. 174 НК РФ. Кроме того, к таким документам можно отнести и письменное уведомление налоговых органов о невозможности удержания суммы налога у налогоплательщика, представляемое налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в произвольной форме;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ (п. 3.1 ст. 24 НК РФ).

Случаи, когда у хозяйствующего субъекта могут возникать обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ.

Применительно к туристическим фирмам чаще всего основаниями возникновения обязанностей налогового агента по НДС являются:

- приобретение на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков, не состоящих на учете в российских налоговых органах (п. 1 ст. 161 НК РФ, Письма Минфина России от 19 октября 2011 г. N 03-07-08/291, от 12 июля 2011 г. N 03-07-08/214, от 9 апреля 2010 г. N 03-03-06/2/70, от 20 ноября 2009 г. N 03-07-08/238 и другие);

- реализация услуг иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, на основании посреднических договоров - поручения, комиссии или агентского соглашения (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Правда, это относится лишь к тем случаям, когда иностранная фирма не имеет соответствующей регистрации в Российской Федерации, а местом реализации товаров (работ, услуг) является территория Российской Федерации.

В части первого условия отметим, что иностранные компании на основании ст. 83 НК РФ обязаны встать на налоговый учет по месту своих обособленных подразделений, находящихся на территории Российской Федерации. При постановке на налоговый учет иностранная организация получает на руки свидетельство по форме 11СВ-Учет с указанием ИНН и КПП, на что указывает п. 23 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. N 117н.

Обратите внимание! Иностранная организация, имеющая несколько обособленных подразделений в Российской Федерации, на основании п. 7 ст. 174 НК РФ вправе выбрать одно подразделение, через которое она будет уплачивать НДС и представлять налоговые декларации в целом по операциям всех своих российских подразделений. О своем решении уплачивать налог через такое подразделение иностранная компания должна уведомить налоговые инспекции по месту нахождения каждого своего подразделения, зарегистрированного на российской территории.

Теперь что касается выполнения второго условия.

Как известно, место реализации товаров определяется в соответствии с правилами ст. 147 НК РФ, и тут обычно проблем не возникает. Гораздо сложнее в сделке с иностранным контрагентом определить место оказания услуги, а в некоторых случаях - и работы, т. к. при оказании услуг и выполнении некоторых видов работ отсутствует материально-вещественный результат.

Порядок определения места реализации работ (услуг) определен нормами ст. 148 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ услуги в сфере туризма считаются оказанными в Российской Федерации, если они фактически оказываются на территории Российской Федерации. При этом совершенно не важно, кто оказывает такую услугу - российская или иностранная фирма, оказание услуг признается объектом налогообложения по НДС.

Таким образом, если российская фирма приобретает у иностранного партнера услуги по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов на российской территории и при этом "иностранец" не имеет соответствующей регистрации, то российская турфирма обязана выступить налоговым агентом - исчислить, удержать у иностранного партнера сумму НДС и перечислить его в бюджет.

Если же турфирма приобретает у иностранных партнеров услуги по размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию туристов за рубежом, то объекта налогообложения по НДС не возникает, а значит, удерживать "российский" НДС у иностранного контрагента не нужно.

Как известно, в состав туристского продукта зачастую включены и услуги транспортных компаний, обслуживающих туристов.

Что касается авиаперевозок, то согласно п. 2 ст. 148 НК РФ территория Российской Федерации не признается местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке воздушным или водным транспортом, только если перевозка осуществляется между портами, находящимися в пределах территории Российской Федерации.

Если же один из аэропортов (морских или речных портов) находится за пределами Российской Федерации, то местом реализации транспортных услуг будет являться территория Российской Федерации. Следовательно, если у иностранного партнера нет представительства на территории Российской Федерации, то турфирма обязана осуществить обязанность налогового агента и самостоятельно удержать и уплатить в бюджет НДС со стоимости услуг, оказанных иностранным партнером.

Однако если один из пунктов (отправления или назначения) находится за пределами Российской Федерации, а перевозка оформлена едиными международными перевозочными документами, то НДС исчисляется по нулевой ставке на основании пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В отношении железнодорожного или автомобильного транспорта применяется пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которому услуги считаются оказанными на территории Российской Федерации, если деятельность транспортной организации осуществляется на ее территории. Следовательно, если у иностранной компании нет представительства на территории Российской Федерации, то услуги по перевозке пассажиров из Российской Федерации за границу и обратно не считаются оказанными на территории Российской Федерации и удерживать с иностранной компании НДС не нужно. Если у иностранного перевозчика открыто постоянное представительство в Российской Федерации, то он сам будет уплачивать НДС.

Рассмотрим более подробно случаи, когда у туристской фирмы могут возникать обязанности налогового агента по НДС.

Турфирма приобретает на территории Российской Федерации

товары (работы, услуги) у иностранных поставщиков,

не состоящих на учете в российских налоговых органах

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Как правило, российский туроператор покупает у зарубежного партнера для дальнейшей продажи уже сформированный турпродукт.

Если российская турфирма приобретает турпродукт у иностранных поставщиков, не состоящих на учете в российских налоговых органах, то обязанности налогового агента возникают у нее при одновременном выполнении следующих условий:

- организация зарегистрирована в налоговом органе Российской Федерации в качестве плательщика НДС;

- местом реализации товаров, работ, услуг, приобретаемых у иностранного продавца, признается территория Российской Федерации;

- иностранный поставщик не имеет регистрации в российском налоговом органе.

Как уже было отмечено выше, иностранные организации обязаны в Российской Федерации встать на налоговый учет по месту нахождения своих обособленных подразделений. Поэтому при заключении сделки с иностранным контрагентом российской турфирме следует уточнить, имеется ли у иностранца свидетельство по форме 11СВ-Учет или нет. Если иностранный поставщик зарегистрирован в Российской Федерации, то у российской стороны обязанностей налогового агента не возникает, тем не менее, чтобы не возникало лишних вопросов при проверках, рекомендуем российской стороне получить от иностранной фирмы копию свидетельства о постановке на учет.

Если же иностранный продавец не имеет соответствующей российской регистрации, то российская турфирма должна выступить налоговым агентом, а именно обязана исчислить, удержать у иностранного продавца (плательщика НДС) сумму налога и уплатить ее в бюджет. Причем такая обязанность возникает у российской турфирмы даже тогда, когда она сама не является плательщиком НДС (например, применяет упрощенную систему налогообложения) или использует освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такое правило закреплено в п. 2 ст. 161 НК РФ, кроме того, аналогичные разъяснения дает и Минфин России в своих Письмах от 30 декабря 2011 г. N 03-07-14/133, от 5 октября 2011 г. N 03-07-14/96, от 22 июня 2010 г. N 03-07-08/181, от 29 апреля 2010 г. N 03-07-14/30. Согласны с этим и налоговые органы, на что указывает УФНС России по г. Москве в Письме от 18 июня 2009 г. N 16-15/61630.

Порядок определения налоговой базы налоговым агентом зависит от того, каким образом заключен договор с иностранным партнером. Если договором сумма налога определена, то налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода, выплачиваемого иностранному продавцу с учетом налога. В этом случае при исчислении налога налоговый агент применяет расчетную ставку налога 18/118.

Если же контрактом сумма налога не определена, то в этом случае налоговый агент сам должен определить налоговую базу посредством увеличения стоимости товаров (работ, услуг), предусмотренной договором, на сумму налога, причитающегося к уплате в бюджет. В этом случае сумма "агентского" налога определяется налоговым агентом с помощью ставки налога в 18%. Именно так рекомендует поступать налоговым агентам Минфин России в своих Письмах от 4 февраля 2010 г. N 03-07-08/32, от 28 февраля 2008 г. N 03-07-08/47 и других. Забегая немного вперед, отметим, что, несмотря на то, что в данном случае налоговый агент уплачивает НДС фактически за счет собственных средств, он имеет право на получение вычета по налогу, о чем также говорится в указанных Письмах Минфина России.

Обратите внимание! Уплата налога за счет собственных средств может привести налогового агента к ответственности, меры которой определены ст. 123 НК РФ.

В соответствии с указанной статьей неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Налоговый агент должен помнить о требовании абз. 2 п. 1 ст. 161 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Игнорирование данного требования может привести к неправильному заполнению налоговой декларации по НДС, обязанность по представлению которой, как уже было отмечено, возникает у налогового агента в силу п. 5 ст. 174 НК РФ.

Уплата "агентского" налога по операциям приобретения товаров производится налоговым агентом в общем порядке, установленном для плательщиков НДС - равными долями не позднее 20 числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором товары приобретены (п. 1 ст. 174 НК РФ). Аналогичные разъяснения на это счет приведены в Письме Минфина России от 1 ноября 2010 г. N 03-07-08/303.

Однако в отношении приобретаемых у иностранного поставщика работ или услуг установлен иной порядок уплаты "агентского" налога. В этом случае уплатить налог в бюджет налоговый агент обязан одновременно с перечислением денежных средств иностранному партнеру. Иначе говоря, одновременно с платежным поручением на погашение задолженности перед иностранцем налоговый агент должен представить в банк платежное поручение на уплату налога. В противном случае банк не перечислит денежные средства иностранному контрагенту (п. 4 ст. 174 НК РФ).

О том, что в отношении "агентского" налога при приобретении работ, услуг у иностранцев применяется специальный порядок уплаты налога, сказано и в Письме Минфина России от 23 апреля 2010 г. N 03-07-08/128.

Обратите внимание! Перечислить "агентский" налог с операции по приобретению у иностранного партнера работ, услуг налоговый агент может и до того, как рассчитается со своим партнером по сделке, на что указывает Письмо финансистов от 13 мая 2011 г. N 03-07-08/149.

Как было сказано выше, налоговый агент - покупатель товаров (работ, услуг) вправе получить вычет по сумме налога, уплаченного им в бюджет за иностранного поставщика (п. 3 ст. 171 НК РФ). Правда, при этом следует иметь в виду, что рассчитывать на получение вычета турфирма может только при выполнении следующих условий:

- турфирма - налоговый агент является плательщиком НДС и, соответственно, состоит на учете в налоговом органе;

- товары (работы, услуги) приобретены ею для использования в налогооблагаемой деятельности;

- на руках у налогового агента имеются платежные документы, подтверждающие уплату суммы налога в бюджет, на что указано в п. 1 ст. 172 НК РФ.

Отметим, что налоговому агенту для получения вычета нужен еще и счет-фактура, который он должен выписать сам за плательщика НДС. Так, согласно п. 3 ст. 168 НК РФ такая категория налоговых агентов, как покупатели товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков, не зарегистрированных в российских налоговых органах, как и обычные налогоплательщики, должна составлять счета-фактуры в порядке, предусмотренном п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.

Кроме того, на то, что налоговые агенты обязаны выставлять счета-фактуры, указывают и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.

Турфирмы-посредники - налоговые агенты по НДС

Как было отмечено выше, туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст. 1 Закона N 132-ФЗ).

Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени (ст. 9 Закона N 132-ФЗ). Между туроператором и турагентом заключается посреднический договор, как правило, это агентский договор.

При продвижении и реализации туристского продукта российская турфирма может выступать посредником между иностранным поставщиком и конечным потребителем (туристом).

Если турфирма реализует на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) иностранных поставщиков, не состоящих на учете в российских налоговых органах, в рамках посреднических договоров, то обязанности налогового агента по НДС возлагаются на нее в соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ. Согласно указанной норме если организация или индивидуальный предприниматель в рамках посреднического договора реализует на территории Российской Федерации товары (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие на праве собственности иностранному лицу, не имеющему регистрации в российских налоговых органах, то у него могут возникать обязанности налогового агента по НДС.

Мы не случайно отметили, что обязанности налогового агента по НДС по этому основанию будут возникать у турфирмы не всегда. Статус налогового агента по НДС турфирма-посредник приобретет только в случае одновременного выполнения следующих условий:

- она состоит на налоговом учете как организация;

- реализует товары (работы, услуги, имущественные права) иностранного поставщика в рамках посреднического договора;

- местом реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранного поставщика является территория Российской Федерации;

- иностранное лицо - собственник товаров (работ, услуг, имущественных прав) не имеет регистрации в российских налоговых органах в качестве плательщика НДС;

- условиями посреднического соглашения, заключенного российской стороной с иностранной организацией, предусмотрено участие посредника в расчетах.

Если все вышеперечисленные условия выполняются одновременно, то российская турфирма признается налоговым агентом по НДС, т. е. будет выступать посредником по уплате НДС в бюджет между плательщиком НДС - иностранной организацией и государством.

Отметим, что российским гражданским законодательством предусмотрено несколько видов посреднических сделок, в рамках которых посредник может оказывать заказчику услуги по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, по передаче имущественных прав.

Договор комиссии

Гражданско-правовые основы договора комиссии установлены гл. 51 "Комиссия" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Из п. 1 ст. 990 ГК РФ следует, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Договор поручения

Отношения сторон при договоре поручения строятся на основании положений норм гл. 49 "Поручение" ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Агентский договор

Этому виду гражданско-правового соглашения посвящена гл. 52 "Агентирование" ГК РФ. Как указано в п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Как видим, основным отличием указанных видов посреднических соглашений является то, от чьего имени выступает посредник, выполняя поручение заказчика, и, соответственно, у кого при исполнении договоров с третьими лицами возникают права и обязанности.

Однако, несмотря на различия, у всех типов посреднических сделок имеются и общие характерные признаки:

- посредник всегда действует в интересах заказчика и за его счет;

- право собственности на товары (работы, услуги), имущественные права к посреднику не переходит;

- по общему правилу все посреднические договоры являются возмездными;

- посредник может принимать участие в расчетах между заказчиком и третьими лицами.

Отметим, что на возможность возникновения у посредника обязанностей налогового агента сам тип посреднического договора не влияет. Если у турфирмы-посредника выполняются все условия, определенные п. 5 ст. 161 НК РФ, то она автоматически признается налоговым агентом по НДС, т. е. обязана исчислить, удержать из доходов налогоплательщика-иностранца сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Еще раз обращаем внимание на то, что у посредника обязанности налогового агента возникают только при условии его участия в расчетах. В силу того что именно он перечисляет денежные средства иностранцу - заказчику посреднических услуг, именно посредник должен выступить налоговым агентом по НДС. На это же указывает и Минфин России в своих Письмах от 1 марта 2013 г. N 03-07-09/6141, от 18 января 2008 г. N 03-07-08/13, от 26 марта 2008 г. N 03-07-08/69. Аналогичная позиция изложена в Письме ФНС России от 4 февраля 2010 г. N ШС-22-3/85@.

Если же расчеты между покупателями товаров (работ, услуг, имущественных прав) и их собственником осуществляются напрямую, то в этом случае обязанности налогового агента возникают у покупателя.

Для того чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за иностранца, вначале посреднику следует определить налоговую базу. Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога. Аналогичные разъяснения содержатся и в Письме ФНС России от 3 апреля 2009 г. N ШС-22-3/257@ "О порядке уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, указанными в пункте 5 статьи 161 НК РФ".

Иначе говоря, сумма налога на добавленную стоимость "добавляется" налоговым агентом к контрактной стоимости товаров (с учетом акцизов), работ, услуг или имущественных прав.

Причем определить налоговую базу налоговый агент должен либо в момент получения предварительной оплаты от покупателя товаров, работ, услуг, имущественных прав, либо в момент отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав в зависимости от того, какое событие наступило раньше. Это следует из п. 15 ст. 167 НК РФ.

Исчисление суммы налога производится по ставке налога 10% или 18% в зависимости от того, по какой ставке производится обложение реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Если договором с иностранцем стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав установлена в иностранной валюте, то налоговая база определяется налоговым агентом с учетом п. 3 ст. 153 НК РФ, т. е. выручка иностранной организации пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы.

Обращаем ваше внимание, что если операция по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг или по передаче имущественных прав входит в перечень операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, то налоговому агенту исчислять, удерживать налог у иностранца и перечислять его в бюджет не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 12 мая 2011 г. N 03-07-08/145, от 21 октября 2008 г. N 03-07-08/240.

При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) их покупателям посредник - налоговый агент должен выписать соответствующий счет-фактуру и предъявить к оплате покупателю сумму исчисленного налога. Выписка счета-фактуры производится посредником в общем порядке, установленном ст. 168 НК РФ (Письмо ФНС России от 3 апреля 2009 г. N ШС-22-3/257@).

Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за иностранное лицо, заносится посредником - налоговым агентом в разд. 2 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента" налоговой декларации по НДС, которую налоговый агент обязан представить в налоговый орган в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание! Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по НДС утверждены Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения".

В соответствии с п. 36 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС посредник - налоговый агент заполняет разд. 2 налоговой декларации отдельно по каждому продавцу (иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика).

Уплата "агентского" налога производится в полном объеме налоговым агентом, на что указано в п. 4 ст. 173 НК РФ, причем, как следует из п. 3 ст. 174 НК РФ, налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Налоговые агенты, реализующие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в Российской Федерации по посредническим договорам с участием в расчетах, уплачивают "агентский" налог в бюджет в общем порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ. То есть равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, в котором имели место реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав и удержание налога. Такие же разъяснения в части уплаты "агентского" налога содержатся в Письме ФНС России от 3 апреля 2009 г. N ШС-22-3/257@.

Обратите внимание! Такая категория налоговых агентов, как посредники, реализующие товары (работы, услуги, имущественные права) иностранцев, не состоящих на учете в российских налоговых органах, не имеет права на вычет "агентского" налога. Такое правило прямо закреплено в п. 3 ст. 171 НК РФ.

Напомним, в соответствии с нормами гражданского законодательства право собственности на товары, работы, услуги, имущественные права, реализованные в рамках посреднического соглашения, переходит от иностранного продавца к их покупателю. Следовательно, право на вычет сумм налога, предъявленного покупателю налоговым агентом и перечисленных им в бюджет за иностранца, возникает непосредственно у покупателя таких товаров, работ, услуг или имущественных прав. Об этом говорится в Письме Минфина России от 18 января 2008 г. N 03-07-08/13.

Ответственность за неисполнение обязанностей

налоговых агентов

В силу п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента турфирма несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В первую очередь это касается налоговой ответственности. Например, как уже было отмечено выше, по ст. 123 НК РФ налогового агента могут привлечь к налоговой ответственности, если он уплатил налог за счет собственных средств, удержал его в неполном объеме, а также допустил просрочку уплаты налога.

Заметим, что взыскивать с налогового агента суммы НДС за счет его собственных средств неправомерно. Ведь налог должен быть удержан из средств налогоплательщика. Такие выводы делают и суды (Определение ВАС РФ от 7 февраля 2008 г. N 827/08, Постановления ФАС Уральского округа от 7 июля 2011 г. по делу N Ф09-2530/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2008 г. по делу N Ф08-5634/2008).

Налоговый агент может быть привлечен к ответственности и по ст. 126 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Пунктом 2 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, что влечет взыскание штрафа в размере 10 000 ру б.

Кроме того, налоговые агенты несут административную и уголовную ответственность.

К уголовной ответственности налогового агента можно привлечь, только если он не исполнял возложенные на него обязанности в личных интересах и если в результате этого в бюджет не был перечислен налог в крупном или особо крупном размере. Указанная ответственность установлена ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, она может быть применена к руководителю, главному бухгалтеру или иному сотруднику организации, который обязан удерживать и перечислять налоги в соответствующий бюджет.

------------------------------------------------------------------

Название документа