Вопрос о внеконкурсном поступлении в учебное заведение для граждан, прошедших военную службу по призыву, имеющих соответствующие рекомендации командиров воинских частей, регулируется двумя Федеральными законами, которые противоречат друг другу

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 1) Текст документа

ВОПРОС О ВНЕКОНКУРСНОМ ПОСТУПЛЕНИИ В УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ ГРАЖДАН, ПРОШЕДШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ, ИМЕЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМАНДИРОВ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, РЕГУЛИРУЕТСЯ ДВУМЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, КОТОРЫЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГ ДРУГУ

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рассмотрен вопрос о внеконкурсном поступлении в учебное заведение для граждан, прошедших военную службу по призыву, имеющих соответствующие рекомендации командиров воинских частей.

Ключевые слова: военная служба, призыв, рекомендация, образовательные учреждения.

The question of non-competitive admission to the institution for the citizens, past military service with the relevant recommendations of the commanders of military units, are regulated by two federal laws that contradict each other A. V. Efremov

In the article addressed the issue of non-competitive admission to the institution for the citizens, past military service with the relevant recommendations of the commanders of military units.

Key words: military service, appeal, recommendation, educational institutions.

Право на образование военнослужащих регламентируется ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования. Граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний <1>. В целях реализации нормы Закона Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20 «О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования» и Приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 18 января 2000 г. N 3 были утверждены соответствующие инструкции: Инструкция о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и Инструкция о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы из Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. В соответствии с этими Инструкциями такие рекомендации выдаются военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, положительно зарекомендовавшим себя в период прохождения военной службы. Военнослужащие, желающие получить рекомендацию, не позднее, чем за месяц до увольнения с военной службы, подают рапорт своему непосредственному начальнику. ——————————— <1> Норма в указанной редакции действует с 21 января 2007 г.

При этом решение о выдаче рекомендации военнослужащему принимаются прямыми начальниками от командира роты и выше в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также заместителем начальника Службы (по кадрам); начальниками управлений Службы; командиром отдельного батальона охраны Службы в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации. Нормами этих Инструкций также предусмотрено, что рекомендация не выдается военнослужащим, имеющим ко дню увольнения с военной службы неснятые дисциплинарные взыскания; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; увольняемым с военной службы в связи: — с лишением воинского звания; — с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы; — с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно; — с невыполнением ими условий контракта. Кроме того, граждане, уволенные с военной службы, желающие получить рекомендацию, обращаются с письменным заявлением к командиру воинской части, в которой проходили военную службу до увольнения. При положительном решении рекомендация выдается уволенному лично либо направляемся ему заказным почтовым отправлением в военный комиссариат по месту постановки его на учет. Рекомендация выдается военнослужащему (уволенному) один раз. Повторная выдача рекомендации не производится. Вопрос о внеконкурсном поступлении в учебное заведение для граждан, прошедших военную службу по призыву, регулируется двумя законами, предусматривающими соответствующие правила. С одной стороны, есть Федеральный закон «О статусе военнослужащих», который в п. 5 ст. 19 предусматривает, что граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний. С другой стороны, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», на который обычно ссылаются ректоры государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Согласно п. 3 ст. 11 этого Закона вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; граждане, которые уволены с военной службы и поступают в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (военно-учебные заведения), на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий <2>. ——————————— <2> Норма в указанной редакции вступила в силу с 12 февраля 2007 г.

Таким образом, вне конкурса в любые государственные высшие учебные заведения принимаются граждане, которые уволены с военной службы и поступают на основании рекомендаций командиров воинских частей. Но только здесь речь идет о любых вузах, реализующих военные профессиональные образовательные программы, то есть военно-учебных заведениях. До февраля 2007 года эта норма звучала иначе. В ней речь шла о гражданах, поступающих в соответствующие вузы на основании рекомендаций командиров воинских частей. Было не определено, какие это вузы, и не уточнялось, что только военные. Следовательно, до 2007 года можно было на основании рекомендаций командиров (начальников) поступать практически в любой вуз и воспользоваться соответствующей социальной гарантией. В настоящее время пункты 3.1, 3.2, 3.3 ст. 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают буквально следующее: «3.1. Граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. 3.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, при условии успешного прохождения вступительных испытаний пользуются правом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, поступления вне конкурса в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, а также на подготовительные отделения федеральных государственных высших учебных заведений для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. 3.3. Подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», к вступительным испытаниям осуществляется на подготовительных отделениях федеральных государственных высших учебных заведений, порядок отбора которых и предусматриваемый в соответствии с таким порядком перечень которых определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Указанные граждане принимаются на подготовительные отделения федеральных государственных высших учебных заведений при наличии документов об образовании, необходимых для обучения по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях. В случае если они обучаются на указанных подготовительных отделениях впервые после окончания военной службы по контракту, то их обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным государственным высшим учебным заведениям». В теории права такое положение относят к юридическим коллизиям, под которыми понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения <3>. ——————————— <3> См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

На уровне практического правоприменения при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами (приведем применительно к рассматриваемому вопросу): а) если противоречат друг другу нормы актов одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем с ним расходится; б) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизия по горизонтали), то применяется специальный акт <4>. ——————————— <4> Там же.

Таким образом, если применять правило а), то подлежит применению п. 3 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (норма действует с февраля 2007 г.). А если правило б), то п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На наш взгляд, правильным будет применение правила «б». А как быть правоприменителям, принимая подзаконные акты? К примеру, рассмотрим Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год. Пункт 8 указанного Порядка, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 396 <5>, предусматривает право вне конкурсного поступления в государственные и муниципальные высшие учебные заведения при условии успешного прохождения вступительных испытаний граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; а также военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также на подготовительные отделения федеральных государственных высших учебных заведений для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения в соответствии с Правилами обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78. ——————————— <5> Порядок не распространяется на образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Таким образом, из анализа указанной нормы Порядка можно придти к выводу о том, что п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», который предусматривает, что граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профобразования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при успешном прохождении вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования в части поступления в высшие учебные заведения, не реализующие военные профессиональные образовательные программы, не работает в отношении граждан, уволенных с военной службы, не подпадающих под категории, указанные в п. 8 Порядка. Кроме того, в п. 2 Порядка указано, что высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Порядку. Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия высшего учебного заведения в порядке, определяемом ежегодными правилами приема. А п. 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» гласит о том, что вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий <6>. ——————————— <6> Приведенная редакция нормы вступила в силу с 3 декабря 2007 г.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 8 февраля 2007 г. N 02-55-20ин/кК разъяснено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, пользуются правом поступления вне конкурса в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний, а также на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Граждане, проходившие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Если указанные граждане обучаются на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, определенных Правительством Российской Федерации впервые после окончания военной службы по контракту, то их обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета. В преамбуле данного Письма указаны цели, которые преследует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, давая вышеизложенные разъяснения: для осуществления мер предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования нарушений законодательства Российской Федерации <7>. ——————————— <7> См.: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 8 февраля 2007 г. N 02-55-20ин/кК.

Как видим, нет ни слова о праве других граждан, уволенных с военной службы и имеющих рекомендации командиров (например, граждан, прошедших военную службу по призыву). Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т. е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными. По смыслу ст. 37 (ч. ч. 1 и 3) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 71 (п. п. «в», «м», «т») и ст. 72 (п. «б» ч. 1) военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, предполагающее справедливое вознаграждение, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу. В этих условиях приостановление действия отдельных правовых норм о социальной защите и социальном обеспечении этих граждан можно расценивать как односторонний отказ государства от выполнения взятых на себя обязательств. Вводя ограничение на право внеконкурсного поступления в гражданские высшие и средние учебные заведения для соответствующей категории граждан, проходивших военную службу по призыву и уволенных с военной службы, имевших соответствующие рекомендации командиров воинских частей, федеральный законодатель чрезмерно ограничил права соответствующей рассматриваемой в данной статье категории граждан. Следовательно, избранные федеральным законодателем, исходя из указанных целей, правовые средства, ограничивая право соответствующей категории граждан, уволенных с военной службы, не могут способствовать выполнению государством обязанности по обеспечению права на образование и по созданию условий для его реализации и потому являются чрезмерными и, таким образом, недопустимыми. В соответствии со статьей 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Однако несмотря на норму п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с внесением изменений в общие законы об образовании граждане, уволенные с военной службы по окончании срока призыва и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, смогут воспользоваться правом внеконкурсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний только при поступлении в вузы, реализующие военные профессиональные программы, то есть в данном случае речь идет только о военно-учебных заведениях. «С сильными судиться — себе дороже» утверждает народная мудрость. Но такая народная мудрость далеко не всегда права. Сегодня в судах рассматриваются десятки тысяч дел по искам и заявлений граждан к государственным организациям, органам местного самоуправления, должностным лицам. Если опираться на официальную статистику, то огромное количество таких исков и заявлений граждане выигрывают. Защитить свои права и получить достойную компенсацию в споре с чиновниками нашим гражданам можно и нужно. Имеющаяся и рассмотренная в настоящей статье юридическая коллизия, по мнению автора, может и должна разрешаться как в административном, так и в судебном порядке.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *