О некоторых вопросах, возникающих в ходе практической реализации Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, и возможных путях их решения

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 6) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2010 ГОДА N 1280, И ВОЗМОЖНЫХ ПУТЯХ ИХ РЕШЕНИЯ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., главный юрисконсульт ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции в запасе.

Новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих, определенный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 <1>, сегодня является самой обсуждаемой и злободневной темой в войсках. Чтобы понять, что это действительно так, достаточно открыть любую страничку Интернета, где содержались бы слова «жилищное обеспечение военнослужащих». Не только содержание интернет-страниц, прессы и телевидения говорят об активном обсуждении сегодня нового порядка жилищного обеспечения военнослужащих. ——————————— <1> URL: http://trof-av. narod. ru/files/giljo/pr1280.htm.

Убедительным подтверждением актуальности данной темы является и количество обращений военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которые Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 <2> определены специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкций о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений. ——————————— <2> URL: http:// zhilcom-ovomvo. ru/ wp-content/ uploads/ 2011/ 01/ Приказ-1455.pdf.

Так, за период с 1 декабря 2010 г. (с начала функционирования) в федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — «Центррегионжилье») поступило более 2500 документов, из них более 1500 писем, заявлений и обращений военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей. В ходе рассмотрения корреспонденции, поступающей в «Центррегионжилье», возникает ряд вопросов, разрешение которых в рамках действующего Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 весьма затруднительно, даже с учетом изменений, внесенных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. N 453 в Приказы Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1455 и 1550. В соответствии с указанными изменениями Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 после п. 2 дополнен п. 3 следующего содержания: «3. Специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации осуществляют следующие функции: признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 — 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280 (далее — Инструкция); снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принимают решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции. пункт 3 считать пунктом 4». Также подп. «в» п. 2.1 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1550) дополнен сноской «**» следующего содержания: «** По решению Министра обороны Российской Федерации отдельные функции уполномоченного органа могут осуществляться специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации, указанными в пункте 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1455». Указанные изменения значительно расширяют полномочия специализированных организаций, каковыми являются федеральные государственные учреждения, региональные учреждения жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее — региональные управления), позволяют при необходимости Министру обороны Российской Федерации наделять специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации отдельными функциями уполномоченного органа. В то же время, по мнению автора, указанные нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, даже с учетом изменений, не позволяют кардинально решить назревшие проблемы, некоторым из которых посвящена настоящая статья. 1. В соответствии с Уставами, утвержденными Министром обороны Российской Федерации, региональные управления находятся в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, следовательно, в состав войск военных округов не входят. Но такая самостоятельность, наряду с бесспорными преимуществами, например независимость в принятии решений, связанных с жилищным обеспечением военнослужащих, имеет и ряд недостатков. Так, начальники региональных управлений, не имеющие полномочий по даче указаний и предъявлению соответствующих требований по их выполнению к командирам (начальникам) воинских частей, учреждений и организаций, входящих в состав войск военного округа, лишены возможности оперативного решения вопросов, возникающих в ходе решения задач по жилищному обеспечению военнослужащих. В результате этого региональные управления лишены возможности оперативного доведения до войск военного округа информации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, получения «обратной» информации. С прекращением деятельности жилищных комиссий (жилищные комиссии прекратили свою деятельность с 9 ноября 2010 г. в связи с изданием Министром обороны Российской Федерации 27 октября 2010 г. Приказа N 1297 <3>) в воинских частях не осталось органа либо должностного лица, ответственного за ведение работы по жилищному обеспечению военнослужащих. При таких условиях каждый военнослужащий в решении жилищного вопроса остается один на один с региональным управлением и Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. С учетом обширности территорий нынешних военных округов военнослужащий не всегда может лично обратиться за разъяснением в региональные управления, а письменные обращения не всегда отражают в полной мере суть вопроса, в связи с чем соответствующие ответы региональных управлений не всегда удовлетворяют военнослужащих. ——————————— <3> URL: http://www. rg. ru/2010/10/29/prikaz-dok. html.

Такое положение создает дополнительные трудности как для военнослужащего (ему трудно разобраться в существующей системе жилищного обеспечения, в перечне и формах, необходимых для реализации жилищного права, документах), так и для органов, созданных для организации работы по обеспечению военнослужащих жильем (приходится каждому обращающемуся военнослужащему разъяснять одни и те же вопросы). К сожалению, вопросы взаимодействия региональных управлений и воинских частей, учреждений и организаций войск военного округа не нашли отражения в нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации. На региональном уровне делаются попытки наладить такое взаимодействие. Так, командующим войсками Центрального военного округа 28 декабря 2010 г. издан Приказ N 152 «Об организации взаимодействия воинских частей и организаций Центрального военного округа с ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих». Указанным Приказом до войск военного округа доведена информация о создании на территории военного округа регионального управления, о функциях данного управления. Кроме этого, приказом командующего войсками военного округа предписано командирам (начальникам) воинских частей, соединений и организаций своими приказами определить должностных лиц, ответственных за ведение учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, сбор и направление в региональное управление соответствующих заявлений военнослужащих и приложенных к ним документов. Сведения о должностных лицах, определенных для ведения этой работы, направляются в региональное управление. В результате реализации вышеназванного Приказа командующего войсками Центрального военного округа налаживается непосредственная связь регионального управления с воинскими частями и учреждениями военного округа в целях оперативного решения вопросов жилищного обеспечения военнослужащих. Представляется, что пример Центрального военного округа мог бы быть полезным и для других военных округов. 2. Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, формировался исходя из сведений из базы данных «Учет», который велся в КЭЧ районов, однако в ходе передачи указанных сведений в региональные управления и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации часть сведений была утрачена, допущено много ошибок и неточностей. Так, некоторые военнослужащие, получившие ранее жилые помещения, не были исключены из соответствующей базы, в результате чего им вновь приходят извещения о распределении жилья. В других случаях, наоборот, военнослужащие, десятилетиями находившиеся в очереди на получение жилья и включенные ранее в базу данных «Учет» КЭЧ районов, оказались вне единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее — единый реестр). Кроме этого, в период формирования единого реестра много неточностей и ошибок было допущено в части, касающейся состава семей военнослужащих, их права на дополнительную жилую площадь, в результате чего распределенные им жилые помещения, сведения о которых они получают из поступающих извещений, не соответствуют нормам предоставления жилья. В таких случаях военнослужащие в большинстве случаев отказываются от распределенного жилья ввиду его несоответствия нормам предоставления. При наличии соответствующих полномочий все вышеуказанные ошибки и недоработки можно было бы достаточно быстро устранить на уровне региональных управлений, однако действующие инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений не наделяют такими полномочиями региональные управления, отсутствуют такие полномочия и в их уставах. Вышеуказанные изменения, внесенные в Приказы Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1455 и 1550, четко не указывают на полномочия региональных управлений по оценке обращений и принятию решений о внесении соответствующих изменений в единый реестр, хотя из содержания внесенных изменений в части наделения специализированных организаций полномочиями по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, можно предположить, что решения о внесении соответствующих изменений в единый реестр также правомочны принимать региональные управления. В указанной части требуется более четко обозначить полномочия региональных управлений, которые Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 определены как специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации в целях реализации вопросов жилищного обеспечения военнослужащих. 3. Пунктом 10 Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Из содержания данного пункта Инструкции следует, что это положение относится исключительно к праву военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма. В практике работы региональных управлений возникает ряд вопросов в части допустимости применения указанного положения к военнослужащим, которые в соответствии с действующим законодательством на весь период военной службы подлежали и подлежат обеспечению служебными жилыми помещениями. В региональные управления поступают многочисленные обращения военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы более 10 лет и подлежащих увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с просьбой о включении их в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, с момента признания их нуждающимися в жилье, без предоставления дополнительных документов. Указанные военнослужащие, в соответствии с положением абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на весь срок военной службы подлежали обеспечению служебным жильем и были включены в соответствующую очередь для получения служебного жилья. Имея общую продолжительность военной службы 10 лет и более, такие военнослужащие не могут быть уволены с военной службы без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В связи с проводимым реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации большое количество воинских должностей, занимаемых такими военнослужащими, было сокращено, а сами военнослужащие зачислены в распоряжение соответствующих командиров (начальников) в связи с необеспеченностью жильем. Ранее, в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 <4>, при возникновении обстоятельств, в результате которых военнослужащие приобретали право на получение жилья по договору социального найма либо в собственность, не требовалось повторного признания их нуждающимися в жилье. При возникновении таких обстоятельств на основании решений жилищных комиссий они включались в список военнослужащих, нуждающихся в жилье для постоянного проживания. ——————————— <4> URL: http://www. realtymag. ru/laws/690.

Таким образом, военнослужащие рассматриваемой категории, зная, что ранее они в установленном порядке были признаны нуждающимися в получении жилья (причем многие были признаны нуждающимися в жилых помещениях до 1 марта 2005 г.), рассчитывали и рассчитывают на то, что при включении их в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по договору социального найма, в отношении их будет сохранена первоначальная дата постановки в очередь. Однако Инструкции, утвержденные Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, такой возможности не предусматривают. Но, следует заметить, и не исключают. Справедливо было бы внести изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, предусматривающие возможность включения в единый реестр военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жильем, при возникновении обстоятельств, дающих им право на получение жилья по договору социального найма, и не обеспеченных служебным жильем по установленным нормам <5>, с даты признания их нуждающимися в жилье при условии предоставления ими дополнительных документов, необходимых для признания их нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма. ——————————— <5> Напомним читателям, что до 9 ноября 2010 г. действовала норма п. 31 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, в соответствии с которой военнослужащие снимались с учета нуждающихся в получении жилых помещений в случае получения служебного жилого помещения по установленным нормам.

Однако в данной части Министерством обороны Российской Федерации до настоящего момента принципиального решения не принято. 4. С вопросом о сохранении права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма тесно связаны обстоятельства, возникшие в связи с передислокацией воинских частей. Так, в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации и созданием четырех военных округов — оперативно-стратегических командований многие воинские части претерпели реорганизацию. Такая реорганизация во многих случаях связана с передислокацией воинских частей. Так, одна из частей Военно-Воздушных Сил была передислоцирована в полном составе из города Новосибирск в город Екатеринбург. Передислокация состоялась в сентябре — октябре 2010 г. На основании п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, военнослужащие данной воинской части были исключены из базы «Учет» КЭЧ района в связи с убытием к новому месту военной службы. Однако к моменту их прибытия к новому месту военной службы Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 утратил силу и указанные военнослужащие не успели в установленном ранее порядке быть признаны нуждающимися в получении жилья по месту службы в городе Екатеринбурге. В результате вышеизложенных обстоятельств военнослужащие целой воинской части оказались вне единого реестра. Вроде бы с точки зрения закона в рассматриваемом случае все соответствует его требованиям. Однако военнослужащие, ранее признанные нуждающимися в получении жилья и продолжающие военную службу по прежнему месту военной службы, и военнослужащие передислоцированной воинской части оказались в неравном положении. При указанных обстоятельствах, учитывая то, что сложившаяся ситуация затрагивает интересы сотен военнослужащих, видится правомерным и справедливым применение в отношении таких военнослужащих положения п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, в соответствии с которыми военнослужащие, ранее принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Окончательное решение данного вопроса остается также за Министерством обороны Российской Федерации. 5. В связи с установлением нового порядка жилищного обеспечения военнослужащих, когда распределение им жилых помещений происходит централизованно, через Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, появляются все основания для обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями по избранному ими после увольнения с военной службы месту постоянного жительства еще в период прохождения военной службы. Решение этого вопроса позволило бы сократить сроки решения жилищной проблемы в отношении некоторых категорий военнослужащих. Так, из содержания ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что жилые помещения военнослужащим предоставляются по месту их военной службы. Исключение составляют военнослужащие, приобретающие жилые помещения посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, по которой военнослужащий при возникновении оснований для приобретения жилья может приобрести жилье в любом населенном пункте на территории Российской Федерации по своему выбору. Такое право имеют также военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. В первом случае, в результате реализации права на жилье, военнослужащие приобретают жилое помещение в собственность. Во втором случае военнослужащим предоставляется жилое помещение по договору социального найма или они приобретают жилые помещения с помощью субсидии, полученной по государственному жилищному сертификату. Возможность получения жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства предусмотрена п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», который гласит, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Таким образом, право на получение жилого помещения по избранному месту жительства на условиях договора социального найма может быть предоставлено военнослужащему один раз при увольнении его с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии наличия общей продолжительности военной службы 10 лет и более. В то же время абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Анализ абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет прийти к выводу, что военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы 20 лет и более, еще в период прохождения военной службы имеет право получить жилое помещение на условиях договора социального найма или в собственность по избранному постоянному месту жительства. Однако из содержания этого же абзаца следует, что получить жилье на указанных условиях имеют право лишь военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанные нуждающимися в жилых помещениях. Иные категории военнослужащих, имеющие право на получение жилого помещения на условиях договора социального найма, на сегодняшний день имеют возможность реализовать свое право на получение жилья по избранному месту жительства только при увольнении с военной службы. В период же прохождения военной службы они обеспечиваются служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями по договору социального найма лишь по месту военной службы. При изменении места военной службы они вновь имеют право получить жилое помещение по месту военной службы, в том числе и по договору социального найма. Таким образом, один и тот же военнослужащий при изменении места военной службы имеет право каждый раз получать жилое помещение по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы в предусмотренных законодательством случаях — получить такое жилое помещение по избранному им месту жительства. В соответствии с подп. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 <6>, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий. ——————————— <6> URL: http://base. garant. ru/12112963.

В связи с изложенным видится целесообразным предусмотреть возможность получения военнослужащими жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма по избранному ими месту жительства уже в период прохождения ими военной службы, за исключением военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жильем. В отношении их такое право уже предусмотрено абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» — при общей продолжительности военной службы 20 лет и более. Такие военнослужащие, получив жилье по избранному месту жительства, по месту военной службы могли бы быть обеспечены служебным жильем или общежитием, а при их отсутствии могли бы снимать жилье. Зная, что по избранному месту жительства есть жилье, военнослужащие с пониманием бы отнеслись ко всем неудобствам, связанным с необеспеченностью жильем по месту военной службы. По мере создания фонда служебного жилья предложенная схема жилищного обеспечения военнослужащих может стать не только допустимой, но и предпочтительной.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *