Правовое регулирование исполнения гражданами Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества

(Савин И. Г.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОБЯЗАННОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

И. Г. САВИН

Савин И. Г., профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин РВВДКУ (ВИ), кандидат юридических наук.

Исследование институтов конституционного права занимает существенное место в современной правовой науке. При этом ознакомление с любым учебником по конституционному праву позволяет сделать однозначный вывод, что, в отличие от прав и свобод граждан, их обязанностям уделено не более 1% объема практически любого издания. Отчасти это предопределено тем, что Конституция Российской Федерации также обязанностям своих граждан уделяет немного места и говорит о них недостаточно определенно. К примеру, в Конституции СССР <1> обязанностям были посвящены 11 статей (с 59 по 69), и только в прямой постановке можно насчитать 17 обязанностей. ——————————— <1> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М.: Известия Совета народных депутатов СССР, 1985.

Указанные обстоятельства обусловлены тем, что Конституция РФ писалась в условиях политической эйфории и абсолютного примата прав и свобод гражданина, в противовес советской системе права, утверждавшей приоритет прав государства и обязанностей его граждан перед государством. Подготовка проекта российской конституции проходила в непростых внутри — и внешнеполитических условиях, подчас неоправданного идолопоклонства перед либеральными государственно-правовыми доктринами, что подчас находило отражение в позициях видных отечественных юристов <2>. ——————————— <2> Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 11, 186.

Конституционная обязанность — это мера должного поведения, установленная Конституцией РФ. Конституционные обязанности содержатся в главе 2 Конституции РФ и расположены после прав, свобод и их гарантий. Это обязанности: платить налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество (ч. 1 ст. 59) и нести военную службу (в том числе альтернативную гражданскую) <3>. ——————————— <3> Конституционное право России: Учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 236.

Ведя речь о неопределенности конституционных обязанностей, мы в полной мере ощущаем это по установленной ст. 59 Конституции РФ обязанности защищать Отечество. Несомненно, обязанность защищать Отечество включает в себя и установленную этой же статьей обязанность по несению военной службы. Однако в полной мере обязанность по несению военной службы не входит в обязанность по защите Отечества, т. к. несение альтернативной гражданской службы (как замена военной службы по призыву) для граждан РФ, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, никакого отношения к защите Отечества не имеет. Упоминаемая выше Конституция СССР <4> определяла обязанность по «защите социалистического Отечества» более конкретно, разводя его по двум направлениям: ——————————— <4> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные Законы) Союзных Советских Социалистических Республик. М.: Известия Совета народных депутатов СССР, 1985.

1. Глава 5, которая так и называлась «Защита социалистического Отечества», определяла эту деятельность как «важнейшую функцию государства», и осуществляло государство эту функцию через «создание» и «оснащение всем необходимым» Вооруженных Сил СССР, а также установление всеобщей воинской обязанности. Кроме того, в соответствии со ст. 32 указанной главы Конституции СССР деятельность по защите социалистического Отечества являлась обязанностью государственных органов, общественных организаций и граждан. Определялась эта деятельность перечисленных субъектов законодательством Союза ССР. 2. Статья 62 Конституции СССР (глава 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР») устанавливала обязанность граждан СССР (священный долг) по защите социалистического Отечества, указывая, что осуществление этой обязанности происходит посредством возложения на граждан СССР следующих обязанностей: а) оберегать интересы Советского государства; б) способствовать укреплению могущества и авторитета государства. При этом содержится четкое указание на то, что измена Родине является тягчайшим преступлением перед народом. В своей статье я хочу рассмотреть воинскую обязанность, которая является составной частью обязанности по защите Отечества и, несколько шире, обязанности по несению военной службы. Конституционная обязанность государства по защите Отчества формулируется следующим образом: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ). Под защитой Отечества следует прежде всего понимать охрану суверенитета и безопасности государства, обеспечение целостности и неприкосновенности его территории. Возложение на граждан РФ обязанности и долга по защите Отечества, как уже было отмечено, закреплено в ст. 59 Конституции РФ. Вопросам воинской обязанности посвящен Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» <5>, в соответствии с которым воинская обязанность граждан РФ предусматривает: а) воинский учет; б) обязательную подготовку к военной службе; в) призыв на военную службу; г) прохождение военной службы по призыву; д) пребывание в запасе; е) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе <6>. ——————————— <5> Российская газета. 1998. 2 апреля. <6> Статья 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Кроме того, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: а) призыв на военную службу по мобилизации в период военного положения и в военное время; б) прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; в) военное обучение в период военного положения и в военное время. Возлагая воинскую обязанность как одну из форм конституционной обязанности по защите Отечества на российских граждан, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется. Например, ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, постоянно проживающие за пределами России. Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Воинский учет граждан РФ организуется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541. Целями и задачами воинского учета являются: — обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности; — определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства; — проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ВС РФ), других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом. Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладения ими военно-учетными специальностями. Система обязательной подготовки гражданина к военной службе предусматривает: — получение начальных знаний в области обороны; — подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций; — военно-патриотическое воспитание; — подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; — медицинское освидетельствование и медицинское обследование; — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441. Организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» возложена на военные комиссариаты <7>. ——————————— <7> Российская газета. 2007. 7 сентября.

Призыв на военную службу — одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности — является одним из способов комплектования, т. е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 <8>. ——————————— <8> URL: http://www. mdsm. ru/zakon/pologopriz

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Освобождаются от призыва на военную службу и, следовательно, от военной службы по призыву граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук, в силу семейных обстоятельств и в других случаях, а ряд категорий граждан не подлежит призыву по морально-психологическим качествам (отбывающие отдельные виды уголовных наказаний, находящиеся под следствием или дознанием и др.). Не призываются также граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу — это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленном законодательством. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ, которые издаются два раза в год. Он включает в себя: а) явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; б) явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. В случае неявки гражданина без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной и основной формой исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации. Военную службу по призыву граждане проходят в ВС РФ, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в ВС РФ, других войсках и органах <9>. ——————————— <9> Статья 36 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706, в качестве основных направлений развития военной организации государства предусматривала совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров, специалистов ведущих боевых специальностей). Новая Военная доктрина РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146, предусматривает совершенствование системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности, основное назначение которых — обеспечить своевременный перевод ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создание специальных формирований. С этой целью граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени <10>. ——————————— <10> Статья 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Запас ВС РФ создается из числа граждан: а) уволенных с военной службы с зачислением в запас ВС РФ; б) успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения; в) не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; г) не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет; д) уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах; е) прошедших альтернативную гражданскую службу; ж) женского пола, имеющих военно-учетную специальность <11>. ——————————— <11> Статья 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Отдельно выделяются формы воинской обязанности, которые осуществляются только в период мобилизации, в период военного положения и в военное время: а) призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; б) прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; в) военное обучение в период военного положения и в военное время. Исполнение указанных форм воинской обязанности определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени <12>. ——————————— <12> Там же, ст. 1.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации <13>. ——————————— <13> Статья 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении».

Рассматривая обязанность граждан РФ по защите Отечества, можно сделать несколько выводов: 1. Воинская обязанность, как производная от конституционной обязанности защищать Отечество, не является всеобщей, т. е. она возлагается государством не на всех российских граждан, имеющих возможность исполнять воинскую обязанность. 2. Несмотря на то что воинская обязанность предусматривает несколько форм, основу ее составляет именно прохождение военной службы по призыву, что устанавливается как конституционная обязанность несения военной службы (но исключает производную от указанной обязанности — альтернативную службу для граждан РФ, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы). 3. Прохождение гражданином РФ военной службы по призыву, как основная форма конституционной обязанности по защите Отечества, наделяет данного гражданина статусом военнослужащего и, соответственно, статусом государственного служащего. 4. Несмотря на активную полемику в средствах массовой информации, Военная доктрина РФ не предусматривала (2000 г.) и не предусматривает (2010 г.) отказ от комплектования воинских частей Вооруженных Сил и других войск военнослужащими по призыву, указывая на преимущественное укомплектование должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

——————————————————————

Название документа