Сравнительный анализ опыта подготовки молодежи к военной службе в России и США

(Давыдов Н. А., Поляков С. П.) («Юридическая психология», 2012, N 3) Текст документа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ И США <*>

Н. А. ДАВЫДОВ, С. П. ПОЛЯКОВ

——————————— <*> Davydov N. A., Polyakov S. P. Comparative analysis of experience of training of youth for military service in Russia and the USA.

Давыдов Николай Алексеевич, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительского права Московской государственной юридической академии, доктор педагогических наук, профессор.

Поляков Сергей Павлович, заведующий кафедрой психологии и педагогики НОУ ВПО «Московский институт права», доктор педагогических наук, доцент.

В статье проводится сравнительный анализ опыта подготовки молодежи к военной службе в России и США. Установлено, что подготовка к военной службе молодежи является важным компонентом военной безопасности и представляет собой процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения общих должностных и специальных обязанностей военной службы.

Ключевые слова: Вооруженные Силы, военная безопасность, военная служба, вневойсковая подготовка, концепция, модернизация, национальная идея, патриотическое воспитание, педагогическая система, профессиональный отбор, скаутское движение.

The article makes comparative analysis of experience of training of youth for military service in Russia and the USA. The authors determine that training for military service is an important element of security and is the process of education and upbringing of citizens, formation of convictions, knowledge and skills thereof, necessary for execution of general official and special duties of military service.

Key words: Armed Forces, military duty, military service, extra-military training, conception, modernization, national idea, patriotic upbringing, pedagogical system, professional selection, scout movement.

Основой современных межгосударственных отношений стран мирового сообщества продолжает оставаться стремление к укреплению военной безопасности. Военная безопасность — это составная часть, важнейший компонент национальной безопасности государства и его возможности по обеспечению защиты национальных интересов средствами вооруженного насилия <1>. Подготовка к военной службе молодежи является важным компонентом военной безопасности и представляет собой процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения общих должностных и специальных обязанностей военной службы. Для сохранения военной безопасности России требуется поддержание военного потенциала на уровне, достаточном для обороны в случае возникновения кризисной ситуации в непосредственной близости от государственной границы. ——————————— <1> Основы военной политики и обеспечения военной безопасности Российской Федерации. М.: РАГС, 2005. С. 30.

Анализ научной литературы и результатов эмпирического материала показал, что процесс овладения призывниками знаниями, умениями и навыками, формирования у них морально-психологических и физических качеств, позитивного отношения к военной службе, ответственности за защиту Отечества в значительной мере не отвечает требованиям общества, Вооруженных Сил, других силовых ведомств России. В современных условиях происходит снижение показателей состояния здоровья и физического развития большой части граждан, подлежащих призыву на военную службу (доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 г. около 30%). Негативное влияние оказывает отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности граждан к военной службе, федеральной системы подготовки их к военной службе, охватывающей все категории граждан, начиная с дошкольного возраста. Явно недостаточны объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, слаба преемственность программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов, развития военно-прикладных видов спорта; отсутствует орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе. Продолжает оставаться низким уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, обусловленный отсутствием осознанной мотивации к прохождению службы. В условиях сокращения численности призывного контингента и непринятия кардинальных мер по повышению качества подготовки граждан к военной службе (улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий и создание современной системы военно-патриотического воспитания) в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в кадрах будут удовлетворяться на 60%, а в перспективе — на 50% <2>. ——————————— <2> Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 февр. 2010 г. N 134-р).

Установлено, что причинами создавшегося положения являются: — во-первых, начиная с первой половины 1990-х гг. в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер фактически не осуществлялось военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться; — во-вторых, анализ объемов финансирования региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, что говорит о большой разнице в подходах к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности организаторов военно-патриотического воспитания в регионах; — в-третьих, отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан; — в-четвертых, учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания — военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности; — в-пятых, введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не помогло добиться желаемых результатов. Несмотря на то что удалось достичь высокого охвата обучаемых (92%), качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким и др. <3>. ——————————— <3> Там же.

Таким образом, сложившаяся система подготовки граждан к военной службе в существенной мере не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Решение этой проблемы видится в модернизации педагогической системы подготовки молодежи к военной службе, приведении ее в соответствие с современными требованиями путем комплекса научно обоснованных управленческих и психолого-педагогических мер, нацеленных на: совершенствование организации, содержания и технологии подготовки допризывной молодежи; повышение качества ее учебно-методического обеспечения; ориентированность программ по ОБЖ и БЖ на личностное развитие и формирование военно-профессиональной направленности выпускников; реализацию воспитательного потенциала образовательных учреждений. Возможно, что обращение к зарубежному опыту подготовки молодежи к военной службе в какой-то мере сыграет положительную роль в выборе оптимальных форм и методов в процессе обучения и воспитания граждан Российской Федерации, формирования у них убеждений и навыков, необходимых для исполнения общих и специальных обязанностей военной службы. Следует подчеркнуть, что одной из важнейших причин, оказывающих влияние на сегодняшнее состояние подготовки российской молодежи к военной службе, является то, что у нас нет до сих пор государственной идеи. Возможно, что здесь и кроется решение задачи более качественной подготовки молодежи к военной службе. Так, М. А. Гареев <4> приводит (на научной конференции Академии военных наук) пример: когда во время встречи с учеными-историками В. В. Путин спросил их о национальной идее, то внятного ответа не получил. Говорили в основном о свободе и справедливости. Ссылались на Конституцию РФ, где в ст. 13 сказано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и т. д. ——————————— <4> Гареев М. А. Национальные интересы и национальная безопасность России на современном этапе // Вестник Акад. воен. наук. 2008. N 1. С. 8 — 17.

Что же мы видим в Соединенных Штатах Америки? Одним из важнейших устоев воспитания американской молодежи в Соединенных Штатах считают формирование и поддержание на должном уровне морально-психологического, этического (нравственного) и интеллектуального уровня подрастающего поколения. В этих целях действует целый комплекс принципов, ценностей и идей (установок) военного, политического, экономического, морально-психологического и этического характера, совместимых с национальным историческим наследием и связанных с национальными интересами, целями и задачами государства. Этот комплекс воспитывается (утверждается) в сознании американских граждан с раннего детства. В его основу положен ряд общегосударственных, социально-философских, политических концепций. Прежде всего это концепция «превосходства американского образа жизни». Она призвана способствовать выработке чувства гордости за свою страну, ее достижения. Концепция возводит в ранг «самых передовых» принятые в США нравственные нормы, сложившийся национальный характер, традиции. Она способствует формированию у американцев настоящей «религии американского образа жизни», требующей защиты, в том числе военной силой. Здесь следует отметить, что американский патриотизм, и это подчеркивают многие западные социологи, отличается тем, что он направлен не на территорию проживания, не на людей, а на систему идей, касающихся общественной жизни. Поэтому вместо таких понятий, как «родина», «отчизна», чаще употребляются слова «эта страна», «Америка», «американский образ жизни». Во многом это объясняется тем, что США, пройдя относительно короткий путь развития, представляют собой сплав многих наций, нашедших здесь родину. В результате такого воспитания вырабатывается особая чувствительность к национальному престижу, ко всему американскому, верность своей стране независимо от того, права она или нет. Вторая концепция — «особая миссия США в мире» — служит обоснованием устремлений к мировому лидерству и гегемонии, веры в превосходство всего американского. Она рассматривает американцев как «избранный народ», осуществляющий под руководством «безгрешных лидеров» предначертанную судьбу США управлять всем миром «на его пути к Богу». Эта концепция используется для оправдания необходимости обеспечения национальных интересов США любыми, в том числе военными, средствами практически в любом регионе мира. Практическая работа по реализации общегосударственных концепций в интересах формирования требуемого морально-психологического, нравственного облика американца как патриота и гражданина США осуществляется соответствующими организациями и структурами. В том числе в рамках вневойсковой подготовки американской молодежи и в ходе проведения специализированной морально-психологической подготовки новобранцев и кадрового личного состава ВС США. Для дальнейшего сравнительного анализа опыта подготовки молодежи к военной службе следует обратиться к истории развития ДОСААФ России с 1991 г. по настоящее время. Так, 23 сентября 1991 г. на VII Пленуме ЦК ДОСААФ СССР был вынесен для обсуждения вопрос о мерах по дальнейшей демократизации деятельности оборонного общества. VII Пленум ЦК ДОСААФ СССР занял особое место в истории оборонного общества. Он устранил препятствия на пути к реорганизации ДОСААФ из зацентрализованной (хотел бы на этом слове акцентировать внимание) структуры в массовую общественную организацию, действующую на самодеятельных началах; способствовал активному включению оборонного общества в демократические процессы, происходящие в стране. 25 сентября 1991 г. состоялся учредительный съезд коллективов ДОСААФ РСФСР. На их базе была создана Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО РСФСР) <5>. ——————————— <5> Петров С. И. Подготовка молодежи к военной службе в 1985 — 2000 годах (по материалам Северо-Запада РФ): Дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2004. С. 305.

II съезд РОСТО 22 сентября 1995 г. констатировал, что в трудных условиях центру, республиканским, краевым и областным советам РОСТО, коллективам школ, аэроклубов, СТК удалось сохранить оборонную организацию России, ее материально-техническую базу, качественно выполнять свои уставные задачи. И в заключение необходимо констатировать то, что в последнее время шла «необъявленная война» между Министерством обороны и РОСТО (ДОСААФ). Итогом ее могло бы стать разрушение основ сохранившейся до настоящего времени системы подготовки к военной службе <6>. Но этого не случилось благодаря тому, что 29 апреля 2009 г. прошел VIII внеочередной съезд <7> данной организации, на котором единогласно было поддержано решение Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева о преобразовании РОСТО (ДОСААФ) в общественно-государственную организацию ДОСААФ России и создании на ее основе новой общефедеральной системы допризывной подготовки молодежи. ——————————— <6> Ильичев Г. Минобороны — РОСТО (ДОСААФ): от традиционного сотрудничества к «необъявленной войне»? // Воен. знания. 2008. N 9. С. 2 — 4. <7> Подробнее см.: IX внеочередной съезд РОСТО (ДОСААФ) — I съезд ДОСААФ России // Воен. знания. 2010. N 1. С. 2.

А что же происходит с подготовкой молодежи к военной службе в США? Вневойсковая подготовка ведется в США на двух уровнях: первый охватывает подростков — учащихся школ, а второй — студентов университетов и колледжей. Характерной чертой первого уровня подготовки является ее проведение не по школьным общеобразовательным программам, а в рамках традиционной системы так называемых скаутских организаций — клубов (союзов): раздельно для мальчиков (бойскауты) и для девочек (герлскауты). Первые такие организации возникли еще в 1910 г. и к настоящему времени имеют филиалы во всех штатах страны, охватывая миллионы мальчиков и девочек в возрасте 8 — 18 лет. Следует отметить особый вклад, который вносит в систему подготовки подрастающего поколения в США скаутское движение, охватывающее 4,1 млн. бойскаутов и 2,6 млн. герлскаутов <8>. Все скаутские организации объединены в Союз скаутов США, возглавляемый Национальным комитетом, в который входят представители деловых кругов, духовенства и высшего военного руководства страны. В программе этого движения основной упор делается на ознакомление детей с военной литературой и прессой, посещение музеев и мемориальных комплексов, туризм, военизированные игры, занятия по изучению военной техники (изучение образцов стрелкового оружия, артиллерийского и бронетанкового вооружения), на физические упражнения (облегченные комплексы, предназначенные для солдат и офицеров), способы выживания в экстремальных условиях, марш-броски и т. д. Вооруженные силы США предоставляют свои объекты, базы, учебные центры, полигоны для организации работы со скаутами, проводят совместные учебные занятия подразделений организованного резерва и скаутских формирований, берут на себя их материально-техническое обеспечение. В воинских частях и соединениях практикуется проведение «Дней скаутов», когда детям разрешены свободный доступ к боевой технике и общение с военнослужащими. ——————————— <8> Шевченко К. В. Система подготовки старших подростков к службе в Вооруженных Силах: Дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2006. С. 21 — 22.

Наряду с общественными организациями огромная роль в подготовке к военной службе учащихся принадлежит государству. Так, все большее число американских школ открывает юношеские курсы по подготовке офицеров запаса. Это своего рода специальные кадетские классы при школах, создаваемые с разрешения Министерства образования командованиями видов Вооруженных Сил США. Необходимо обратить внимание на то, что на протяжении столетия не происходит почти никаких изменений. Безусловно, и у нас есть такие формы работы с молодежью, которые (если не экспериментировать) могут приносить пользу. К примеру, в российских школах принято отмечать «День призывника». А он был объявлен Приказом Реввоенсовета Республики от 23 августа 1923 г. N 1827 в целях популяризации идей допризывной подготовки и физической культуры среди широких масс трудящихся. Следующий факт для сравнения. У нас в 80-е годы в соответствии с Законом «О всеобщей воинской обязанности» <9> в тех же целях функционировала начальная военная подготовка учащейся молодежи в общеобразовательных школах, в средних специальных учебных и учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Однако в конце 90-х гг. существенное негативное влияние на военно-патриотическое воспитание будущих воинов оказала фактическая отмена на территории страны начальной военной подготовки. ——————————— <9> Закон СССР о всеобщей воинской обязанности. Принят Третьей сессией Верховного Совета СССР Седьмого Созыва 12 окт. 1967 г. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 дек. 1980 г.). М., 1981.

12 июня 1990 г. Министр обороны СССР и Председатель Государственного комитета по народному образованию подписали Приказ «Об улучшении допризывной подготовки юношей-учащихся» <10>. На самом деле вследствие разобщенности действий названных ведомств не были определены источники финансирования этой подготовки. В условиях нарастания экономических и социальных трудностей, перехода к хозяйственной самостоятельности предприятия стали сокращать и даже прекращать выделение средств для совершенствования учебно-материальной базы военно-патриотической работы в подшефных школах. ——————————— <10> Приказ N 263/408 Министра обороны и Председателя Государственного комитета СССР по народному образованию. М., 1990.

Приказы по Министерству образования РСФСР от 12 октября 1990 г. и от 27 мая 1991 г. еще более обострили ситуацию, практически отменив на территории России допризывную подготовку учащихся. Такое положение было закреплено в п. 7 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», который предусматривал военную подготовку юношей в гражданских общеобразовательных учреждениях только факультативно, с согласия обучаемых или их родителей и за счет сил и средств Министерства обороны <11>. Разумеется, данное обстоятельство существенно ослабило активность учебных заведений в военно-патриотическом воспитании учащихся. ——————————— <11> Петров С. И. Указ. соч. С. 207 — 208.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), проводимый с 1 сентября 1991 г., предусматривал ознакомление учащихся общеобразовательных учебных заведений с правилами поведения и действиями в чрезвычайных ситуациях. Он был направлен на приобретение учащимися знаний и умений по защите жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях. Программа состояла из шести разделов. Раздел 6: Основы военного дела и военной службы <12>. ——————————— <12> Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. М., 1991.

Что же делается в США? А там в течение многих лет уделяется пристальное внимание преподаванию в федеральных школах начальной военной подготовки (НВП), которая, по мнению американских специалистов, способствует быстрому и качественному обучению новобранцев. Так, в начале XXI в. курсы НВП были организованы при 1370 американских школах. В общей сложности они охватывали более 230 тыс. человек <13>. ——————————— <13> НВП возрождается, но в странах НАТО // Независимое воен. обозрение. 2000. 3 марта.

Далее. В США военная подготовка в средних школах, как правило, проводится в течение 3 — 4 лет. Во всех школах на военную подготовку отводится по 96 часов занятий ежегодно <14>. Выпускникам школы, окончившим курс военной подготовки, выдаются свидетельства установленной формы, в которых указываются объем и качество усвоения программы военной подготовки. ——————————— <14> Фильков С. М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования. М., 2002. С. 68.

Современная учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» <15> для учащихся 10 — 11 классов разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы. ——————————— <15> Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности: 1 — 11 кл. / Под общ. ред. А. Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2007. С. 51 — 52.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молодежи к военной службе. Программа рассчитана на 110 учебных часов (из них 40 часов — на учебные сборы). На изучение курса ОБЖ в 10 классе отводится 35 часов + 40 часов на учебные сборы, а в 11 классе — 35 часов, и обучение заканчивается итоговой аттестацией. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Пятидневные учебные сборы являются важнейшим заключительным этапом изучения основ военной службы с учащимися предпоследнего года обучения и проводятся в целях закрепления полученных знаний и приобретения необходимых практических навыков. Таким образом, проведенное исследование подтверждает наличие сильных сторон в системе комплектования личным составом, организации и проведения профессионального отбора в Вооруженные силы США. К ним, в частности, относятся: хорошо организованная работа по рекламе, популяризации и пропаганде военной службы, определению военно-профессиональной ориентации; осуществление в этих целях широкой общеобразовательной программы, предполагающей активное привлечение к ней подрастающего поколения; конкурсная система вербовки, обеспечивающая проведение тщательного отбора лучших кандидатов из числа желающих служить в Вооруженных силах. Кроме того, к положительным факторам можно отнести вербовку в вооруженные силы лиц, имеющих гражданские специальности, близкие к военным; наличие хорошо подготовленных специалистов по вербовке и профессиональному отбору кандидатов; использование для этих целей разнообразных тестовых методик, позволяющих всесторонне изучить претендентов и уточнить их профессиональное предназначение. Каждые три — пять лет происходит регулярное обновление методик конкурсного отбора; прослеживается четкая профессиональная направленность на специальности с возможностью использования полученных навыков после увольнения из вооруженных сил. В каждом виде Вооруженных сил существуют научно-исследовательские структуры, занимающиеся разработкой и совершенствованием методического обеспечения профессионального отбора, оценкой его эффективности. Наиболее показателен в этом плане опыт американской армии. Отказавшись в 1973 г. от массовой армии в пользу контрактной, военное командование США стразу же столкнулось с трудностями при ее комплектовании — нехваткой желающих поступить на военную службу, традиционно связанную с лишениями и риском. В связи с этим военно-политическому руководству страны пришлось принимать экстренные меры для привлечения добровольцев в Вооруженные силы. Особое значение при этом придавалось рекламе и популяризации службы в армии. Широко пропагандировался тезис о полезности и общественной значимости военной профессии, подчеркивались ее преимущества, связанные со стабильностью и уверенностью в завтрашнем дне, отсутствием безработицы, предоставлением льгот для военнослужащих и членов их семей, бесплатным медицинским обслуживанием, возможностью выбора военной специальности, вида вооруженных сил, рода войск, места службы, повышения квалификации, обеспечением достаточно высокого уровня денежного содержания военнослужащих по сравнению с гражданскими специалистами. В итоге цель рекламной кампании была достигнута. С 1982 г. вербовщики как основной критерий отбора в армию смогли взять качественные параметры призывников, а с 1987 г. требования к нанимаемому контингенту еще более возросли. Для вербовки и отбора одного новобранца требуется проверить в среднем 24 претендента. В настоящее время в США ощущается нехватка добровольцев, что вынудило военное командование снизить требования к качественным параметрам новобранцев. В целом действующая в американских Вооруженных силах система профессионального отбора обеспечивает достаточно высокое качество их комплектования. Показатели интеллектуального и образовательного уровня рекрутов выше, чем в аналогичной выборке в гражданском обществе. Таким образом, сравнительный анализ опыта подготовки молодежи к военной службе должен ориентировать на творческий учет всего лучшего, что накопила педагогическая практика зарубежных стран, для того чтобы придавать важнейшее значение разработке системы эффективной подготовки подрастающего поколения к военной службе, видя в этом залог безопасности существования государства.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *