Классификация неблагоприятных условий семейного воспитания в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя (по материалам криминологического исследования в г. Краснодаре)

(Дроздов Т. М.) («Российский следователь», 2012, N 23) Текст документа

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В Г. КРАСНОДАРЕ) <*>

Т. М. ДРОЗДОВ

——————————— <*> Drozdov T. M. Classification of adverse conditions of family education in formation of the identity of the minor offender (on materials of criminological research in Krasnodar).

Дроздов Тимофей Михайлович, профессор кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук.

Рассматриваются отрицательные характеристики условий семейного воспитания несовершеннолетних и их классификация.

Ключевые слова: школьник, несовершеннолетний, родители, правонарушения, условия формирования, личность подростка.

This article covers the negative features of the conditions of family upbringing of juvenile delinquents and the classification of these conditions (based on materials of the criminological researches in Krasnodar).

Key words: school student, minor, parents, offenses, formation conditions, identity of the teenager.

Несмотря на разнообразие отрицательных факторов, влияющих на развитие несовершеннолетних, можно выделить определенную закономерность. По обширной программе нами было изучено 200 подростков, состоящих на учете в отделе участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Управления МВД Российской Федерации по г. Краснодару и находящихся в местах лишения свободы. При всей их индивидуальности был обнаружен ряд общих черт, вызванных сходными условиями домашнего воспитания. То есть исследование асоциального поведения и его корней выявило определенное сходство в развитии отклонений в поведении от нормы, а также причин этих отклонений. Последнее дает возможность создать некую классификацию причин асоциального поведения несовершеннолетних. Однако следует оговориться, что в данном случае мы делаем попытку классификации отрицательных условий становления личности лишь применительно к семье. Такое выделение причин и условий, вызывающих отклонения, всегда вызывало интерес исследователей. В результате изучения генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних нами определено пять типов условий семейного воспитания, при которых и происходят у подростков отрицательные изменения в характере. Данные исследования всех трудновоспитуемых школьников, состоящих на учете, и почти половины осужденных позволили нам определить некоторое количественное выражение отрицательных характеристик условий семейного воспитания. К первому типу можно отнести ситуацию, когда ребенок развращается родственниками, опекунами или родителями. Пьянство, драки, правонарушения могут быть фоном, на котором протекает жизнь ребенка (пассивное влияние). Но наблюдается и прямое растление, вовлечение и подстрекательство к антиобщественным действиям (активное влияние). Ко второму типу условий семейного воспитания мы относим ситуацию, когда в семье отсутствуют родительские чувства. Это семьи с отверженным ребенком, являющимся обузой с точки зрения родителей. Третий тип — когда ребенок недостаточно контролируется родителями, во многом предоставлен самому себе. Они не осуществляют контроль за режимом дня ребенка, его занятиями, интересами, друзьями, окружением. Четвертый тип характерен избалованностью детей. В таких семьях ребенок эгоистичен, ему многое прощается. Часто он единственный ребенок. Пятый тип — когда родители, субъективно желая привить ребенку социально-положительные нормы поведения, объективно создают противоположное. Происходит это из-за приверженности к авторитарным, деспотическим методам воздействия на личность ребенка и из-за несоответствия воспитательных мер складывающейся у подростка вне семейной сферы системе асоциальных представлений или когда ребенок является средоточием различных воспитательных приемов родителей. Можно отметить, что анализ материалов по трудновоспитуемым школьникам и несовершеннолетним, состоящим на учете, а также осужденным за преступления позволил произвести (в известной степени) статистические расчеты сочетания различных неблагоприятных факторов: беспризорности и отсутствия родительской любви; активного или пассивного развращения и потакания; невозможности справиться с воспитанием… Однако эти материалы показывают, что при наличии ряда факторов один из них является все же первичным, а прочие — производными от него. Классификация по таким типам условий семейного воспитания и социализации трудновоспитуемых в Краснодаре дала следующую картину: 1) дети, живущие в разлагающей, травмирующей обстановке, — 24,49%; 2) дети, лишенные родительской любви, — 7,59%; 3) дети бесконтрольные — 44,85%; 4) дети избалованные, эгоисты — 5,58%; 5) дети, родители которых не справляются с их воспитанием, — 17,49%. Самой распространенной причиной появления трудновоспитуемых является бесконтрольность. Это наблюдается как в полных, так и в неполных семьях. Обстановка, когда родители не справляются с воспитанием, свойственна для всех видов семей с «трудным» ребенком. В целом у 17,49% всех «трудных» родители не справляются с воспитанием: почти каждый третий одинокий отец, каждая четвертая семья с другими родственниками или родители в многодетных семьях не справляются с воспитанием. Реже среднего это явление наблюдается в случаях воспитания «трудного» одинокой матерью или в малочисленных семьях. Характерно для таких семей то, что все или почти все дети становятся носителями асоциальных форм поведения. Несовершеннолетние, состоящие на учете, обнаруживают не только качественное сходство с «трудными», но и близкие к ним количественные характеристики. Очень близки показатели социального положения у родителей несовершеннолетних, состоящих на учете, и родителей трудновоспитуемых школьников. В 2010 г. в 82% случаев родители состоящих на учете несовершеннолетних были малоквалифицированными служащими и в 18% — работниками средней или высшей квалификации, в 2011 г. — соответственно 85% и 15%. Совпадают и показатели, характеризующие вид семьи и тип семейного воспитания. «Трудные», состоящие на учете, очень часто являются детьми родителей-одиночек. В многодетных семьях с подростками, состоящими на учете, заметна тенденция к повторяемости поступков старших младшими детьми. Анализ осужденных подростков по типу семейного воспитания и виду семьи свидетельствует о следующих закономерностях: 1) как и в случае с несовершеннолетними, состоящими на учете, разлагающее влияние на ребенка нередко оказывается одиноким отцом; 2) подросток гораздо чаще растет в условиях отсутствия ласки, если воспитывается у родственников или в семьях, где мать или отец неродные; 3) среди типов семейного воспитания безнадзорность занимает самое высокое место. Наиболее часта эта ситуация в многодетных семьях и у одиноких матерей; 4) детей-любимчиков нет в семьях с неродным отцом и неродной матерью и в многодетных семьях. Вообще, во всех трех анализируемых составах (трудновоспитуемые, состоящие на учете, осужденные) в семьях одного и того же вида количество избалованных детей всегда обратно пропорционально количеству детей, лишенных ласки; 5) ситуация, когда родители не справляются с воспитанием, характерна для многодетных семей и реже для матерей-одиночек. В итоге по всем составам несовершеннолетних с асоциальным поведением картина распределения типов условий семейного воспитания, несмотря на некоторые вариации, была довольно устойчива, и ни одна группа не обнаружила принципиального отличия. Не отсутствие родителей, а нехватка должного родительского контроля чаще всего создает отклонения от нормотипа. Эта тенденция, наметившаяся в тридцатые годы, и сейчас наиболее показательна. Можно прямо сказать, что именно безнадзорность в семье является главным отрицательным фактором. К сожалению, нежелательная для общества стабильность появления лиц с асоциальным поведением из таких семей не привлекла еще должного внимания, хотя совершенно очевидно, что только неослабленный контроль и помощь со стороны школ, общественности могут откорректировать семейное воспитание. Причем эта помощь должна иметь форму долгой, кропотливой работы.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *