Специфика профессиональной деятельности как критерий дифференциации правового регулирования социального обеспечения отдельных категорий граждан

(Антипьева Н. В.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 4) Текст документа

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КРИТЕРИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Н. В. АНТИПЬЕВА

Антипьева Наталья Валерьевна, докторант кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), советник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного Суда РФ.

На основе анализа действующего законодательства сделан вывод о наличии трех моделей правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан, занятых особыми видами профессиональной деятельности. Первая модель ориентирована на формирование обособленных систем защиты граждан от рисков, связанных с особенностями осуществляемого ими труда (с учетом различных форм реализации права на труд), на основании положений специальных нормативных правовых актов (одного или нескольких) в первую очередь законодательного уровня. Вторая модель предполагает установление для той или иной категории лиц специальных норм в рамках правовых актов общего характера. Данная модель используется в системе обязательного пенсионного страхования. Третья модель представляет собой сочетание двух предыдущих и характерна, в частности, для социального обеспечения государственных гражданских служащих, которые, будучи застрахованными в системе обязательного социального страхования, имеют право и на получение пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, а также для социального обеспечения работников организаций угольной промышленности и членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

Ключевые слова: юриспруденция, дифференциация, правовое регулирование, социальное обеспечение, модель, профессиональная деятельность, риск.

Specific features of professional activities as a criterion for the differentiation of legal regulation of social guarantees for the specific groups of persons N. V. Antipyeva

Antipyeva Natalia Valerievna — Doctoral student of the Department of Labor Law and Social Guarantees Law of the Kutafin Moscow State Law University, councilor for the Department of Constitutional Bases of Labor Legislation and Social Guarantees for the Constitutional Court of the Russian Federation.

Based on the analysis of current legislation, the author comes to a conclusion on the presence of three models of legal regulation of social guarantees for the persons employed in specific types of professional activity. The first model is aimed to form the individual systems of protection of people from the risk related to the specific features of their work (taking into account various forms of implementation of the right to work) based on the provisions of specialized normative acts (one or several) of legislative level. The second model provides for the specific norms for certain categories of persons within general legal acts. This model is used within the system of obligatory pension insurance. The third model combines the elements of two previously mentioned models, and it is typical for the guarantees for the civil officers, who, while being included into the system of general social insurance guarantees, have the right for the length of service pension provided by the state, as well as for the social guarantees for the workers in the coal mining industry, and members of civil aviation crews.

Key words: jurisprudence, differentiation, legal regulation, social guarantees, model, professional activity, risk.

В науке права социального обеспечения особенности профессиональной деятельности традиционно рассматриваются как критерий дифференциации правового регулирования соответствующих общественных отношений. Такой подход во многом корреспондирует с концепцией, положенной в основу регулирования трудовых отношений. Как известно, в Трудовом кодексе РФ выделены категории работников, труд которых регламентируется специальными нормами (раздел XII). При этом в ст. 252 Трудового кодекса РФ среди других оснований установления особенностей регулирования труда названы характер и условия труда, прямо предопределяемые сущностью профессиональной деятельности. С учетом данного фактора Трудовой кодекс РФ выделяет работников транспорта (гл. 51), лиц, занятых на подземных работах (гл. 51.1), педагогических работников (глава 52), спортсменов и тренеров (гл. 54.1), медицинских работников (ст. 350) <1> и др. ——————————— <1> Помимо этого, регламентации деятельности медицинских работников посвящены нормы главы 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724; 2012. N 26. Ст. 3442, 3446.

Для многих работников <2> предусмотрены и особые социальные предоставления <3>, в первую очередь направленные на компенсацию последствий воздействия на них неблагоприятных (опасных и вредных <4>) производственных факторов, в том числе связанных с риском раннего профессионального старения. Вместе с тем при установлении специальных правил регулирования труда и социального обеспечения представителей отдельных профессиональных групп учитывается также особая значимость для государства и общества некоторых видов деятельности (медицинской, педагогической, государственно-служебной). Принимаются во внимание и повышенные психоэмоциональные нагрузки. Таким образом, осуществляется защита граждан, реализовавших свое право на труд, от профессиональных рисков <5>. ——————————— <2> Правовое регулирование труда и социального обеспечения указанных граждан было предметом научного анализа. См., например: Астраханцева Е. В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008; Кайтмазова А. В. Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и проблемы его совершенствования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008; Каримова Р. Н. Особенности регулирования труда творческих работников редакций средств массовой информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009; Лагкуева И. В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. <3> Понятие «социальное предоставление» в настоящей работе используется как синоним категории «вид социального обеспечения». <4> По мнению А. В. Кайтмазовой, «к определяющим признакам опасных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного отрицательного воздействия на организм человека; затруднение нормального функционирования органов человека; возможность нарушения нормального состояния элементов производственного процесса, в результате чего могут возникать аварии, взрывы, пожары, травмы». См.: Кайтмазова А. В. Указ. раб. С. 12. <5> Н. А. Соколова подчеркивает, что «профессиональный риск является разновидностью социального риска, поэтому ему присущи основные черты последнего. Общий признак профессионального и социального риска заключается в том, что они представляют собой возможность утраты заработка или иного трудового дохода. Специальным признаком профессионального риска является причинная связь между утратой заработка и профессиональной деятельностью лица». См.: Соколова Н. А. Компенсация профессионального риска медицинских работников в системе социального страхования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2004. С. 5.

Действующее законодательство предусматривает три модели правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности. Первая модель ориентирована на формирование специальных систем защиты граждан от рисков, связанных с особенностями осуществляемого ими труда (с учетом различных форм реализации права на труд), на основании положений специальных нормативных правовых актов (одного или нескольких), в первую очередь законодательного уровня. Примером использования такого подхода могут быть положения Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» <6>, который устанавливает правовые основы социальной защиты лиц, работающих с химическим оружием по трудовому договору, военнослужащих Вооруженных Сил РФ и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием, а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ. Для названных лиц предусмотрены сокращенная продолжительность рабочего времени и более длительный ежегодный оплачиваемый отпуск; гарантии медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения; санаторно-курортное лечение; предоставление служебного жилья; повышенная оплата труда. ——————————— <6> Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 30. Ст. 3739.

Данная модель положена также в основу социального обеспечения военнослужащих <7> и сотрудников правоохранительных органов, для которых социальные предоставления закреплены положениями ряда специальных законодательных актов, в числе которых, например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <8>, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <9> и др. ——————————— <7> Правовое положение военнослужащих, занятых на тех видах работ, которые предполагают установление дополнительных социальных предоставлений, является сложным и может предполагать совмещение двух специальных статусов, которые необходимо отграничивать друг от друга. Примером этого как раз и служит социальная защита лиц, занятых на работах с химическим оружием. <8> Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1. Ст. 12, N 26. Ст. 2729, N 33. Ст. 3348; 2001. N 31. Ст. 3173; 2002. N 19. Ст. 1794, N 21. Ст. 1919; 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437; 2004. N 18. Ст. 1687; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 12, N 6. Ст. 637, N 19. Ст. 2062, 2067, N 29. Ст. 3122, N 31. Ст. 3452, N 43. Ст. 4415, N 50. Ст. 5281; 2007. N 1. Ст. 41, N 2. Ст. 360, N 10. Ст. 1151, N 13. Ст. 1463, N 26. Ст. 3087, N 31. Ст. 4011, N 49. Ст. 6072, N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799, N 29. Ст. 3411, N 30. Ст. 3616, N 44. Ст. 4983, N 45. Ст. 5149, N 49. Ст. 5723, N 52 (ч. I). Ст. 6235; 2009. N 11. Ст. 1263, N 30. Ст. 3739, N 52 (ч. I). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990, N 50. Ст. 6600; 2011. N 31. Ст. 16, 30, N 17. Ст. 2315, N 46. Ст. 6407, N 47. Ст. 6708, N 51. Ст. 7448; 2012. N 25. Ст. 3270, N 26. Ст. 3443. <9> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900, N 27. Ст. 3880, 3881, N 30 (ч. I). Ст. 4595, N 48. Ст. 6730, N 49 (ч. I). Ст. 7018, 7020, N 49 (ч. V). Ст. 7067, N 50. Ст. 7352; 2012. N 26. Ст. 3441.

Вторая модель (ее можно именовать интегрированной) предполагает установление для той или иной категории лиц специальных норм в рамках правовых актов общего характера. Данная модель используется в системе обязательного пенсионного страхования, где особенности профессиональной деятельности застрахованных лиц учитываются на этапе предоставления им страхового обеспечения. Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» <10> целый ряд различных категорий граждан, занятых на тех или иных работах, имеет право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости. В числе этих лиц можно выделить занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в горячих цехах, на транспорте, осуществляющих педагогическую или творческую деятельность и т. д. ——————————— <10> Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 1. Ст. 13; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 8. Ст. 605; 2006. N 23. Ст. 2377, 2384; 2008. N 18. Ст. 1942, N 30. Ст. 3602, 3612, N 52. Ст. 6224; 2009. N 1. Ст. 27, N 18. Ст. 2152, N 26. Ст. 3128, N 27. Ст. 3265, N 30. Ст. 3739, N 52 (ч. I). Ст. 6454; 2010. N 31. Ст. 4196; 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7037, 7039, N 49 (ч. V). Ст. 7057.

В соответствии с подходом, реализованным в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для работников, осуществляющих профессиональную деятельность, предполагающую возможность назначения трудовой пенсии по старости досрочно, должны были создаваться профессиональные пенсионные системы. Необходимый для этого законодательный акт до настоящего времени не был принят, сейчас же в ходе разработки Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ обсуждаются и перспективы реформирования досрочных пенсий <11>. ——————————— <11> См. об этом: URL: http://www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/projects/44 (25 ноября 2012 г.).

Третья модель правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан, занятых особыми видами профессиональной деятельности, представляет собой сочетание двух проанализированных выше моделей и характерна, в частности, для социального обеспечения государственных гражданских служащих, которые, будучи застрахованными в системе обязательного социального страхования, имеют право и на получение пенсии за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» <12>, а также работников организаций угольной промышленности и членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. ——————————— <12> Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном социальном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. I). Ст. 4437; 2004. N 19 (ч. I). Ст. 1835; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 16. Ст. 1823; 2008. N 30. Ст. 3612; 2009. N 29. Ст. 3624, N 30. Ст. 3739; 2010. N 26. Ст. 3247, N 31. Ст. 4196; 2011. N 1. Ст. 16, N 14. Ст. 1806, N 19. Ст. 2711, N 27. Ст. 3880.

Согласно Федеральному закону от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» <13> социальная поддержка работников и пенсионеров организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) устанавливается в соответствии с законодательством РФ, соглашениями, коллективными договорами за счет средств этих организаций (п. 1 ст. 21). Таким образом, часть предоставлений для указанных лиц определяется в рамках социально-партнерских отношений. ——————————— <13> Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 25. Ст. 2647; 2007. N 31. Ст. 4010; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2010. N 31. Ст. 4155; 2011. N 19. Ст. 2707, N 30 (ч. I). Ст. 4596; 2012. N 29. Ст. 3992. Далее — Закон о регулировании в области добычи и использования угля.

Непосредственно Законом о регулировании в области добычи и использования угля закреплено единовременное пособие на случай гибели работника указанной организации, занятого на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, или на случай смерти инвалида, связанной с полученным им увечьем на производстве. Пособие выплачивается каждому члену семьи пострадавшего, находившемуся на его иждивении, за счет средств соответствующих организаций, помимо компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Порядок и условия выплаты пособия также определяются соглашениями и коллективными договорами (ст. 22). Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на 2010 — 2012 гг. <14> предусматривает комплекс социальных предоставлений для работников соответствующих организаций. В их число входят единовременные выплаты, установленные лицам, приобретшим право на получение пенсии; единовременные выплаты для граждан, которым впервые установлена утрата профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания; выплаты, осуществляемые как при гибели работника в результате несчастного случая на производстве или смерти инвалида, которая наступила вследствие трудового увечья, так и в случае естественной смерти работника, наступившей при исполнении им трудовых обязанностей либо вне связи с ним. Помимо указанных денежных предоставлений, предусматривается также оплата проезда к месту использования отпуска и обратно (с учетом места расположения организации), закрепляются гарантии в случае увольнения. ——————————— <14> СПС «КонсультантПлюс».

Статья 23 Закона о регулировании в области добычи и использования угля также регламентирует социальную поддержку увольняемых работников, закрепляя, в том числе: 1) единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), предназначенное для лиц, увольняемых при ликвидации этих организаций, имеющих на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее 5 лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ; 2) дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящегося в федеральной собственности, или до ликвидации в связи с банкротством этих организаций, пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства РФ в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Наряду с этим в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» <15> лицам, работавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающим пенсии в соответствии с законодательством РФ, предоставлено право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, дополнительно уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ в размере 6,7% от выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу указанных категорий работников. ——————————— <15> Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2292; 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4565.

Аналогичным образом на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» <16> в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда установлена ежемесячная доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд РФ от организаций, использующих их труд. Тариф взносов составляет 14% выплат и иных вознаграждений, начисленных такими организациями в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. ——————————— <16> Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4561; 2002. N 11. Ст. 1017; 2009. N 23. Ст. 2769, N 30. Ст. 3739; 2010. N 52 (ч. I). Ст. 6975; 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7057.

При этом право на доплату возникает в том случае, если гражданин получает пенсию, установленную в соответствии с законодательством РФ, при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, — не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, как и имеющие право на доплату к пенсии работники организаций угольной промышленности, относятся к числу лиц, для которых предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Проанализированные модели регулирования предусматривают как императивные, так и диспозитивные методы воздействия на соответствующие отношения, предоставляя работодателям как их участникам возможность добровольно принять на себя какие-либо обязательства перед своими работниками посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Вместе с тем значительное число видов социального обеспечения установлено и гарантировано государством. Разнообразие подходов, используемых в данной сфере, обусловлено спецификой профессиональной деятельности, выступающей в качестве критерия дифференциации правового регулирования отношений, составляющих предмет права социального обеспечения. При установлении социальных предоставлений учитываются такие обстоятельства, как опасность того или иного вида деятельности для жизни и здоровья осуществляющего его лица, риск раннего профессионального старения, значимость такого вида деятельности для государства и общества и т. д. Виды социального обеспечения, предназначенные для лиц, занимающихся особой профессиональной деятельностью, существенно различаются между собой. К их числу относятся пособия, пенсии и доплаты к пенсиям.

Библиография:

1. Астраханцева Е. В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 28 с. 2. Кайтмазова А. В. Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и проблемы его совершенствования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с. 3. Каримова Р. Н. Особенности регулирования труда творческих работников редакций средств массовой информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 22 с. 4. Лагкуева И. В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 21 с. 5. Соколова Н. А. Компенсация профессионального риска медицинских работников в системе социального страхования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2004. 26 с.

References (transliteration):

1. Astrakhantseva E. V. Nekotorye osobennosti pravovogo regulirovaniya truda i sotsial’nogo obespecheniya rabotnikov zdravookhraneniya: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2008. 28 s. 2. Kaytmazova A. V. Pravovoe regulirovanie truda lits, zanyatykh na rabotakh s vrednymi i (ili) opasnymi usloviyami truda i problemy ego sovershenstvovaniya: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2008. 24 s. 3. Karimova R. N. Osobennosti regulirovaniya truda tvorcheskikh rabotnikov redaktsiy sredstv massovoy informatsii: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2009. 22 s. 4. Lagkueva I. V. Osobennosti regulirovaniya truda tvorcheskikh rabotnikov teatrov: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 2009. 21 s. 5. Sokolova N. A. Kompensatsiya professional’nogo riska meditsinskikh rabotnikov v sisteme sotsial’nogo strakhovaniya: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. Perm’, 2004. 26 s.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *