О реформе пенсионного обеспечения в Сербии и Хорватии

(Шрам В. П.) («Журнал российского права», 2008, N 6)

О РЕФОРМЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕРБИИ И ХОРВАТИИ

В. П. ШРАМ

Шрам Валерий Павлович — старший научный сотрудник отдела гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП, кандидат экономических наук.

Разработка концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации настоятельно требует изучения и использования опыта других стран в совершенствовании и развитии пенсионной системы. В этом плане большое научное и практическое значение имеет анализ реформы системы пенсионного обеспечения в Сербии и Хорватии, которая находится в постоянном движении и развитии. Республика Хорватия приобрела независимость после принятия Хорватским государственным собором 25 июня 1991 г. Декларации о провозглашении суверенной и самостоятельной Республики Хорватия. После выхода из состава СФРЮ Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины 27 апреля 1992 г. Сербия и Черногория объявили о создании Союзной Республики Югославия в качестве правопреемницы СФРЮ. Федеративное устройство Союзной Республики Югославия отразилось на особенностях пенсионного обеспечения. В соответствии с Конституцией Союзной Республики Югославия от 27 апреля 1992 г. был принят союзный Закон от 20 июня 1996 г. <1> «Об основах пенсионного обеспечения по старости и инвалидности». На основе Федерального закона в Сербии и Черногории были разработаны и приняты республиканские законы о пенсионном обеспечении. В статье 10 Закона об основах пенсионного обеспечения был установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию: 1) лица, занятые по трудовому договору; 2) лица, самостоятельно ведущие свою деятельность (индивидуальные предприниматели, владельцы частных предприятий, ремесленники, адвокаты, священники и приравненные к ним категории населения); 3) крестьяне, для которых сельскохозяйственное производство является основным источником доходов. ——————————— <1> Службени лист CPJ. 1996. N 30.

Согласно данному Закону правом на пенсию по старости пользовались мужчины, достигшие 60-летнего возраста, а женщины — 55-летнего возраста, если они имели не менее 20 лет страхового стажа. Допускался выход на пенсию по старости при 15-летнем страховом стаже, если мужчина достиг 65 лет, а женщина — 60 лет. Кроме того, мужчины, имеющие 40-летний страховой стаж, а женщины — 35-летний страховой стаж, получили право на пенсию по старости независимо от возраста (ст. 22 Закона об основах пенсионного обеспечения). Размеры пенсии по старости зависели от возраста пенсионера, страхового стажа и величины так называемой пенсионной основы. Согласно ст. 35 Закона об основах пенсионного обеспечения под пенсионной основой подразумевались денежные доходы застрахованного лица за любые десять лет подряд по выбору пенсионера. В союзном Законе об основах пенсионного обеспечения было определено, что минимальные размеры пенсий будут устанавливаться при 15-летнем страховом стаже из расчета 35% пенсионной основы для мужчин и 40% — для женщин. По данному Закону за каждый последующий год страхового стажа (свыше 15 лет) пенсия по старости увеличивалась на 2% для мужчин и 2,5% — для женщин. Максимальные размеры (85% пенсионной основы) устанавливались при 40-летнем страховом стаже для мужчин и 35-летнем страховом стаже для женщин. В данном Законе впервые допускалась возможность формирования накопительной части пенсии за счет страховых взносов в добровольные пенсионные фонды. В Сербии основные положения союзного Закона нашли свое отражение в Законе 1996 г. о пенсионном обеспечении по старости и инвалидности, который действовал с последующими изменениями и дополнениями вплоть до 2003 г. <2>. ——————————— <2> Службени гласник РС. 1996. N 30; 46/98; 29/2001; 80/2002.

В Законе от 1 апреля 2003 г. <3> «О пенсионном обеспечении по старости и инвалидности» с последующими изменениями и дополнениями были ужесточены условия для получения пенсии по старости и инвалидности на основании обязательного пенсионного страхования. Согласно ст. 69 Закона от 5 октября 2005 г. «Об изменениях и дополнениях Закона о пенсионном обеспечении по старости и инвалидности» право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Если мужчина имеет 40 лет страхового стажа и женщина — 35 лет страхового стажа, то им может быть назначена трудовая пенсия по старости в возрасте не менее 53 лет. При 45-летнем страховом стаже мужчины и женщины могут получать пенсию по старости, невзирая на возраст. В статье 60 данного Закона установлен следующий период для постепенного перехода к более высокому пенсионному возрасту: ——————————— <3> Службени гласник РС. 2003. N 34; 64/03; 84/04; 85/05; 101/05.

1) в 2006 — 2007 гг. пенсия по старости назначается по достижении мужчинами 63 лет и женщинами — 58 лет при наличии не менее 20 лет страхового стажа; 2) в 2008 г. пенсия по старости назначается мужчинам в возрасте 63 лет и шести месяцев и женщинам — в возрасте 58 лет и шести месяцев при страховом стаже не менее 19 лет; 3) в 2009 г. на пенсию по старости могут уходить мужчины в возрасте 64 лет и женщины — в возрасте 59 лет при страховом стаже не менее 18 лет страхового стажа; 4) в 2010 г. пенсия по старости будет назначаться мужчинам, достигшим возраста 64 лет и шести месяцев, и женщинам, достигшим 59 лет и шести месяцев, при страховом стаже не менее 17 лет. В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении по старости и инвалидности» размеры пенсии по старости стали определяться в зависимости от возраста, страхового стажа и величины денежных доходов с 1 января 1970 г. Таким образом, при исчислении пенсии по старости стала учитываться вся масса денежных доходов за расчетный период, а не любые десять лет подряд по выбору застрахованного лица. В Законе о пенсионном обеспечении был установлен период до 31 декабря 2007 г., в течение которого застрахованные лица в качестве пенсионной основы при исчислении пенсии по старости и инвалидности могут взять среднемесячные денежные доходы в календарный год, предшествовавший году выхода на пенсию. При этом пенсия по старости не может быть выше 85% пенсионной основы. В целях защиты материального благосостояния пенсионеров от постоянно растущих расходов на жизнь было предусмотрено ежегодное повышение пенсий 1 апреля и 1 октября в соответствии с текущим ростом стоимости жизни <4>. ——————————— <4> Службени гласник РС. 2005. N 85.

Одним из важных аспектов пенсионной реформы было введение социальных пенсий, которые назначались независимо от имущественного положения и продолжительности страхового стажа. Так, с 1 января 2006 г. социальная пенсия стала устанавливаться из расчета 25% от среднемесячных денежных доходов в Республике в предыдущем году <5>. ——————————— <5> Службени гласник РС. 2005. N 85.

В соответствии с Законом о пенсионном обеспечении по старости и инвалидности Республика получила право устанавливать максимальные размеры пенсий. Согласно Закону от 8 марта 2005 г. о труде все лица, достигшие 65 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, подлежат увольнению и выходу на пенсию по старости. В то же время настоящий Закон допускает возможность продления трудового договора с каждым работником в отдельности, если это соответствует закону или коллективному договору <6>. ——————————— <6> Службени гласник РС. 2005. N 24; 61/2005.

В Законе от 12 декабря 2005 г. <7> «О научно-исследовательской деятельности» предусмотрен особый порядок продления трудовых отношений с научными работниками. Согласно ст. 93 данного Закона трудовые отношения с научным работником прекращаются по достижении им 65 лет и при наличии 15 лет страхового стажа. ——————————— <7> Службени гласник РС. 2005. N 110.

В соответствии с уставом научно-исследовательского учреждения научный работник, имеющий научное звание профессора или научного советника, может по согласованию с ученым советом института продлить трудовой договор до достижения им 67 лет. По согласованию с вышестоящими органами разрешается продлевать трудовые отношения с учеными, достигшими 67 лет, если они награждены почетным званием «Заслуженный работник науки Сербии». В Сербии пенсионное обеспечение населения на основании обязательного пенсионного страхования обеспечивают и осуществляют: Республиканский фонд по пенсионному обеспечению по старости и инвалидности занятых по трудовому договору, Республиканский фонд по пенсионному обеспечению по старости и инвалидности лиц, самостоятельно осуществляющих свою деятельность, и Республиканский фонд по пенсионному обеспечению по старости и инвалидности крестьян. Республиканские пенсионные фонды устанавливают размеры страховых взносов, выплачивают пенсии, повышают пенсии в соответствии с ростом стоимости жизни, обеспечивают осуществление законных прав пенсионеров. Источниками финансирования пенсионных фондов являются: страховые взносы; бюджетные средства; доходы от имущества, которыми владеют и располагают фонды; проценты от инвестиционных вложений фондов; субвенции и дотации; иные источники финансирования. Пенсионные фонды придают особое значение в своей деятельности повышению общественного стандарта пенсионеров. Так, пенсионные фонды в обязательном порядке выделяют определенную долю от своих доходов на поддержание общественного стандарта пенсионеров на определенном уровне. Эти средства используются на отдых и рекреацию пенсионеров, на их лечение и реабилитацию в медицинских учреждениях и санаториях. Например, административный совет Республиканского фонда по пенсионному обеспечению крестьян в своем Постановлении от 7 ноября 2006 г. принял решение выделять 0,1% совокупных доходов пенсионного фонда на поддержание общественного стандарта пенсионеров-крестьян <8>. Согласно Инструкции административного совета Республиканского фонда по пенсионному обеспечению по старости и инвалидности крестьян за счет его средств полностью оплачивается проживание и лечение пенсионеров в течение 10 календарных дней в медицинских учреждениях. Кроме того, Фонд полностью оплачивает лечение и отдых следующих категорий пенсионеров-крестьян: пенсионеры с минимальными пенсиями; пенсионеры, имеющие не менее 10 лет страхового стажа на сельскохозяйственном производстве; пенсионеры, для которых пенсия является единственным источником существования. ——————————— <8> Службени гласник РС. 2006. N 106.

При прочих равных условиях преимущество при предоставлении льгот на лечение и отдых имеют пенсионеры, которые достигли возраста 75 лет. В соответствии с Законом от 5 октября 2005 г. <9> «Об изменениях и дополнениях Закона о пенсионном обеспечении по старости и инвалидности» установлен переходный период для объединения пенсионных фондов. Согласно ст. 63 данного Закона единый фонд по пенсионному обеспечению будет действовать с 1 января 2008 г. Причем до 1 января 2011 г. каждый пенсионный фонд будет иметь свой расчетный счет. ——————————— <9> Службени гласник РС. 2005. N 85.

В целях дальнейшего развития и совершенствования пенсионной системы 6 октября 2005 г. был принят Закон «О добровольных пенсионных фондах и пенсионных планах». Согласно ст. 2 настоящего Закона деятельность добровольных пенсионных фондов должна основываться на следующих принципах: 1) добровольности и равноправия; 2) распределения риска вложений фонда; 3) публичного характера деятельности; 4) накопительном принципе формирования пенсий. По данному Закону учреждаются общества по управлению добровольными пенсионными фондами, которые могут функционировать исключительно как закрытые акционерные общества. Учредителями закрытых акционерных обществ по управлению пенсионными фондами могут быть национальные и иностранные юридические и физические лица. Допускается участие в качестве учредителей данных акционерных обществ банков и страховых обществ. В то же время запрещается выступать в качестве учредителей юридическим лицам, в уставном капитале которых государство занимает преобладающую долю. Закон установил минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества по управлению добровольным пенсионным фондом. Согласно ст. 7 вышеназванного Закона минимальный размер уставного капитала закрытого акционерного общества оставляет 1 млн. евро в пересчете на национальную валюту (динары) по средневзвешенному курсу Народного банка Сербии. Как известно, 4 февраля 2003 г. Союзная скупщина приняла Постановление о провозглашении Конституционной хартии государственного образования Сербия и Черногория <10>. ——————————— <10> Службени гласник Србиjе и Црне Горе. 2003. N 1.

Принятие Конституционной хартии явилось результатом компромисса политического руководства Сербии и Черногории, что прежде всего отразилось на временном характере государственного образования Сербии и Черногории. Срок действия Конституционной хартии был установлен в три года. В соответствии с положениями Конституционной хартии и на основании результатов референдума 5 июня 2006 г. Скупщина Республики Черногория провозгласила свою независимость. 28 июня 2006 г. Черногория стала членом ООН. Следует отметить, что еще 24 января 2003 г., когда решалась судьба существования Союзной Республики Югославия, был принят союзный Закон об основах пенсионного обеспечения по старости и инвалидности. Согласно Закону все вопросы пенсионного обеспечения граждан были отнесены к полному ведению Сербии и Черногории <11>. ——————————— <11> Службени лист CPJ. 2003. N 5.

В Хорватии после приобретения независимости в 1991 г. продолжал действовать республиканский Закон о пенсионном обеспечении по старости и инвалидности 1983 г. с последующими изменениями и дополнениями <12>. Указанный пенсионный Закон исходил из основных положений Федерального закона об основных правах в области пенсионного обеспечения по старости и инвалидности, который вступил в силу 1 июля 1983 г. ——————————— <12> Narodne novine. 1983. N 26; 5/86; 42/87; 34/89; 57/89; 40/90; 9/91; 26/93; 96/93; 44/94; 59/96.

Однако с каждым годом становился все более очевидным кризис пенсионной основы, основанный на прежнем пенсионном законодательстве. Вопрос о соответствии пенсионной системы Республики Хорватия Конституции Республики Хорватия от 22 декабря 1990 г. был вынужден решать Конституционный Суд Республики Хорватия в своем Постановлении от 12 мая 1998 г. <13>. ——————————— <13> Narodne novine. 1998. N 69.

Пенсионная реформа в Хорватии началась с принятием Закона от 21 июля 1998 г. «О пенсионном обеспечении». Одним из важнейших изменений в пенсионной системе явилось повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин. Так, согласно ст. 30 данного Закона право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. По Закону страховой стаж определяется как совокупная продолжительность работы, в течение которой уплачивались страховые взносы, и иные периоды времени деятельности человека, которые засчитываются в страховой стаж. Так, в страховой стаж включается период участия в Отечественной войне 1990 — 1995 гг., время работы в католических и иных церковных училищах <14>. ——————————— <14> Narodne novine. 1998. N 102.

Кроме того, священникам, монахам и другим церковным служащим разрешается покупать недостающий страховой стаж при начислении пенсии. В этом случае церковные учреждения или непосредственно священники должны дополнительно уплатить недостающие страховые взносы. В соответствии с Законом о пенсионном обеспечении был установлен переходный период с 1998 г. по 2008 г. для постепенного перехода на более высокий пенсионный возраст при назначении пенсии по старости. В Хорватии предусмотрен также особый порядок выхода на пенсию профессорско-преподавательского состава и научных работников по достижении ими пенсионного возраста. Так, согласно ст. 102 Закона от 23 июля 2003 г. «О научной деятельности и высшем образовании» трудовой договор с преподавателями и научными работниками по достижении ими 65 лет подлежит расторжению в силу закона <15>. В то же время Закон разрешает университетам и другим высшим учебным заведениям, равно как и научно-исследовательским институтам продлевать профессорам и ведущим научным сотрудникам трудовой договор вплоть до достижения ими 70 лет. ——————————— <15> Narodne novine. 2003. N 123; 2004/105.

В последнее время предметом интенсивных дискуссий ученых и специалистов является проблема выравнивания пенсионного возраста для мужчин и женщин. Например, в Стратегии развития пенсионной системы и системы социальной защиты от 4 июня 2003 г. намечена программа постепенного повышения пенсионного возраста до 65 лет для женщин в течение 2009 — 2018 гг. <16>. ——————————— <16> Narodne novine. 2003. N 97.

В Стратегии развития пенсионной системы и системы социальной защиты предусматривается возможность повышения пенсионного возраста до 67 лет для мужчин и женщин, если будет сохраняться и усиливаться неблагоприятное соотношение между экономически активным населением и пенсионерами. Кардинальные изменения произошли в исчислении пенсии по старости. В предыдущей пенсионной системе в качестве так называемой пенсионной основы брались денежные доходы за любые десять лет по выбору застрахованного лица. В новой системе исчисления пенсий должны учитываться денежные доходы с 1 января 1970 г. (ст. 75 Закона о пенсионном обеспечении). Обращает на себя внимание новый подход к согласованию пенсий, который учитывает не только рост стоимости жизни, но и динамику номинальных доходов работников в Республике. Так, согласно ст. 81 — 86 Закона о пенсионном обеспечении пенсии согласуются с ростом стоимости жизни и номинальных денежных доходов 1 января и 1 июля каждого календарного года. В статьях 10 — 14 Закона о пенсионном обеспечении устанавливается круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию: работники по трудовому договору и приравненные к ним категории населения; лица, назначенные и избранные в органы государственной власти и местного самоуправления; безработные; ремесленники и индивидуальные предприниматели, занесенные в соответствующий реестр; крестьяне и члены их семей, для которых сельскохозяйственное производство является единственным или основным родом занятий; священники, монахи и другие церковные служащие; члены правления торговых товариществ, если они не застрахованы на другом основании. В целях обеспечения пенсионных прав работников по трудовому договору, индивидуальных предпринимателей, ремесленников и других застрахованных лиц было учреждено Хорватское управление по пенсионному обеспечению, которое является публичным учреждением и юридическим лицом. Согласно ст. 130 данного Закона Хорватское управление по пенсионному обеспечению осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает права застрахованных лиц в области пенсионного обеспечения; осуществляет накопление финансовых средств для пенсионного обеспечения застрахованных; обеспечивает выполнение международных договоров о пенсионном обеспечении; проводит политику развития и совершенствования пенсионного обеспечения. Управление данным публичным учреждением возложено на Административный совет (вече) в составе 13 человек, которых назначает Правительство Республики Хорватия. Из них 7 членов совета назначаются по предложению Министра труда, 2 члена — по предложению объединения страхователей, 2 — по предложению объединений пенсионеров и 2 — по предложению работодателей. Одним из важнейших направлений пенсионной реформы в Хорватии явилось правовое регулирование формирования накопительной части трудовой пенсии по старости и инвалидности, которое основывается на положениях Закона от 13 мая 1999 г. «Об обязательных и добровольных фондах» (с последующими изменениями и дополнениями) <17>. ——————————— <17> Narodne novine. 1999. N 49; 2000. N 63.

Согласно ст. 4 данного Закона образуются пенсионные общества в форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Предметами деятельности пенсионного общества являются исключительно учреждение и управление пенсионным фондом. По настоящему Закону предусмотрено образование обязательных и добровольных пенсионных обществ. Причем обязательное пенсионное общество может учреждать обязательный пенсионный фонд, а добровольное пенсионное общество — добровольный пенсионный фонд. Минимальный размер уставного капитала определен в 40 млн. куна для обязательного пенсионного общества и в 5 млн. куна для добровольного пенсионного общества (ст. 8). Закон предусматривает трехзвенную структуру органов пенсионного общества: правление, наблюдательный совет и общее собрание акционеров. Согласно ст. 6 вышеназванного Закона обязательное пенсионное общество может учреждать и управлять только одним обязательным пенсионным фондом. По Закону обязательными пенсионными фондами считаются такие фонды, в которые в обязательном порядке застрахованные лица направляют отчисления (взносы) на свой накопительный счет. К добровольным пенсионным фондам относятся фонды, в которые застрахованные лица в добровольном порядке уплачивают отчисления (взносы) на свой накопительный счет. Обязательные пенсионные фонды должны иметь не менее 80 тыс. членов, в то время как для добровольных пенсионных фондов минимальный состав установлен в 2 тыс. членов. Застрахованные лица моложе 40 лет в обязательном порядке должны уплачивать взносы на свой накопительный счет в обязательном пенсионном фонде. Лица старше 40 лет, но моложе 50 лет могут по своему усмотрению выбрать обязательный пенсионный фонд и уплачивать взносы на свой накопительный счет. Ставки отчислений (взносов) на накопительные счета в обязательном пенсионном фонде устанавливаются законом. В соответствии со ст. 69 настоящего Закона пенсионный фонд может вкладывать средства на накопительные счета своих членов для следующих целей: краткосрочных долговых обязательств Республики Хорватия и Хорватского народного банка; облигаций и других долгосрочных долговых обязательств Республики Хорватия и Хорватского народного банка; облигаций и других долговых обязательств единиц местного самоуправления; облигаций или других долгосрочных долговых обязательств национальных акционерных обществ, которые реализуют ценные бумаги на Загребской фондовой бирже или на других организованных рынках ценных бумаг в Хорватии; акций, выпускаемых иностранными акционерными обществами при условии их регистрации в Хорватии и участия на организованных рынках ценных бумаг в Хорватии; облигаций или других долгосрочных долговых обязательств, выпущенных иностранными государствами и участвующих на организованных рынках ценных бумаг в странах ОЭСР; акций, выпускаемых иностранными акционерными обществами, которые котируются на организованных рынках ценных бумаг в странах ОЭСР; акций и долей национальных или иностранных инвестиционных фондов при условии, что они участвуют прежде всего на организованных рынках ценных бумаг в странах ОЭСР. В то же время в законодательном порядке запрещено вкладывать средства пенсионных фондов для приобретения недвижимого имущества и покупки акций, облигаций и других ценных бумаг, которые не котируются на фондовых рынках ценных бумаг Хорватии и стран ОЭСР. Кроме того, запрещается приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых акционерами пенсионного общества, банком — попечителем пенсионного фонда и иных видов имущества, определенных Агентством по надзору за пенсионными страховыми фондами. Реформа пенсионной системы в Сербии и Хорватии направлена на совершенствование системы пенсионного обеспечения. Важнейшими направлениями пенсионной реформы в данных странах стали: повышение пенсионного возраста, формирование накопительной части трудовых пенсий и ее капитализация пенсионными фондами. При исчислении трудовых пенсий стали учитываться возраст пенсионеров, их денежные доходы за установленный законом продолжительный период времени и величина страхового стажа. В целях защиты жизненного уровня пенсионеров их пенсии стали согласовываться дважды в год не только с текущим ростом стоимости жизни, но и с приростом номинальных денежных доходов в целом по Республике. Важным направлением деятельности пенсионных фондов является поддержание благосостояния пенсионеров на определенном уровне.

——————————————————————