Защита чести, достоинства и деловой репутации общественных и политических деятелей при распространении информации в сети Интернет

(Михалевич Е. В.) ("Информационное право", 2013, N 5) Текст документа

ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПРИ РАСПРОСТРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Е. В. МИХАЛЕВИЧ

Михалевич Елена Владимировна, аспирантка 4 курса Российского государственного социального университета, советник Государственно-правового управления Аппарата Московской городской Думы.

Рецензент: Ситдикова Любовь Борисовна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса Российского государственного социального университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются способы защиты чести, достоинства и деловой репутации общественных и политических деятелей при распространении порочащих сведений в сети Интернет. Автором обращено внимание на особенности ведения политической дискуссии в сети Интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, защита чести, достоинства и деловой репутации, общественные деятели, политические деятели, политическая дискуссия.

Methods of the protection of honor, dignity and business reputation of public persons and politicians in case of information dissemination on the Internet E. V. Mikhalevich

The article examined the methods of the protection of honor, dignity and business reputation of public persons and politicians in case of defamation on the Internet. Author draws attention to the specifics of the political debate on the Internet.

Key words: the Internet, methods of the protection of honor, dignity and business reputation, public persons and politicians, political debate.

С каждым годом всемирная сеть Интернет проникает в новые сферы жизнедеятельности, становится общедоступной и охватывает все больше пользователей. На июнь 2012 г. число пользователей Интернета, по данным Internet World Stat, составило 2 млрд. 405 млн. 518 тыс. 376 человек, или 34,3% от всего населения Земли. Число пользователей с 2000 г. по указанный период возросло на 566,4% <1>. В России пользователями Интернета являются 67 млн. 982 тыс. 547 человек, или 47,7% от населения страны <2>. -------------------------------- <1> См.: Internet Usage Statistics. The Internet Big Picture World Internet Users and Population Stats / Internet World Stat. URL: http://www. internetworldstats. com/ stats. htm (дата обращения: 17.09.2013). <2> См.: Internet Usage in Europe. URL: http://www. internetworldstats. com/ stats4.htm (дата обращения: 17.09.2013).

В докладе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, опубликованном 16 мая 2011 г., право на доступ в Интернет признается неотъемлемым правом человека, а преднамеренное лишение людей возможности выйти в Интернет является нарушением прав человека <3>. -------------------------------- <3> См.: Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression. URL: http://www2.ohchr. org/english/ bodies/hrcouncil/docs/ 17session/A. HRC.17.27_en. pdf (дата обращения: 17.09.2013).

Информация в сети Интернет носит различный характер и размещается как на сайтах уже существующих средств массовой информации (печатные издания, теле - или радиоканалы и др.), так и на сайтах сетевых изданий, зарегистрированных как СМИ. Кроме того, информация в Интернете может размещаться и на сайтах, не являющихся СМИ, к примеру, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <4> на официальных сайтах государственных органов или органов местного самоуправления размещается информация о деятельности этих органов. Значительный объем информации в сети Интернет распространяется с использованием форумов, чатов, блогов, интернет-дневников, социальных сетей и т. п. В информационном пространстве передается и закрытая для всеобщего обозрения информация, к которой можно отнести сообщения на электронную почту, а также личные сообщения, передаваемые в рамках социальных сетей, форумов и т. п., которые невидимы другим пользователям. -------------------------------- <4> Российская газета. 2009. 13 февраля. N 25.

Регулирование отношений, складывающихся в сети Интернет, частично подпадает под нормы Закона РФ "О средствах массовой информации". Так, к одному из средств массовой информации, согласно названному Закону, относится сетевое издание, под которым понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом (ст. 2). Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является (ст. 8). Таким образом, только к зарегистрированным в качестве средств массовой информации сайтам сети Интернет применяются положения Закона РФ "О средствах массовой информации". Остальное интернет-пространство регулируется общими нормами российского законодательства. Как отмечено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", принятого в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, касающегося свободы массовой информации, "лица, допустившие нарушение законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации". Нарушения в сети Интернет - явление достаточно распространенное. Учитывая практически неограниченные возможности использования Всемирной паутины, масштабы распространения и число пользователей, Интернет является привлекательным полем для распространения не соответствующих действительности порочащих сведений в отношении общественных и политических деятелей. В случаях распространения информации на сайтах, зарегистрированных в качестве СМИ, урегулирование вопросов установлено Законом РФ "О средствах массовой информации", а также руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в Постановлениях от 24.02.2005 N 3 и от 15.06.2010 N 16. Но порочащие честь, достоинство и деловую репутацию сведения в отношении общественных и политических деятелей могут быть распространены и на сайтах сети Интернет, не зарегистрированных как средства массовой информации, а также в качестве комментариев к материалам, размещенным на сайтах, которые являются средствами массовой информации. Высшими судебными инстанциями Российской Федерации высказаны позиции в отношении комментариев читателей на интернет-сайтах, зарегистрированных в качестве средств массовой информации. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2006 г. N 51-Г06-21 <5> установлено, что то обстоятельство, что форум на сайте смоделирован таким образом, что поступающие на него комментарии читателей помещаются без предварительной проверки содержащейся в нем информации, правомерно признано судом как не противоречащее закону. Относительно содержания информации, распространенной таким способом, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" дано разъяснение, что если на сайте в сети Интернет, зарегистрированном в качестве средства массовой информации, комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования (например, на форуме читателей материалов такого сайта), то в отношении содержания этих комментариев следует применять правила, установленные и п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" для авторских произведений, идущих в эфир без предварительной записи, а именно освобождение редакции средства массовой информации от ответственности. -------------------------------- <5> СПС "КонсультантПлюс".

До недавнего времени оставался пробел в урегулировании вопросов о защите чести, достоинства и деловой репутации при распространении сведений в сети Интернет, в том числе комментариев, размещаемых на сайтах, которые не являются средствами массовой информации. Новая редакция Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие с 1 октября 2013 г., разрешила этот вопрос. В п. 5 ст. 152 закреплено положение о том, что, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет. Таким образом, способ защиты установлен вне зависимости от наличия регистрации сайта в качестве средства массовой информации. Вместе с тем еще до вступления в силу изменений, внесенных в Гражданский кодекс РФ, было принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 18-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е. В. Крылова" <6>. -------------------------------- <6> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo. gov. ru, 11.07.2013 (дата обращения: 17.05.2013).

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении определил ряд ключевых позиций, в том числе касающихся распространения сведений на сайтах в сети Интернет, не являющихся средствами массовой информации: - законодательством не предусмотрена ответственность лиц, обеспечивающих размещение информации и доступ к ней на сайтах в сети Интернет, не являющихся средствами массовой информации, за нарушения законодательства, допущенные при использовании соответствующих ресурсов третьими лицами, поскольку главным принципом юридической ответственности является наличие вины; - информация, распространяемая посредством сети Интернет, размещается на сайтах, ресурсы которых, как правило, доступны неопределенному кругу лиц, что не исключает возможности их анонимного использования, однако совершение противоправных действий неизвестным лицом и фактическая невозможность установить и привлечь к ответственности такое лицо, равно как и отсутствие правовых оснований для привлечения к ответственности владельца соответствующего сайта, не означает, что эти права потерпевшего не подлежат защите иными способами, такими как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; - в случае, если порочащие гражданина сведения, размещенные на сайте в сети Интернет, признаны судом не соответствующими действительности, владелец сайта или уполномоченное им лицо, которое ответственно за размещение информации на этом сайте, должны быть обязаны по заявлению потерпевшего такие сведения удалить, при этом такая обязанность представляет собой не меру ответственности за виновное правонарушение, а законный способ защиты права; - владелец сайта или уполномоченное им лицо, поскольку они объективно ограничены в возможности определять достоверность информации, размещаемой на сайте третьими лицами, не могут быть безусловно обязаны удалять порочащие гражданина сведения, если их недостоверность не бесспорна, в частности не установлена судебным решением, а следовательно, в таких случаях до принятия судебного решения на них не может быть возложена и ответственность за отказ удалить соответствующую информацию с сайта, что не исключает применения иных правовых средств, включая меры по обеспечению иска, позволяющих, в частности, приостановить ее распространение до принятия окончательного решения по судебному спору. Но не всегда распространитель информации в сети Интернет пытается остаться инкогнито. Нередкими в последнее время являются случаи, когда сами распространители спорной информации в отношении общественных и политических деятелей в сети Интернет имеют не меньшее отношение к публичным персонам, чем объекты их высказываний. Целью таких высказываний, вероятно, является не просто распространение каких-либо сведений, но и возможность заявить о себе и о своей позиции в вопросах, затрагивающих общественные интересы. Набирающей обороты является тенденция, когда лицо, о котором были распространены не соответствующие действительности и/или затрагивающие его интересы сведения, вступает с распространителем в своего рода политическую дискуссию в виртуальном пространстве. Под политической дискуссией принято понимать гласное рассмотрение, обсуждение спорной проблемы, вопроса, темы, в ходе которых выясняются различные, в том числе противоположные, точки зрения. Дискуссии имеют место на заседаниях съездов, парламентов, разных комитетов и комиссий, собраниях политических партий, в печати, в частных беседах политических деятелей и т. д. При этом проведение дискуссий требует от их участников профессионализма, компетентности, политической культуры, выдержки, самообладания, цивилизованных способов борьбы против политических противников (оппонентов) <7>. -------------------------------- <7> Халипов В. Ф., Халипова Е. В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М.: Луч, 1996. 71 с.

Развитие Интернета и проникновение его в различные слои общества способствует развитию политических дискуссий, проходящих в сети Интернет при полной гласности и доступности. Публичные политики и общественные деятели активно используют ресурсы социальных сетей, заводят аккаунты в Twitter, Facebook, "Живом Журнале" и т. п. На сайте "Викиреальность" существуют отдельные страницы, посвященные информации об использовании того или иного сервиса политическими и общественными деятелями <8>. -------------------------------- <8> URL: http://www. wikireality. ru/ wiki/Политики_в_Интернете; URL: http://www. wikireality. ru/wiki/ Известные_политики_в_Живом_Журнале (дата обращения: 20.09.2013).

Роль Интернета в жизнедеятельности общественных и политических деятелей имеет огромное значение ввиду возможности управлять аудиторией, которая отлична от аудитории традиционных средств массовой информации - телевидения, радио, печатных изданий, и позволяет рассказать о себе, своих предложениях, взглядах и программах, вызвать интерес к общественно важным темам и тем самым формировать позитивное отношение общества к своей деятельности. Одним из примеров использования социальных сетей как площадки для политической дискуссии следует назвать случай, когда в "Живом Журнале" адвоката и политического деятеля А. Навального был размещен критический пост в адрес депутата Государственной Думы Российской Федерации от партии "Единая Россия" С. Железняка <9>. Резкие высказывания затрагивали имущественное положение, расходы, а также членов семьи С. Железняка. Реакцией депутата был не иск о защите чести и достоинства, а ответ на своей странице в Facebook, прямо адресованный А. Навальному <10>. Впоследствии оппоненты ответили в сети Интернет друг другу еще по одному разу <11>. Следует обратить внимание, что рассматриваемые обстоятельства получили широкий общественный резонанс и обсуждение в средствах массовой информации, в том числе и в сети Интернет. -------------------------------- <9> URL: http://navalny. livejournal. com/761818.html (дата обращения 20.09.2013). <10> URL: https://www. facebook. com/ zheleznyak. duma/ posts/387171084706469 (дата обращения 20.09.2013). <11> URL: http://www. echo. msk. ru/ blog/navalny/976532-echo/ (дата обращения 20.09.2013).

Указанный пример демонстрирует, как политический деятель, не используя законодательно установленные способы защиты личных неимущественных прав, в том числе чести, достоинства и деловой репутации, фактически такую защиту осуществляет. Следуя такой практике, общественные и политические деятели, во-первых, придерживаются основного принципа Европейского суда по правам человека о пределах допустимой критики в отношении общественных и политических деятелей, которая является более широкой, чем в отношении частных лиц, т. е. сознательно позволяют открыто обсуждать и критиковать себя, свою деятельность и даже вопросы, касающиеся частной жизни, тем самым проявляют большую степень терпимости. Во-вторых, проведя аналогию права со ст. 46 Закона РФ "О средствах массовой информации", согласно которой гражданин или организация имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации, в случае если в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, общественные и политические деятели, в свою очередь, могут комментировать распространенную в отношении них информацию в сети Интернет и отвечать на нее. Законодательством также предусмотрено право "ответа на ответ" и порядок его реализации заинтересованными лицами. Указанное право, по сути, является правом вступать в полемику, дискуссию, спор на страницах (частотах) средств массовой информации, однако размещен такой ответ может быть не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Эти ограничения используются при распространении информации в средствах массовой информации. В отношении сети Интернет такие временные ограничения, на наш взгляд, не могут быть реализованы, а право на ответ и "ответа на ответ" может быть использовано в любое время. В связи с изложенным выше полагаем, что общественным и политическим деятелям следует наиболее активно использовать пространство сети Интернет для ответа на спорные публикации, в том числе посягающие на их нематериальные блага.

Литература

1. Internet Usage Statistics. The Internet Big Picture World Internet Users and Population Stats / Internet World Stat. URL: http://www. internetworldstats. com/ stats. htm (дата обращения: 17.09.2013). 2. Internet Usage in Europe. URL: http://www. internetworldstats. com/ stats4.htm (дата обращения: 17.09.2013). 3. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression. URL: http://www2.ohchr. org/english/ bodies/hrcouncil/docs/17session/ A. HRC.17.27_en. pdf (дата обращения: 17.09.2013). 4. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo. gov. ru. 11.07.2013 (дата обращения: 17.05.2013). 5. Российская газета. 2009. 13 февраля. N 25. 6. СПС "КонсультантПлюс". 7. Халипов В. Ф., Халипова Е. В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М.: Луч, 1996. 71 с. 8. URL: http://www. wikireality. ru/ wiki/Политики_в_Интернете; URL: http://www. wikireality. ru/ wiki/Известные_политики_в_Живом_Журнале (дата обращения: 20.09.2013). 9. URL: http://navalny. livejournal. com/ 761818.html (дата обращения: 20.09.2013). 10. URL: https://www. facebook. com/ zheleznyak. duma/posts/387171084706469 (дата обращения: 20.09.2013). 11. URL: http://www. echo. msk. ru/ blog/navalny/976532-echo/ (дата обращения: 20.09.2013).

------------------------------------------------------------------

Название документа