Некоторые формы проявления коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны в зарубежных государствах

(Корякин В. М.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 12) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОБОРОНЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

В. М. КОРЯКИН

Корякин Виктор Михайлович, профессор Военного университета, доктор юридических наук.

В статье анализируются проблемы проявления коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд военных организаций в некоторых зарубежных государствах, делаются выводы об использовании зарубежного опыта противодействия коррупции в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, противодействие коррупции, зарубежный опыт.

Some forms of corruption in public procurement for the needs of defense in foreign countries V. M. Koryakin

The article analyses the problem of corruption in procurement of goods, works and services for the needs of military organizations in some foreign countries, the conclusions are made about the use of foreign experience in combating corruption in the Russian Federation.

Key words: public procurement, corruption, fighting corruption, foreign experience.

Несмотря на достаточно эффективную систему правового регулирования государственных закупок и детально выстроенную систему государственного контроля в данной сфере, изжить коррупцию в госзакупках не удалось ни одному государству. В полной мере это относится и к закупкам товаров, работ и услуг для нужд обороны и военной безопасности. В научных исследованиях и в сообщениях СМИ приводится немало примеров на этот счет. Так, например, в 1997 г. достоянием общественности стал крупный скандал в Министерстве обороны США после завершения операции «Мусорный ветер» — специальной акции Федерального бюро расследований (ФБР), в результате которой 54 сотрудника военного ведомства и десяти корпораций были наказаны за раскрытие технической информации об условиях проведения тендеров на получение выгодных контрактов в обмен на крупные взятки и теплые должности <1>. ——————————— <1> Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. М., 2003. С. 34.

Немало преступлений коррупционного характера совершается в группировке коалиционных войск НАТО в Ираке. По данным иностранных информационных агентств, за пять лет здесь бесследно исчезли 23 млрд. долл., выделенных на жизнеобеспечение группировки. Судебные процессы в связи с коррупцией, завышением сумм счетов-фактур, предназначенных для Пентагона, недопоставкой оплаченных товаров и другими проступками коснулись 70 американских фирм-подрядчиков, во главе которых стоит группа компаний Halliburton. Ею еще до своего назначения в 2000 г. на пост вице-президента США руководил Д. Чейни. Не участвуя в торгах, Halliburton получила самый крупный контракт на восстановительные работы в Ираке <2>. В конце 2003 г. были обнародованы результаты аудиторской проверки данной компании, в ходе которой выяснилось, что фирма искусственно завысила счета за поставки бензина и другого топлива примерно на 60 млн. долл. В результате пришлось проводить конкурс по выбору нового контрагента, на время которого функции снабжения были возложены на армейские тыловые службы <3>. ——————————— <2> Корякин В. М. Зарубежный опыт предупреждения коррупции в военной организации государства // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. <3> Кузнецов К. В. Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурс. закупки. М., 2005. С. 124.

Внутренняя ревизия армии США обнаружила, что все сделки с американскими и иракскими подрядчиками, которым за все время войны в Ираке было заплачено приблизительно 8 млрд. долл., в том или ином виде нарушали федеральные законы и инструкции. Из денег, выплаченных с 2001 по 2006 г., 7,8 млрд. долл. проводились с нарушениями, достаточными для того, чтобы аудиторы заподозрили факты мошенничества, сообщил главный инспектор Министерства обороны США. Аудиторы оценили, что в целом армия США осуществила самые подозрительные коммерческие платежи на сумму приблизительно в 1,4 млрд. долл. Эти деньги прошли даже без минимальной сопроводительной документации в виде расписок и счетов. Таким образом, нет никаких гарантий, что деньги использовались по первоначальному предназначению. «Есть что-то очень неправильное в том, что раненые солдаты вынуждены заполнять в трех экземплярах заявки на еду, в то время как миллиарды долларов безответственно раздаются в Ираке направо и налево», — заявил Генри Уоксмен, глава Комитета по надзору и правительственной реформе при Палате представителей Конгресса. Результаты расследования были представлены на слушаниях в Комитете, и в этот же день Комитет одобрил законопроект Уоксмена по усилению антикоррупционных мер и увеличению прозрачности при заключении контрактов. Конгрессмены надеются, что это поможет хоть как-то защитить около 600 млрд. долл., которые Правительство США выделило на военные расходы в 2009 г. Согласно сообщениям СМИ, американские следователи ищут следы подозрительных сделок среди личных банковских счетов отставного полковника армии США Энтони Белла, руководившего отделом по заключению контрактов в Багдаде (SIGIR) на ранней стадии восстановления Ирака, на которое было выделено 125 млрд. долл. Следователи подозревают, что Э. Белл являлся ключевой фигурой среди американских должностных лиц, которые предоставляли контракты компаниям, платившим за это миллионы долларов в виде «откатов». В частности, еще в 2004 г. анонимный источник сообщил, что Э. Белл получил такой «откат» за предоставление контракта на строительство и реконструкцию военных объектов. Сумма контракта и название компании при этом не разглашаются. Несколько лет назад в США была создана Комиссия по изучению военных контрактов. Образцом послужила аналогичная структура, появившаяся после Второй мировой войны. Тогда под лупой ревизоров тоже оказались военные расходы. В нынешней комиссии представлены обе партии — и демократы, и республиканцы. Чтобы установить истину, члены комиссии несколько раз побывали в Ираке и Афганистане. Итогом работы стал 240-страничный доклад. Его авторы посоветовали поддерживать более строгую дисциплину при выполнении контрактов на военные нужды. Комиссия по изучению военных контрактов пришла к сенсационным выводам: из бюджета впустую были потрачены более 60 млрд. долл. Как минимум один доллар из каждых шести, потраченных США на контракты и гранты в Ираке и Афганистане за последнее десятилетие, был израсходован впустую, считают авторы доклада. Всего подобные траты в 2001 — 2011 гг. составили более 30 млрд. долл. — это где-то 15 процентов всех подрядов на поддержку операций в Ираке и Афганистане. Часть выброшенных на ветер денег приходится на мошеннические действия и сомнительные контракты <4>. ——————————— <4> Воропаев В. Страна впустую потратила более 60 миллиардов долларов // Российская газета. 2011. 1 сент.

18 января 2011 г. ФБР арестовало 22 человека. Это — президенты, вице-президенты, высокопоставленные менеджеры компаний военно-промышленного комплекса Америки, поставляющих свою продукцию Пентагону и правоохранительным органам. Фигуранты этого беспрецедентного в истории Министерства юстиции США дела обвиняются в реализации противозаконных схем, организованных с целью выплаты взяток чиновникам иностранных государств за их содействие заключению экспортных контрактов. Номенклатура продукции, которую намеревались экспортировать в африканские страны фирмы военно-промышленного комплекса США, лежала в довольно широком диапазоне. В нее входило множество изделий, начиная от униформы, военных рюкзаков и бронежилетов и кончая пистолетами, карабинами, гранатометами, боеприпасами, запасными частями к этому оружию и бронетранспортерами. Главной целью столь масштабной операции, проведенной ФБР по приказу руководства Минюста США, было выявление коррупции на предприятиях американского ВПК и фактов использования практики незаконных выплат вознаграждений иностранным чиновникам при заключении экспортных контрактов <5>. ——————————— <5> Иванов В. Америку обманули на миллиарды: ФБР начало «шерстить» американский ВПК // Независимое военное обозрение. 2010. N 2.

Немало фактов коррупции в сфере госзакупок для нужд армии имеют место и в Великобритании. Так, например, в 1994 г. был осужден на 4 года тюремного заключения Гордон Фоксли, гражданский служащий Министерства обороны Великобритании, за получение взяток в размере как минимум 2,25 млн. долл. Однако исследование, проведенное британскими экспертами, показало, что нанесенный им ущерб можно оценить в 200 млн. долл. Эту сумму составляют: убытки от потери рабочих мест на британском военном заводе, который не получил заказы (они ушли за границу); потери от приватизации, поскольку снижение прибыли привело к снижению цены предприятий; снижение профессиональной квалификации; потери от явно завышенной цены конечного продукта; а также закупка по крайней мере одного лишнего и бесполезного типа взрывателя, оказавшегося «малоэффективным при испытаниях и в боевых условиях» <6>. ——————————— <6> Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Под ред. С. В. Максимова. М., 1999. С. 55.

Другой пример того же рода. В октябре 2009 г. Британское управление по борьбе с экономическими преступлениями заявило о намерении привлечь к ответственности крупнейшую оборонную компанию Великобритании и Европейского союза «BAE Systems» (БАЕ Системз) за взятки зарубежным заказчикам, с которыми она подписывала контракты на поставки вооружений. Речь идет о контрактах, которые указанная компания заключила с партнерами из Танзании, Чехии, Румынии и ЮАР <7>. ——————————— <7> Королевские прокуроры расследуют взятки // Военно-промышленный курьер. 2009. 7 окт. N 39.

В 2003 г. в Польше около тридцати высокопоставленных офицеров службы тылового обеспечения Войска Польского, ВМФ, ВВС и ПВО были арестованы по обвинению в получении взяток от фирм-поставщиков военной техники и снаряжения для польского военного контингента в Ираке. Коррупционный механизм был банален: условия контракта составлялись таким образом, что выиграть тендер могла лишь одна-единственная компания. Для этого в спецификации желаемого оборудования указывались технические данные конкретных моделей. Наблюдатели полагают, что общая сумма контрактов превышает 25 млн. долл. В Варшавской окружной военной прокуратуре подтвердили, что начато следствие по «фактам несправедливости в связи с реализацией публичных заказов для ряда воинских частей Войска Польского». В частности, это выразилось в «неполном выполнении обязательств либо превышении полномочий офицерами, которые в целях получения материальной прибыли заключали соглашения с представителями различных фирм с тем, чтобы именно та или иная фирма выиграла конкурс на закупку оборудования» <8>. ——————————— <8> Водо В. Войско Польское проворовалось // Коммерсантъ. 2003. 17 нояб.

В конце 2007 г. в Норвегии ряду лиц общей численностью до 10 человек, среди которых также значатся высокопоставленные военные руководители, предъявлены обвинения по т. н. «делу «Сименс». Согласно данным Норвежского национального управления по расследованию экономических преступлений, речь идет о получении подозреваемыми финансового вознаграждения от фирмы-производителя в обмен на получение заказов по поставкам техники связи для вооруженных сил страны. В число обвиняемых входит командующий объединенным оперативным командованием Вооруженных сил Норвегии вице-адмирал Ян Рекстен. По имеющейся информации, он участвовал в нескольких спонсированных корпорацией «Сименс» развлекательных поездках, имевших место в 2003 и 2004 гг. Для него и других чиновников Министерства обороны Норвегии организовывались поездки в Марбеллу (Испания), Канны (Франция) и США, а также еженедельные приемы. Именно поэтому, как отмечается в печати, «военное руководство не было особо заинтересовано во вскрытии злоупотреблений». Кроме того, всем негативным явлениям сопутствовала плохая организация управления финансовыми операциями. За четыре с половиной года действия контракта с «Сименс» стоимостью 1,3 млрд. крон (229 млн. долл.) не была проведена ни одна бухгалтерская проверка хода выполнения договора. В период с 2000 по 2005 г. компания представила Министерству обороны Норвегии счета, завышенные на более чем 60 млн. крон. Как сообщила газета «Дагенс нерингслив», в засекреченном докладе специальной комиссии Дальсейде 2007 г., насчитывающем 277 страниц, речь также ведется о фактах оплаты поставщиками военного электронного оборудования посещений секс-клубов в «квартале красных фонарей» Амстердама двумя высокопоставленными сотрудниками норвежского Министерства обороны. Поводом для поездки по «злачным местам» стало завершение контракта. Прецедент имел место в марте 2003 г. Чиновников в «приключениях» сопровождали два представителя компании «Тейлс Норвей», производителя электронного оборудования военного назначения. Общая стоимость утех, включая «товарищеский» ужин со спиртным, оплаченных фирмой, составила 7 тыс. крон (1,295 тыс. долл.). Кроме того, «Тейлс» погашала счета за поездки в Париж, рыболовные и туристические туры, а также рождественские праздники для сотрудников Министерства обороны Норвегии. По данным компании, всего за период с 2000 по 2006 г. на развлечения для военных чиновников было затрачено 2,6 млн. крон (480,5 тыс. долл.). По словам руководителя Союза норвежских офицеров Петера Андре Мее, культура коррупции в Министерстве обороны страны имеет долгую историю, уходящую корнями как минимум к началу 2000-х гг. Теперь же наступило время разобраться с подобной практикой и потребовать ответа за произошедшее от высшего командного состава, в первую очередь начальника обороны генерала Сверре Дисена. Руководитель Союза норвежских офицеров полагает, что «вопрос должен быть поставлен жестко и если, генерал Дисен не продемонстрирует готовность и решимость агрессивно навести порядок, за него на этом посту должны восстановить законность другие люди» <9>. ——————————— <9> Захаров Л. Коррупция как элемент большой политики, или кого можно найти в районах «красных фонарей». URL: http://www. severnyflot. ru/news. php? extend.908.

Как наглядно видно из приведенных примеров, коррупция в военной организации имеет место во многих государствах. Но снизить ее порог до уровня, когда она теряет характер явления, представляющего угрозу национальной безопасности, и перестает определять облик власти и сущность государства и его вооруженных сил, можно и нужно. Этого достигли многие страны <10>. ——————————— <10> Попов В. И. Противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом. М., 2007. С. 144.

Таким образом, проблемы, связанные с предупреждением и пресечением коррупции в сфере закупок товаров работ и услуг для нужд обороны, актуальны не только для нашей страны. Данная проблема важна и актуальна для большинства стран. В этой связи, говоря о необходимости изучения зарубежного опыта борьбы с коррупцией в вооруженных силах, уместно привести слова французского юриста Марка Анселя, который отмечал, что «зарубежный опыт открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права» <11>. ——————————— <11> Цит. по: Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств // Административное и муниципальное право. 2008. N 10.

Подводя итог, можно сформулировать некоторые выводы из анализа зарубежного опыта противодействия коррупции в сфере обороны и военной безопасности. Практика антикоррупционной деятельности в армиях многих государствах мира, которые имеют давнюю традицию законодательного регулирования этой деятельности, показывает, что снизить коррупцию до уровня, когда она не представляет серьезной угрозы боеспособности вооруженных сил, вполне возможно. Поэтому изучение как положительного, так и отрицательного опыта зарубежных государств в реализации антикоррупционной политики в условиях функционирования военной организации государства может быть весьма полезным для нашей страны. Однако этот опыт должен оцениваться критически. Как справедливо отмечает О. В. Дамаскин, в настоящее время ряд западных фондов, включая Программу развития ООН, активно финансируют исследования коррупции в России и пропаганду борьбы с ней. Разумеется, проблема коррупции существует и достаточно хорошо известна значительной части населения по практике отношений в различных сферах жизни. Однако такая забота Запада о противодействии коррупции в нашей стране — не акт благотворительности по отношению к нашему населению, а приоритетное направление дискредитации российских властей и дестабилизации общества <12>. ——————————— <12> Дамаскин О. В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М.: ИД «Триумфальная арка», 2009. С. 31.

Наиболее распространенным, опасным и в то же время трудноистребимым коррупционным явлением, присущим вооруженным силам практически всех государств мира, являются злоупотребления, связанные с хищением денежных средств при реализации государственных заказов на закупку вооружений, товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд военных организаций (система т. н. откатов). Как показывает практика, особенный размах данное явление приобретает при участии войск в боевых действиях, контртеррористических операциях в различных регионах мира (об этом убедительно свидетельствует опыт применения войск НАТО в бывшей Югославии, Ираке, Афганистане), когда многие воинские должностные лица вкупе с представителями фирм-поставщиков наживают капиталы на военных поставках. Действенного лекарства против данной формы коррупции пока не имеется ни в одной армии мира. Данное обстоятельство, безусловно, следует учитывать при формировании антикоррупционной стратегии в нашей стране.

Список литературы

1. Водо В. Войско Польское проворовалось // Коммерсантъ. 2003. 17 нояб. 2. Воропаев В. Страна впустую потратила более 60 миллиардов долларов // Российская газета. 2011. 1 сент. 3. Дамаскин О. В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М.: ИД «Триумфальная арка», 2009. 4. Захаров Л. Коррупция как элемент большой политики, или кого можно найти в районах «красных фонарей». URL: http://www. severnyflot. ru/news. php? extend.908. 5. Иванов В. Америку обманули на миллиарды: ФБР начало «шерстить» американский ВПК // Независимое военное обозрение. 2010. N 2. 6. Королевские прокуроры расследуют взятки // Военно-промышленный курьер. 2009. 7 окт. N 39. 7. Корякин В. М. Зарубежный опыт предупреждения коррупции в военной организации государства // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. 8. Кузнецов К. В. Прокьюремент: тендеры, конкурсы, конкурс. закупки. М., 2005. 9. Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств // Административное и муниципальное право. 2008. N 10. 10. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / Под ред. С. В. Максимова. М., 1999. 11. Попов В. И. Противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом. М., 2007. 12. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. М., 2003.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *