Особенности участия государства в предпринимательской деятельности международного характера

(Кривенкова М. В.) («Международное публичное и частное право», 2012, N 3)

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА <*>

М. В. КРИВЕНКОВА

——————————— <*> Krivenkova M. V. Peculiarities of participation of state in entrepreneurial activity of international character.

Кривенкова Мария Витальевна, старший преподаватель кафедры частного права филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются некоторые особенности заключения государством сделок международного характера. При рассмотрении данного вопроса необходимо, во-первых, учитывать особый правовой статус государства как субъекта частного права, который обладает целым комплексом иммунитетов; во-вторых, необходимо решить вопрос о праве, применимом к подобного рода правоотношениям.

Ключевые слова: государство, сделка международного характера, государственный иммунитет, коллизионно-правовое регулирование.

The article considers some peculiarities of state engaging in the international transactions. Dealing with the subject, attention must be paid foremost to the special status of a state due to the complex of immunities and secondly to the problem of the applicable law.

Key words: state, international transaction, state immunity, rules of conflict of law.

Являясь полноценным участником частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, государство вполне может заключать с частными лицами гражданско-правовые сделки международного характера. В научной литературе деятельность, направленную на заключение сделок с иностранным элементом, как правило, именуют «внешнеэкономической» или «внешнеторговой». Однако оба данных термина, полагаю, не раскрывают все многообразие деятельности государства в данной сфере. Так, определение внешнеторговой деятельности можно найти в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Под ней понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью <1>. Участие Российской Федерации (далее — РФ), субъектов РФ, муниципальных образований во внешнеторговой деятельности законом допускается. ——————————— <1> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 11 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Определение внешнеэкономической деятельности содержится в ФЗ «Об экспортном контроле». В ст. 1 данного Закона говорится, что внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) <2>. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность является более широким понятием, чем деятельность внешнеторговая. Однако оба термина указывают на необходимость наличия иностранного субъекта в данных отношениях. Тем не менее Российская Федерация вправе заключить сделку с российским физическим или юридическим лицом по поводу имущества, находящегося на территории другого государства, или заключить саму сделку на территории иностранного государства. И такого рода сделки также будут признаны осложненными иностранным элементом, хотя и иным, чем иностранный субъект. ——————————— <2> Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 18 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

В связи с этим, полагаю, правильнее в данном контексте говорить именно о предпринимательской деятельности международного характера. Россия участвует в предпринимательской деятельности международного характера через свои органы внутри страны или торговые представительства на территории иностранных государств. На данный момент торговые представительства РФ действуют, к примеру, в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Польше, Италии, США и более чем в двадцати других государствах. Правовое регулирование деятельности торговых представительств России регулируется Положением «О торговом представительстве Российской Федерации в иностранном государстве» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2005 г. N 401). Согласно ст. 1 данного Положения торговое представительство РФ в иностранном государстве является государственным органом, обеспечивающим в государстве пребывания внешнеэкономические интересы Российской Федерации <3>. Оно учреждается на основании договора между РФ и соответствующим иностранным государством. Торговое представительство является составной частью дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и действует под непосредственным политическим руководством посла РФ в этом государстве. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 27.06.2005 N 401 «Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах» (ред. от 02.10.2009) // СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2761.

Торговое представительство может совершать в установленном порядке от своего имени сделки и иные юридические действия, необходимые для осуществления возложенных на него задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. Оно является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки. Поскольку субъекты РФ наделены полномочиями в сфере внешнеэкономической деятельности, Республика Татарстан также открыла торговые представительства в ряде зарубежных стран (США, Украине, Финляндии, Республике Беларусь, Кубе, Социалистической Республике Вьетнам, Чешской Республике, Швейцарской Конфедерации). Так, в 1996 г. Республика Татарстан открыла свое торговое представительство в Украине, которое согласно ст. 1.1 Положения «О торговом представительстве Республики Татарстан в Украине» представляет торговые интересы Республики Татарстан в стране пребывания <4>. Оно, в частности, имеет право представлять в Украине интересы республики в области торгового сотрудничества, вести переговоры, принимать участие в подготовке и подписании договоров и соглашений с представителями органов государственного управления и деловых кругов Украины по вопросам торгового сотрудничества. ——————————— <4> Постановление Кабинета Министров РТ от 15.12.1996 N 1058 «О торговом представительстве Республики Татарстан в Украине». URL: http://tatarstan.

Итак, сама способность государства участвовать в сделках международного характера не оставляет сомнений. И такие примеры существуют, в частности, при заключении концессионных соглашений, сторонами которых согласно ст. 5 ФЗ «О концессионных соглашениях» N 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. являются концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ, и концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. При этом концедентом может быть также субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления <5>. ——————————— <5> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.

Правовое регулирование сделок международного характера с участием государства имеет две особенности: во-первых, необходимо учитывать особый статус государства как субъекта частного права; во-вторых, необходимо решить вопрос о применимом праве. Говоря об особом статусе государства в любых частноправовых отношениях, имеется в виду наличие у него суверенитета. Наличие у государства суверенитета ставит его в особое положение за счет целого комплекса иммунитетов, не присущих частным лицам. Поэтому, несмотря на то что согласно ст. 124 Гражданского кодекса РФ Россия выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, а по своему статусу в этих правоотношениях приравнивается к юридическим лицам, абсолютного тождества в их правовых статусах не существует. На данный момент ни на международном, ни на внутригосударственном уровнях не существует нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы государственного иммунитета. Рассматривая особенности правового статуса государства в частноправовых отношениях международного характера, в первую очередь необходимо учитывать положения ст. 1204 Гражданского кодекса РФ. В ней лаконично говорится, что к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила раздела VI применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом <6>. Это означает, что к таким отношениям применяются на общих основаниях не только материально-правовые, но и коллизионно-правовые нормы. Следовательно, вполне возможно применение норм иностранного права к сделкам с участием Российской Федерации. ——————————— <6> Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.11.2001 N 146-ФЗ. Часть 3 // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.

Необходимо, однако, уточнить, что формулировка «если иное не установлено законом», закрепленная в ст. 1204 ГК РФ, присутствует здесь не случайно. Иное как раз и установлено законом. Так, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержат особые правила, закрепляющие теорию так называемого «юрисдикционного» иммунитета государства. Это означает, что предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда не допускаются. Исключением является лишь наличие согласия иностранного государства на подобные действия российских судов или наличие международного договора с этим государством, закрепляющего его отказ от юрисдикционного иммунитета. У самой Российской Федерации иммунитета против рассмотрения дел с ее участием в своем же, российском, суде не существует. Коллизионно-правовое регулирование сделок международного характера в Российской Федерации, в т. ч. с участием самой Российской Федерации, основывается на ст. ст. 1209 — 1217 ГК РФ. Форма такой сделки подчиняется на данный момент праву страны места ее совершения. Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, — российскому праву. Форма внешнеэкономической сделки на данный момент регулируется односторонней коллизионной нормой: если хотя бы одной из сторон такой сделки является российское юридическое лицо, ее форма должна соответствовать независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Однако в Концепции развития гражданского законодательства 2008 г. предлагается отказаться от выделения особых последствий несоблюдения простой письменной формы для внешнеэкономических сделок, как неоправданных в современных условиях <7>. ——————————— <7> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

В отношении статута определения прав и обязанностей участников сделки международного характера действует своя цепочка коллизионных привязок. Генеральной коллизионной привязкой является право страны по выбору сторон правоотношения. Если стороны не воспользовались «автономией воли», применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан, т. е. сделка международного характера будет регулироваться правом страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Но если предметом договора является недвижимое имущество, наиболее тесная связь определяется через место нахождения имущества. Таким образом, государство вполне может являться стороной сделки международного характера. Однако его статус в этих отношениях будет значительно отличаться от статуса контрагента, что неизбежно повлечет правовые последствия. Участие Российской Федерации в подобных правоотношениях не означает, что будет автоматически применяться российское право. Выбор применимого права будет основываться на общих коллизионных нормах.

——————————————————————