Можно ли уволить учителя, который занимается репетиторством с учениками класса, в котором он ведет занятия, по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ?

Ответ: Увольнение учителя, который занимается репетиторством с учениками класса, в котором он ведет занятия, по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осуществление репетиторской деятельности повлекло за собой возникновение конфликта интересов. Это возможно, например, в случае, когда учитель в процессе обучения создает необоснованно привилегированные условия ученикам, с которыми он занимается дополнительно, либо, наоборот, каким-то образом ущемляет права учеников, с которыми такие занятия не ведутся;

2) работником не были предприняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

3) совершение указанных действий учителем повлекло за собой утрату к нему доверия со стороны администрации учебного заведения.

Обоснование: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо не запрещает педагогическим работникам оказывать платные образовательные услуги (репетиторство), в том числе и обучающимся в организации, в которой он работает. Вместе с тем ч. 2 ст. 48 этого Закона устанавливает, что педагогический работник организации, осуществляющий образовательную деятельность в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Таким образом, правонарушением будет являться не любой факт оказания платных образовательных услуг, а только тот, который приводит к возникновению конфликта интересов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ конфликт интересов педагогического работника — это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Таким образом, сущность конфликта интересов в педагогической деятельности заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью. Применительно к педагогическому работнику речь идет о ситуациях, когда при осуществлении своей трудовой деятельности он сталкивается с возможностью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, получение которой, однако, требует невыполнения или ненадлежащего выполнения его профессиональных обязанностей.

Исходя из п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор с ним может быть расторгнут, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Как видно, данные нормы трудового законодательства имеют диспозитивный характер, то есть увольнение педагогического работника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным.

Исходя из этого увольнение учителя, предоставляющего платные образовательные услуги ученикам своего класса, возможно, только если будут соблюдены одновременно три условия:

1) осуществление репетиторской деятельности повлекло за собой возникновение конфликта интересов. Это возможно, например, в случае, когда учитель в процессе обучения создает необоснованно привилегированные условия ученикам, с которыми он занимается дополнительно, либо, наоборот, каким-то образом ущемляет права учеников, с которыми такие занятия не ведутся;

2) работником не были предприняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

3) совершение указанных действий учителем повлекло за собой утрату к нему доверия со стороны администрации учебного заведения. Категория «утрата доверия» также в данном случае является неформализованной и доказать, что учитель утратил доверие, может на практике оказаться достаточно сложно. Вместе с тем в некоторых ситуациях утрата доверия может быть более очевидной, например, если учитель неоднократно предупреждался руководством о том, что осуществляемые им действия влекут конфликт интересов, привлекался к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей именно в связи со сложившейся ситуацией.

В любом случае следует иметь в виду, что в случае возникновения впоследствии судебных споров относительно законности увольнения в рассматриваемом случае бремя доказывания возникновения конфликта интересов и утраты доверия к педагогическому работнику будет возложено на работодателя. Одним из способов доказать все это будет документальная фиксация всех обстоятельств комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, созданной в образовательном учреждении.

С. Е.Чаннов

Поволжский институт управления имени П. А.Столыпина

(филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации)

30.10.2013

——————————————————————