Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
(Диденко А.) («Юрист-международник», 2005, N 3)
ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ) В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
А. ДИДЕНКО
А. Диденко, аспирант Всероссийской академии внешней торговли.
ЕАСТ и европейская интеграция
Во второй половине XX века на Европейском континенте развернулись процессы экономической интеграции. Известно, что первыми интеграционными объединениями стали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Евратом и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Именно они подготовили организационную и правовую основу для современного Европейского Союза (ЕС). Однако в процессе европейской интеграции с самого начала столкнулись государственные интересы, с одной стороны, группы ведущих континентальных стран (прежде всего Франции и Германии), а с другой — Великобритании и «примкнувших к ней» государств Европы. Не секрет, что за спиной Великобритании стояли также Соединенные Штаты Америки (США). В качестве противовеса континентальной интеграции Великобритания инициировала «собственную интеграцию»: так появилась Европейская ассоциация свободной торговли — ЕАСТ. В настоящий момент о ЕАСТ почти не слышно. Что стало с ней? Какое место занимает она в начале ХХI века? ЕАСТ была учреждена Стокгольмской конвенцией 4 января 1960 г. В состав Ассоциации (помимо Великобритании) вошли: Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария. В июне 2001 г. Конвенция о создании ЕАСТ получила новую редакцию (Вадуцкая редакция). В статье 2 Конвенции, учредившей ЕАСТ, провозглашались следующие цели: — содействовать стабильному экономическому росту, полной занятости, повышению продуктивности и рациональности от использования ресурсов, финансовой стабильности и постоянное улучшение жизненных условий; — обеспечивать честную конкуренцию в торговле между членами Ассоциации; — не допускать перекосов в условиях поставки сырья, полученного на территории Ассоциации; — содействовать гармоничному развитию и увеличению масштабов мировой торговли и снижению торговых барьеров. В Стокгольмской конвенции о ЕАСТ предусматривались: поэтапное сокращение таможенных пошлин в торговле между странами-участницами и их полная отмена уже к концу 1966 г. (ст. 3); отмена количественных ограничений на импорт и экспорт (ст. ст. 10, 11). Тем самым были заложены основы для создания на территории стран ЕАСТ зон свободной торговли в том понимании, как это предусмотрено Генеральным соглашением по тарифам и торговле 1947 г. — ГАТТ (ст. XXIV, п. 8 (b)). Важно, что при этом не ставилась задача создания таможенного союза, общего рынка или иного объединения более высокой степени интеграции <*>. ——————————— <*> Классификацию интеграционных объединений см.: Шумилов В. М. Международное экономическое право. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 199.
Создание ЕАСТ стало для Великобритании своеобразным инструментом «концентрации экономической силы»: теперь против одного интеграционного блока (ЕЭС) стоял другой интеграционный блок (ЕАСТ). Великобритания получала возможность маневра, торга, чем успешно и воспользовалась. Под контроль ЕАСТ попала определенная доля европейского рынка товаров. Впрочем, по степени эффективности и интенсивности интеграция в рамках ЕАСТ с самого начала проигрывала европейским сообществам. В 1972 году Великобритания, «выторговав» у конкурентов подходящие условия, вышла из состава ЕАСТ и вступила в ЕЭС.
Образование Единого экономического пространства (ЕЭП)
Оставшиеся без своего лидера страны — участницы ЕАСТ подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле. Но стало ясно, что Ассоциация все равно не сможет противостоять ЕЭС, своему главному конкуренту. ЕАСТ взяла курс на сближение с ЕЭС. Началось взаимодействие двух интеграционных блоков, которое дает бесценный опыт для возможного развития событий в сфере экономической интеграции на постсоветском пространстве. В 1977 году в торговле между странами ЕЭС и ЕАСТ были отменены таможенные тарифы на промышленные товары, а в 1992 г. подписывается Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП). Это Соглашение определило судьбу ЕАСТ, позволило ей «остаться на плаву», несмотря на то, что по примеру Великобритании из ЕАСТ постепенно вышли и некоторые другие страны. На данный момент в ЕАСТ участвуют Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. Европейское экономическое пространство предусматривало создание «внутреннего рынка» <*>, которое охватило территории стран-участниц (в настоящее время это 25 государств ЕС и 3 государств ЕАСТ <**>). ——————————— <*> See: Info Kit of the European Free Trade Association. September 2004. Р. 3. <**> Швейцария, являющаяся на настоящий момент четвертым членом ЕАСТ, не участвует в ЕЭП.
Соглашение о ЕЭП охватывает следующие сферы экономической политики стран-участниц двух интеграционных объединений: — свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (так называемые «четыре свободы»); — равный доступ на внутренний рынок для предприятий; — обеспечение справедливой конкуренции и регулирование применения государственных субсидий. Через Соглашение о ЕЭП (охватывающее не только экономическую сферу отношений) на страны ЕАСТ, по сути, были распространены многие интеграционные механизмы, сложившиеся в ЕЭС. В число данных механизмов входят: — социальная политика; — защита прав потребителей; — защита окружающей среды; — статистика; — законодательство о компаниях. Соглашение предусмотрело взаимодействие также и в вопросах, выходящих за пределы указанных «четырех свобод», а именно: — научно-исследовательская политика; — информационные услуги; — образование; — трудоустройство; — малые и средние предприятия; — защита граждан. При помощи Соглашения о ЕЭП страны Ассоциации фактически стали частью общеевропейской региональной интеграции и были вовлечены в международно-правовое поле ЕС. В то же время было проведено четкое разграничение между сферами действия европейских сообществ и ЕАСТ, определены области, в которых Ассоциация участия не принимает, например: — общая сельскохозяйственная политика ЕС; — общая политика ЕС в сфере рыбных ресурсов; — внешняя политика и безопасность ЕС; — правосудие и внутренние дела ЕС. Соглашение о ЕЭП не является единственным документом, регулирующим внешнеэкономические связи стран ЕАСТ. У Ассоциации имеется 13 Соглашений о свободной торговле (в Восточной Европе — с Болгарией, Румынией; на Балканском полуострове — с Хорватией и Македонией; на Ближнем Востоке и в Африке — с Израилем, Иорданией, Ливаном, Марокко, Палестинской автономией, Турцией; в Азии и Америке — с Сингапуром, Чили, Мексикой). Таким образом, в настоящее время ЕАСТ функционирует в следующих двух международно-правовых режимах: — «внутренний» режим, то есть режим, созданный Конвенцией о создании ЕАСТ и действующий между странами-участницами (с учетом изменений Конвенции 2001 г.); — «внешний» режим, то есть режим, регулирующий 3 группы отношений: — между ЕАСТ и ЕС (на основе Соглашения о ЕЭП); — между ЕАСТ и странами, с которыми Ассоциация заключила соглашения о свободной торговле; — между ЕАСТ и остальными государствами, не входящими в первые два пункта. В контексте изложенного можно сделать вывод, что процесс «интеграции двух интеграционных объединений» в Европе получил многоуровневое международно-правовое оформление. ЕЭП стало средством соединения Европы «разных скоростей и уровней». С одной стороны, ЕС соизмеряет скорость своей интеграции с возможностями стран ЕАСТ, а с другой — страны ЕАСТ быстрее «подтягиваются» под стандарты ЕС. Интересный пример взаимоотношений двух интеграционных группировок представляет механизм сотрудничества ЕС и Швейцарии. Дело в том, что последняя отказалась принимать участие в создании Европейского экономического пространства в 1992 г. Но вместе с тем Швейцария не собиралась и оставаться на обочине европейской торговли. В результате между ЕС и Швейцарией была подписана, в конце концов, серия двусторонних Соглашений (о свободе передвижения лиц, по воздушному транспорту, сельскому хозяйству, техническим барьерам в торговле, научным исследованиям, сухопутным перевозкам, государственным закупкам). В ЕАСТ учли многие положения указанных двусторонних соглашений, включив соответствующие изменения в Вадуцкую редакцию Стокгольмской конвенции.
Организационные структуры ЕЭП, ЕС И ЕАСТ
Интерес представляет опыт создания, «состыковки» и взаимодействия организационных структур ЕС, ЕАСТ и ЕЭП. Если свести в одну таблицу органы ЕЭП (они получили название two-pillar system — «двух основ») и органы двух интеграционных объединений, то получится следующая картина: Система «двух основ» включает 2 группы органов: 1) общие органы ЕЭП:
Система органов Единого экономического пространства (ЕЭП) <*> во взаимосвязи с органами ЕС и ЕАСТ
——————————— <*> Автор намеренно отказался от включения в таблицу всего многообразия органов ЕС и ЕАСТ, отдав приоритет тем из них, которые взаимодействуют или имеют сходную структуру с механизмами, разработанными в рамках системы «двух основ».
«Две основы» (twopillar system) ЕС ЕАСТ Общие органы ЕЭП Органы взаимодействия ЕЭП; ЕАСТ
Совет ЕС Совет ЕЭП -//- Совет ЕАСТ
-//- Совместный комитет ЕЭП Постоянный комитет ЕАСТ -//-
Европейский Совместный парламент — -//- Парламентский парламент ский комитет ЕЭП комитет ЕАСТ
Экономический Консультативный Консультативный и социальный комитет ЕЭП -//- комитет ЕАСТ комитет ЕС
Комиссия ЕС -//- Контролирующий -//- орган ЕАСТ
Суд ЕС -//- Суд ЕАСТ -//-
a. Совет ЕЭП b. Совместный комитет ЕЭП; c. Совместный парламентский комитет ЕЭП; d. Консультативный комитет ЕЭП; 2) органы взаимодействия ЕЭП и ЕАСТ: a. Постоянный комитет ЕАСТ; b. Контролирующий орган ЕАСТ; c. Суд ЕАСТ. Совет ЕЭП — высший орган в системе ЕЭП, который вырабатывает основные направления интеграции (наподобие Совета ЕС), а также представляет в Совместный комитет ЕЭП проекты предлагаемых решений. Он состоит из представителей Совета Европейского союза (на уровне министров иностранных дел), Комиссии ЕС (в лице комиссаров, отвечающих за международные сношения, а также общую политику в области внешних связей и безопасности) и ЕАСТ <*>. ——————————— <*> Здесь и далее при упоминании ЕАСТ в рамках Европейского экономического пространства следует помнить, что Швейцария не принимает участия в указанном «надинтеграционном» объединении, оставаясь при этом полноправным членом Ассоциации.
Совместный комитет ЕЭП — орган, руководящий процессом инкорпорирования норм ЕС в правовую систему Пространства. Он включает в себя послов стран-участниц ЕАСТ, а также представителей Комиссии ЕС и государств-членов ЕС. Специфика процесса заимствования норм права Союза заключается в том, что он проходит в 2 этапа. Предварительное обсуждение и создание проектов будущих решений происходит в Постоянном комитете ЕАСТ, в котором состоят исключительно представители Ассоциации. Окончательное утверждение полученных предложений, в свою очередь, и составляет главную функцию Совместного комитета ЕЭП. Совместный парламентский комитет — инструмент взаимодействия между двумя интеграционными группировками при помощи проведения консультаций, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности ЕЭП. Он состоит из представителей Европейского парламента и Парламентского комитета ЕАСТ. Консультативный комитет ЕЭП дает возможность представителям работников, работодателей и различных организаций участвовать в принятии решений. В состав названного из Комитета входят представители Консультативного комитета ЕАСТ, а также Экономического и социального комитета ЕС. На ежегодном заседании (состоявшемся 23 июня 2004 г.) был утвержден «План действий на северном направлении», который призвал Совет ЕЭП уделить первоочередное внимание отношениям с Россией и странами Балтии. Одним из важнейших органов, обеспечивающих взаимодействие ЕЭП и ЕАСТ (что и составляет смысл существования второй «основы»), является Контролирующий орган ЕАСТ. Он представляет собой постоянный орган, задача которого заключается в осуществлении контроля за исполнением странами-участницами ЕАСТ своих обязательств по соглашению о ЕЭП. Расширенная компетенция Органа по выявлению случаев недобросовестной конкуренции, а также в вопросах осуществления государственных закупок и применения государственных субсидий позволяет говорить о существенном сходстве с Комиссией ЕС. Неудивительно, что главной причиной создания Органа как раз явился тот факт, что компетенция Комиссии ЕС не распространяется на страны-участницы ЕАСТ. Суд ЕАСТ был основан одновременно с Контролирующим органом (2 мая 1992 г.). Его компетенция распространяется исключительно на те страны Ассоциации, которые участвуют в ЕЭП. Суд полномочен: — разбирать иски: Контролирующего органа к странам ЕАСТ, между странами ЕАСТ; — рассматривать жалобы на решения Контролирующего органа; — давать консультативные заключения судам стран ЕАСТ по вопросам толкования норм ЕЭП. Система «двух основ» оказалась необходимой при построении органов ЕЭП. Причина этого заключается в особом механизме принятия решений в рамках Пространства. Дело в том, что наиболее значимые и важные решения принимаются общими органами ЕЭП, в то время как Европейский союз, осознавая свою лидирующую роль, не спешит передавать в «надинтеграционное» регулирование никаких полномочий в этой сфере. В результате вся система общих органов обладает, по сути, лишь совещательными полномочиями, в то время как основные решения принимаются все же на уровне ЕС и ЕАСТ самостоятельно. При этом прослеживается тенденция к инкорпорированию норм Европейского союза в законодательство Ассоциации. Однако страны-участницы ЕАСТ формально-юридически не отказались от своих законодательных полномочий и не приняли на себя обязательства по исполнению актов Комиссии ЕС и решений Суда Европейского Союза. Для того чтобы устранить противоречия и создается вторая «основа» — органы ЕЭП-ЕАСТ. Их задача — служить системой органов, обладающих «надинтеграционными» полномочиями в отношении ЕАСТ. Эта система во многом повторяет аналогичный механизм в рамках Европейского союза. Как бы то ни было, создание системы общих органов содействует постепенному устранению различий между объединяющимися группировками и готовит почву для более глубокой интеграции. Итак, ЕАСТ не ушла в историю, ЕАСТ является активным (пусть и не всегда заметным) участником общеевропейского интеграционного процесса. Благодаря ЕАСТ государства — члены Ассоциации медленно, но верно «вплетают» свои государственные интересы в общую канву интересов, которые легализуются государствами-лидерами в правовом поле права ЕС.
——————————————————————