Особенности расследования преступлений, совершенных в расположении дипломатических представительств и консульских учреждений

(Девятьяров М. В.)

(«Российский следователь», 2007, N 7)

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

СОВЕРШЕННЫХ В РАСПОЛОЖЕНИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

М. В. ДЕВЯТЬЯРОВ

Девятьяров М. В., соискатель кафедры уголовно-процессуального права Владимирского юридического института ФСИН России.

Как известно, дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международными соглашениями пользуются защитой и иммунитетом, а их территория признается территорией государства, интересы которого они представляют.

Однако в ряде случаев (особенно при осложнении международных отношений либо в случае провокации) данные учреждения становятся объектом недружественных акций, которые могут перерастать в преступления.

Так, например, в феврале 2000 г. члены организации «Свободный Кавказ», тесно связанной с действующим в Варшаве и Кракове «Чеченским информационным центром», организовали в Познани уличную акцию, завершившуюся нападением на Генконсульство РФ. Хулиганы ворвались на территорию дипломатического представительства, сорвали и сожгли флаг Российской Федерации, разрисовали оскорбительными надписями фасад здания консульства. В местном суде Познани уже второй год идет разбирательство по факту данного нападения на Генконсульство России.

Помимо этого, преступления в расположении дипломатических представительств и консульств могут совершать как граждане государства пребывания либо лица без гражданства, так и граждане страны, интересы которой представляют вышеуказанные учреждения, например: дипломатические сотрудники, технический персонал и т. д.

Последнее обстоятельство связано с тем, что работники данных учреждений — обычные люди. Они также могут ревновать, завидовать, «плести» интриги, что может служить предпосылками к совершению преступлений на бытовой почве, из корыстных и других побуждений.

Следовательно, должен быть и орган, наделенный специальными полномочиями для производства предварительного расследования таких преступлений. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению данного вопроса, необходимо определить, что представляет собой консульство как орган международных отношений и какие функции он осуществляет.

Консульство (консульское учреждение) — постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.

В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д.

Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» (п. 1 «d» ст. 1 Венской конвенции 1963 г.), — генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой практике чаще употребляется собирательный термин «консул».

УПК РСФСР 1960 г. не содержал даже упоминания о главах дипломатических представительств и консульских учреждений как органах, на которые возлагаются какие-либо полномочия в случае совершения преступления в расположении данных учреждений.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (в порядке гл. 32 УПК РФ);

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ).

Часть 3 ст. 40 УПК РФ уполномочивает капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, а также глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ возбуждать уголовные дела в порядке ст. 146 УПК РФ и выполнять неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ фактически наделены определенными полномочиями органов дознания (в ограниченном объеме), хотя на самом деле таковыми не признаны (так как данная функция не является основной в их деятельности).

В связи с этим возникают противоречия в толковании ст. 146 УПК РФ, в ч. 1 которой указано, что возбудить уголовное дело может дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах своей компетенции. Возникают вопросы: чем руководствуются главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ при установлении факта совершения преступления в расположении данных органов; кто санкционирует постановление о возбуждении уголовного дела; кто производит неотложные следственные действия и непосредственно осуществляет предварительное расследование?

В ч. 4 ст. 146 УПК РФ дан перечень неотложных следственных действий, которые могут быть выполнены до возбуждения уголовного дела, а именно: осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Возникают еще несколько вопросов. Как глава дипломатического представительства и консульского учреждения, не имея специальных познаний в области уголовного процесса и криминалистики, грамотно и правильно сможет выполнить данные следственные действия? Например, для назначения экспертизы необходимо изъять с места происшествия следы и орудия преступления, что в большинстве случаев требует применения специальных технических средств, не говоря о специальных знаниях в этой области.

В той же ч. 4 ст. 146 УПК РФ сказано, что при возбуждении уголовного дела главами дипломатических представительств или консульских учреждений прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании, при этом постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. Опять же возникают вопросы: кто проводит предварительное расследование после проведения неотложных следственных действий (в УПК РФ об этом ничего не сказано), кто принимает решение при избрании меры пресечения в отношении подозреваемого и т. д.?

В настоящее время для разрешения поставленных вопросов необходимо более четко определить полномочия глав дипломатических представительств и консульских учреждений в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, чтобы избежать двойственного толкования УПК РФ. Следует внести соответствующие уточнения и в ст. 150 и ст. 151 УПК РФ в части определения подследственности и проведения дознания по делам о преступлениях, совершенных на территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

Объективно указанными полномочиями могут быть наделены следователи Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо следователи Федеральной службы безопасности РФ, так как именно указанные органы призваны обеспечивать защиту интересов государства, политические интересы которого, как уже отмечалось, представляют дипломатические представительства и консульские учреждения.

Думается, что данная проблема представляет собой интерес для серьезного научного исследования.

——————————————————————