Ответственность за экологические преступления в США
(Брославский Л.)
(«Законность», 2007, N 10)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В США
Л. БРОСЛАВСКИЙ
Л. Брославский, доктор права, США.
Законодательство США об уголовной ответственности за причинение ущерба природе и окружающей среде имеет давнюю историю.
Первые законы, устанавливающие такую ответственность, были приняты Конгрессом США в 1899 г. — Закон «О мусоре и отходах» и Закон «О реках и портах». Первый запрещал выброс отходов и мусора в судоходные воды с кораблей и других плавсредств, а также пристаней, верфей и находящихся на берегу производственных предприятий; второй — выемку грунта, производство земляных работ и засыпку вод, если на это не было выдано разрешение (сертификат) уполномоченного на то государственного органа. За совершение этих правонарушений предусматривалась уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 2,5 тыс. долларов и лишение свободы на срок до одного года. Лицам, предоставившим информацию, на основании которой был доказан факт правонарушения и к виновным были применены меры уголовной ответственности, выплачивалась половина взысканного по приговору суда штрафа.
Эти Законы преследовали главным образом коммерческие цели — обеспечение беспрепятственного судоходства по водным артериям страны. Вместе с тем они способствовали решению природоохранительных задач — обеспечению надлежащего качества вод. Эти Законы действуют и применяются до сих пор.
Началом современного этапа развития природоохранительного законодательства, в том числе об уголовной ответственности за экологические преступления, принято считать 1970-е годы. Нужно сказать, что к 1960-м годам общественное мнение страны было весьма озабочено ухудшением качества атмосферного воздуха, воды и общего состояния окружающей среды. Органы власти подверглись серьезной критике за недостаточное внимание к этим вопросам. 1 января 1970 г. вступил в действие принятый Конгрессом США Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды. Он провозгласил: все граждане имеют право жить в здоровой окружающей среде и обязаны способствовать сохранению и улучшению ее качества. На его базе были приняты основополагающие федеральные законы по отдельным сферам окружающей среды и создана действующая в настоящее время система правового регулирования, которая постоянно развивается и совершенствуется с учетом потребностей общества.
В 1990 г. Конгресс принял Закон об уголовной ответственности за загрязнение окружающей среды, в котором подчеркнута важность и необходимость обеспечения неуклонного соблюдения законодательства и применения уголовной ответственности за совершение экологических преступлений. В него были включены ряд новых составов преступлений и повышены меры наказания за уже предусмотренные.
Экологические преступления в системе уголовного законодательства. Экологическое преступление в США — это уголовно наказуемое деяние, нарушающее нормы, требования и правила законодательных и иных нормативных актов в области охраны окружающей среды.
Уголовная ответственность за экологические преступления предусмотрена прежде всего федеральным законодательством, а в ряде случаев — и законодательством отдельных штатов.
Почти все основополагающие федеральные законы в области охраны окружающей среды содержат статьи об уголовной ответственности за их совершение. Все они инкорпорированы в федеральном кодексе США, который фактически представляет собой многотомный свод действующих законов со сквозной их нумерацией. Сейчас опубликовано 50 томов, содержащих полные тексты федеральных законов с аннотациями к ним.
В США нет федерального уголовного кодекса, в котором были бы кодифицированы все составы преступлений и меры наказания за их совершение.
Американский юридический институт издал Примерный уголовный кодекс, который носит рекомендательный характер и используется при разработке уголовных кодексов, принимаемых каждым штатом.
Статьи об уголовной ответственности за экологические преступления, предусмотренные законодательством штатов, обычно включаются не в уголовные, а в иные кодексы штатов, к примеру — водные, об охране здоровья и безопасности граждан, о рыболовстве, судоходстве и навигации.
В США действуют две параллельные, независимые друг от друга системы: судов, прокуратуры, других правоохранительных органов, контролирующих органов и тюремных учреждений. Взаимоотношения между этими системами строятся на началах взаимного сотрудничества и партнерства, а не субординации и подчинения.
В отличие от большинства федеральных государств мира федеральные суды США не являются высшей инстанцией единой судебной иерархии. Они могут рассматривать дела по первой инстанции. Это окружные суды, решения которых могут быть обжалованы в апелляционные суды, а решения последних, в свою очередь, в Верховный Суд США. Каждый штат имеет свою судебную систему — двух — или трехступенчатую, независимую от федеральной.
Виды (составы) экологических преступлений весьма разнообразны, а законодательство об уголовной ответственности за их совершение настолько детализировано, что каждая сфера окружающей среды могла бы быть предметом специального рассмотрения. В рамках настоящей статьи мы ограничимся анализом общих для всех экологических преступлений положений.
Категории и виды экологических преступлений. Все преступления, в зависимости от их характера и общественной опасности, подразделяются на две категории: тяжкие, за совершение которых уголовное законодательство предусматривает лишение свободы на срок от одного года до пожизненного заключения и даже применение высшей меры наказания; и иные, не относящиеся к тяжким, за совершение которых, наряду со взысканием штрафа и применением иных мер ответственности, предусматривается лишение свободы на срок до одного года.
Экологические преступления, относящиеся к категории тяжких, — это деяния, совершаемые, как правило, с умыслом; иные экологические преступления могут быть совершены и умышленно, и по неосторожности.
Наиболее серьезное среди тяжких экологических преступлений — преступление, когда виновное лицо сознает, что в результате умышленного нарушения им действующих правил другие лица подвергаются непосредственной опасности. Уголовная ответственность за этот вид преступления, которое, пользуясь терминологией российского права, можно было бы квалифицировать как особо тяжкое, установлена за умышленное загрязнение вод; умышленный выброс в атмосферу вредных или особо вредных загрязняющих веществ, указанных в специальных перечнях; умышленное транспортирование, хранение, переработку и экспортирование указанных в специальных перечнях вредных отходов, отработанных нефти и нефтепродуктов, а также медицинских отходов.
За совершение этих преступлений предусмотрен штраф до 250 тыс. долларов или лишение свободы сроком до 15 лет, либо оба наказания одновременно. Если виновный является также и юридическим лицом, размер штрафа может быть увеличен до 1 млн. долларов. При совершении этого преступления повторно сумма штрафа и срок лишения свободы могут быть удвоены.
Право судов удваивать меры наказания предусмотрено также при повторном совершении ряда других экологических преступлений.
К федеральным преступлениям, объект которых — непосредственно жизнь и здоровье людей, относятся и такие противоправные действия, как порча питьевой воды путем сброса или введения иным способом загрязняющих веществ в систему общественного водоснабжения с целью причинения вреда людям, а также покушение или угроза этого. За совершение такого преступления предусмотрено, наряду со взысканием штрафа, лишение свободы на срок до 20, а за покушение или угрозу совершения до 10 лет.
Наиболее распространены такие тяжкие преступления: умышленное загрязнение атмосферного воздуха; умышленный выброс в океан промышленных отходов и сточных вод; невыполнение обязанности немедленно уведомить компетентный государственный орган о сливе в воды нефти или выбросе в воды нефтепродуктов и других загрязняющих веществ в количестве, которое согласно установленным нормативам может причинить вред. Наказание — лишение свободы сроком до пяти лет и (или) штраф.
До трех лет лишение свободы предусмотрено за умышленное загрязнение или выброс в воды загрязняющих веществ без сертификата; умышленное уничтожение, сокрытие или фальсификация данных о находящихся на хранении или подлежащих переработке вредных веществ и материалов и др.
Лишение свободы на срок до двух лет предусмотрено законами о чистоте вод и чистоте атмосферного воздуха за умышленную фальсификацию официально представляемых данных о соблюдении норм, требований и правил в обеспечении надлежащего качества вод путем внесения заведомо ложной информации в отчеты, доклады, планы и другие документы, а также путем манипулирования контрольным оборудованием или нарушения действующих методик в процессе мониторинга в целях получения желаемых результатов.
К иным преступлениям относятся, например: загрязнение вод по неосторожности; загрязнение атмосферного воздуха в результате выброса по неосторожности вредных или особо вредных загрязняющих веществ, указанных в специальных перечнях; умышленное нарушение установленных EPA норм, требований и правил тестирования, последующей переработки, хранения, транспортирования, применения и уничтожения токсичных веществ и вредных материалов; правил, связанных с проведением инспекционных проверок, ведением текущей документации, представлением отчетов и иной информации о токсичных веществах и вредных материалах контролирующим органам, а также возложенных законом обязательств о проведении мероприятий по уменьшению вредного воздействия свинца и др.
Рассмотрим ряд примеров, когда законодательством отдельных штатов предусматривается уголовная ответственность за экологические правонарушения, относящиеся к этому виду преступлений.
Водный кодекс штата Калифорния относит к ним отказ от представления или непредставление в срок отчетов о выполнении программы мониторинга вод, а также несоблюдение других правил Кодекса.
Кодекс штата Калифорния «Об охране здоровья и безопасности» предусматривает за умышленное уничтожение, сокрытие или фальсификацию отчетных данных, а также изъятие подлежащей представлению контрольным органам информации о нарушениях, результатом которых может быть непосредственная и серьезная угроза здоровью и безопасности людей, взыскание штрафа — 25 тыс. долларов за каждый день нарушения, или лишение свободы на срок до одного года, либо оба наказания одновременно.
Штатом Нью-Джерси принят Закон «О пресноводных землях», направленный на охрану низинных участков земель (болота, топи и др.) и слоев грунта, образующих и накапливающих пресную воду. Согласно этому Закону, земельные и дренажные работы, сброс сточных вод, загрязняющих веществ и различных материалов, заполнение и засыпка, а также иная деятельность, которая может привести к уничтожению водной растительности в этих местах, производятся в соответствии с установленными правилами и требованиями, и на их выполнение Департаментом штата по охране окружающей среды выдается специальный сертификат. Умышленное или по неосторожности нарушение законодательных и иных нормативных актов, а также нормативов и регламентов сертификата влечет за собой уголовную ответственность в форме взыскания штрафа от 2,5 тыс. до 25 тыс. долларов за каждый день нарушения. При повторном совершении этого преступления штраф взыскивается в двойном размере. За представление заведомо ложных отчетных данных и манипулирование контрольным оборудованием в процессе мониторинга предусмотрен штраф до 10 тыс. долларов.
Уголовная ответственность юридических лиц за совершение обеих категорий и всех видов (составов) экологических преступлений имеет свои особенности. В качестве меры уголовного наказания к ним, как правило, применяется штраф. Кроме того на них обычно возлагается обязанность возместить расходы по устранению экологического ущерба или выполнить за свой счет работы по устранению такого ущерба. Нередко в судебных приговорах им устанавливается испытательный срок.
Взыскиваемые с крупных компаний уголовно-правовые штрафы оказывают значительную помощь в покрытии огромных расходов государства на устранение последствий и причин нарушений, возмещение причиненного экологического ущерба и восстановление качества окружающей среды.
Так, по приговору суда одна из крупнейших компаний, организующих круизы по морям и океанам, — Royal Caribbean Cruises уплатила штраф в размере 18 млн. долларов за выброс с кораблей в воды нефтяных отходов; авиакомпания American Airlines уплатила штраф в размере 8 млн. долларов за неправильное обращение с транспортируемыми ее авиалайнерами вредными отходами; нефтяная компания Coke Industries уплатила штраф в размере 35 млн. долларов за утечку нефти из принадлежащих ей нефтепроводов.
Дополнительные санкции и иные отрицательные последствия. Наряду с основными мерами наказания за экологические преступления к юридическим, а иногда и к физическим лицам применяются дополнительные санкции, влекущие для правонарушителей отрицательные экономические последствия. К ним относятся запрещение (лишение), ограничение или приостановление их права заключать контракты с федеральными государственными органами (государственный заказ) и получать от государства ссуды, субсидии, дотации и другие виды финансовой помощи. Законодатель исходит при этом из принципа: государство оказывает финансовую поддержку только законопослушным компаниям и гражданам.
Федеральным государственным органам запрещается заключать контракты на поставку продукции, сырья и материалов, а также на оказание каких-либо услуг с лицами, осужденными за выброс загрязняющих веществ с нарушением установленных норм, требований и правил соответственно в атмосферный воздух и воды.
EPA вносит таких правонарушителей в специальный перечень, своего рода черный список, и, в соответствии с установленными им правилами, уведомляет об этом все заинтересованные государственные органы. Запрет действует до устранения нарушения и принятия необходимых мер по их предотвращению в дальнейшем, что удостоверяется документом, выдаваемым EPA после дополнительной проверки.
Другой вид санкций к экологическим правонарушителям — аннулирование или отказ в выдаче лицензии, разрешения и т. п., необходимого для проведения определенных работ, например исследования и разработки нефтяных и газовых месторождений.
Экологические правонарушители несут также другие отрицательные экономические последствия, не являющиеся, однако, в правовом смысле санкциями. Так, крупные компании при выборе контрагентов выясняют, в частности, не привлекались ли они к ответственности за экологические преступления. Страховые компании могут отказать в страховании лицам, осужденным за экологические преступления, или повысить для них стоимость страховки. Суммы, выплачиваемые в качестве штрафов или возмещения причиненного экологического ущерба, не относятся к производственно-хозяйственным расходам и не исключаются поэтому из общей суммы доходов, подлежащих налогообложению.
* * *
Анализ законодательства США об уголовной ответственности за экологические преступления позволяет сделать вывод: оно хаотично, разбросано по многочисленным законодательным актам и структурно не организовано, что с позиции российского юриста выглядит непривычно.
Это обстоятельство отмечалось и американскими специалистами, подчеркивающими исключительную сложность применения такого законодательства.
Названные выше Федеральные законы — наиболее важные, но это далеко не все природоохранительные законы, предусматривающие уголовную ответственность за экологические преступления. А если учесть, что штаты в принимаемых ими законах также устанавливают такую ответственность, то дать исчерпывающий перечень действующих законов об уголовной ответственности за экологические преступления весьма затруднительно, что, кстати, даже и не пытаются сделать американские специалисты.
Дать исчерпывающий перечень экологических преступлений — еще более сложная задача, поскольку диспозиции уголовно-правовых норм, как правило, отсылают к другим параграфам, подразделам и разделам данного Закона, а порой и к другим законам. Получается, что любое экологическое правонарушение, вытекающее из нарушения соответствующей нормы, в принципе может квалифицироваться как экологическое преступление. Возможность столь широкого толкования фактически оставляет на полное усмотрение правоохранительных органов вопрос о целесообразности уголовного преследования за совершение достаточно неопределенного числа экологических правонарушений.
Вместе с тем следует сделать вывод: система уголовной ответственности за экологические преступления в США — эффективное средство охраны окружающей среды. Можно выделить следующие основные тенденции, отчетливо проявляющиеся при реализации курса на усиление ответственности за экологические преступления в течение последних 20 — 30 лет. Это последовательное расширение круга нарушений, квалифицируемых как экологические преступления, и соответственно неуклонный рост рассматриваемых уголовных дел; применение более строгих мер уголовного наказания, особенно в виде лишения свободы; комплексное применение мер правового воздействия — наряду с уголовными, также административных и гражданско-правовых; сочетание уголовной ответственности юридических лиц с персональной ответственностью конкретных виновников.
Многолетний опыт применения в США уголовной ответственности за экологические преступления применительно к каждой сфере окружающей среды, обширная судебная практика, организация и методика работы правоохранительных органов могут представлять несомненный интерес для российских специалистов.
——————————————————————