Регулирование деятельности транснациональных корпораций

(Щеглов С. С.)

(«Юрист», 2007, N 12)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

С. С. ЩЕГЛОВ

Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в наши дни, является глобализация мирового хозяйства. Одним из факторов, связанных с глобализацией, является транснационализация — становление крупных международных корпораций и банков, осуществляющих свою деятельность по всему миру. Наиболее обще транснациональную корпорацию можно определить как комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.

Наиболее общей причиной возникновения транснациональных корпораций считается интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы. Важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций является вывоз капитала. К причинам появления ТНК можно отнести и их стремление противостоять жесткой конкуренции, необходимость выстоять в конкурентной борьбе в международном масштабе.

Формирование ТНК связано также с тем, что оно дает большие преимущества в сфере международной торговли, позволяя более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры. Взамен традиционного экспорта, который наталкивается на многочисленные таможенно-тарифные препятствия, ТНК используют дочерние зарубежные компании в качестве своего внешнего плацдарма внутри таможенной территории других стран, с которого они беспрепятственно проникают на их внутренние рынки.

В ходе развития ТНК возник принципиально новый феномен — международное производство, которое дает корпорациям преимущества, вытекающие из различий экономических условий страны базирования материнской компании и принимающих стран, т. е. стран, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы.

ТНК, являясь крупным участником не только экономической, но и политической сферы, оказывает очень сильное воздействие на государства, доходы крупнейших ТНК превышают бюджеты некоторых развивающихся стран. Но ТНК преследуют лишь свои коммерческие цели, кроме вопросов извлечения максимально возможной прибыли, их мало интересуют общественные, социальные проблемы.

Имея филиалы и дочерние предприятия в разных странах, используя таможенные и налоговые льготы, особые экономические зоны, ТНК могут без особых усилий избегать контроля государственных органов за перемещением товаров, ресурсов, материалов и капиталов. Существенно увеличивается внутрифирменный оборот, ТНК используют трансфертные (условно-расчетные) цены, формирующиеся на основе внутрифирменных потребностей и интересов в отрыве от реальных условий на рынке.

Как правило, ТНК не заинтересованы в привнесении новых технологий в принимающие страны, а предпочитают использовать низкоквалифицированную рабочую силу, дешевые производственные площади и иные местные ресурсы. Инвестиционная деятельность ТНК направлена на отрасли, которые развиваются как международные и ориентированы на внешний рынок.

ТНК, как правило, осуществляют инвестиции в отрасли обрабатывающей промышленности «новых индустриальных стран» и относительно развитых и развивающихся государств. Для более слабых стран политика иная — ТНК считают наиболее целесообразным там капиталовложения в добывающую промышленность и стремятся главным образом наращивать товарный экспорт. По отношению к России ТНК осуществляли сходную стратегию. На первом плане у них стояла товарная экспансия в Россию, а затем уже развернулась инвестиционная активность.

О роли, которую играют ТНК в современном мире, говорят статистические данные. По данным ЮНКТАД (UNCTAD), ТНК контролируют: 50,7% производства электрического и электронного оборудования и компьютеров в мире; 48,4% автомобильной промышленности; 53,3% нефтяной и горной промышленности; 78,9% производства продуктов питания, напитков и табачных изделий; 58,4% химической промышленности; 62,4% фармацевтической промышленности; 43,5% металлургической и сталелитейной промышленности; 73,2% сферы строительства.

В последние годы наблюдается также рост числа зарубежных филиалов ТНК по отношению к материнским компаниям. Так, в 2002 г., по сведениям ЮНКТАД, в мире насчитывается 65 тыс. транснациональных корпораций с 850 тыс. зарубежных подразделений.

Наиболее показательна политика американских ТНК в отношении латиноамериканских стран. Арсенал форм и методов, применяемых американскими корпорациями за границей, весьма разнообразен. Традиционная форма их деятельности — создание филиалов под контролем материнских компаний. Наряду с этим американские корпорации широко применяют неакционерные формы международного сотрудничества. Это лицензионные соглашения, которые дают возможность ТНК участвовать в делах зарубежных компаний и получать прибыли за пользование патентами и лицензиями; соглашения об управлении, по которым ТНК организуют управление и техническое обслуживание зарубежных компаний в обмен за плату и долю в капитале; международная субконтрактация, когда ТНК заключают субконтракты с иностранными компаниями на выполнение особых работ или поставку отдельных товаров; соглашения типа франчайзинга; договоры траста и др. При этом различные формы зарубежной деятельности заменяют или дополняют друг друга в зависимости от стратегии конкретной ТНК.

Американские ТНК использовали страны Латинской Америки как сырьевой придаток, вывозя по низким ценам необходимые ресурсы и ввозя дорогостоящую готовую продукцию. Это позволяет корпорациям возлагать на эти страны издержки инфляционного роста цен на промышленную продукцию. Критерием отношения к природным ресурсам служат не национальные интересы стран, а уровень получаемой корпорациями прибыли. В Аргентине, например, 85% производимой электроэнергии получается путем сжигания угля, нефти, газа, хотя страна богата гидроэнергоресурсами, которые из-за сопротивления иностранных ТНК используются слабо.

При экспансии ТНК США применялся такой метод, как выплата Соединенными Штатами задолженности латиноамериканских стран европейским государствам и последующее навязывание странам региона кабальных американских займов с целью экономического и политического подчинения. Также ТНК США эффективно воздействовали на правительства этих стран с целью приравнять иностранные компании к национальным и установить одинаковые условия для национального и иностранного капитала.

Выделяют три фазы экономических отношений между иностранными ТНК и развивающимися странами. На первой фазе международные корпорации осуществляют вложения преимущественно в плантационное хозяйство, добывающую промышленность и отчасти в инфраструктуру, но только лишь в той мере, в какой это способствует росту вложений в первые две группы отраслей. В дальнейшем, когда правительства развивающихся стран начинают устанавливать жесткий контроль над импортом и высокие таможенные барьеры, международные компании изменяют тактику. На второй фазе в дополнение к традиционным инвестициям производятся широкие капиталовложения в импортозаменяющие производства в химической, фармацевтической, автомобильной, бумажной промышленности и сельскохозяйственном машиностроении. Однако организовать достаточно прибыльное массовое производство на узких, защищенных протекционистскими тарифами рынках развивающихся стран, как правило, невозможно, и наступает третья фаза, когда начинают расти вложения в предприятия по выпуску трудоемкой продукции, причем эта продукция предназначена для экспорта в страны, поставляющие капитал.

Инвестиции ТНК США направлялись в отрасли, которые с самого начала развивались как международные, в той или иной степени ориентировались на внешний, прежде всего американский, рынок.

Так, в Мексике экспортные сельскохозяйственные культуры выращиваются на землях, которые раньше использовались для производства 12 местных культур.

Необходимо также отметить увеличение внутрифирменного оборота. Доля внутрифирменных продаж в экспорте промышленной продукции филиалов ТНК в Латинской Америке составляет 52%. Филиалы ТНК, осуществляющие производственную деятельность на континенте, вынуждают принимающие страны импортировать из страны происхождения товары, связанные с обеспечением производственных и иных операций своих филиалов. Так, например, в Бразилии доля внутрифирменных поставок составляет 50% импорта и 73% экспорта филиалов ТНК США. В обмене между филиалами и материнской фирмой ТНК используют трансфертные цены, формирующиеся на основе внутренних потребностей и интересов ТНК в отрыве от реальных условий на рынке и ускользающие от контроля. Завышая или занижая их, ТНК могут произвольно манипулировать объемами экспорта или импорта, внутренними ценами, объемами выплачиваемых налогов, причем вскрытие таких злоупотреблений является крайне трудным делом.

Особо следует подчеркнуть тщательный контроль, который установлен ТНК над международной сбытовой, транспортной и страховой сетью, что позволяет им контролировать ход ценообразования даже при национализации.

ТНК США, как правило, не передают технологию и результаты НИОКР своим филиалам, а предпочитают концентрировать достижения науки и техники в материнской компании. Однако в последнее время ТНК все же осуществляют частичную передачу принимающим странам своих достижений, но они передают такую технологию, которая рассчитана на импортозаменяющее производство товаров, что отвлекает национальные средства от подлинных целей развития и создает модели потребления, не соответствующие уровню дохода и не способствующие удовлетворению основных потребностей подавляющего большинства населения. Самостоятельной проблемой является и то, что в рамках совместных предприятий (смешанных фирм) передаваемая технология бывает зачастую устаревшей и дорогостоящей. Уже использованная на предприятиях материнских компаний, она переносится на «периферию». По данным ЮНКТАД, в 80-х годах в Мексике 79% предприятий дочерних компаний США было оснащено оборудованием, уже бывшим в эксплуатации. Техника, применяемая филиалами иностранных ТНК, в большинстве случаев может работать только на импортном сырье и нуждается в импортных комплектующих изделиях. Как правило, передача технологии не сопровождается помощью в организации на месте лабораторно-экспериментальной базы для ее последующего самостоятельного усовершенствования, и вследствие этого через некоторое время развивающаяся страна вынуждена вновь прибегать к закупкам следующего поколения технологии. При этом необходимо отметить, что ТНК передается в развивающиеся страны технология, предусматривающая выполнение лишь части производственных операций. Таким образом, создаваемые предприятия попадают под полную зависимость от ТНК даже в случае национализации.

Страны, в которых находятся центральные компании ТНК, заинтересованы в успешной деятельности своих корпораций за границей. В связи с этим страны базирования оказывают помощь ТНК в проникновении на чужие рынки и предоставлении им льготных режимов. В частности, государства предоставляют государственные гарантии частных инвестиций, страхование заграничных операций, льготную налоговую политику. Так, американским корпорациям предоставляется отсрочка по уплате налога на прибыли их дочерних компаний за рубежом, если они не переводятся в США, разрешается списывать с облагаемых сумм убытки, часть операционных расходов, социальные выплаты и другие обязательные платежи в иностранных государствах.

ТНК стараются размещать вредные и «грязные» производства именно в принимающих странах. Вместе с переносом этих производств увеличивается и поток «грязного» экспорта в развивающиеся страны. Сюда вывозятся биологически неразложимые детергенты, ядовитые пестициды и т. д. К тому же в развивающихся странах сосредоточиваются наименее прибыльные стадии производства, не требующие высокой квалификации, характеризующиеся низкооплачиваемыми операциями.

Еще одной инвестиционной проблемой является стремление местных финансовых организаций помещать свои капиталы с наименьшим риском, т. е. предоставлять их именно ТНК, а не национальным предприятиям.

Стремясь уменьшить облагаемые налогом прибыли, ТНК прибегают к практике замены прямого инвестирования в свои филиалы предоставлением им займов. В результате прибыли получаются и вывозятся не в виде облагаемых налогами дивидендов, а в виде процентов по займам, которые, наоборот, списываются с налогов.

Все это позволяет ТНК влиять не только на экономику и промышленную политику принимающих стран, но и на их внешнюю политику.

В настоящее время практически все латиноамериканские страны придерживаются точки зрения, что деятельность ТНК в принимающих странах должна базироваться на принципах доктрины Кальво. В соответствии с этой доктриной вся деятельность иностранных компаний должна регулироваться в принимающих странах на основе национального законодательства этих стран, и ТНК не имеют права в случае возникновения конфликтов с правительствами принимающих стран прибегать к помощи страны базирования. Основывающиеся на этой доктрине конкретные законодательства отдельных стран имеют не только многие общие черты, но и существенные различия. Общность заключается прежде всего в выборе областей регулирования деятельность ТНК:

— принятие решений о допуске иностранных инвестиций, установление запретов или ограничений этих иностранных инвестиций в определенные отрасли, а также предоставление им льгот;

— регулирование вопросов собственности, управленческого контроля и занятости на предприятиях ТНК;

— осуществление налогообложения, отчетности и финансовых операций ТНК, контроль над репатриацией капитала и прибылей, регулирование получения займов внутри страны и за рубежом.

При анализе латиноамериканских законов о ТНК можно сделать вывод о том, что они требуют индивидуального рассмотрения каждой заявки на инвестирование или же на продажу технологии. Объем налоговых льгот, предоставляемых иностранным вкладчикам, формально меньше, чем национальным. Законы требуют участия местных лиц в управлении производством на филиалах ТНК, включая и высшие руководящие посты, максимальное использование местных материалов и рабочей силы, а также технических услуг, ограничивают перевод прибылей частью их общей массы и устанавливают квоты их обязательного реинвестирования. Регламентируются вопросы финансирования, особенно привлечения иностранных кредитов, порядок финансовой отчетности и ревизионного контроля. Наконец, особо и специально оговаривается применение местного законодательства при разборе конфликтных ситуаций.

Также страны Андской группы, куда входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор, заключили соглашение и приняли Единый инвестиционный кодекс. В нем определены те отрасли экономики, которые закрыты для иностранного капитала во всех указанных странах. Подобные соглашение и кодекс могли бы быть приняты и в рамках СНГ для регулирования деятельности ТНК.

Широко используется практика двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций, где закрепляются взаимные изъятия для иностранного капитала. В таких соглашениях страны-участницы исключают из сфер приложения иностранного капитала нередко целые отрасли национальной экономики. Как правило, с этой целью страны составляют списки таких отраслей и их согласовывают. Кроме того, в указанных двусторонних соглашениях может быть оговорено, что иностранные инвестиции в определенных секторах экономики либо не поощряются, либо не пользуются национальным режимом.

К ограничениям, хотя и столь радикальным, как полный запрет, относится лицензирование отдельных сфер деятельности, т. е. необходимость получения иностранными ТНК специального разрешения для создания предприятия в лицензируемой сфере. Также широко распространено ограничение участия иностранных ТНК в банковской сфере и сфере страхования.

Все вышесказанное требует выработки четкой политики государства по отношению к ТНК. Необходимо выработать ограничения для иностранных инвесторов, меры контроля над деятельностью ТНК, а также льготы для ТНК, способствующих развитию отечественной экономики, созданию конкурентной среды на отечественном рынке и крупных отечественных корпораций.

В частности, необходимо определить ограничения для иностранных инвесторов на работу в стратегических областях. Так, Правительство уже разработало список стратегически важных предприятий и ограничило участие нерезидентов в уставном капитале этих компаний в рамках 40%. Эти ограничения, а также жесткая политика на российском финансовом рынке по отношению к иностранным банкам заметно осложняют переговоры с США о вступлении России в ВТО. Правительство РФ планирует привлечь для выработки промышленной политики и регулирования отношений с ТНК академиков РАН.

При существующем в России правовом регулировании любые ограничения для иностранного капитала могут быть обойдены. Российское законодательство ограничивается тем, что признает предприятия с иностранными инвестициями (включая предприятия со 100-процентным иностранным участием), которые образованы по факту российскими юридическими лицами, и соответственно предоставляет им национальный режим. Как российские юридические лица они не подпадают ни под какие ограничения, установленные для иностранного капитала. Кроме того, существующие возможности слияния и поглощения компаний и собственно сама система участия создают для иностранного инвестора условия проникновения в любые, формально для него закрытые сферы экономики.

Исходя из вышеприведенных проблем, можно рекомендовать следующие пути их решения. Во-первых, ограничить вывоз природных ресурсов, сырья для переработки и обязать ТНК использовать их в принимающей стране путем перенесения сюда всего либо большей части производства, а не отдельного малоприбыльного цикла. Для этого необходимо, с одной стороны, запретить или квотировать экспорт этих ресурсов, а с другой стороны, предоставить в долгосрочную аренду с низкой арендной платой земельные участки и помещения под производства, а также налоговые льготы на начальном этапе размещения производства, ориентировать ТНК на выпуск импортозаменяющей продукции.

Во-вторых, для решения проблемы передачи технологий и результатов НИОКР филиалам в других странах целесообразно создавать совместные предприятия или привлекать на равноправных началах отечественные научно-исследовательские лаборатории и центры для взаимного обмена информацией и последующего совместного производства конечного изделия.

В-третьих, в целях сокращения внутрифирменного оборота установить предельный объем продукции, при превышении которого операции по поставкам не будут расцениваться как действия между взаимозависимыми лицами. К ним будет применяться налогово-таможенное регулирование, основанное на независимости субъектов коммерческой деятельности друг от друга. Для борьбы с трансфертным ценообразованием можно воспользоваться нормой налогового законодательства: в случае отклонения цены по сделке от рыночной более чем на 20% применять рыночные цены, производя соответствующие доначисления по аналогии с российским налоговым законодательством.

В-четвертых, определить отрасли, в которых иностранные корпорации не могут осуществлять свою деятельность, установить ограничения на отрасли, в которых они могут действовать в определенном процентном соотношении к российским компаниям, а также отрасли, в которых присутствие ТНК желательно и может благоприятно сказаться на развитии данного сектора.

В-пятых, установить требование об обязательном участии российских граждан в управлении производством на филиалах ТНК и занятии руководящих должностей.

В-шестых, определить порядок лицензирования видов деятельности филиалов иностранных корпораций в России, независимо от лицензирования в странах базирования, с целью регулирования их деятельности российским законодательством. Также необходимо установить критерий платежеспособности этих филиалов путем определения минимального остатка (резервного капитала) в виде материальных и нематериальных активов, находящихся в его распоряжении.

В-седьмых, способствовать созданию инвестиционного союза — частной неполитической организации, привлекающей иностранные инвестиции в капиталоемкие области отечественной экономики на долгосрочной основе или же обращающейся в Министерство экономического развития и торговли с рекомендациями по ограничению присутствия иностранных компаний в конкретных отраслях экономики.

В-восьмых, выработать четкий критерий отнесения организаций к иностранным, со смешанным участием (совместные предприятия) и российским, а также определить положение каждой из них.

В-девятых, необходимо закрепить и жестко следить за соблюдением требования о том, что предприятие с иностранным капиталом должно использовать в процессе производства конкретные товары отечественного производства в определенных объемах и российскую рабочую силу, а также что закупка импортных товаров должна находиться в определенной пропорции с объемом экспорта отечественной продукции.

В-десятых, унифицировать или даже кодифицировать законодательство, касающееся групп компаний, зависимых и аффилированных лиц, финансово-промышленных групп, холдингов, и привести его в соответствие с остальными отраслями права.

——————————————————————