Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время)
(Калинкина М. Ю.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2008, N 3)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ:
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
(РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ С XIX ВЕКА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
М. Ю. КАЛИНКИНА
Калинкина М. Ю., старший преподаватель Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, докторант Кельнского университета (ФРГ), кандидат политических наук, г. Астана, Казахстан.
В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок — полноценный член общества. Однако ввиду его физической и умственной незрелости он нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX в., создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. Только в эпоху индустриализации и введения обязательного школьного образования «гражданское общество» начало понимать различие между детским миром и миром взрослых.
Повышенное внимание к правам человека, которое было вызвано революциями в Америке (1776) и во Франции (1849), обратилось также к ситуации по правам детей. Впоследствии в Великобритании в 1833 г. была запрещена работа на фабриках детей, не достигших 9 лет, а в 1842 г. были введены ограничения по работе детей в шахтах. В 1896 г. в Германии законом предусматривается наказание родителям, которые издеваются над своими детьми или недостаточно о них заботятся. В 1899 г. в США создаются первые ювенальные суды, до этого дети рассматривались судом наравне со взрослыми. Шведская писательница и педагог-реформатор Эллен Кэй объявляет в 1900 г. XX в. столетием ребенка.
Созданная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности Лига Наций учредила Комитет детского благополучия. Деятельность Комитета детского благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. При этом одну из главных ролей в разработке социальных стандартов защиты детей в тот период играют неправительственные организации, в особенности Международный союз спасения детей (Save the Children International Union), основанный непосредственно после окончания Первой мировой войны британской учительницей и правозащитницей Эглантайн Джебб (Eglantyne Jebb).
Именно Эглантайн Джебб сформулировала Хартию прав ребенка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и стала известной как Женевская декларация прав ребенка. Декларация стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В Декларации подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.
Женевская декларация прав ребенка сформулировала четыре принципа, которые были положены в основу международно-правовой защиты детей:
— первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;
— второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
— третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
— четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 г., после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.
После многолетней разработки Генеральная Ассамблея Объединенных Наций на 841-м пленарном заседании четырнадцатой сессии 20 ноября 1959 г. провозгласила Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. С этого момента 20 ноября считается Днем прав ребенка.
Декларация прав ребенка состоит из десяти статей, направленных на гармоничное развитие и социальную защиту детей. Провозглашаются принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении. Декларация прав ребенка оказала значительное влияние на политику правительств во всем мире. Однако это документ, как и Женевская декларация прав ребенка, носящий только рекомендательный характер.
Только принятые в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах можно рассматривать как первые международные обязывающие документы в области прав человека. Вышеназванные документы затрагивают также в отдельности права ребенка: запрет дискриминации, право на защиту семьей, государством и обществом, право на имя и гражданство, защиту ребенка в случае распада семьи.
На 1390-м пленарном заседании ООН, 7 декабря 1965 г., была принята Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Декларация основывается на следующих документах: Всеобщей декларации прав человека, Резолюции 1572 (XV) Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1960 г., Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Резолюции 110 (II) Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1947 г., осуждающей все виды пропаганды, имеющей целью или способной создать или усилить угрозу миру, а также Декларации прав ребенка.
Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами призывает правительства, неправительственные организации и движения молодежи признать излагаемые шесть принципов данного документа и обеспечить их соблюдение путем проведения надлежащих мероприятий.
В частности, первый принцип гласит, что молодежь должна воспитываться в духе мира, справедливости, свободы, взаимного уважения и взаимопонимания. Это способствует установлению равноправия для всех людей и всех народов, экономическому и социальному прогрессу, а также разоружению и поддержанию международного мира и безопасности. Во втором и третьем принципах провозглашается распространение идеалов мира, гуманизма, международной солидарности и уважения к основным правам человека и к праву народов на самоопределение. В других трех принципах следует то, что в целях сближения молодежи в соответствии с Декларацией в области образования, культуры и спорта следует поощрять и расширять взаимные обмены, поездки, туризм, встречи, изучение иностранных языков, породнение городов и университетов, а также национальные и международные объединения молодежи. Подчеркивается, что важная роль принадлежит семье, так как «молодежь хочет быть уверена в своем будущем, и что мир, свобода и справедливость являются одними из основных гарантий осуществления ее стремлений к счастливой жизни». Кроме того, молодежь должна осознать свою ответственность в мире, которым она будет призвана вершить, и ее должна вдохновлять вера в светлое будущее человечества.
В период с 1965 по 1975 г. Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет выделили три основные темы в области молодежи: участие, развитие и мир. Была также подчеркнута необходимость проведения международной политики в интересах молодежи. В 1979 г. Генеральная Ассамблея в своей Резолюции 34/151 провозгласила 1985 г. «Международным годом молодежи: участие, развитие и мир». Генеральная Ассамблея была уверена, что этот год будет полезным для мобилизации усилий на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Во-первых, с целью создания наилучших условий для молодежи в области образования, получения профессии и условий жизни для обеспечения ее активного участия во всестороннем развитии общества. Во-вторых, с целью поощрения подготовки новой национальной и местной политики и программ в соответствии с опытом каждой страны. Темы этой Резолюции послужили отражением в Руководящих принципах и для Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период.
В 1985 г. в Резолюции 40/14 Генеральная Ассамблея ООН, подчеркивая важность активного и непосредственного участия молодежи и молодежных организаций, организуемых на местном, национальном, региональном и международном уровне, одобрила Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи. Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что эти руководящие принципы имеют значение, так как в них учитываются интересы молодых людей как широкой категории, включающей различные подгруппы: инвалиды, сельская и городская молодежь, молодые женщины.
Однако ухудшающееся положение детей требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению детских прав. Необходим был единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. В связи с тем что 20 ноября 1989 г. на своем 61-м пленарном заседании Генеральная Ассамблея, будучи глубоко обеспокоена тем, что положение детей во многих районах мира остается критическим в результате неадекватных социальных условий, стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, эксплуатации, неграмотности, голода и болезней, и будучи убеждена в необходимости принятия неотложных и эффективных мер на национальном и международных уровнях, приняла и открыла для подписания, ратификации и присоединения Конвенцию о правах ребенка. Конвенция имеет обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.
В результате ребенок стал не только объектом, требующим специальной защиты, но и субъектом права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция состоит из 54 статей, охватывающих гражданско-политические, социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция ввела ряд новых прав ребенка. К ним относятся право: на выживание и развитие, на сохранение индивидуальности, право свободно выражать свои взгляды, на неучастие в военных действиях, на физическое и психологическое восстановление и социальную защиту жертв злоупотреблений и эксплуатации.
Кроме того, в статье 17 Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Государства — участники конвенции обязались, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей. Вместе с тем был утвержден и международный механизм контроля над выполнением обязательств, принятых в соответствии со статьей 43 Конвенции, — Комитет по правам ребенка. На сегодняшний день более 190 стран мира ратифицировали Конвенцию о правах ребенка.
Необходимо также упомянуть Всемирную программу действий, касающуюся молодежи, до 2000 г. и на последующий период, принятую на 91-м пленарном заседании 14 декабря 1995 г., с целью обеспечения основ политики и практических руководящих принципов для деятельности на национальном уровне и международной поддержки, улучшив тем самым положение молодых людей. При этом программа нацелена, в частности, на меры по укреплению национального потенциала в области молодежи и расширению количественных и качественных возможностей для полнокровного, эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.
Программа действий важна потому, что она обеспечивает межсекторальный стандарт как для выработки политики, так и для разработки и осуществления программ, являясь моделью для комплексных мероприятий на всех уровнях с целью более эффективного решения проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в различных условиях, и расширения их участия в жизни общества.
Всемирная программа состоит из трех этапов. Первый этап был посвящен анализу и разработке Программы действий и ее принятию Генеральной Ассамблеей. Второй этап предусматривал глобальное осуществление Программы действий до 2000 г. Третий, охватывающий период 2001 — 2010 годов, посвящен дальнейшему осуществлению коррективы к долгосрочным целям и конкретных мер по улучшению положения молодых людей в том обществе, в котором они живут.
К 10 приоритетным направлениям деятельности Программы, определенным международным сообществом, относятся: образование, занятость, голод и нищета, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, девочки и молодые женщины, а также полное и эффективное участие молодежи в жизни общества и в процессе принятия решений. При этом можно выделить три основные группы вопросов, которые затрагивают молодых людей в период их развития и становления в качестве членов своих обществ:
— молодежь в мировой экономике: нищета, образование и занятость;
— молодежь в гражданском обществе: окружающая среда, досуг и участие;
— молодежь в опасности: проблемы со здоровьем, наркотики, преступность и дискриминация в отношении девушек и молодых женщин.
С принятием в 1998 г. на Всемирной конференции министров по делам молодежи Лиссабонской декларации по молодежной политике и программам правительства государств — участников Всемирной конференции обязались способствовать дальнейшему осуществлению Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период. Однако при активном участии молодежи и обеспечении учета уникального мировосприятия молодежи в своей национальной политике и своих программах.
По случаю десятой годовщины принятия Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период Генеральный секретарь ООН представил Всемирный доклад по вопросам молодежи, 2005 год.
В докладе дается обзор положения молодежи в мире, отмечается, что молодое поколение, которое стало свидетелем принятия Всемирной программы действий в 1995 г., к 2005 г. полностью заменило новое поколение молодых мужчин и женщин. Каждый из десяти вопросов, которые были включены во Всемирную программу действий, сохраняет свою актуальность для нынешнего и будущего поколений молодых людей во всем мире. Вместе с тем доклад признает, что после 1995 г. в мире произошли многочисленные экономические и социальные изменения. Появилось по крайней мере еще пять проблемных областей, представляющих интерес для молодежи:
— глобализация;
— рост масштабов использования информационно-коммуникационных технологий, которые оказывают огромное воздействие на жизнь молодых людей;
— распространение ВИЧ/СПИДа;
— более активное участие молодых людей в вооруженных конфликтах в качестве как жертв, так и комбатантов;
— растущая значимость отношений между поколениями в стареющем глобальном обществе.
Необходимо также отметить, что цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН, могут рассматриваться в качестве нового комплекса согласованных на международном уровне целевых показателей, затрагивающих молодежь. Большинство целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, непосредственно касаются либо детей (молодых людей следующего поколения), либо вопросов, представляющих большое значение для молодежи.
Немаловажное значение среди международно-правовых документов, имеющих отношение к детям, имеет документ, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН S-27/2 «Мир, пригодный для жизни детей». В нем главы государств и правительств обязались, действуя на национальном уровне, завершить то, что осталось незавершенным в повестке дня Всемирной встречи на высшем уровне. Кроме того, они обязались также решить другие новые вопросы, имеющее жизненно важное значение в интересах детей. В частности, одним из принципов отмечается необходимость прислушиваться к детям и обеспечить их участие в процессе принятия решений. Поскольку дети и подростки являются творческими гражданами, способными оказать помощь в построении лучшего будущего для всех, необходимо уважать их право выражать свое мнение и участвовать в решении всех вопросов, затрагивающих их, с учетом их возраста и зрелости.
Вместе с тем подчеркивается необходимость разработки и осуществления программ, направленных на содействие конструктивному участию молодежи в процессах принятия решений на местном и национальном уровнях.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, одобряя 21 мая 2003 г. Пересмотренную Европейскую хартию об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне, выразил убежденность, что Хартия должна стать ориентиром для местных и региональных властей в том, что касается проведения стратегий, влияющих на молодежь. Самое главное — обеспечить инструменты для участия самих представителей молодежи в общественных процессах. Кроме того, Конгресс подчеркнул, что участие молодежи в общественной жизни должно быть реальным и эффективным и не сводиться к включению молодежи в консультативные органы, где они не имеют какой-либо реальной возможности участвовать в практическом принятии решений.
В отличие от Европейской хартии о местном самоуправлении, которая подлежит ратификации и несет определенные обязательства для подписавших государств, Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне одобрена только в качестве рекомендации для своих государств-членов и не несет никаких обязательств.
Известно, что Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности официально провозгласила заботу о молодежи одной из своих задач. С 1946 по 1964 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) начала осуществление своей политики и нескольких программ, касающихся молодежи. Однако лишь с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами в 1965 г. проблемы молодежи привлекли внимание всего мира.
Таким образом, такие проявления воли международного сообщества и рост озабоченности проблемами молодежи на национальном уровне привели к принятию важных международных документов, а также Европейской хартии о местном самоуправлении, установлению связей с молодежью и международными организациями, провозглашению 1985 г. «Международным годом молодежи: участие, развитие и мир». В 1985 г. в Резолюции 40/14 Генеральная Ассамблея ООН, подчеркивая важность активного и непосредственного участия молодежи и молодежных организаций, организуемых на местном, национальном, региональном и международном уровне, одобрила Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи. Суммируя положения этого документа, Конвенции о правах ребенка, Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период, Всемирного доклада по вопросам молодежи, 2005 г., Пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне и других международных документов в области молодежи, необходимо отметить, что многие государства успешно разрабатывают планы и программы в отношении молодежи на национальном уровне. На наш взгляд, нет сомнения, что реализация международных документов и европейских хартий в контексте обеспечения интересов детей и молодежи будет способствовать улучшению социально-экономического положения подрастающего поколения в противоречивых условиях современного мира.
Можно с уверенностью сказать, что применение положений международных документов в области политики по отношению к молодежи, а также Пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне приемлемо для использования в решении актуальных проблем молодежи в Российской Федерации.
Литература
1. Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я Сессия. 21 мая 2003 г. Приложение к Рекомендации 128).
2. Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период. Резолюция 50/81 от 13 марта 1996 года // Генеральная Ассамблея ООН. Пятидесятая сессия. Пункт 105 повестки дня.
3. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 (III) от 10 декабря 1948 года.
4. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Резолюция 2037 (XX) от 7 декабря 1965 года // Генеральная Ассамблея. Двадцатая сессия. С. 58 — 60.
5. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Резолюция 1514 (XV) от 14 декабря 1960 года.
6. Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Резолюция 1904 (XVIII) от 20 ноября 1963 года.
7. Декларация тысячелетия ООН. Утверждена Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года.
8. Европейская хартия о местном самоуправлении. Страсбург. 15 октября 1985 г. // Международные акты о правах человека. М., 1998. С. 615 — 619.
9. Конвенция о правах ребенка. Подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
10. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года.
Автор благодарит профессора М. В. Столярова (РАГС, Москва) за ценные замечания. www. stoliarov. ru.
——————————————————————