Проблема ответственности за убийство с особой жестокостью в уголовном праве зарубежных стран

(Раджабов Р. М.) («Юридическая психология», 2008, N 4)

ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УБИЙСТВО С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Р. М. РАДЖАБОВ

Раджабов Р. М., адъюнкт Академии управления МВД России.

По российскому уголовному законодательству умышленное убийство, совершенное с особой жесткостью, принадлежит к числу тех преступлений, которые труднее всего поддаются точному юридическому определению и вызывают наибольшую сложность в установлении его юридических признаков. Об особой жестокости свидетельствует не только сам по себе способ совершения убийства. В законе особо жестокий способ совершения убийства напрямую соотнесен с личностью преступника, совершающего убийство именно таким способом. Кроме того, признак особой жестокости в законе увязан и с иными обстоятельствами, отражающими особую изощренность преступника при лишении им жизни потерпевшего. Ее преступник направляет на причинение особых страданий и мучений не только самой жертве, но и лицам, близким потерпевшему, которым его участь не безразлична. Убийство с особой жестокостью — это один из наиболее распространенных на практике квалифицированных видов убийства, характеризующийся как способом его совершения, так и иными обстоятельствами содеянного, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. Повышенная общественная опасность данного вида убийства объясняется не только невозможностью возмещения утраты человеческой жизни, но и проявлением крайне отрицательных черт личности — бесчеловечности, безжалостности, жестокости. Именно поэтому убийство с особой жестокостью отнесено Уголовным кодексом Российской Федерации к категории особо опасных преступлений против личности. А как обстоит дело за рубежом? В законодательстве других стран убийство также признается наиболее тяжким преступлением. Для уголовного права США, Франции и Испании характерно деление посягательств против жизни на простое и тяжкое убийство. Если в России, ФРГ, Франции и в ряде других уголовно-правовых актов стран континентального права законодатель под простым убийством понимает умышленное убийство, совершенное без квалифицирующих обстоятельств, то в Великобритании и США статутное (законодательное) и общее (прецедентное) право наряду с простым умышленным убийством признает простым убийством также случаи причинения смерти по неосторожности. Иногда и англо-американцы, подобно континентальным европейцам, причинение смерти по преступной неосторожности (небрежности) выделяют в особый состав <1>. За незначительными исключениями в уголовном праве как стран Европейского континента, так и стран англо-американской правовой семьи квалифицированным (тяжким) убийством является только умышленное убийство <2>. ——————————— <1> См.: Никифоров А. С. Ответственность за простое убийство в современном континентальном и англо-американском уголовном праве // Журнал российского права. 2001. N 1. С. 154. <2> См.: Никифоров А. С. Квалифицированное убийство в современном континентальном и англо-американском уголовном праве // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 125.

Английское право различает три вида убийств: умышленное убийство, неосторожное убийство и детоубийство. Неумышленное, хотя бы и случайное, лишение жизни рассматривается как тяжкое убийство, если оно сопутствовало другому тяжкому преступлению. Однако неумышленное, хотя бы и случайное, лишение жизни, если оно сопутствовало противозаконному деянию, не составляющему тяжкого преступления, квалифицируется как простое убийство. Аналогично квалифицируется и умышленное убийство, совершение которого виновным спровоцировано со стороны убитого. Определяющее значение для квалификации деяния как умышленного (тяжкого) убийства имеет субъективная сторона, которая при тяжком убийстве означает свободно сформировавшееся намерение предпринять действие, которое, как отдает себе в этом совершающее его лицо отчет, выразится или может выразиться в причинении смерти какому-либо лицу <3>. ——————————— <3> См.: Полянский Н. Н. Уголовное право и уголовный суд Англии. М.: Юридическая литература, 1969. С. 160.

Таким образом, само наличие умысла на совершение убийства является отягчающим обстоятельством, относящим умышленное убийство к категории тяжких. При этом способ его совершения для квалификации содеянного не имеет определяющего значения. Из этого следует, что умышленное причинение смерти, совершенное особо жестоким способом, будет соответственно квалифицироваться как тяжкое убийство. Американскому же праву присущ ряд характерных особенностей в определении ответственности за убийство, которые неизвестны английскому праву. В частности, деление тяжкого убийства на убийство первой и второй степени. При этом признаки, определяющие отнесение тяжкого убийства к той или иной степени, в различных штатах определяются по-разному. Во французском и испанском уголовном праве такого деления нет. Законодательством многих штатов признается доктрина английского общего права, если смерть наступила в течение одного года и одного дня после причинения телесного повреждения или нанесения удара, то виновный в причинении вреда признается и виновным в убийстве <4>. ——————————— <4> См.: Никифоров Б. С., Решетников Ф. М. Современное американское уголовное право. М.: Наука, 1990. С. 107.

По общему определению к тяжкому убийству в американском уголовном праве относятся все случаи незаконного лишения жизни другого «живого человеческого существа» (living human being), совершенного со «злым предумышлением» (malice aforethought) <5>. Уголовный кодекс штата Калифорния относит к тяжкому убийству первой степени всякое убийство, совершенное путем взрыва, из засады, с помощью пыток или иным способом «обдуманно и преднамеренно» или же при осуществлении поджога, изнасилования, ограблений или разбоя либо тяжкого преступления, направленного против ребенка <6>. Все признаки не требуют дополнительного анализа, помимо указания на совершение убийства «обдуманно и преднамеренно». ——————————— <5> См.: Примерный УК США. Официальный проект / Пер. с англ. А. С. Никифорова. Под ред. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1969. С. 43. <6> См.: Там же. С. 112.

Составители Примерного уголовного кодекса США заявили, что они считают устаревшим представление об особо злостном характере действий, совершенных обдуманно и преднамеренно, которое современное американское право унаследовало через английское общее право от Средних веков. Они напомнили, что при такой квалификации убийство любящим мужем жены для того, чтобы избавить ее от мучительной смерти в результате неизлечимой болезни, должно считаться более тяжким, чем любое импульсивное убийство, даже совершенное из самых что ни на есть низменных побуждений и с особой жестокостью. То есть в соответствии с Примерным уголовным кодексом США особо злостный характер действий не требует обязательного признака, такого, как обдуманность и преднамеренность <7>. ——————————— <7> См.: Там же. С. 125.

Для вменения особой жестокости совершения убийства по американскому уголовному законодательству достаточно и спонтанного ее проявления. Тем самым американское уголовное законодательство выделяет в качестве квалифицирующего обстоятельства особо злостный характер совершения убийства, влияющего на назначаемое за убийство наказание <8>. ——————————— <8> См.: Там же. С. 127.

Таким образом, в Примерном УК США некоторые статьи содержат только отдельные признаки особой жестокости как способа совершения убийства (убийство с применением пыток, особо злостный характер действий). Однако они не охватывают всего перечня особо жестоких способов совершения убийства. Примерный УК США также не содержит общего единого признака, определяющего особую жестокость. Не отраженные в Примерном УК США другие способы проявления особой жестокости автоматически относят убийство к разряду тяжких убийств первой степени <9>. ——————————— <9> См.: Там же. С. 131.

Согласно ст. 221-1 французского Уголовного кодекса 1992 г. «умышленное лишение жизни другого человека образует умышленное убийство» <10>. Для ответственности по этой статье необходимо установление умысла на лишение жизни, в противном случае, как считает доктрина уголовного права, речь может идти лишь о нанесении ран или ударов либо за неосторожное убийство. ——————————— <10> Новый уголовный кодекс Франции / Пер. Н. Е. Крыловой. М.: Юридический колледж МГУ, 1993. С. 25.

Нельзя не отметить, что французская судебная практика и уголовно-правовая доктрина считают возможным осуждение за убийство и в тех случаях, когда личность потерпевшего точно не установлена, а подтвержден лишь факт совершении убийства <11>. Необходимо отметить, что во Франции, как и в России, умышленное убийство может быть совершено и путем действия (удар ножом), и путем бездействия (парализованного больного умышленно не кормят, чтобы он умер). Однако причинение моральных страданий, которые могут вызвать смерть, французским уголовным правом не признается достаточным основанием для осуждения за умышленное убийство, в отличие от российского законодательства, где причинение смерти путем психического воздействия может быть квалифицировано как убийство, если будет установлен умысел виновного, направленный на лишение потерпевшего жизни. ——————————— <11> См.: Решетников Ф. М. Особенная часть уголовного права зарубежных государств (преступления против личности): Учеб. пособие. М., 1976. С. 31.

В соответствии со ст. 221-3 Уголовного кодекса Франции уголовная ответственность за предумышленное убийство усиливается, если ему предшествовали или его сопровождали пытки или акты жестокости <12>. ——————————— <12> См.: Уголовный кодекс Франции / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Э. Ф. Побегайло. М., 1993.

Необходимо отметить, что по уголовному законодательству Франции самостоятельным отягчающим обстоятельством совершения убийства является жестокость (достаточно применения просто жестокости, а не особой) по отношению к потерпевшему. В отдельное квалифицирующее обстоятельство выделяются пытки. В качестве самостоятельного вида умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах французское уголовное законодательство предусматривает отравление (ст. 221-5). Отравление образует посягательство на жизнь другого человека путем использования или назначения в отношении его таких веществ, которые могут повлечь его смерть. Следует обратить внимание и на то, что состав данного преступления сформулирован во французском Уголовном кодексе иначе, чем описаны в нем другие преступления против жизни. Отравлением признается не лишение жизни, а посягательство на жизнь человека, совершенное определенным образом. Иначе говоря, действия преступника являются оконченными уже тогда, когда он с целью отравления ввел какое-либо вещество в организм потерпевшего. Для квалификации этого преступления не имеет значения, наступила смерть или нет, и вообще какими оказались последствия действий виновного. В Уголовном кодексе Испании 1995 г. весьма интересно сформулировано понятие убийства. Не давая ему прямого определения, УК говорит лишь о том, что лицо, причинившее смерть другому человеку, наказывается как виновный в убийстве (ст. 138 — «убийством является причинение смерти другому человеку»). Для признания убийства тяжким необходимо, чтобы оно было совершено при отягчающих обстоятельствах, одним из которых является особая жестокость (ст. 140 УК Испании) <13>, т. е. особая жестокость предусмотрена в УК Испании в виде самостоятельного квалифицирующего обстоятельства, отягчающего ответственность за содеянное. ——————————— <13> См.: Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова. М.: Зерцало, 1998. С. 50.

Уголовное право ФРГ признает преступлением противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы от одного года и выше <14>. В соответствии с Уголовным кодексом ФРГ самым тяжким преступлением является убийство. Понятие убийства в УК не дано, лишь в ст. 212 указано следующее: «…кто убивает другого человека при обстоятельствах, когда отсутствуют признаки тяжкого убийства, наказывается лишением свободы на срок не менее 5 лет; в особо тяжких случаях наказанием является пожизненное лишение свободы» <15>. Согласно ст. 211 УК ФРГ к признакам, характеризующим объективную сторону преступления и имеющим квалифицирующее значение, относятся: совершение убийства коварно (из засады и т. п.); жестоко; общеопасным способом. ——————————— <14> См.: Кузнецова Н. Ф. Уголовное право ФРГ. М.: Издательство Московского университета, 1980. С. 65. <15> Уголовный кодекс ФРГ: Пер. с нем. А. В. Серебренникова. М.: Зерцало, 2001. С. 126.

Для квалификации убийства как тяжкого в уголовном праве ФРГ достаточно проявления не особой жестокости, а просто жестокости по отношению к потерпевшему. Жестокость является в нем обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность и наказание виновного. Уголовные кодексы Швейцарии, КНР, Швеции и Голландии ничего не говорят об особой жестокости как об обстоятельстве, отягчающем ответственность <16>. Законодатели этих государств предполагают, что особая жестокость преступных действий как признак объективной стороны будет сразу относить убийство к категории наиболее тяжких убийств с соответствующей дифференциацией наказания. ——————————— <16> См.: Уголовный кодекс КНР. М.: Издательский дом «Муравей», 2000. С. 336; УК Швеции / Пер с англ. С. С. Беляева. М., 2000. С. 14; УК Швейцарии / Пер. А. В. Серебренниковой. М.: Диалог МГУ, 2000. С. 47; УК Голландии / Пер. с англ. И. В. Мироновой. СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. С. 18.

Из проведенного анализа уголовного законодательства зарубежных стран можно сделать вывод, что особая жестокость как отягчающее обстоятельство имеет место только в УК Испании. По УК ФРГ достаточно проявления просто жестокости, чтобы убийство квалифицировалось как тяжкое. В Примерном УК США некоторые статьи содержат отдельные признаки особой жестокости как способа совершений убийства (убийство с применением пыток, особо злостный характер действий), но эти статьи не охватывают всего перечня особо жестоких способов убийства. Примерный УК США также не содержит единого признака особой жестокости. А не отраженные в Примерном УК США другие способы проявления особой жестокости относят убийство к разряду тяжких убийств первой степени. В нормативных актах указанных нами в данной работе стран в УК вообще не упоминают об особой жестокости совершения убийства. Главное значение в их законодательствах придается установлению умысла на лишение человека жизни, при этом способ же совершения данного преступления никакого значения для квалификации деяния не имеет. Так как убийство с особой жестокостью всегда совершается умышленно, то это предполагает признание такого убийства тяжким. Может быть, отсутствие в некоторых уголовно-правовых актах иностранных государств учета при дифференциации ответственности за посягательство на жизнь и здоровье человека признака жестокости или особой жестокости совершения убийства является результатом того, что уголовное законодательство зарубежных стран не в полной мере соотнесено с такими специфическими противоправными установками личности убийцы, встречающимися на практике и находящими свое выражение в проявлении им особой жестокости, как цинизм, беспощадность, безжалостность и сильная ненависть по отношению к другому человеку, которые учтены в уголовном законодательстве нашей страны в нормах ответственности за преступления против жизни и здоровья личности.

——————————————————————