Экзекватура — акт взаимности. Получить свое в иностранной юрисдикции
(Клинова К.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 46)
ЭКЗЕКВАТУРА — АКТ ВЗАИМНОСТИ.
ПОЛУЧИТЬ СВОЕ В ИНОСТРАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ
К. КЛИНОВА
Кристина Клинова, юрист, г. Москва.
Выиграть судебный процесс — это лишь половина дела. Самое главное — суметь получить выигранное по делу. Этот вопрос встает наиболее остро, если контрагент — иностранная организация. Как же добиться признания и исполнения решения российского суда в иностранной юрисдикции ответчика?
Признание и исполнение решений судов
Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. В результате признания иностранного судебного решения оно получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (то есть приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).
Признание иностранного судебного решения является необходимым условием его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств — принцип взаимности как условие принудительного исполнения.
Основными принципами принудительного исполнения иностранных решений являются:
1) для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия);
2) например, во Франции необходима выдача экзекватуры (от лат. exsequor — выполняю; исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране). Возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (Франция, Бельгия, ФРГ).
Специальные правила
Экзекватура бывает нескольких видов:
— допустимость ревизии дела по существу — суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
— возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение: суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
— экзекватура выдается только при условии взаимности.
Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства — места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры. Например, Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года указывает следующее: «Заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом. К признанию и исполнению арбитражных решений, входящих в сферу действия Конвенции, не должны применяться более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем существуют для признания и исполнения внутренних арбитражных решений».
Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений:
— основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства — места, вынесшего решение, отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства, арбитраж вышел за пределы своей компетенции, нарушения арбитражной процедуры, бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне;
— основания отказа со стороны компетентных органов государства — места исполнения решения: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение, признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства.
В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года нет специальных правил о признании и об исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве — месте вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение. Объявление решения недействительным предполагает его отмену и отказ в его признании и исполнении.
Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года определяет узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение решений за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства — места исполнения решения, при этом установлена возможность и упрощенного порядка общения. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.
Необходимо различать международные договоры, регулирующие вопросы признания и исполнения решений государственных судебных органов и третейских судов.
В частности, ранее упомянутая Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений регулирует вопросы взаимного признания и исполнения на территории государств — участников Конвенции не судебных, а арбитражных решений, то есть решений, принятых на территории другого государства арбитрами, избранными сторонами в международном коммерческом споре или назначенными органами коммерческого арбитража по согласованию со сторонами в установленном порядке.
Однако некоторые из двусторонних договоров (с Алжиром, Йеменом, Ираком) предусматривают взаимное признание и исполнение не только судебных, но и арбитражных решений, тогда как Нью-Йоркская конвенция 1958 года регулирует вопросы признания и исполнения только арбитражных решений, то есть решений третейских судов.
Ряд международных конвенций, участницей которых является Россия, предусматривает возможность исполнения судебных решений по отдельным категориям дел.
В соответствии с многосторонней международной Конвенцией по вопросам гражданского процесса (Гаага, март 1954 года) признаются и исполняются решения иностранных судов о взыскании судебных издержек и расходов с истца или третьих лиц, которые были освобождены судом от внесения залога или иного обеспечения таких затрат до принятия решения по делу при условии, что они вынесены против лиц, являющихся гражданами (юридическими лицами) одной из стран — участниц Конвенции (в том числе страны суда).
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 года предусматривает признание и исполнение решений судов по искам о возмещении ущерба от загрязнения нефтью.
Римская конвенция 1952 года об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, предусматривает исполнение решений о возмещении такого ущерба.
Двусторонние соглашения РФ со странами Восточной Европы, Балтии и Востока содержат специальный раздел о признании и об исполнении иностранных судебных решений по гражданским, трудовым и семейным делам и определяют основные правила осуществления соответствующих процедур и основные необходимые для этого документы. Порядок исполнения решений определяется в соответствии с правом страны, на территории которой решение приводится в исполнение.
Двусторонние соглашения РФ о правовой помощи со странами Западной Европы решают вопрос о признании и об исполнении иностранных судебных решений по-разному.
Так, в соглашении РФ с Грецией от 1981 года содержатся положения, в основном совпадающие с приведенными выше правилами. А, например, соглашение РФ с Финляндией и Италией положения о признании и об исполнении иностранных судебных решений не содержит.
Согласно ст. 23 Договора между СССР и Республикой Кипр одна договаривающаяся сторона признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории другой договаривающейся стороны: решения учреждений юстиции по гражданским делам и мировые соглашения, утвержденные судом; решения об уплате судебных расходов; приговоры судов по уголовным делам в части, касающейся возмещения ущерба и других гражданско-правовых требований.
Условия признания решений российских судов
Сопоставление договоров о правовой помощи между собой выявляет определенные различия в регулировании. Отказ в исполнении может допускаться:
— если согласно положениям этого договора, а в случаях, не предусмотренных договором, согласно законодательству страны места исполнения дело относится к исключительной подсудности ее судов (ст. 18 Договора с Испанией 1990 года, ст. 53 Договора с Польшей о правовой помощи 1996 года, ст. 56 Договора с Эстонией 1993 года и др.);
— если нарушены нормы об исключительной подсудности, содержащиеся в самом договоре (ст. 24 Договора с Грецией и др.);
— если суд, вынесший решение, некомпетентен в соответствии с законодательством страны места исполнения (ст. 15 Договора с Алжиром 1982 года, ст. 20 Договора с Китаем 1992 года) или без указания на то, в соответствии с законодательством какой именно страны он некомпетентен (ст. 20 Договора с Аргентиной 2000 года).
В некоторых договорах такое основание отказа в исполнении вообще отсутствует (например, в договорах с Венгрией, КНДР). Отказ в исполнении по мотивам противоречия публичному порядку прямо предусмотрен в ряде договоров России (двусторонние договоры о правовой помощи с Алжиром, Аргентиной, Испанией и некоторыми другими государствами). В некоторых договорах о правовой помощи (например, с Грецией, Италией, Эстонией) прямого указания на такое основание отказа в исполнении нет, но возможность отказа вытекает из содержащейся в этих договорах общей статьи об отказе в правовой помощи по мотивам противоречия публичному порядку.
Правовые режимы признания и приведения судебных решений в исполнение различаются следующим образом:
— исполнение решения иностранного суда как вынесенного российским судом без каких-либо оговорок;
— исполнение решения иностранного суда при облегченной процедуре его проверки, по ходатайству заинтересованной стороны, с исследованием возможных возражений должника;
— обращение в суд государства по месту исполнения с ходатайством о принудительном исполнении в рамках определенной правовой процедуры, в которой рассматривается как заявление взыскателя, так и возражения должника, получившей название экзекватуры.
Такой порядок установлен, например, Конвенцией 1958 года в отношении арбитражных решений, многими двусторонними договорами нашей страны о правовой помощи и правовых отношениях с другими государствами (например, с Италией, Испанией).
Выделим еще один порядок признания и исполнения иностранных решений. Речь идет об особого вида решениях, обращенных против государства, то есть о решениях некоторых международных судов и арбитражей, образованных и действующих на основе международных соглашений и договоров.
В качестве примера международных судов и арбитражей можно привести Европейский суд по правам человека и Международный центр по разрешению инвестиционных споров. Принудительное исполнение решения Европейского суда по правам человека, например, при выплате денежной компенсации истцу со стороны соответствующего государства обеспечивается международными обязательствами государств, которые в принципе под угрозой приостановления их членства в Совете Европы либо исключения из данной организации обязаны исполнять решения данного суда. Решения Международного центра по разрешению инвестиционных споров (ICSID), созданного на основе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтонская конвенция 1965 года), не могут проводиться для целей принудительного исполнения через процедуру экзекватуры либо иной проверки.
Согласно ст. 54 данной Конвенции каждое договаривающееся государство должно признавать арбитражное решение, вынесенное в соответствии с Конвенцией, в качестве обязательного и выполнять финансовые обязательства, предусмотренные этим решением, в пределах своей территории, как если бы это было окончательным решением суда данного государства. Договаривающееся государство с федеративным устройством может исполнять арбитражное решение в своих федеральных судах или через их посредство и может установить, чтобы это решение рассматривалось такими судами, как если бы оно было окончательным решением судов государств, образующих данную федерацию.
Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно только:
— при наличии между РФ и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, международного договора, предусматривающего возможность взаимного исполнения решений судов;
— после выдачи разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения;
— если решение отвечает предъявляемым к нему требованиям окончательности и вступило в законную силу по правилам национального законодательства;
— при наличии компетенции суда на рассмотрение конкретного дела;
— при надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте судебного заседания путем надлежащего вызова в соответствии с национальным законодательством и международными договорами;
— при соблюдении основных принципов судопроизводства, в частности права на судебную защиту, возможностей представления доказательств и быть выслушанным;
— при отсутствии противоречий публичному порядку страны, в которой испрашивается исполнение с точки зрения правовых последствий.
Для разрешения вопроса об исполнении решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимся договором взыскателю, в пользу которого вынесено судебное решение, нужно обратиться к судье, вынесшему судебное решение, с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения российского суда. Все документы, включая ходатайство, заверяются печатью дела.
Вопросы проверки правильности оформления ходатайств и их направления компетентным органам иностранных государств отнесены к компетенции Минюста России, в связи с чем ходатайство должно быть.
В заключение отметим, что Россия является участницей Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10.06.1958), однако под действие данной Конвенции подпадают только решения коммерческих судов (постоянных арбитражных органов) и арбитров, названных по каждому отдельному делу. Арбитражные суды, действующие в РФ, не являются таковыми, поскольку в соответствии со ст. 1 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.
——————————————————————