Из истории въезда иностранцев на территорию Древней Руси
(Фумм А. М.) («История государства и права», 2012, N 8)
ИЗ ИСТОРИИ ВЪЕЗДА ИНОСТРАНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИЮ ДРЕВНЕЙ РУСИ <*>
А. М. ФУММ
——————————— <*> Fumm A. M. From history of entrance of foreigners to the territory of ancient Russia.
Фумм Александра Михайловна, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук.
Рассматривается порядок въезда иностранцев на территорию Древнерусского государства. Анализируются литературные источники, международные договоры, российское законодательство IX — XIV вв., регламентирующее отдельные аспекты формирующегося правового статуса иностранцев.
Ключевые слова: иностранец, международный договор, въезд, торговый маршрут, обычай, надзор.
The author considers procedure of entrance of foreigners to the territory of the ancient Russian state; analyses literature sources, international contracts, Russian legislation of the IX — XIV centuries regulating certain aspects of forming legal status of foreigners.
Key words: foreigner, international contract, entrance, commercial itinerary, habit, supervision.
С глубокой древности Русское государство, охватывавшее огромную территорию Восточной Европы, принимает активное участие в международной жизни. Географическое положение Киевской Руси, ее политические и экономические интересы определяли необходимость установления международных связей главным образом с соседними странами: Византией, Хазарским царством и др. Однако международные отношения устанавливались и с более отдаленными странами: Скандинавией, Чехией, Францией, Арабским халифатом и др. Зарождение международных отношений оказывает влияние на формирование первоначального источника института иноземства — обычая, который длительное время являлся единственным источником международного права. Общей предпосылкой возникновения обычая в Киевской Руси являлась не воля государства, а условия общественной жизни. Е. Н. Трубецкой, рассматривая причины зарождения обычая, отмечал, что «общественный авторитет выражался в форме привычки данного общества подчиняться тем или иным правилам, в виде обычая» <1>. ——————————— <1> Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 124.
Характер международных отношений Киевской Руси был самым разнообразным: войны, торговля, дипломатия, династические связи, заключение международных договоров и пр. Международные договоры X — XIV вв., имевшие устную или письменную формы, позволяли русским вступать в торговые, военные или иного рода правовые отношения. До нас дошли тексты трех международных договоров Киевского государства с Византией <2>, которые следует признать важнейшими памятниками древнерусского права, содержавшими нормы о правовом положении иностранцев, — это договоры князей Олега (911 г.), Игоря (945 г.), Святослава (971 г.). Как отмечал С. М. Каштанов, тексты договоров вырабатывались русской и византийской сторонами «на базе византийской канцелярской практики, особенности которой объясняют архитектонику дошедших текстов» <3>. ——————————— <2> Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия по истории русского права. СПб.; Киев, 1908; Памятники русского права / Сост. А. А. Зимин. М., 1952. Вып. I: Памятники права Киевского государства X — XII вв. С. 3 — 70. <3> Каштанов С. М. О процедуре заключения договоров между Византией и Русью в X веке // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972. С. 214.
Эти договоры охватывали нормы из области международных политических и экономических отношений, гражданского и уголовного права, а по своему содержанию отдельные из них свидетельствуют о союзнических отношениях между сторонами. Кроме того, рассматриваемые договоры содержали юридическое определение понятия «чужеземец», под которым понималось физическое лицо, являвшееся жителем другого государства («земли») и временно находившееся на территории Руси. Правовое обозначение чужеземца характеризовалось наличием признака его принадлежности к иностранному государству или территории. Русские тексты договоров называли иностранцев «греками», а Русская Правда — «колбяками», сохраняя традиционное указание на принадлежность лица к иному государству. В 1189 — 1199 гг. заключается договор о ведении торговли между Новгородом, немецкими городами и готским берегом. Текст договора, опиравшийся на положения Русской Правды, свидетельствует о взаимном влиянии русского права и международно-правовых документов рассматриваемого периода <4>. Однако наиболее разработанными можно считать договоры Новгорода с Готландом, Любеком и немецкими городами, заключенные в 1195, 1257 и 1270 гг., и договоры Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами 1229 г. <5>. ——————————— <4> Памятники русского права / Сост. А. А. Зимин. М., 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X — XII вв. С. 123. <5> Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. Док. N 28, 29. С. 57; N 31. С. 59. Вызывает удивление, что ни Новгородская, ни Псковская судные грамоты не регламентируют порядок въезда иностранцев, хотя Новгород и Псков были приграничными городами и вели активную торговлю с иноземцами (см.: Российское законодательство X — XX вв. М., 1984. Т. 1. С. 304 — 308, 331 — 342).
По мнению исследователей, важнейшими условиями приезда иностранцев в Древнерусское государство были географическое положение русской территории, мировосприятие русского населения, социально-экономические условия быта. Географическое положение Древней Руси было таковым, что независимо от воли населения в ней постоянно наблюдался приток и отток иностранцев, поскольку весьма малочисленному русскому населению не представлялось возможным отстоять свои границы. Во-вторых, терпимость и гостеприимство славян сами по себе способствовали притоку иностранцев. Наконец, социально-экономический быт Руси, нуждавшийся в материальных и физических ресурсах иностранцев, заставлял власти заботиться о каждом иноземце и устанавливать для них благоприятные условия проживания. При этом власти Киевской Руси относительно иностранцев не проводили различия ни по национальности, ни по вероисповеданию, ни по роду занятий. Первоначально на территорию Руси попадали в основном представители соседних полудиких народов и племен: хазары, печенеги, половцы и др., которые как индивидуально, так и целыми группами поступали на службу к русским князьям. Сюда же относились чехи, югры, ляхи, болгары, хорваты, варяги и немцы. Одни являлись на службу на определенный военный поход, другие — с целью обосноваться на Руси более прочно. Примеры первых подобных отношений относятся к X — XI вв., когда в походе князя Олега на греков принимали участие хорваты, тиверцы, дулебы и др., а в войске князя Святослава в войне с византийским императором Цимисхием находились болгары, венгры и печенеги <6>. О серьезности намерений отдельных категорий иностранцев свидетельствовали и факты постройки на территории Киева церквей и иных собственных зданий. Так, в 1062 г. на борьбу с полянами прибыли армяне, которые построили в Киеве каменную церковь, просуществовавшую там до XVI в. <7>. ——————————— <6> Голубинский Е. Е. История Русской церкви. СПб., 1903. Кн. 3. С. 693. <7> Кузнецов И. Н. Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии. СПб., 1898. С. 32.
Еще в большем числе прибывали в страну иностранцы для торговли. Общепризнано, что Русь в рассматриваемый период была местом не столько активной торговли, сколько обмена азиатских товаров на европейские, т. е. своеобразной транзитной зоной. Поэтому одновременно на Руси пребывало множество купцов, как восточных (хазар), так и западных (варягов, немного позднее — немцев, шведов и итальянцев). Особое место издавна занимали отношения русских с немцами. Интересно, что, несмотря на открытость русских властей, разрешавших неограниченный приезд немцев, имелись силы, препятствовавшие этому. Например, в 1229 г. папа Григорий IX запретил торговлю с русскими, как с врагом всего римско-католического христианства, указывая на то, что они препятствовали распространению веры в Финляндии, и выставляя это «оскорблением всего католичества» <8>. ——————————— <8> Цит. по: Костомаров Н. И. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863. Т. 2. С. 204.
Кроме служилых людей и купцов на Русь приезжали и лица, разбиравшиеся в науках, искусствах и ремеслах, преследуя цель практического применения своих знаний. В этой связи следует особо отметить иностранных врачей, переводчиков, учителей, строителей, иконописцев. Так, в XIII в. в Киеве жил врач-армянин, который лечил как знатных, так и незнатных лиц в столице и других городах <9>. ——————————— <9> Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в старой России. СПб., 1891. С. 12 — 16.
Необходимо отметить, что целый ряд соборов и церквей, в том числе и Софийский в Киеве, был построен и расписан преимущественно греками, а также немцами. Примечательно, что иностранцы-строители в случае необходимости предпочитали вызывать помощь с родины, а не обучать строительному ремеслу русских людей. Поскольку славяне-язычники отличались значительной веротерпимостью, большую группу иностранцев, прибывавших в Киевскую Русь, составляли духовные лица. До принятия христианства иностранцы любого вероисповедания могли беспрепятственно приезжать и находиться на территории Древнерусского государства. Русские власти не противились их пребыванию, но и не предоставляли им каких-либо привилегий. Необходимость приезда иностранного духовенства обусловливалась прежде всего существованием варяжских, лядских, армянских и других церквей. Одни священники приезжали на короткое время, другие — на длительные сроки, третьи — проездом, как некий миссионер Бруно, направлявшийся в начале XI в. через Киев к печенегам для проповеди Евангелия <10>. При этом большинство приезжавших на Русь священников составляли лица православного вероисповедания, преимущественно из греческого духовенства. Православное духовенство прибывало не только для занятия должностей, но и для сбора милостыни, привоза икон и мощей святых как объектов поклонения. Все они приезжали с многочисленной свитой и, по свидетельству многих исследователей, принимались вполне радушно, что, однако, тяжким бременем ложилось на местное население. ——————————— <10> Ключевский В. О. Курс русской истории. СПб., 1904. Т. 1. С. 190.
Иностранцы римско-католического вероисповедания, прибывавшие на Русь от Папы Римского, получали статус послов. Католические священники, приезжавшие в русские города по собственной воле, не ограничивались в исполнении своих пастырских обязанностей, хотя не наделялись дополнительными правами. Правовое положение духовных лиц римско-католического вероисповедания на территории Русского государства регламентировалось Ватиканом. Например, право на владение дарованной землей должно было подтверждаться согласием Папы. Русское правительство относилось к католическим священникам как к служителям веры «допускаемой, но не господствующей» <11>. ——————————— <11> Андреевский И. Е. О правах иностранцев в России до вступления Иоанна III Васильевича на престол Великого княжества Московского. СПб., 1854. С. 50.
Иностранные военнопленные, появлявшиеся на русской территории вследствие многочисленных военных походов русских князей, находились в полной собственности победителей, они были скорее объектами, а не субъектами прав. Правовое положение военнопленных, приравненное к положению вещей, изменилось лишь после принятия Русью христианства в 988 г. и выгодно отличалось от положения пленных у других народов <12>. ——————————— <12> Назаренко Н. И. Правовое положение иностранцев в отечественном законодательстве XI — первой половины XVII в.: Дис. … к. ю.н. М., 2004. С. 29.
В рассматриваемый период для иностранцев, которые прибывали на территорию Руси по приглашению властей или по собственной инициативе, не существовало никаких ограничений, их поведение регулировалось нормами существовавших обычаев. Обычай обязывал славян оказывать чужеземцам гостеприимство и покровительство. Обычное право, сложившееся без вмешательства законодателя, переносилось и в положения первых международных соглашений. Контроль за пребыванием иностранных граждан имел существенное значение для Русского государства на протяжении всей его истории. В рассматриваемый период было характерно осуществление надзора за прибытием иностранцев без создания специального государственного органа — регулярной полиции. В частности, в Новгороде было установлено требование о поручительстве специального человека — «знатка» — за каждого не принадлежащего к общине человека, в том числе иностранца <13>. ——————————— <13> Рыбина Е. А. Иноземные дворы в Новгороде XII — XVII вв. М., 1986. С. 76.
Право свободного въезда на территорию Руси до XIV в. предоставлялось всем иностранцам как общая привилегия, даруемая властями. Один из первых документов, касавшийся въезда иностранцев на русскую территорию, относится к концу XII в., «когда право иностранцев на свободный приезд в Россию настолько вошло в русское сознание, что не нуждалось в особом провозглашении» <14>. После принятия христианства Русь ощутила потребность в помощи иноземных строителей, мастеров, медиков и других профессионалов. С середины XI в. иностранцы начинают разделяться по социальному признаку: на служилых, торгующих, «знатцев», духовенство, военнопленных. Свободный въезд и передвижение через русскую территорию не отменялись для иностранцев даже во времена монгольского ига, однако сохранившиеся источники не упоминают о видах проездных документов, которые имели при въезде и выезде иностранцы. ——————————— <14> Мулюкин А. С. Приезд иностранцев в Московское государство. Из истории русского права XVI и XVII веков. СПб., 1902. С. 26.
Относительно иностранных купцов международные договоры рассматриваемого периода устанавливали полную свободу передвижения, в том числе и по судебным делам; даже неоконченные тяжбы не служили препятствием для выезда иностранных купцов. А задержка отъезда иноземцев из России часто трактовалась как злоупотребление местных властей (п. 26 договора Смоленска с Ригой). Последующие соглашения также не устанавливали каких-либо особых правил относительно приезда иностранных купцов в Русское государство («купцы могут ездить по владениям горою и водою») <15>. ——————————— <15> Акты Ревельского городского архива. СПб., 1890. С. 73.
В анализируемый период практика постепенно отходила от назначения русским правительством официальных путей, путешествие по которым гарантировало иностранцам полную безопасность. При проезде по другим маршрутам власти не несли ответственности за причиненный иностранцам ущерб, хотя в действительности в таких случаях нередко возникали серьезные конфликты. Поскольку отдельных торговых маршрутов было слишком много, стала очевидной невозможность их охраны. Так, на рубеже XII — XIII столетий институт определенных дорог для иностранцев утратил силу. На смену этому институту пришли «опасные грамоты» как свидетельство принятой на себя правительством обязанности отвечать за безопасность их владельцев. В Древней Руси такие грамоты при въезде в страну выдавались так называемым особенным иностранцам; для рядовых же иноземцев было достаточно указать путь, где они могли безопасно проехать. Зачастую «опасные грамоты» выдавались иностранцам в случае осложнения отношений между Русью и государством их гражданства. Так, в 1392 г. Ганза просила у Новгорода в период осложнения отношений между ними выдать такие грамоты для своих послов и купцов. В данном случае грамоты выступали в качестве официальных документов, выдаваемых правительством в ручательство за безопасность приезжих. В начале XV в. «опасные грамоты» становятся обычным явлением, сопровождавшим любого иностранца, въезжавшего в Русское государство. Однако в определенных случаях возможностью невыдачи таких грамот можно было воспользоваться как средством, препятствовавшим свободному передвижению иностранцев по территории страны <16>. ——————————— <16> Мулюкин А. С. Очерки по истории юридического положения иностранных купцов в Московском государстве. Одесса, 1912. С. 324 — 325.
Покровительствуя торговле, русские власти опасались потерять значительный доход казны с таможенных сборов. Это побуждало устанавливать общие правила для всех иноземных купцов: торговать только по городам, ярмаркам и селам, которым предоставлены права городов для торговли. Торговые сборы, которым подвергались иностранные купцы, состояли из проезжих сборов и торговых пошлин. Первый проезжий сбор — мыт — являлся пошлиной, которой начиная с XIII в. обкладывались все повозки и суда с товарами. Освобождение от уплаты мыта было возможно только на основании заключенного договора. Мыт уплачивался на городских заставах, а с XIV в. — в селах и уездах частным лицам, имевшим жалованные грамоты на данный сбор. Личная пошлина с купца, везущего товар, именовалась головщиной, а за проезд по дорогам и переправы через реки платилась мостовщина <17>. ——————————— <17> Осокин Е. Г. Внутренние таможенные пошлины. Казань, 1850. С. 25 — 31.
Таким образом, древнерусское право регулировало, и то не полностью, главным образом приезд иностранных купцов. Из этого, безусловно, следует, что в вопросе о правовом положении иностранцев ведущее место в рассматриваемый период занимала торговля. Речь идет главным образом о договорах Новгорода с немцами и Готландом 1195, 1257 и 1270 гг. и договоре Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами 1229 г. Указанные договоры представляют интерес не только с точки зрения памятников международных сношений Древней Руси, но и в качестве правовых документов, свидетельствующих о попытках применения начал русского права к внешнеэкономической сфере. В этой связи просматривается близкая аналогия этих соглашений и договоров с Византией X в.: «Преследуя в своей основе задачи обеспечения свободных и безопасных торговых путей и, по возможности, наиболее выгодных и твердых торговых условий, обе группы договоров затрагивают и вопросы чисто правового характера; и те, и другие становятся на почву компромисса между правами обеих договаривающихся сторон» <18>. ——————————— <18> Загоскин Н. П. Курс истории русского права. Казань, 1906. Т. 1. С. 324.
Важно отметить, что специфика регулирования порядка приезда иностранцев в Русское государство до XV в. свидетельствовала о правильном взгляде русских властей на чужеземцев, отличавшемся большей лояльностью по сравнению с положением иностранцев в зарубежных странах. Однако окончательно порядок приезда иностранцев в Россию, законодательная регламентация которого прошла ряд этапов, сформировался лишь в середине XIX в., когда был принят Устав о паспортах.
——————————————————————