Омбудсмен — защитник прав детей
(Пишкова О. В.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 2)
ОМБУДСМЕН — ЗАЩИТНИК ПРАВ ДЕТЕЙ
О. В. ПИШКОВА
Пишкова О. В., Уполномоченный по правам ребенка г. Ижевска, член Совета Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив», член координационного Совета ВСОО «Гражданское общество детям России», член Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ.
Дискуссия в интересах ребенка
Этот институт называют по-разному: уполномоченный по правам ребенка, комиссар по правам детей, омбудсмен по правам ребенка. Кто-то говорит «детский омбудсмен», а кто-то просто «детский защитник». Для кого-то этот институт означает еще одно непонятное ведомство, занимающееся неблагополучными детьми, для другого же это человек, работающий на восстановление нарушенного права отдельного ребенка, на привлечение к проблемам детей внимания власти и граждан, обучающий самих детей отстаивать свои права. Иной и вовсе не знает, что есть такой институт и какова его миссия. Но, несмотря на множество названий и представлений, самая главная и важная функция этого института — осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность этого института и заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.
О правах ребенка тоже говорят очень по-разному, вкладывая порою в одни и те же слова совершенно различные смыслы. Да и неудивительно это. Совсем недавно, если смотреть на время с позиций многовековой истории человечества, категория «права ребенка» стала утверждаться в общественном сознании. Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, принесшего миру кровопролитные войны и лишения, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные права каждого живущего на Земле ребенка, взяв на себя обязательства по соблюдению и особой защите его прав и свобод. Этот документ называется Конвенцией о правах ребенка, и он был принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. Российская Федерация является правопреемницей Союза Советских Социалистических Республик, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка в числе первых государств. Тем самым Россия является страной, взявшей на себя обязательства уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором.
Название этого международного документа в нашей стране за прошедшие годы усвоено, во всяком случае, теми людьми и институтами, деятельность которых напрямую связана с детством. Содержание же до сих пор интерпретируется весьма вольно. Только широкое общественное обсуждение на тему прав и свобод человека взрослого и еще не достигшего совершеннолетия способно внести, на наш взгляд, в сознание граждан вполне определенные смыслы, утвердить и закрепить пока еще новые для нас ценности. Детский омбудсмен как раз и является институтом, способным развернуть общественную дискуссию в сфере защиты прав ребенка.
Контроль за реализацией Конвенции: рекомендации
Комитета ООН по правам ребенка
Сама Конвенция не содержит прямого упоминания об уполномоченном, однако в ней говорится о необходимости создания специальных механизмов обеспечения прав ребенка и принятии законодательных и административных мер для его защиты. Иными словами, Конвенция предусматривает принятие законов, нормативных правовых актов, создание соответствующих институтов для осуществления эффективной защиты ребенка и заботы о нем.
Контрольным механизмом Конвенции является Комитет по правам ребенка ООН, созданный в соответствии со ст. 43 Конвенции в 1991 г. Каждые пять лет, а сразу после вступления в силу Конвенции — в течение первых двух лет государства-участники через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций представляют доклады «о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав». Итогом рассмотрения каждого доклада являются заключительные замечания, в которых Комитет формулирует рекомендации по дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка на территории государства-докладчика. Заключительные замечания подлежат широкому распространению и обсуждению на территории государств.
За 15 минувших лет Российская Федерация представила Комитету ООН по правам ребенка три периодических доклада «О реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка». В итоге обсуждения докладов выносились в числе прочих рекомендации по введению в России института уполномоченного по правам ребенка.
До сих пор и для Российской Федерации, и для ее субъекта, Удмуртской Республики, остаются актуальными рекомендации, сформулированные в Заключительных замечаниях 1999 г.: «Рассмотреть возможность создания на федеральном уровне должности независимого омбудсмена по вопросам детей, тесно связанного с аналогичными институтами на региональном уровне, каждый из которых имел бы четко определенные задачи, включая осуществление контроля за функционированием системы детских социальных учреждений и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, а также необходимые полномочия и ресурсы для обеспечения эффективной деятельности».
В России начало процессу развития института детского омбудсмена было положено в 1998 г. совместным экспериментом Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Министерства труда и социального развития. Сегодня на территории нашего государства в той или иной форме действуют уже 17 детских уполномоченных. Постепенно они занимают свое место в системе защиты прав и законных интересов современного детства. В Удмуртской Республике более трех лет предпринимаются шаги для развития этого института, но независимое учреждение по защите прав детей пока так и не возникло, хотя необходимость в нем велика.
Механизмы контроля за соблюдением прав ребенка.
«Кто главный?»
Государственные социальные институты, которые сегодня наделены функциями защиты прав ребенка, на деле полноценно ее не реализуют. Исполнительная власть не только не может осуществлять эффективный контроль за соблюдением прав детей в подведомственных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных учреждениях, но зачастую определенными действиями или бездействием нарушает их права. Малоэффективны в осуществлении защиты прав ребенка также органы местного самоуправления.
Возможно, такая ситуация складывается из-за незавершенности процесса реформирования многих социальных институтов. Вероятно также, что их исторически сложившиеся роли на сегодняшний день уже не отвечают современным запросам.
Сегодня обсуждается возможность введения института детского уполномоченного в рамках развивающегося на федеральном и региональном уровнях института уполномоченного по правам человека. Кто-то выступает за независимость уполномоченного по правам ребенка, кто-то категорически против этого. К сожалению, обсуждение этого важнейшего для детства института осуществляется крайне кулуарно и часто сводится к вопросу «Кто главный?».
Точки роста правовой и гражданской культуры. Сколько?
На наш взгляд, в этом вопросе необходим открытый публичный диалог власти и общественности чтобы не случилось так, что тяжелейшие проблемы российского детства уже в который раз останутся далеко не на главных позициях.
Думается, что развитие института Уполномоченного по правам ребенка в только развивающейся и противоречивой на сегодняшний день структуре региональных уполномоченных по правам человека может существенно затормозить развитие института детского омбудсмена. Осмысление ценностей прав человека и прав ребенка в российском обществе требует времени. И в этом смысле параллельное развитие двух институтов позволило бы создать больше независимых точек правовой и гражданской культуры.
Что же касается уполномоченного по правам ребенка, то в первую очередь он может и должен выступать как публичная фигура, демонстрирующая активную гражданскую позицию по отношению к детству. Институт, осуществляющий широкое просвещение в области прав человека, направленное на развитие правового сознания у детей, молодежи, а через них и вместе с ними у взрослых сограждан.
——————————————————————