Судьям на заметку

(Редакционный материал)

(«Администратор суда», 2011, N 3)

СУДЬЯМ НА ЗАМЕТКУ

Проблемы обсуждены на семинаре в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ 20 января 2011 г.

Законом субъекта Российской Федерации наряду с нерабочими праздничными днями, предусмотренными ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации, установлены другие нерабочие праздничные дни.

Вопрос: Являются ли нерабочие праздничные дни, установленные законом субъекта Российской Федерации, временем отдыха для судей и работников аппарата федеральных судов общей юрисдикции, расположенных на территории этого субъекта Российской Федерации?

Ответ: Часть 1 ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает перечень нерабочих праздничных дней на территории Российской Федерации.

Соответствующие органы государственной власти Российской Федерации по просьбам религиозных организаций вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Для осуществления правосудия на территории субъекта Российской Федерации, исходя из территориального принципа организации деятельности судов общей юрисдикции, созданы верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 24, ст. 32 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»), которые относятся к федеральным судам общей юрисдикции.

Отправление правосудия в перечисленных выше судах осуществляется судьями и обеспечивается работниками аппарата судов.

Статус судей регламентирован Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В данном Законе, равно как и в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляющем правовое положение федеральных государственных гражданских служащих, отсутствует перечень нерабочих праздничных дней.

Такой перечень, как сказано ранее, содержится в Трудовом кодексе Российской Федерации, который, исходя из положений ст. 22 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подлежит применению к судьям и к отношениям, связанным с гражданской службой.

Однако установление статуса судей и правового положения федеральных государственных служащих находится в ведении Российской Федерации (п. «о», п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации).

Исходя из того, что установление статуса судей и правового положения федеральных государственных гражданских служащих не отнесено к ведению субъектов Российской Федерации, то Закон субъекта Российской Федерации, установивший нерабочие праздничные дни, не может применяться в отношении указанных лиц.

Следовательно, нерабочие праздничные дни, установленные Законом субъекта Российской Федерации, не являются временем отдыха для судей и работников аппарата судов общей юрисдикции, равно как и для иных федеральных государственных гражданских служащих, работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органами законодательной власти которого принят такой закон.

Проблема обсуждена на семинаре в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ 17 марта 2011 г.

Извлечение из Справки о результатах изучения практики рассмотрения судами гражданских дел, связанных с применением ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Верховным Судом Российской Федерации совместно с верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами было проведено изучение практики рассмотрения городскими (районными) судами и мировыми судьями в 2007 — 2009 гг. гражданских дел, связанных с применением ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).

Названная норма предусматривает компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, в порядке, в размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Предоставление этой компенсации регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176).

Проведенное изучение показало, что при удовлетворении исков указанной категории пенсионеров судами взыскивалась компенсация стоимости проезда железнодорожным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения Границы Российской Федерации населенных пунктов, железнодорожных станций, морских (речных) портов, автостанций. Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в указанных случаях, суды учитывали расходы по оплате проезда в размере стоимости проезда до Границы Российской Федерации.

Такая практика устоялась, и в случаях, если пенсионер следовал к месту проведения отдыха любым, кроме авиационного, транспортом, носит единый характер во всех субъектах Российской Федерации.

Несмотря на то что методика расчета стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно, в случаях, когда отдых был организован за пределами Российской Федерации, действующим законодательством не установлена, суды исходят из того, что ее отсутствие не может служить препятствием для реализации льгот пенсионеров, установленных ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 (далее — Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).

Вместе с тем ввиду того, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях зачастую отсутствует иное, кроме воздушного, сообщение, большую часть исков о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в судах составляют иски, в которых пенсионеры требуют взыскать эту компенсацию при следовании к месту отдыха именно авиационным транспортом.

При разрешении таких исков суды в целом придерживаются принципа оплаты стоимости проезда по территории Российской Федерации, как и в случае следования пенсионеров иным (не воздушным) транспортом до последнего, по маршруту следования, перед Границей Российской Федерации населенного пункта. Однако у судов вызывает затруднение определение места пересечения Границы Российской Федерации.

Так, некоторыми судами в основу расчета стоимости проезда воздушным транспортом берется стоимость проезда до ближайшего к Границе Российской Федерации аэропорта.

Представляется, что таким образом суд произвольно со слов истца или по собственной инициативе выбирает этот ближайший к границе Российской Федерации аэропорт. Ведь в отличие от иных видов транспорта, авиамаршрут прокладывается чаще всего по кратчайшему расстоянию между двумя точками, и его дальность определяется ортодромическими расстояниями.

В связи с этим ближайшие к границе аэропорты зачастую находятся на значительном удалении от места пересечения самолетом границы Российской Федерации. Настолько значительном, что расстояния между ними и местом пересечения границы сопоставимы с расстоянием пролета над территорией Российской Федерации.

Кроме того, часто туроператорами или другими организациями, занимающимися организацией отдыха за границей, используются чартерные рейсы, стоимость перелета которыми дешевле, однако промежуточные аэропорты посадки могут находиться даже в другом от конечного направлении следования (например, на западе в Европе вместо юга Африки) и перелет до выбранного истцом или судом аэропорта над территорией Российской Федерации не будет отвечать фактически понесенным затратам, а окажется даже больше.

С учетом того, что при отсутствии установленных действующим законодательством методик расчета подлежащих возмещению сумм по оплате проезда в пределах Российской Федерации на судах лежит большая ответственность по обеспечению защиты как прав пенсионеров, так и интересов государства, выделяющего целевые средства на компенсацию указанных расходов, судами Республики Карелия при определении размера компенсации стоимости проезда по территории Российской Федерации в рассматриваемом случае применяются данные, предоставленные ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Учитывая представленные ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» ортодромические расстояния, возможно произвести компенсацию стоимости проезда по территории Российской Федерации воздушным транспортом именно по имеющимся у истца проездным документам, беря для получения размера компенсации отношение всего пути к расстоянию пролета над территорией Российской Федерации и стоимости перелета между конечными пунктами к стоимости пролета над территорией Российской Федерации.

Пенсионным фондом Российской Федерации высказывается позиция, в соответствии с которой при следовании к месту отдыха, расположенному за территорией Российской Федерации, воздушным транспортом денежная компенсация должна выплачиваться пенсионеру только за следование на транспорте до аэропорта отправления, поскольку местом оформления пропуска через границу Российской Федерации является аэропорт вылета, где оформляются все таможенные и пограничные формальности, т. е. пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В данном случае в позиции Пенсионного фонда Российской Федерации происходит подмена понятия «Государственная граница Российской Федерации» понятием «пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации». В соответствии с Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» пределы государственной территории Российской Федерации определяет Государственная граница Российской Федерации, т. е. линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность. Именно этим понятием необходимо руководствоваться при рассмотрении данной категории дел. В противном случае пенсионеры, проживающие на территории Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где отсутствует железнодорожное или автомобильное сообщение, будут ограничены в праве пользования льготой, предоставленной им ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, а это, в свою очередь, ставит их в неравное положение с пенсионерами, которые провели отдых на территории Российской Федерации или за ее пределами, но с использованием отличного от авиационного транспорта, что противоречит положениям ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом и влечет нарушение конституционного права граждан на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (ст. 41, ч. ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Вопрос: В случае освобождения государственного гражданского служащего от занимаемой должности в связи с ее сокращением в государственном органе обязан ли представитель нанимателя предложить ему иную должность государственной гражданской службы в этом государственном органе?

Ответ: На государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Специальным законом, регулирующим отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя, в том числе и при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

— предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

— направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Таким образом, одним из условий продолжения государственно-служебных отношений является предоставление гражданскому служащему возможности замещения иной должности гражданской службы.

Реализация такой возможности может осуществляться путем предложения государственному служащему для замещения иной должности гражданской службы из числа имеющихся в наличии у представителя нанимателя вакантных должностей. При этом предоставляемые должности должны соответствовать квалификации, образованию и стажу службы (работы) гражданского служащего.

Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы влечет его освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение (ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). В этом случае служебный контракт с гражданским служащим прекращается на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Названным пунктом установлено, что отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы является основанием прекращения служебного контракта. Согласно этому же пункту служебный контракт с государственным служащим также прекращается при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

При этом в силу п. 3 ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы относится к дополнительной государственной гарантии, которая предоставляется при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом, т. е. при предоставлении государственному служащему иной должности.

Тем самым положениями ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и п. 3 ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. предполагается не обязанность предложить другую должность, а лишь возможность продолжения государственно-служебных отношений.

Следовательно, в случае освобождения государственного гражданского служащего от занимаемой должности в связи с ее сокращением в государственном органе, представитель нанимателя вправе, но не обязан предложить ему иную должность гражданской службы в этом государственном органе при наличии вакансий, соответствующих квалификации, образованию и стажу службы (работы) гражданского служащего.

Проблемы обсуждены на семинаре в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 марта 2011 г.

Вопрос: Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, органы ФСБ России и военные комиссариаты при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям с заявлениями, связанными с выполнением ими функций государственного органа?

Ответ: Подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции освобождены государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы — это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»).

На основании ст. 11 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

Таким образом, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, входящие в состав государственной военной организации и зарегистрированные в качестве самостоятельных юридических лиц, относятся к государственным органам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности.

Статьей 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» определены органы Федеральной службы безопасности, к которым, в частности, относятся управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы).

С учетом изложенного, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, входящие в состав государственной военной организации, внутренние войска МВД России, органы ФСБ России, в том числе пограничные органы, как органы государственной власти, при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям с заявлениями, связанными с выполнением ими функций государственного органа, должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

——————————————————————