Особенности правового регулирования заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

(Петров А. Я.) («Законодательство и экономика», 2011, N 11)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

А. Я. ПЕТРОВ

Петров А. Я., доктор юридических наук профессор НИУ — ВШЭ и МГЮА им. О. Е. Кутафина рассматривает актуальные теоретические и практические вопросы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования заработной платы северян.

В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 22 августа 2004 г.) источником расходов на заработную плату являются: — для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, — средства федерального бюджета; — для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации, — средства бюджета соответствующего субъекта; — для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, — средства бюджета соответствующего муниципального образования; — для работников других организаций — собственные средства этих организаций. Согласно статье 5 указанного выше Закона гарантии в области занятости населения, оплаты труда и т. д. регулируются Трудовым кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о занятости населения. Данная статья Закона, а также его название вряд ли правильны, так как очевидно, что отношения по оплате труда, предоставлению отпусков, занятости населения в указанных районах и местностях нельзя относить к гарантиям. Особенности правового регулирования заработной платы работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей — это прежде всего выплата районных коэффициентов и надбавок к заработной плате, что позволяет значительно повысить ее размер, поскольку цены на товары и в целом прожиточный минимум в этих районах выше, чем, например, в европейской части России. В статье 315 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры районных коэффициентов и процентных надбавок могут устанавливаться федеральными законами (ст. 313 ТК РФ). Повышенные размеры этих выплат устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Районный коэффициент к заработной плате представляет собой показатель увеличения заработка в зависимости от природных климатических условий, в которых используется труд работников. В статье 316 ТК РФ закреплено: размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов и муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из средств этих бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта муниципальным образованиям. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» предусмотрено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в этих местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций данным лицам, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 — 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 — 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действующий на эту дату порядок их применения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537 «О признании утратившими силу отдельных положений Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» Минтрудом России утверждено разъяснение от 11 сентября 1995 г. N 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)». В этом нормативном правовом акте предусмотрено, что коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Следовательно, заработная плата, подлежащая увеличению на установленный законодательством коэффициент, включает в себя надбавки, доплаты, премии, предусмотренные системой оплаты труда, вознаграждение по итогам работы за год и иные выплаты. К сожалению, на практике нередко коэффициенты не начисляются на вознаграждение по итогам годовой работы и на надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае не учитывается, что подобные ограничения (установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458) отменены Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537. Районный коэффициент устанавливается для каждого района и учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работника, начисляется без ограничения ее максимального размера и применяется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения организации, в штате которого состоит работник. В районах и местностях, где к заработной плате установлено несколько коэффициентов (например, еще районный коэффициент за работу в высокогорных местностях), они суммируются. В соответствии со статьей 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Ее размер и порядок выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для определения размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Представляются несколько нелогичными и не совсем уместными последние положения, закрепленные в статьях 316 и 317 ТК РФ. Какие суммы каких расходов имеются в виду?! В отличие от районного коэффициента процентные надбавки представляют собой выплаты (элемент заработной платы) в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, работающих в тяжелых климатических условиях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты определяется Правительством РФ. Кроме того, органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления также предоставлено право устанавливать размеры процентной надбавки для организаций, финансируемых из средств бюджетов субъектов и органов местного самоуправления. Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»: — за работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется непрерывный стаж работы, дающий право на получение надбавки к заработной плате, если перерыв в работе не превышает сроки, установленные действующим законодательством; — лицам, уволившимся в связи с выездом в другие местности из организаций, расположенных в районах и местностях, указанных выше, а затем возвратившимся в организации этих же районов, ранее выслуженные ими надбавки к заработной плате за работу в этих районах уменьшаются в зависимости от перерыва в работе; — за работниками, уволившимися после 1 января 1991 г. с предприятий, из организаций и учреждений, расположенных в указанных выше районах и местностях, сохраняется непрерывный стаж, дающий право на получение надбавки за работу в этих районах, если перерыв между днем увольнения и днем поступления на работу в организации в этих районах не превышает сроки, установленные действующим законодательством; — непрерывный трудовой стаж, дающий право на получение компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в том числе находящихся на их попечении), сохраняется при условии поступления их на работу в период, не превышающий указанный возраст, независимо от причины увольнения и продолжительности перерыва в работе; — надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачиваются без учета районного коэффициента; — молодежи, прожившей не менее одного года в указанных выше районах и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки — последние 20% за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределы, предусмотренные действующим законодательством. В разъяснении «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утв. Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 г. N 49, процентные надбавки начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. В Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера», утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 (в ред. Приказа Минтруда России от 11 июля 1991 г. N 77 и с изм. от 23 декабря 2004 г.) предусмотрено, что размер процентной надбавки устанавливается в зависимости от группы местности и непрерывного стажа работы. Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если эти лица прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (по состоянию на 31 декабря 2004 г.). Лицам в возрасте до 30 лет, вступившим в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г. и прожившим в указанных районах и местностях не менее года, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в ускоренном размере в соответствии с подпунктом «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера». Предельный размер заработной платы, к которой должны применяться процентные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательством не установлен, поэтому их начисление осуществляется на всю сумму фактического заработка независимо от ее величины. Выплата процентных надбавок к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы работникам. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. установлен порядок исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера. Так, трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудового договора, за исключением увольнения за виновные действия. При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки к заработной плате стаж, перерасчет производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, в порядке, установленном по новому месту работы. Согласно пункту 2 разъяснения Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республики Хакасия» <1> трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате работникам предприятий, расположенных в указанных районах и местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. ——————————— <1> Утверждено Постановлением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 (в ред. Постановления Минтруда России от 17 июня 2003 г. N 35, Приказов Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. N 392 и от 12 декабря 2006 г. N 838; с изм., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 30 июня 2005 г. N ГКПИ 2005-727, от 7 июня 2006 г. N ГКПИ06-526).

Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям: — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; — появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; — разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; — совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий; — нарушение работником требований по охране труда, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; — совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если они дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; — принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; — однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей; — представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора; — в других случаях увольнения за виновные действия (бездействие), предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Представляется не совсем обоснованным, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26 мая 2006 г. N 392 утратило силу следующее положение пункта 2 разъяснения Минтруда России: «Вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо иному наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы». Целесообразно было бы в данном случае сохранить это положение, но, разумеется, в редакции пункта 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ («осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу»). Полагаю нелогичным исключение из пункта 2 разъяснения Минтруда России такого основания расторжения трудового договора, как прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2006 г. N 838). И в этом случае следовало бы норму КЗоТ РФ привести в соответствие с подпунктом «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ («прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены))». В то же время недопустимо в подзаконном нормативном акте формулировать основания расторжения трудового договора, не совсем соответствующие ТК РФ. Так, Минздравсоцразвития России не учтено, что согласно пункту 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниями для увольнения являются: — появление работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения — подпункт «б»); — разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника — подпункт «в»); — совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях — подпункт «г»); — установленное комиссией или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало угрозу наступления таких последствий — подпункт «д»). Кроме того, не учтено, что пункт 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает несколько иную формулировку: «представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора». Согласно пункту 3 разъяснения Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж, на работу на предприятие, расположенное в другом районе или местности (указанном в пункте 1 разъяснения), перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил: — в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10-процентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера. Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей; — в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев. Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через шесть месяцев с момента перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, в размере, установленном для этого района; — в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им на каждом из этих предприятий. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела. В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области <2>, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу на предприятие, расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обратно; ——————————— <2> Ныне — Камчатский край.

— при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка. Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за три месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к таковым, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним. В соответствии с пунктом 4 разъяснения Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 7 при отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Исключение составляют работники, занятые на предприятиях, расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в этих местностях. В таких случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки. Необходимо отметить: указанные в пункте 2 разъяснения Минтруда России нормы не соответствуют положениям ТК РФ. Из содержания статей 316 и 317 Кодекса следует, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам (премии и т. д.) за достижение определенных результатов работы, а к выплатам за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, процентная надбавка не относится к гарантиям и компенсациям (ст. 164 ТК РФ). Это составная часть заработной платы за работу в особых климатических условиях. Очевидно, поэтому часть 3 ст. 285 ТК РФ закрепляет: лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок. В данном аспекте трудно согласиться с позицией Верховного Суда РФ, в соответствии с которой процентная надбавка является составной частью оплаты труда, и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. В связи с этим, начиная с 23 декабря 2004 г., признано недействующим и не подлежащим применению положение, устанавливающее исключение из трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате периодов работы, если увольнение произошло за виновные действия (Определение Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г. N КАС04-596 и решение Верховного Суда РФ от 30 июня 2005 г. N ГКПИ 2005-727) <3>. ——————————— <3> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 8.

В соответствии с правовой позицией Кассационной коллегии Верховного Суда РФ ранее установленное правовое регулирование, которое связывает размер процентной надбавки с причинами увольнения, а не со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, противоречит нормам ТК РФ. Учитывая, что Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 декабря 2004 г., признающее недействующими сходные правовые предписания, вступило в законную силу с момента его оглашения, с этого же времени признаны недействующими подпункт «в» п. 27 Инструкции Минтруда России и подпункт «в» п. 2 разъяснения. Ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают основания, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях. Оспоренные положения Инструкции и разъяснения подменяют закрепленное в законе понятие «стаж работы» на «непрерывный стаж работы», что ограничивает право работника на вознаграждение за труд, снижает установленный на основании закона размер заработной платы на величину имевшейся у работника процентной надбавки, исключая возможность учета стажа работы в особых климатических условиях за период, предшествующий расторжению трудового договора с работником за виновные деяния. Таким образом, фактически работник привлекается к не предусмотренной ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует статье 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда. Пункт 1 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» устанавливает: трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате названной категории лиц, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральным законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. 320 ТК РФ).

Библиография

Агафонова Г., Гусов К., Егорова О., Федин В. Судебная практика по трудовым спорам. М., 2010. Гусов К. Н. Трудовое законодательство: Сборник документов. 9-е изд. М., 2011. Саликова Н. М. Оплата труда в Российской Федерации. Правовое исследование. Екатеринбург, 2003. Халдеева Н. В. Проблемы дифференциации в правовом регулировании труда работников Крайнего Севера (некоторые аспекты) // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и со циального обеспечения: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции / Под ред. К. Н. Гусова. М., 2009.

——————————————————————