Сложности применения нового трудового законодательства

(Полухова Е.)

(«Законность», 2005, N 9)

СЛОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Е. ПОЛУХОВА

Е. Полухова, помощник московского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Федеральным законом РФ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ряд федеральных законов внесены поправки. Изменения коснулись и отдельных сторон трудовых отношений.

В связи с принятием этого Закона у работодателей появились вопросы по применению измененных норм. Подобные проблемы возникают при применении коллективных трудовых договоров, содержащих положения ранее действующих норм права. В указанных ситуациях перед работодателем стоит дилемма: руководствоваться при регулировании трудовых отношений вновь принятыми положениями федеральных законов, несмотря на то что они ухудшают положение работников, или же соблюдать ранее достигнутые договоренности с работниками.

В подобных ситуациях представляется правильным строго выполнять требования ст. 2 Трудового кодекса РФ, которой установлен один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений — обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства. Однако в трудовую инспекцию, прокуратуру поступают заявления граждан о нарушении их трудовых прав и невыполнении работодателем норм коллективного договора. В качестве примера можно привести одно из заявлений работников предприятия по факту нарушения их трудовых прав.

В прокуратуру обратились работники предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В своем заявлении они указали, что работодатель издал приказ, не соответствующий требованиям трудового законодательства. Этим приказом установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, что нарушает норму коллективного трудового договора, предусматривающую в случае временной нетрудоспособности выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка работника с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.

При проведении проверки работодатель указал, что этот приказ, отменяющий с 1 января 2005 г. установленный коллективным договором порядок оплаты пособий по временной нетрудоспособности, им принят во исполнение ФЗ РФ от 22 августа 2004 г. и ФЗ РФ от 29 декабря 2004 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год».

ФЗ РФ от 22 августа 2004 г. изменил размер выплаты пособия по временной нетрудоспособности для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ранее Законом от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривалась в случае временной нетрудоспособности выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки работника. После внесения изменений максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности этим лицам определен в размере не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.

Однако обжалуемый приказ работодателя, устанавливающий порядок оплаты пособий по временной нетрудоспособности работникам предприятия, при внешней законности противоречит действующему трудовому законодательству и не отвечает требованиям закона.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, обязательны для работодателей.

Работодатель согласно положениям коллективного договора принял обязательство производить выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка работника с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. В соответствии со ст. 43 Трудового кодекса работодатель обязан выполнять условия коллективного договора в течение всего срока его действия. Таким образом, несмотря на то что ст. 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» установили максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемый Фондом социального страхования Российской Федерации, работодатель обязан выполнять условия коллективного договора. При таких обстоятельствах он обязан либо производить повышенную оплату пособий по временной нетрудоспособности за счет собственных средств, либо в установленном законом порядке принять меры к изменению условий коллективного договора. В случае нарушения или невыполнения обязательств по коллективному договору ст. 5.31 Кодекса РФ об административных нарушениях предусматривает административную ответственность.

С учетом изложенного прокуратура внесла протест о признании этого приказа недействительным. Протест удовлетворен.

По этому обращению проводилась проверка Государственной инспекцией труда. По результатам рассмотрения государственный инспектор труда тоже указал в предписании на недопустимость ухудшения положения работников по сравнению с коллективным договором (ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса).

Конкретный пример показывает, что в подобных ситуациях работодатель обязан выполнять принятые на себя обязательства по коллективному договору, даже если в период его действия принимаются нормативно-правовые акты, ухудшающие положение работников.

——————————————————————