О равенстве в жилищных правах федеральных государственных служащих: сказка-быль на юридическую тему
(Воробьев Е. Г., Печенев И. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 10)
О РАВЕНСТВЕ В ЖИЛИЩНЫХ ПРАВАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: СКАЗКА-БЫЛЬ НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Е. Г. ВОРОБЬЕВ, И. В. ПЕЧЕНЕВ
Воробьев Е. Г., кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.
Печенев И. В., преподаватель юриспруденции, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, майор.
Правовое моделирование реализации норм о денежных формах жилищного обеспечения государственных служащих позволяет утверждать о том, что права военнослужащих значительно ущемлены по сравнению с аналогичными правами граждан в других видах государственной службы.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственная правоохранительная служба, военная служба, жилищное обеспечение государственных служащих, государственные единовременные выплаты на приобретение жилья, государственные жилищные сертификаты, неравенство в жилищных правах.
On the equality of housing rights for Federal public servants: a fairy tale a true story on legal subjects E. G. Vorobyev, I. V. Pechenev
Legal modeling of the implementation of the rules on cash forms of housing for public servants allows to assert that the rights of the military servicemen significantly disadvantaged in comparison with the similar rights of citizens in other types of state service.
Key words: State civil service, The state law-enforcement service, The military service, Housing public servants, State lump-sum payments for the purchase of housing, State housing certificates, Inequality in housing rights.
Предлагаемая в виде сказки юридическая фантазия вряд ли могла бы появиться на страницах такого солидного правоведческого научно-практического издания, как журнал «Право в Вооруженных Силах», если бы не одно но: за заявленной несерьезной жанровой формой на самом деле скрывается отнюдь не развлекательное юридическое содержание. В ней, говоря языком юриспруденции, представлены результаты применения метода правового моделирования реализации наиболее значимых правовых предписаний общего и специального законодательства о жилищном обеспечении федеральных государственных служащих различного вида. Что из этого получилось и как это оценить, судить читателю. А теперь сама сказка. Было у отца три сына. И все они — умные. Каждый хотел быть полезным обществу и государству, а потому посвятил свою жизнь делу федеральной государственной службы. Старший направил свою деятельность на стезю гражданскую, средний — правоохранительную, а младший — на военное поприще (ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <1>). ——————————— <1> Далее — Закон о системе службы.
Служили братья честно и долго, по 25 лет, а потому со временем заняли вполне солидные должности в граде Москве, получили соответствующие им чины и звания: государственного советника Российской Федерации 2 класса, подполковника полиции и подполковника, соответственно. Как и все госслужащие, братья много не зарабатывали, но и не бедствовали. Семьи их были самые обыкновенные, среднестатистические: муж, жена, один ребенок <2>. А к концу службы все решили остаться в столице на постоянное жительство: здесь и опытным служивым людям всегда место найдется, и жены при деле до пенсии дотянут, и дети с внуками при учебе, работе и культуре будут. Хорошо! ——————————— <2> Применяем государственный подход в расчетах нуждаемости: согласно статистическим данным, средняя российская семья (и семья госслужащего) состоит из трех человек и потому вправе претендовать на жилье общей площадью 54 квадратных метра.
И обратились братья к ведуну-юристу с вопросами, есть ли у них право на получение столь желанного столичного жилья от государства, а если есть, то когда и как это право можно осуществить. Юрист их не только не расстроил, но и обрадовал. — Есть, — говорит, — общее законодательство, в котором закреплено единство правовых и организационных основ всех видов службы (ст. 3 Закона о системе службы). Существуют и специальные нормативные правовые акты, в которых каждому государственному служащему разного вида жилье обещается. Для старшего сына прописано это в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <3>, для среднего — в Федеральном законе от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <4>, а для младшего — в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <5>. ——————————— <3> Далее — Закон о гражданской службе. <4> Далее — Закон о социальных гарантиях. <5> Далее — Закон о статусе.
Старшему брату, гражданскому чиновнику, о его жилищных правах вот что было поведано. Согласно ч. 4 ст. 53 Закона о гражданской службе ему при определенных условиях, учтенных законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых, соответственно, постановлением Правительства Российской Федерации. В самом Законе это право всего лишь обозначено, а все конкретные подробности регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» <6>, согласно которому при замещении должности государственной гражданской службы не менее одного года служащий может быть принят на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты <7> при наличии жилищной нуждаемости. При этом устанавливается единая учетно-постановочная норма: общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна составлять менее 15 квадратных метров (эта норма одинакова и для нанимателя по договору социального найма, и для члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и для собственника жилого помещения, и для члена семьи собственника жилого помещения, причем независимо от места жительства) (ч. 2 п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63). ——————————— <6> Далее — Постановление Правительства Российской Федерации N 63. <7> Далее — ЕВ.
Расчет ЕВ осуществляется на основании: — норматива причитающейся площади жилья, устанавливаемого Правительством Российской Федерации; — средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определяемого ежеквартально Министерством регионального развития Российской Федерации; — поправочного коэффициента за выслугу лет, устанавливаемого Правительством Российской Федерации; — поправочного коэффициента к размеру средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья с учетом места прохождения гражданской службы гражданским служащим, определяемого ежегодно Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации <8>. ——————————— <8> С марта 2012 г. — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера ЕВ на семью из трех и более человек устанавливается из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи, т. е. в конкретном случае для семьи старшего брата он равен 54 квадратным метрам (п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63). Поправочный коэффициент с учетом стажа гражданской службы (полных лет) установлен в следующих размерах: от 3 до 5 — 1,05; от 5 до 9 — 1,1; от 9 до 11 — 1,15; от 11 до 15 — 1,2; от 15 до 20 лет — 1,25; 20 и более — коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5. Следовательно, для государственного служащего с выслугой 25 лет он будет предельно высоким и составит 1,5 (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63). Региональный поправочный коэффициент, учитывающий разницу цен по регионам, для г. Москвы равен 2,25 <9> (п. 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63). ——————————— <9> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1597н «Об утверждении поправочного коэффициента средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации на 2012 год».
— Таким образом, — подытожил ведун, — для приобретения жилья на семью из трех человек в г. Москве госслужащий вправе рассчитывать на определенную денежную сумму, которая может быть рассчитана по трем вариантам… В данном месте возникает необходимость прервать наше плавное повествование для уточнения вопроса, откуда появились эти самые варианты. Мы умышленно не делаем это в подстрочной сноске (хотя именно так было бы правильнее для сохранения гармонии в дальнейшем изложении нашей сказки), во-первых, полагая, что далеко не каждый читатель к этим самым сноскам обращается, и, во-вторых, честно оберегая читательское зрение (да простит нас редакция журнала за столь откровенный намек). Сама же эта оговорка не столь мала по объему и весьма существенна для пояснения сути вопроса, так что ею нельзя пренебречь. Смысл же ее сводится к следующему. Денежные начисления государственных бюджетных средств — штука весьма конкретная. Ни один экономист или правовед не согласится с тем, что в регулировании таких вопросов при одних и тех же фактических обстоятельствах могут быть какие-либо различные варианты. С этим не согласны и мы. Но, обратившись к правовым нормам, с удивлением обнаруживаем, что столь странная вариативность вполне возможна, причем вопреки не только общему требованию конкретности для любого юридического предписания, но и просто логически непротиворечивому регулированию любых денежных отношений. Дело вот в чем. Законодательством о социальной помощи в решении проблем населения установлены различные, но вполне конкретные порядки начисления бюджетных средств для жилищного обеспечения граждан — адресатов права. В этих порядках нас интересует лишь один из элементов, относящийся к исходному размеру определения стоимости одного квадратного метра жилья для последующего отсчета стоимости его общей площади. В одних случаях за отправную величину берется средняя рыночная стоимость жилья по Российской Федерации в целом. Данная величина определяется один раз в полгода (на полугодие). Тогда для приведения этой абстрактной средней цены в соответствие с существующими региональными различиями применяются региональные коэффициенты, повышающие размер начислений для субъектов Российской Федерации с более дорогостоящим жильем в зависимости от уровня разрыва цен. В других случаях расчет стоимости производится от средней рыночной стоимости жилья по субъектам Российской Федерации. Данная величина определяется ежеквартально (на текущий квартал). Вполне уместно полагать, что при таком подходе региональные различия в ценах на рынке жилья уже и так учтены, поэтому каких-либо повышающих или понижающих региональных коэффициентов быть не должно. Теперь же еще раз процитируем правовую норму, установленную для федеральных государственных гражданских служащих по исследуемому нами вопросу: «Расчет единовременной выплаты осуществляется федеральным государственным органом на основании… размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определяемого Министерством регионального развития Российской Федерации ежеквартально (здесь и далее в цитате выделено нами. — Авт.), и поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения гражданской службы гражданским служащим, определяемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежегодно» (п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63). Нетрудно заметить, что в приведенной выше норме не оговаривается, о какой средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья идет речь конкретно — о федеральной или региональной. Если речь идет о стоимости, устанавливаемой ежеквартально, то следует полагать, что это региональная величина. Однако и региональный коэффициент, налагаемый на исходную величину, предусмотрен безальтернативно. Отсюда и появляется та самая вариативность, о которой странно заговорил наш сказочный юрист-консультант. Следуя логике закона, можно считать исходным федеральный норматив, применяя, как это и предусмотрено в обычном порядке, региональный коэффициент. Можно считать исходным региональный норматив, не применяя при этом региональный коэффициент. Можно, наконец, считать исходным региональный норматив и применять (по сути, второй раз) региональный коэффициент. Для сравнения: в положениях, относящихся к регулированию начислений средств по государственным жилищным сертификатам для жилищного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, аналогичная норма не допускает какого-либо различного толкования. В ней прямо указано, что социальная выплата предоставляется в размере исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации и при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации (п. п. 13, 14 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 <10>). ——————————— <10> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».
А теперь, после поясняющей оговорки, продолжим наше сказочное повествование… И вот какие расчеты представил консультант старшему брату. Вариант 1. Расчет ЕВ от средней рыночной стоимости жилья по Российской Федерации: (расчетная площадь жилья — 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в Российской Федерации — 31300 руб. <11>) x (поправочный коэффициент за выслугу 25 лет — 1,5) x (региональный поправочный коэффициент — 2,25) = (размер ЕВ — 5759100 руб.). ——————————— <11> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2011 г. N 562 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года».
Вариант 2. Расчет от средней рыночной стоимости жилья по субъекту Российской Федерации без регионального поправочного коэффициента: (расчетная площадь жилья — 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в г. Москве — 85500 руб. <12>) x (поправочный коэффициент за выслугу 25 лет — 1,5) = (размер ЕВ — 6925500 руб.). ——————————— <12> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 143 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2012 года».
Вариант 3. Расчет от средней стоимости жилья по субъекту Российской Федерации с региональным поправочным коэффициентом: (расчетная площадь жилья — 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в г. Москве — 85500 руб. <13>) x (поправочный коэффициент за выслугу 25 лет — 1,5) x (региональный поправочный коэффициент — 2,25) = (размер ЕВ — 15582375 руб.). ——————————— <13> Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 143.
— При этом, — добавил правовед, — нужно учесть наличие той особой государственной благосклонности к данному виду службы, согласно которой размер ЕВ гражданскому служащему может быть увеличен сверх норматива на основании решения руководителя федерального государственного органа с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей (п. 24 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63). Так что с приобретением своего жилья за счет государства все будет хорошо. Для среднего брата, полицейского, установлены весьма похожие правила. — С недавних пор, — поведал юрисконсульт, — законодательство о жилищном обеспечении для сотрудников органов внутренних дел существенно изменилось, причем в лучшую сторону. Если сотрудник не стал инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (в таком случае полицейский может получить и жилье в натуре), то он имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения <14>. Данное право возникает у полицейского уже по истечении 10 лет календарной выслуги (стажа службы в органах внутренних дел). ——————————— <14> Далее — ЕСВ.
Как и для государственных гражданских служащих, полицейским установлена единая норма принятия их на учет в качестве нуждающихся в получении ЕСВ на территории всей Российской Федерации — менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (ст. 4 Закона о социальных гарантиях). Порядок начисления размера ЕСВ установлен по правилам Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» <15>, зависит от тех же самых условий и осуществляется по тем же самым правилам, что и для федеральных государственных гражданских служащих. ——————————— <15> Далее — Постановление Правительства Российской Федерации N 1223.
— Следовательно, — подытожил знаток государственного права, — выплаты в размерах, на которые может рассчитывать старший брат, полагаются и среднему. Младшему, служивому, жилищных гарантий законом установлено даже больше, однако по-иному, чем для прочих братьев. Во-первых, младший брат как военнослужащий, в отличие от братьев, вправе рассчитывать на выбор одной из трех форм жилищного обеспечения. Хочет — может получить жилье в натуре, причем или по правилам социального найма, или сразу приобрести государственное жилье в собственность (абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона о статусе). Во-вторых, если первые две формы его не устраивают или жить без квартиры в ее ожидании невмоготу, перед увольнением с военной службы он имеет право и на выплату денежных средств посредством получения государственного жилищного сертификата <16> (абз. 1 п. 14 ст. 15, абз. 3 п. 1 ст. 23 Закона о статусе). ——————————— <16> Далее — ГЖС.
Только вот учетная норма для признания нуждаемости в жилье для военнослужащих, в отличие от остальных госслужащих, может быть разной, ибо зависит это от места службы (жительства) <17>. Но так как для всех гражданских москвичей (а чем вы, военные, хуже или лучше?) она одинакова, то в конкретном случае для младшего брата эта норма будет на 5 квадратных метров меньше размера аналогичной нормы для признания нуждаемости в жилье у других братьев и составит менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи согласно региональному законодательству г. Москвы <18>. — Но, слава богу, — подбадривал правовед, — что младший брат даже к концу службы остался бесквартирным, не вселился ни к родителям жены, ни к своим родственникам, ни в подмосковный или иной военный городок, а то и вовсе своего разового жилищного права бы лишился <19>. ——————————— <17> Проблема неравенства жилищных прав военнослужащих, для которых де-юре и де-факто применяются не единые федеральные учетные нормы, а нормы региональные, что ставит их в неравное правовое положение не только по отношению к другим госслужащим, но и по отношению друг к другу в зависимости от места их военной службы (места жительства), неоднократно поднималась на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах». См., например: Трофимов Е. Н. О некоторых вопросах, связанных с применением учетной нормы предоставления жилья во времени в целях оценки права военнослужащих на улучшение жилищных условий // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 1; Воробьев Е. Г. Об учетных нормах для приобретения военнослужащими права на улучшение жилищных условий: к чему и почему ведет устоявшаяся правоприменительная практика? // Там же. 2010. N 3, 4. <18> Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». <19> Верховодов В. А. Самый быстрый способ обеспечения жильем, или о том, почему открываются военные городки // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 1; Трофимов Е. Н. К вопросу о предоставлении гражданам жилых помещений в порядке отселения из закрытых военных городков // Там же. 2011. N 11; Ильменейкин П. В. О некоторых пробелах правового регулирования жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы // Там же; Он же. Правовые пробелы в вопросах нормативного регулирования порядка жилищного обеспечения жителей закрытых военных городков // Там же. N 4.
Есть, правда, одна небольшая загвоздка в реализации первых двух форм получения жилья. Оно для военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации в столице давно не строится и не приобретается, ведь это весьма накладно для военного ведомства. Земля дорогая, а цены на жилищном рынке вообще заоблачные. В Подмосковье, а это рядышком, квартиры в два раза дешевле. А ведомство казенные средства считать умеет, неэкономно расходовать их не будет. Оно лучше земли московские, за ним закрепленные, и квартиры, в Москве имеющиеся, по коммерческим ценам другим продаст, а на вырученные средства построит или приобретет иное жилье для своих служащих хотя и в других местах, но по количеству на порядок больше <20>. И неважно, что многие из таких квартир на дальних окраинах или вне нормальных населенных пунктов не будут сразу заселены <21>, ведь запас-то в буквальном смысле капитальный, а он карман не тянет. ——————————— <20> Чуйков А. Это залет, солдат… // Аргументы недели. 2012. N 24; Воробьев Е. Г. Современная государственная политика в отношении военных городков: о жилищных правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и не только // Электронное научное издание «Военное право». 2010. N 3. URL: http://www. voennoepravo. ru. <21> По данным контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, на 1 января 2012 г. на балансе Минобороны России насчитывалось 59,6 тыс. квартир, которые не были заселены военнослужащими, так как эти квартиры были с большими недоделками и зачастую находились в отдаленных и не приспособленных к жизни районах (Правовой уголок офицера ВС Российской Федерации. URL: http:// voen-pravo. ru/ forum/ viewtopic. php? f= 68&t;=663).
А вот получить ГЖС — это пожалуйста! Но и с ним не все так гладко, ибо большинство военнослужащих, следует полагать, исключительно из вредности или непостоянства по причине своего права выбора <22>, дожидаются жилья, а от сертификатов отказываются: стоимость их, видишь ли, не столь велика, как ЕВ или ЕСВ, предусмотренных для старших братьев. ——————————— <22> Руководители военного ведомства не раз упрекали норму Закона о статусе о праве военнослужащих на выбор форм их жилищного обеспечения. Это, по их мнению, мешает плановой работе ведомства и срывает выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации. И недаром Министерство обороны Российской Федерации в конце 2011 г. инициировало законопроект, согласно которому в случае трехкратного отказа от постоянного жилья такому военнослужащему выплачивается денежная компенсация.
И юрист тут же произвел подсчет стоимости ГЖС в г. Москве, который младшему брату во всей красе представил: (расчетная площадь жилья — 54 квадратных метра) x (средняя стоимость одного квадратного метра в Российской Федерации — 31300 руб.) x (региональный поправочный коэффициент — 1,2 <23>) = (размер ГЖС — 2028240 руб.). ——————————— <23> Постановление Правительства Российской Федерации N 153.
Маловато для столицы, конечно, тем более по сравнению с размером ЕВ или ЕСВ, установленным для других братьев, но и на эти деньги кое-что прикупить можно. Вот, например, согласно жилищным прайс-листам экономисты в г. Москве как-то нашли самые недорогие однокомнатные квартиры в пределах 3,3 млн. руб., а двушку и за 4 млн. руб. сыскать можно. За московской кольцевой дорогой и в старых домах, правда, но зато в Москве <24>. ——————————— <24> Аксенов А. Жилье Москвы: центр и окраины в рублях и метрах // Недвижимость. Приложение к деловой газете «Взгляд». 2009. 19 мая.
А не нравится или не сможет доплачивать — придется еще подождать, ибо начиная с 2013 г. строительство 3 тыс. квартир в самой Москве обещается, хотя в очереди состоят почти 10 тыс. действующих и бывших военнослужащих <25>. ——————————— <25> Гаврилов Ю. Служу столице. Минобороны построит в Москве 3 тысячи квартир // Российская газета. 2012. 9 июля.
Пока же суть да дело, можно и в военный суд сходить. Он жилищное право служивого обязательно признает, его же (это право) ему и присудит. Ну а то, что исполнение судебных решений по предоставлению жилья — дело небыстрое, то это не от суда зависит <26>. Недаром и иноземный Страсбургский суд от российских военных уже хоронится, так как и его доняли своими многолетними жилищными притязаниями к своему государству <27>. ——————————— <26> Корякин В. М. Может ли судебное решение быть заведомо невыполнимым? // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 8; Выскубин А. А. О некоторых аспектах присуждения военнослужащим компенсации за неисполнение судебного постановления в разумный срок // Там же. N 9; Он же. Некоторые предложения о порядке действий командира воинской части по исполнению вступившего в законную силу решения суда о предоставлении жилого помещения военнослужащему // Там же. 2009. N 1. <27> Артемьев А., Ульянова Ж. Военные ждали квартир незаконно: ЕСПЧ удовлетворил жалобу российских военнослужащих, которым государство не предоставляет жилье. Российские военные выиграли еще один коллективный иск к Российской Федерации URL: http://www. gazeta. ru/ politics/ 2012/ 04/ 17_a_4348389.shtml.
На этом, пожалуй, завершим свое квазисказочное повествование. Как говорится, тут и сказочке конец… Однако нить начатых рассуждений обязательно продлим, попытавшись довести их до логического завершения, ибо недосказанность в сказке дает обильную пищу для фантазии, в то время как недосказанность в праве — юридическую неопределенность, богатую почву для всевозможных социально-правовых разногласий, т. е. для бесправия. Какой из трех вариантов в реальной жизни выбрали бы для себя старший и средний братья, догадаться несложно. Между прочим, отметая в сторону все досужие правовые рассуждения о социальной справедливости, единстве в правовом регулировании и пр., а придерживаясь лишь формальной голой буквы закона, этот наилучший вариант и есть самый правильный, самый законный, как вытекающий из буквального толкования норм п. 26 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 63, и п. 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223. Остальные граждане России, в том числе и военнослужащие, о таком варианте могут лишь мечтать. Еще бы: разрыв в размерах денежной государственной помощи между ЕВ, ЕСВ и ГЖС — более чем в 7,5 раза. Лишь на одном примере, выхваченном из сложной системы правовых предписаний, предназначенных для регулирования одного и того же права разных федеральных государственных служащих, мы убедились в том, насколько по-разному установлены эти правила. Федеральные государственные гражданские служащие получили от близкого к ним работодателя (ласковый теленок известно что делает) очевидные преференции в материальных возможностях адекватного решения своих жилищных проблем. Полицейские до недавних пор довольствовались теми же правилами, что и военнослужащие, поэтому положение дел с жильем в этой системе до сих пор остается не менее сложным, чем в Министерстве обороны Российской Федерации. Только об этом громко не говорят. По официальным данным Департамента тыла МВД России, всего три года назад в этом ведомстве нуждались в жилье более 100 тыс. очередников (в том числе около 20 тыс. военнослужащих внутренних войск МВД России), причем половина из них вообще не имела жилья <28>. И лишь полгода назад, в период новейшей реформы перехода от милиции к полиции, ведомство сумело присоединиться к тем благоприятным нормативным правилам, которые прописаны для гражданских чиновников <29>. ——————————— <28> ИНТЕРФАКС URL: http:// www. bank-city. ru/ nedvig/ 28586- bolee — 50- tysyach — semej — rossijskix — milicionerov — ne. html. <29> Следует откровенно признать следующее: то, что для сотрудников этого ведомства даже накануне своей очевидной отставки сумел сделать генерал армии Р. Г. Нургалиев, заслуживает искреннего уважения как поступок офицера-руководителя, до последней минуты не на словах, а на деле радеющего за права уже не своих подчиненных.
Зато военнослужащие, обремененные багажом пережившего все и вся постсоветского порядка их жилищного обеспечения, продолжают оставаться в хвосте жилищного права госслужащих, существенно обновленного для других видов службы под новые рыночные условия. В комедии «Студент» известного русского писателя и государственного деятеля А. С. Грибоедова честолюбивый, но недалекий провинциал, мнящий себя самобытным и даже талантливым поэтом, сразу после выпуска из Казанского университета (где он изрядно «изучил» политические, экономические и правовые науки) приехал в столицу с намерением стать состоятельным, причем не иначе как на поприще деятельности государственного человека. Весьма прямолинейно добиваясь служебной и личной протекции у своего покровителя, придворного чиновника высокого ранга (ему заочно была обещана не только непыльная должность, но и невеста — воспитанница патрона), бывший студент выслушивает от гусарс кого ротмистра следующую притчу о выборе возможного направления своей трудовой деятельности, всегда полезной государству. Приведем ее. «Вот вам, как Ивану Царевичу, три пути: на одном лошадь ваша будет сыта, а вы голодны — это наш полк; на другом и лошадь, коли она у вас есть, и сами вы умрете с голоду — это стихотворство; а на третьем и вы, и лошадь ваша, и за вами еще куча людей и скотов будут сыты и жирны — это статская служба». Время проходит, изменяются социально-экономические формации и соответствующие им нормативные порядки. Но с соблюдением ли принципов равенства и социальной справедливости в правовых гарантиях жилищных и иных материальных прав военнослужащих по отношению к правам других госслужащих происходят такие изменения? Много ли мы слышим о проблемах с жильем для гражданских чиновников, как правило, почти всегда проходящих службу и живущих в одном месте? Зато жилищный завал у вечных скитальцев-военнослужащих, самим характером военной службы обреченных жить долгие годы без своего постоянного угла, стал притчей во языцех. Так не должен ли акцент в государственных жилищных гарантиях быть сделанным с точностью до наоборот? Нет сомнений в том, что федеральный законодатель совершенно справедливо допускает возможность правовой дифференциации в регулировании различных видов государственной службы с учетом их объективных особенностей (ч. 2 ст. 3 Закона о системе службы). Но чем обоснованы столь существенные различия в регулировании типичного, одинакового по своей природе права на постоянное жилищное обеспечение, которое сегодня оказывается откровенно ущербным для военнослужащих по сравнению с другими государственными служащими, так и непонятно. И такое положение дел, несмотря на все предпринимаемые государством усилия <30>, сохраняется, ибо истоки выявленного социально-правового неравенства заложены в недрах самих законов и подзаконных актов. ——————————— <30> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».
Вопрос: доколе? В последних строках своего повествования просим читателя о снисхождении за литературное качество предложенного сказочного материала. Гротесковая форма позволила не столько побалагурить, сколько умышленно гиперболизировать использованные в статье правовые нормы и факты практической реализации закона, не искажая при этом их юридической сути. А усилия наши были сосредоточены совсем на ином, ибо каждый взрослый и так хорошо знает, что сказка — ложь…
——————————————————————