Где кончается Родина?
(Егоров В.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 45)
ГДЕ КОНЧАЕТСЯ РОДИНА?
В. ЕГОРОВ
Вадим Егоров, юрист, г. Москва.
Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории РФ и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси) <1>. Северяне могут реализовывать свое право на отдых и за пределами территории РФ. При расчете компенсаций возникли нешуточные споры по вопросу, где же кончаются пределы нашей необъятной Родины. ——————————— <1> Статья 325 ТК РФ, ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Началось все с НДФЛ. Налоговики долго пытались доказать, что место пересечения госграницы определяется по отметке органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения Государственной границы Российской Федерации. Иными словами, отпускник, улетая в Турцию и пройдя пограничный контроль в Архангельске, границу пересекает не над Черным морем в районе города Сочи, а уже в Архангельске. С таким подходом дружно не согласились все арбитражные суды страны. Признав бесперспективность дальнейших споров, Минфин России в письме от 03.11.2010 N 03-04-06/6-263 сообщил, что в случае проведения работником отпуска за пределами Российской Федерации суммы оплаты организацией стоимости проезда работника до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции либо суммы оплаты проезда, производимые на основании справки о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость билета, выданной транспортной организацией, освобождаются от обложения НДФЛ. Однако после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страсти закипели с новой силой. Ведь согласно подп. 7 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг. Сотрудники ПФР сразу заявили, что согласно ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации является территория международного аэропорта, а не место пересечения воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией Государственной границы Российской Федерации. По мнению ПФР, страховыми взносами не облагается только стоимость проезда работника от места жительства до российского международного аэропорта и обратно. И снова судьи с таким подходом не согласились. Ведь предложенное ПФР определение размера компенсации исходя из территориального нахождения пункта пропуска через госграницу влечет нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом. Пересекая пункт пропуска через государственную границу в аэропорту города, работники одновременно не пересекают государственную границу в непосредственной близости от нее, а лишь перемещаются в ее в сторону. Суды решили, что компенсация за проезд к месту отдыха и обратно за пределы территории Российской Федерации, исчисленная до Государственной границы Российской Федерации в соответствии с проездными документами и справками перевозчика, не подлежит обложению страховыми взносами (Постановления ФАС ВСО от 18.07.2012 N А58-4557/2011, ФАС СЗО от 10.04.2012 N А42-4734/2011, от 28.04.2012 N А05-11287/2011 и др.). Окончательный итог судебным спорам подвел Президиум ВАС РФ, который в Постановлении от 02.10.2012 N 7828/12 с данными выводами коллег согласился. Теперь рассмотрим вопрос о расчете размера денежной компенсации при полетах за границу. На практике сложились разные способы. Например, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 187-З N 381-III в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации кроме перевозочных документов представляется справка транспортной организации о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), либо справка транспортной организации о стоимости перевозки исходя из маршрута, пролегающего в пределах территории Российской Федерации. ФАС ВСО Постановлением от 18.07.2012 N А58-4557/2011 такой расчет признал обоснованным. ФАС СЗО в Постановлении от 28.04.2012 N А05-11287/2011 согласился с расчетом компенсации пропорционально расстоянию перелета воздушным транспортом над территорией Российской Федерации исходя из соотношения расстояния от российского аэропорта вылета (прилета) до государственной границы по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта к общему расстоянию перелета от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета), умноженного на стоимость указанного перелета в рублях. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 10.07.2012 N А26-113/2012 не нашел ничего противозаконного в расчете компенсации при полете в Таиланд по стоимости проезда плацкартного вагона железнодорожным транспортом Москва — Сочи — Москва. Как видим, способы расчета компенсации могут быть различными, но их объединяет одно: НДФЛ с компенсации не удерживается, а страховые взносы не начисляются.
——————————————————————