Сотрудники на связи
(Андреева М.)
(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 9)
СОТРУДНИКИ НА СВЯЗИ
М. АНДРЕЕВА
Марина Андреева, налоговый консультант, г. Москва.
Многие работодатели обеспечивают сотрудников мобильной связью в производственных интересах. Это позволяет оперативно находить клиентов (заказчиков), вести переговоры, заключать сделки, быстро реагировать на различные форс-мажорные ситуации. Как при этом не оплачивать личные разговоры сотрудников?
Выявляем факт недобросовестности
Как правило, факт недобросовестного использования работником корпоративной сотовой связи выявляется в конце месяца (расчетного периода) после получения работодателем детализированного отчета оператора сотовой связи по каждому числящемуся за компанией абонентскому номеру.
В данном отчете указывается общая стоимость предоставленных услуг связи, а также расшифровка всех состоявшихся телефонных разговоров (дата и время телефонных разговоров, код, название города, номер абонента, цена за одну минуту).
Такой документ следует проанализировать на предмет наличия разговоров, которые состоялись в нерабочее время (в том числе в праздничные и выходные дни) либо во время нахождения сотрудника в отпуске или на больничном. Также нужно обратить внимание на длительность разговора и местонахождение собеседника. Но даже если такие разговоры имели место, данный факт и наличие детализированного отчета не являются достаточными основаниями для удержания из заработной платы сотрудника сумм за неслужебные разговоры.
Основания для удержания
Согласно ч. 1 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. В части 2 ст. 137 ТК РФ перечислены возможные случаи удержания из заработной платы:
— возмещение неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
— погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или с переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
— возврат сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;
— увольнение работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, удержание за неотработанные дни отпуска.
Случаи удержания из заработной платы предусмотрены и в иных нормативных актах: ч. 1 ст. 107 УИК РФ, ч. 3 ст. 50 УК РФ, п. 4 ст. 226 НК РФ, ст. 82 СК РФ, ст. ст. 98, 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Возможность удержания из заработной платы в счет возмещения расходов работодателя, связанных с оплатой личных разговоров работников, указанными нормативными актами не предусмотрена.
Таким образом, сегодня законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, когда работодатель по своему распоряжению вправе произвести удержание из зарплаты сотрудника на основании ст. 137 ТК РФ.
Выход есть
В случае если работник использует оплачиваемую работодателем мобильную связь для личных разговоров, работодатель все-таки сможет возместить данные затраты на основании ст. 232 ТК РФ. Согласно указанной норме сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, должна возместить этот ущерб. Для применения данной нормы рекомендуется разработать Положение об обеспечении мобильной связью сотрудников (или корпоративными мобильными телефонами).
В Положении следует прописать следующие моменты:
— запрет на ведение личных переговоров;
— лимиты на мобильную связь: указать размеры лимитов, а также то, что необоснованные сверхлимитные расходы удерживаются из заработной платы сотрудника;
— Ф. И.О. сотрудников и номера телефонов, которые закреплены за ними.
С данным Положением должны быть под роспись ознакомлены все сотрудники, на которых оно распространяется. На его основании ведение личных переговоров с корпоративного телефона можно расценить как нанесение материального ущерба (ст. 232 ТК РФ).
Но необходимо иметь в виду, что наличие подписи сотрудников свидетельствует об их ознакомлении с указанным локальным актом, но не об их согласии на удержание из заработной платы сумм причиненного ущерба. Нужно ежемесячно требовать от сотрудников личных заявлений, в которых должна быть четко выражена их воля на удержание из их зарплаты сумм в конкретном размере. Сотрудникам рекомендуется в заявлениях сделать ссылку на отчет по детализации разговоров по соответствующей сим-карте.
Иными словами, работодатель без письменного согласия работника не вправе удерживать из заработной платы работников стоимость личных звонков. В случае удержания таких сумм из заработной платы без письменного согласия работника организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, не исключены споры с работниками по данному вопросу, поскольку наличие разговоров в нерабочее время (или превышение установленного лимита) не является безусловным доказательством того, что разговоры работника имели личный характер. Прежде чем произвести удержание, работодатель обязан не только установить, но и иметь доказательства того, что конкретная часть разговоров при превышении лимита была совершена работником не в связи с исполнением трудовых обязанностей, а в личных целях.
Порядок возмещения ущерба установлен ст. 248 ТК РФ. Согласно данной норме сумму ущерба сотрудник может внести в кассу или дать свое письменное согласие на удержание стоимости личных переговоров из его зарплаты.
——————————————————————