По закону или как всегда?

(Ванюхин В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2005, N 11)

ПО ЗАКОНУ ИЛИ КАК ВСЕГДА?

В. ВАНЮХИН

Владислав Ванюхин, начальник контрольно-аналитического отдела Государственной инспекции труда в Моск. области, к. ю.н.

Хотя в Постановлении Министерства труда РФ от 10.10.2003 N 69, которым утверждена Инструкция о порядке заполнения трудовых книжек (далее — Инструкция), сказано, что этот документ направлен на реализацию положений трудового законодательства Российской Федерации, задача далека от решения. Многие рекомендации по вопросу оформления стадии завершения трудовых отношений явно не соответствуют положениям трудового законодательства.

В пунктах 5.1, 5.2, 5.3 Инструкции рекомендуется производить в трудовых книжках работников такие записи: «Уволен по собственному желанию»; «Уволен по соглашению сторон»; «Уволен по сокращению штата работников организации».

Рекомендации даны, но из них не видно, когда договор расторгнут по инициативе самого работника, а в каком случае прекращен по соглашению сторон. Тем самым не остается и намека на законное равенство сторон на заключение и расторжение трудового договора.

Само понятие увольнения содержится в ст. 192 ТК РФ. Данная правовая норма находится в главе 30, которая называется «Дисциплина труда». В статье перечислены меры дисциплинарного характера, в том числе увольнение. Как и все дисциплинарные взыскания, увольнение служит для реализации дисциплинарной ответственности.

Как видим, увольнение — это всего лишь дисциплинарное взыскание с конкретной, присущей ему функцией. Применяется это дисциплинарное взыскание к работнику, совершившему дисциплинарный проступок.

Таким образом, если в приказе и трудовой книжке работника написано «уволен», это означает только одно: к работнику применено дисциплинарное взыскание, обязывающее претерпеть неприятные последствия. Так и хочется спросить, за что в трудовой книжке пишут «уволен», когда работник подал заявление о расторжении трудового договора по собственному желанию, или просит о переводе в другую организацию, или по состоянию здоровья не в силах исполнять свои трудовые обязанности.

Увольнение принципиально отличается от таких понятий, как прекращение или расторжение трудового договора, находящихся в разделе «Трудовой договор» и в главе, которая регулирует порядок завершения трудовых отношений.

Прекращение трудового договора — это правовая категория, имеющая как общее понятие, так и специальное. В качестве общего понятия прекращение представляет перечень оснований прекращения трудового договора, содержащийся в ст. 77 ТК РФ, но ни в одном из них не удается найти такого основания, как увольнение.

Как специальное понятие прекращение характеризуется наличием трех групп оснований:

прямо не связанных с активными действиями сторон, направленных на завершение трудовых отношений (взаимное согласие сторон, истечение срока договора и др.);

не зависящих от воли сторон (призыв работника на военную службу, неизбрание работника на выборную должность и др.);

происходящих из нарушения правил при заключении трудового договора (в нарушение приговора суда, без документа, подтверждающего наличие специальных знаний и навыков и др.).

Расторжение трудового договора — это окончание трудовых отношений односторонним волеизъявлением работника или работодателя. Характерным здесь является наличие активно выраженной воли одной из сторон, направленной на завершение трудовых отношений.

Работник вправе выразить свою волю в заявлении о расторжении трудового договора по собственному желанию согласно ст. 80 ТК РФ. Воля работодателя может быть выражена в приказе о сокращении численности или штата работников, а также в приказе о расторжении трудового договора в связи с совершением дисциплинарного проступка работником и в иных случаях, предусмотренных ст. 81 ТК РФ.

Известную путаницу вносит тот факт, что слово «увольнение» встречается в тексте ряда юридических норм Трудового кодекса в качестве синонима или просто для связки слов, несмотря на то, что синонимы недопустимы в содержании закона, поскольку приводят к разночтению. Далее, в пункте 5.4 Инструкции рекомендуется вносить в трудовую книжку работника запись: «Уволен в связи с неизбранием на должность, п. 3 ст. 83 ТК РФ».

В соответствии с пунктом 6 той же ст. 83 ТК РФ рекомендуется писать: «Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника». Обратите внимание, куда-то исчезло привычное слово «уволен»! Почему на этот раз изменилась формулировка? Может быть, потому, что нет смысла увольнять покойника? Надо отметить, что предлагаемая формулировка точно соответствует закону, то есть названию и правовому значению ст. 83 ТК РФ. Указанная статья называется «Прекращение трудового договора» и содержит основания, не зависящие от воли сторон и не связанные с противоправным поведением работника. Если для п. 6 ст. 83 ТК РФ предлагают законную формулировку, то почему в соответствии с п. 3 той же ст. 83 ТК РФ работнику, не избранному на должность, рекомендуют писать в трудовой книжке «уволен»?

Объяснить требованием закона это невозможно. Ведь работник, не избранный на должность, дисциплинарного проступка не совершал и увольнения не заслужил! Точно так же нельзя говорить об увольнении работника, который выразил собственное желание на расторжение трудового договора с работодателем в порядке ст. 80 ТК РФ.

Несомненно, в целях реализации положений ТК РФ необходимо внести изменения в Инструкцию.

——————————————————————