Проблемы правового регулирования смены руководителя юридического лица
(Королев А. Н.) («Юрист», 2005, N 10)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СМЕНЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
А. Н. КОРОЛЕВ
Королев А. Н., юрисконсульт ООО «Статус-ХХI».
Каждое юридическое лицо имеет руководителя, который представляет собой исполнительный орган организации и действует в интересах ее учредителей. Именно он является тем человеком, от которого зависит судьба как самого предприятия, так и многих людей, работающих в нем. Именно по этой причине особую актуальность приобретает вопрос правового регулирования назначения и освобождения руководителя организации от занимаемой должности. В настоящий момент в связи с отсутствием четкого законодательного регулирования данного правоотношения возникает ряд вопросов при «перестановке» в руководящем составе юридического лица. Для детального раскрытия вопроса обозначим его основные проблемы. 1. На каком основании происходит увольнение прежнего руководителя и какими документами это должно быть оформлено? 2. На каком основании и какими документами оформляется назначение нового руководителя, с какого момента новый единоличный исполнительный орган считается вступившим в должность? 3. Ответственность руководителей предприятия. По своей правовой природе увольнение представляет собой прекращение работником всех своих трудовых функций, предусмотренных трудовым договором и должностной инструкцией, оформленное в установленном законом порядке. Днем увольнения во всех случаях является последний день работы <*>. Основания прекращения трудового договора предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации <**>. Здесь важно отметить, что перечень дополнительных оснований для расторжения трудового договора с руководителем не является закрытым, т. е. существует возможность в контракте с руководителем организации предусмотреть особые основания <***>. В силу особого правового положения исполнительного органа юридического лица, наличие данного положения представляется уместным, одновременно с этим необходимо подчеркнуть, что «иное» основание расторжения указанного контракта должно быть четко сформулировано в самом соглашении. ——————————— <*> Статья 77 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 3. <**> Глава 13 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 3. <***> Статья 278 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 3.
Основанием для смены прежнего руководителя является протокол общего собрания учредителей/участников юридического лица (при количестве учредителей два и более) либо решение единственного участника общества (при одном учредителе). На основании данного документа издается приказ об увольнении. Здесь возникает вопрос о том, кто правомочен подписывать указанный документ. По общему правилу правом подписи аналогичных документов обладает руководитель организации. Одновременно с этим четкого законодательного регулирования данный вопрос не имеет. В связи с этим возникает ряд споров, а именно: в некоторых организациях приказ об освобождении от должности единоличного исполнительного органа подписывается учредителем, т. к. не совсем логично руководителю «самому себя увольнять». Однако приведенное положение не представляется соответствующим положениям отечественного законодательства. В соответствии с гражданским законодательством сведения о руководителе юридического лица вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, и в случае их изменения новые данные должны быть внесены в Реестр и приобретают силу для третьих лиц с момента произведения соответствующей записи <*>. ——————————— <*> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В связи с вышеизложенным представляется очевидным, что приказ о собственном увольнении должен быть подписан непосредственно руководителем юридического лица. Названное положение не представляется целесообразным. Наиболее приемлемым видится необходимость законодательного закрепления предоставления права подписи рассматриваемого документа учредителю организации, уполномоченному на то общим собранием учредителей (участников). Решение о назначении на должность нового руководителя должно быть отражено в тех же документах, что и решение об освобождении от занимаемой должности прежнего руководителя. При смене руководства организации особое значение имеет вопрос о том, когда же прежний руководитель считается освобожденным от своих обязанностей и как следствие — от ответственности. Следуя положениям статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, как правило, днем увольнения работника является последний день его работы (однако трудовым договором может быть предусмотрено иное <*>, например: днем увольнения руководителя является день передачи дел предприятия с подписанием акта приема-передачи и фактического вступления в должность нового руководителя, т. е. это означает, что даже после подписания протокола/решения и приказа руководитель не считается уволенным). Как уже отмечалось выше, аналогична позиция и гражданского законодательства — новый руководитель считается таковым для контрагентов организации и третьих лиц лишь с даты внесения соответствующей записи в Государственный реестр юридических лиц <**>. ——————————— <*> Статья 274 Трудового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 3. <**> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Важно еще раз подчеркнуть необходимость предоставления сведений о произведенных в руководящем составе организации изменениях в Государственный реестр юридических лиц. Указанные изменения должны быть предоставлены в регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения <*> (т. е. даты подписания протокола или решения о смене руководителя). Соблюдение установленного срока представляется весьма затруднительным. Наиболее приемлемым видится возможность увеличения указанного срока как минимум до пяти дней. За несоблюдение предусмотренных законодательством сроков установлена административная <**> и уголовная <***> ответственность. ——————————— <*> Пункт 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». <**> Пункт 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. <***> Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Помимо государственной регистрации произведенных изменений, необходимо предоставить сведения на нового руководителя во внебюджетные фонды, а также уведомить кредитную организацию, обслуживающую юридическое лицо. За несоблюдение данных требований в установленные сроки законодательством также установлена ответственность <*>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Постановление ФСС РФ от 04.12.2000 N 119 «Об утверждении Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации» утратило силу в связи с изданием Постановления ФСС РФ от 28.06.2004 г. N 56 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам регистрации страхователей». —————————————————————— <*> См., например: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 119 «Об утверждении Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации».
Таким образом, правовая природа отношений, связанных с изменением руководящего состава юридического лица, не является однородной. Она представляет собой сочетание норм трудового, гражданского, административного права. В связи с этим смена руководителя организации выступает как бы в двух ролях: с одной стороны, это совокупность сложных правоотношений, характеризующихся взаимодействием различных субъектов (учредителей (участников), государства, самого руководителя), а с другой — технический процесс, состоящий из оформления определенных документов. Кроме того, ввиду своей многогранности регулирование данного процесса, как частично было показано выше, зачастую характеризуется наличием ряда коллизионных проблем, которые в связи с ростом хозяйственных правоотношений требуют скорейшего правового разрешения.
——————————————————————