Итоги очередного перераспределения полномочий в сфере занятости населения

(Рысина Д. Ф.) («Кадры предприятия», 2007, N 4)

ИТОГИ ОЧЕРЕДНОГО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Д. Ф. РЫСИНА

Д. Ф. Рысина, юрист.

В последнюю неделю 2006 года Президент РФ подписал более 40 федеральных законов. Только отдельные из них привлекли внимание общественности и средств массовой информации. Большинство же вступило в действие незаметно, без освещения в профессиональной прессе. Одним из таких законодательных актов стал Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Он, конечно, не столь масштабен, как Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, и не столь значим с точки зрения социального обеспечения, однако в результате его принятия в очередной раз были перераспределены полномочия в сфере государственного управления. Его нормами внесены существенные изменения в федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в таких приоритетных сферах общественных отношений, как здравоохранение, образование, культура и занятость. Целями вносимых изменений являются комплексное совершенствование разграничения контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения и образования, пересмотр утративших свое значение и практическое применение разрешительных процедур, а также уточнение объемов полномочий органов власти по управлению имуществом.

Об изменениях в сфере занятости населения

Самыми значимыми для работодателя являются изменения, внесенные в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон). Новыми положениями Закона, вступившими в силу с 01.01.2007, фактически заново выстроена система государственной службы занятости населения; полномочия, ранее изъятые у субъектов Российской Федерации, переданы им, однако с условием, что они так и остаются полномочиями Российской Федерации и лишь передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления. Анализ результатов очередного перераспределения полномочий начнем с описания структуры государственной службы занятости населения. Согласно новой редакции статьи 15 Закона государственная служба занятости населения включает: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Таковым в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные данным Законом полномочия в сфере занятости. Указанные органы образуются на базе территориальных органов федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в сфере занятости. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.12.2006 N 1004-ПП «Об Управлении государственной службы занятости населения города Москвы» было принято решение о создании Управления государственной службы занятости населения города Москвы, которое является правопреемником Управления федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве; 3) государственные учреждения службы занятости населения. Как определено в пункте 2 статьи 15 Закона, деятельность государственной службы занятости населения направлена на: 1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; 2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; 4) организацию мероприятий активной политики занятости населения; 5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения. Статьей 7 Закона РФ в новой редакции за федеральными органами государственной власти в области содействия занятости населения закреплены следующие полномочия: а) разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере занятости населения; б) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения; в) установление норм социальной поддержки безработных граждан; г) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации; д) мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда; е) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения; ж) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; з) информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; и) формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств; к) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости; л) осуществление надзора и контроля за соблюдением и исполнением законодательства Российской Федерации о занятости населения; м) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в Российской Федерации. Объем полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, выполнявшихся Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами и государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости населения), переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, значителен (таблица 1).

Таблица 1

Полномочия До 01.01.2007 После 01.01.2007

Осуществление контроля за Роструд пункт 5.2.1 орган подпункт 1 обеспечением государственных гарантий Положения о ГСЗН пункта 1 в области занятости населения Роструде <*> субъекта статьи 7.1 РФ <**> Закона

Осуществление контроля за приемом Роструд пункт 5.2.2 орган на работу инвалидов в пределах Положения о ГСЗН установленной квоты Роструде субъекта РФ

Осуществление контроля Роструд пункт 5.2.3 орган за регистрацией инвалидов Положения о ГСЗН в качестве безработных Роструде субъекта РФ

Регистрация граждан в целях Роструд пункт 5.3.1 орган подпункт 2 содействия в поиске подходящей Положения о ГСЗН пункта 1 работы, а также регистрация Роструде субъекта статьи 7.1 безработных граждан РФ Закона

Оказание в соответствии с законода — тельством о занятости населения следующих государственных услуг: 1) содействие гражданам в поиске Роструд пункт 5.4.1 орган подпункт 3 подходящей работы, а работодателям Положения о ГСЗН пункта 1 в подборе необходимых работников Роструде субъекта статьи 7.1 РФ Закона

2) информирование о положении Роструд пункт 5.4.2 орган подпункт 3 на рынке труда в субъекте Положения о ГСЗН пункта 1 Российской Федерации Роструде субъекта статьи 7.1 РФ Закона

3) организация ярмарок вакансий — — орган подпункт 3 и учебных рабочих мест ГСЗН пункта 1 субъекта статьи 7.1 РФ Закона

4) организация профессиональной Роструд пункт 5.4.3 орган подпункт 3 ориентации граждан в целях выбора Положения о ГСЗН пункта 1 сферы деятельности (профессии), Роструде субъекта статьи 7.1 трудоустройства, профессионального РФ Закона обучения

5) психологическая поддержка, Роструд пункт 5.4.4 орган подпункт 3 профессиональная подготовка, Положения о ГСЗН пункта 1 переподготовка и повышение Роструде субъекта статьи 7.1 квалификации безработных граждан РФ Закона

6) осуществление социальных выплат Роструд пункт 5.4.5 орган подпункт 3 гражданам, признанным в установленном Положения о ГСЗН пункта 1 порядке безработными Роструде субъекта статьи 7.1 РФ Закона

7) организация проведения Роструд пункт 5.4.6 орган подпункт 3 оплачиваемых общественных работ Положения о ГСЗН пункта 1 Роструде субъекта статьи 7.1 РФ Закона

8) организация временного Роструд пункт 5.4.7 орган подпункт 3 трудоустройства несовершеннолетних Положения о ГСЗН пункта 1 граждан в возрасте от 14 до 18 лет в Роструде субъекта статьи 7.1 свободное от учебы время, безработных РФ Закона граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

9) социальная адаптация безработных Роструд пункт 5.4.8 орган подпункт 3 граждан на рынке труда Положения о ГСЗН пункта 1 Роструде субъекта статьи 7.1 РФ Закона

10) содействие самозанятости Роструд пункт 5.4.9 орган подпункт 3 безработных граждан Положения о ГСЗН пункта 1 Роструде субъекта статьи 7.1 РФ Закона

11) содействие гражданам Роструд пункт 5.4.11 орган подпункт 3 в переселении для работы Положения о ГСЗН пункта 1 в сельской местности Роструде субъекта статьи 7.1 РФ Закона

12) выдача работодателям заключений Роструд пункт 5.4.10 орган подпункт 3 о привлечении и об использовании Положения о ГСЗН пункта 1 иностранных работников в соответствии Роструде субъекта статьи 7.1 с законодательством о правовом РФ Закона положении иностранных граждан в Российской Федерации

Разработка и реализация региональных Роструд пункт 5.5.7 орган подпункт 4 программ, предусматривающих Положения о ГСЗН пункта 1 мероприятия по содействию занятости Роструде субъекта статьи 7.1 населения, включая программы РФ Закона содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы

Организация и проведение специальных — — орган подпункт 5 мероприятий по профилированию ГСЗН пункта 1 (распределению безработных граждан субъекта статьи 7.1 на группы в зависимости от профиля РФ Закона их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально — демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустрой — стве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан

Проверка, выдача обязательных для Роструд пункт 5.5.1 орган подпункт 6 исполнения предписаний об устранении Положения о ГСЗН пункта 1 нарушений законодательства о Роструде субъекта статьи 7.1 занятости населения, привлечение РФ Закона виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Принятие мер по устранению Роструд пункт 5.5.3 орган подпункт 7 обстоятельств и причин выявленных Положения о ГСЗН пункта 1 нарушений законодательства о Роструде субъекта статьи 7.1 занятости населения и восстановлению РФ Закона нарушенных прав граждан

Обобщение практики применения и Роструд пункт 5.5.5 орган подпункт 8 анализ причин нарушений законода — Положения о ГСЗН пункта 1 тельства о занятости населения Роструде субъекта статьи 7.1 в субъекте Российской Федерации, РФ Закона а также подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства

——————————— <*> Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). <**> Орган государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.

Как видно из таблицы, большинство государственных услуг в сфере занятости передано для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 3 статьи 15 Закона особо подчеркивается, что услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. В целях эффективного обеспечения оказания услуг в сфере занятости и эффективного расходования на эти цели средств предусмотрено формирование регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Состав Регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц и Регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения — работодателей определен в пунктах 2 — 3 статьи 16.1 Закона (таблица 2).

Таблица 2

N Структура Регистра N Структура Регистра п/п получателей государственных п/п получателей государственных услуг в сфере занятости услуг в сфере занятости населения — физических лиц населения — работодателей

1 Регистрационный номер 1 Регистрационный номер учетной записи учетной записи

2 Фамилия, имя, отчество 2 Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя

3 Дата рождения 3 Адрес (местонахождение)

4 Пол 4 Сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях

5 Гражданство

6 Адрес места жительства (пребывания), телефон

7 Серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего их органа

8 Дата обращения гражданина

9 Категория, к которой относится гражданин

10 Сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории

11 Образование

12 Дата регистрации гражданина в качестве безработного

13 Размер и сроки выплаты пособия по безработице

14 Предоставленные гражданину государственные услуги с указанием даты и результата действия

15 Дата и причина снятия с учета

Правительство РФ вправе устанавливать обязательность внесения в указанные Регистры иной информации. Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения поручено Роструду. Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Минздравсоцразвития России. Сведения о лицах, которые содержатся в указанных регистрах, в соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 Закона должны предоставляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации безвозмездно. Федеральные органы не устранены из сферы реализации государственной политики содействия занятости населения. В соответствии с пунктом 7 статьи 7.1 Закона Минздравсоцразвития России: 1) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий; 2) издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; 3) утверждает обязательные для исполнения регламенты и стандарты предоставления государственных услуг в сфере переданных полномочий, нормативы определения количества государственных учреждений службы занятости населения; 4) вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий; 5) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; 6) согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия; 7) устанавливает профессиональные и квалификационные требования к руководителям государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации; 8) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство РФ предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия Роструда определены в пункте 8 статьи 7.1 Закона. Он: 1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; 2) осуществляет надзор и контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, в том числе в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях органами и государственными учреждениями службы занятости населения субъектов Российской Федерации законодательства о занятости населения, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний: — об устранении выявленных нарушений; — о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации; — об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации; 3) согласовывает схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации на основе установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, норматива определения количества данных учреждений в субъектах Российской Федерации; 4) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий; 5) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с передачей полномочий в сфере занятости высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 9 статьи 7.1 Закона: 1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы; 2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; 3) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, схему размещения государственных учреждений службы занятости населения субъекта Российской Федерации; 4) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принятыми Минздравсоцразвития России по вопросам занятости; 5) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров: — ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей (в случае, если такие показатели установлены); — экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий; — сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения; — сведений по установленной форме о прогнозных показателях в сфере переданных полномочий; — иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России. Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 7.2 Закона вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Они также могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан. Порядок направления, получения и расходования средств на осуществление переданных полномочий, указанных в таблице 1, определен в пунктах 2 — 6 статьи 7.1 Закона. Согласно названным нормам средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основе Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 35, исходя из численности населения и поправочных коэффициентов, учитывающих уровень безработицы и размеры выплат пособий по безработице. В случае уменьшения объема средств, направленных на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, высвободившиеся средства могут быть направлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации на финансирование иных полномочий в сфере занятости. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства, выделяемые для осуществления полномочий Российской Федерации в сфере занятости, передаваемых для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 10 статьи 7.1 Закона контроль за расходованием средств на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере занятости будут осуществлять Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Роструд и Счетная палата РФ.

О наделении сотрудников Роструда полномочиями по составлению протоколов об отдельных административных правонарушениях

Еще одно положение Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»: его статьей 17 внесено дополнение в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. В части 2 названной статьи перечислены должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В числе таковых в новом подпункте 86 части 2 статьи 28.3 Кодекса, включенном в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ, указаны должностные лица федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения: с 01.01.2007 они наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 Кодекса (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства) и его статьей 19.7 (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде).

——————————————————————