Пределы срока
(Гвоздицких А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 49)
ПРЕДЕЛЫ СРОКА
А. ГВОЗДИЦКИХ
Анна Гвоздицких, юрист центра социально-трудовых прав.
В настоящее время среди специалистов трудового права идет дискуссия о максимальном сроке служебной командировки. Дело в том, что действующий Трудовой кодекс РФ данный срок не устанавливает, а срок, предусмотренный в Инструкции о служебных командировках, утв. Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов от 07.04.88 N 62, некоторые работодатели на практике игнорируют, считая его неприменимым. Кто же все-таки прав в этом споре? Рассмотрим данный вопрос в настоящей статье.
Пробел, коллизия или норма?
Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Таким образом, одним из квалифицирующих признаков и одновременно условием правомерности служебной командировки выступает ее срок, который должен быть ограничен. На основании каких же нормативных правовых актов определяется максимальный срок служебной командировки, раз указанная статья ТК РФ его не устанавливает?
Трудовой кодекс РФ указывает, что особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (часть 2 ст. 166). Однако вряд ли срок командировки можно отнести к таким особенностям: ведь прежде чем устанавливать исключения, необходимо определить общее правило.
Таковым правилом, на наш взгляд, является норма, предусмотренная п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 18.03.88 N 351 «О служебных командировках в пределах СССР» и п. 4 принятой в соответствии с ним Инструкции о служебных командировках, утв. Министерством финансов СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов от 07.04.88 N 62 (далее — Инструкция). Согласно п. 4 Инструкции срок командировки определяется руководителями организаций, однако он не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Срок командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года.
Инструкция является действующим нормативным правовым актом, она формально не отменена, применяется судами (см., например, решение ВС РФ от 20.06.2002 N ГКПИ2002-663, решение ВС РФ от 04.03.2005 N ГКПИ05-147) и контролирующими органами на территории РФ на основании ст. 423 ТК РФ (т. е. применяется постольку, поскольку она не противоречит ТК РФ). По нашему мнению, раз Инструкция ТК РФ не противоречит, определенный ею максимальный срок командировки должен соблюдаться.
Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что ограничение служебной командировки сроком 40 дней противоречит ТК РФ. В обоснование этой позиции приводится довод о том, что поскольку сам Кодекс никаких подобных ограничений не содержит, то ограничения в Инструкции вступают с ним в противоречие. Данный вопрос рассматривается с позиции интересов работодателя, стремящегося отправить работника в служебную командировку любой продолжительности без ограничений. Между тем указанное мнение необоснованно по следующим причинам.
Коллизии правовых норм возникают в том случае, когда они регулируют по-разному один и тот же предмет. ТК РФ устанавливает только понятие служебной командировки и гарантии работникам, включая перечень расходов, связанных со служебной командировкой (ст. ст. 166 — 168). Инструкция же вводит порядок направления в командировки, включая и максимальный ее срок.
Как видим, Инструкция и ТК РФ в части срока командировки не пересекаются, следовательно, не образуют и коллизий. Соответственно Инструкция не может противоречить ТК РФ, так как, напротив, дополняет его, устанавливая дополнительные гарантии работникам. В силу ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Инструкцию как раз и следует отнести к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Служебная командировка, по сути, является временным допускаемым изменением условия трудового договора о месте работы. Согласно ст. 57 ТК РФ обязательным условием трудового договора является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Между тем отказ работника от поездки в служебную командировку является нарушением трудовой дисциплины, согласие работника для поездки в служебную командировку должно испрашиваться только в исключительных случаях, определенных ТК РФ.
Поскольку одной из основных задач трудового законодательства в силу ст. 1 ТК РФ является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, то представляется, что право работодателя направлять своих работников в командировки должно быть ограничено. Причем для этой цели недостаточно установления только гарантий возмещения расходов, связанных с командировкой, и сохранения места работы за работником. Необходимы еще и процедура направления в командировки, и ограничение срока командировки как неотъемлемые ее части. Допустить иное означает фактическое дозволение работодателю изменять условие трудового договора в одностороннем порядке без каких-либо ограничений.
Следовательно, превышение сроков командировки работодателем будет означать нарушение трудового законодательства и может повлечь за собой административную ответственность на основании ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако здесь необходимо сделать уточнение, что Инструкция распространяется только на командировки в пределах России.
Сроки служебных командировок согласно Инструкции могут устанавливаться иными федеральными органами государственной власти. Указанными органами они, как правило, устанавливаются в пределах общих 40 дней.
Мнение ФНС
О сроках командировки высказывались также налоговые органы. Однако их не интересует нарушение трудового законодательства, их интересует обоснованность признания командировочных затрат расходами в целях налогообложения прибыли. В частности, в письмах московских налоговиков указывалось, что «для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с пребыванием работника организации вне места основной работы более 40 дней, не могут быть квалифицированы как командировочные расходы» (см. письма Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве от 03.07.2007 N 20-12/062183, УМНС России по г. Москве от 15.10.2003 N 26-12/57647). Аналогичное мнение высказывает и Минфин России (см. письмо от 28.11.2007 N 03-04-06-01/421).
В указанных письмах содержится мнение о том, что направление работника в другую местность на срок более 40 дней рассматривается в качестве временного перевода на другую работу (изменения места работы). И именно на этом основании нельзя вести речь о командировочных расходах в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль. Полагаем, что данное мнение налоговых органов о квалификации возникающих отношений с точки зрения ТК РФ весьма спорно, однако работодателям, несомненно, следует его учитывать, чтобы не создать себе налоговых проблем.
Последствия слишком длительной поездки
Также необходимо оценивать и риск признания возникновения обособленного структурного подразделения в случае длительных командировок. Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В случае создания обособленного подразделения у организации возникает обязанность встать на налоговый учет по местонахождению такого подразделения. При нарушении этого срока она может быть оштрафована. И хотя арбитражная практика по вопросу о признании создания обособленного структурного подразделения обширна и налоговым органам, как правило, сложно доказать факт создания оборудованных стационарных рабочих мест, тем не менее данный риск также необходимо учитывать.
Таким образом, превышая установленный Инструкцией N 62 срок командировки, работодатель создает себе одновременно несколько рисков:
— риск привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ);
— риск привлечения к налоговой ответственности в случае, если налоговые органы смогут доказать создание обособленного структурного подразделения или необоснованность отнесения затрат на командировку на расходы в целях налогообложения прибыли;
— риск судебного разбирательства с работником о возмещении ущерба и морального вреда, причиненного ввиду превышения допустимого срока командировки, либо о взыскании командировочных расходов, в случае если работодатель выплатит их не за все фактические дни пребывания в командировке.
——————————————————————