Мы выбираем, нас выбирают, или новый взгляд на увольнение

(Майорова Е. В.)

(«Трудовое право», 2008, N 2)

МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ, ИЛИ НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА УВОЛЬНЕНИЕ

Е. В. МАЙОРОВА

Смена работы — немаловажное изменение, происходящее в жизни каждого человека не однажды. Приходилось ли вам когда-нибудь увольняться по собственному желанию или к этим мерам вынужден был прибегнуть работодатель? Итак, каждый день кто-то да увольняется. Процедуру увольнения в опыте человечества давно можно считать стандартным мероприятием, к которому нужно относиться как можно более спокойно, а иногда и с известной долей иронии. Достаточно вспомнить героев сказок, как из львиной стаи изгоняется лев, который нарушил обычаи стаи, или героиня произведения Мамина-Сибиряка, маленькая уточка Серая Шейка, не смогла улететь на юг с семьей по причине сломанной лапки. Финал сказок, как правило, благополучный. Лев находит другой прайд, который в конце концов принимает его. А Серая Шейка встречает доброго охотника, который лечит ее, чтобы в будущем году она смогла полететь в теплые края с родными. Однако, как это ни странно, несмотря на все прочитанные нам в детстве сказки со счастливыми концовками, у человека при увольнении часто возникает чувство стресса, сильного в случае его «изгнания из стаи» — компании и не слишком ощутимого при самостоятельной смене места работы, даже если это сулит ему невероятные новые возможности. Что предпринимать уволенным сотрудникам и что должны были бы сделать компании, чтобы достойно «вынести» столь неприятное событие для обеих сторон, как увольнение?

Эффект служанки

Как поется в известной песне: «Мы выбираем, нас выбирают». Смена места работы происходит как раз по этой причине. Нас выбирают «на вылет» работодатели или мы сами увольняемся, стараясь уйти от негативных сторон нашего бытия, отраженных в нелюбимой работе. Со стороны работодателя — насколько объективно происходит выбор или нет, не нам судить. Остается надеяться, что в случае с работодателем отсутствует «эффект служанки», известный как случай со старой графиней, которая меняла домработницу каждые девять месяцев. Сначала в новой работнице ее устраивало абсолютно все, затем отыскивались какие-нибудь недостатки. Завершением отношений было увольнение «бестолковой» служанки. При этом не учитывалось, что при найме все ее личностные и профессиональные качества хозяйку вполне устраивали. Своего рода «кастинг на отбытие».

Стресс по велению души

Никто никогда не задумывался над вопросом, почему, собственно, мы «стрессуем», когда нас увольняют. То есть, конечно, медики и психологи неоднократно рассматривали эту проблему. Но их вывод о том, что стресс — это реакция на негативные события в жизни человека, на самом деле не исчерпывает всех возможных причин. Да и кто сказал, что увольнение — негативное событие? Предположительно, у меня есть иное мнение по поводу причин стресса — «увольнения». Перечисление их не займет много времени. Мы «стрессуем», потому что:

перенимаем этот опыт у других. Много раз в своей жизни мы видели, как переживали наши родители, друзья и знакомые в моменты увольнения;

нам хочется, чтобы нас пожалели;

мы перестаем видеть в момент увольнения в себе хорошее, так как актом увольнения нам попытались внушить неуверенность в себе;

мы не знаем других моделей поведения;

наконец, нам просто «хочется стрессовать».

Однако человек сам в состоянии выбрать, «стрессовать» ему или нет. Каждый человек в состоянии оценить любое событие как негативное или позитивное. Необходимо приложить немного усилий и включить волю для превращения самого отрицательного события в положительное. Ломайте стереотипы. Не усложняйте жизнь себе и другим, в особенности близким людям, своим стрессом и «саможалением». Будьте всегда в порядке. И тогда никто, даже ваш бывший работодатель, не в состоянии будет вселить неверие в ваши собственные силы. Вот строки из книги Джуэл Коллингвуд «Управление эмоциями с помощью НЛП», еще раз помогающие понять состояние души, необходимое для столь решительного момента: «Способность чувствовать то, что хочешь, тогда, когда хочешь, — это очень полезный навык».

Мысли о свободе

— Я не могу поверить в это, — сказала Алиса.

— Не можешь? — ответила Королева тоном,

выражающим сожаление.

— Попробуй снова: глубоко вдохни и закрой глаза.

Алиса рассмеялась:

— Бесполезно пробовать, — сказала она.

— Невозможно поверить в невероятное.

— Смею заметить, что у тебя не было достаточной

практики, — ответила Королева.

— Когда я была в твоем возрасте, я всегда делала это

по полчаса в день. Так вот, иногда я умудрялась

поверить в целых шесть невероятных вещей до завтрака.

«Алиса в Зазеркалье»

Льюис Кэрролл

При близком рассмотрении у увольнения есть не только негативные стороны. Когда вы уволились или вас уволили, не стоит поддаваться растерянности и унынию. Приобретенная временная свобода в проработке своей личной жизни и карьеры вам точно обеспечена. Как говорил Фрейд: «Нет понятия фактов, есть лишь их интерпретация». То есть информацию, будь она положительной или отрицательной, каждый человек воспринимает по-своему. Вернее, способен воспринять со знаком «минус» или «плюс». Если он хорошенько прорефлексирует ситуацию, при этом не доходя до крайней точки невротизма, а с применением собственной силы воли и интеллекта сумеет направить работу над собой в нужное русло. К проблеме увольнения нужно подходить с философской точки зрения. Согласно статистике, американцы меняют работу каждые два года. И этот факт не смущает их нисколько. Россиянам же можно посоветовать отбросить предубеждение, что увольнение — это позор или несчастье, и поверить, что очередное увольнение лишь очередная порция особой новизны жизни, как новая порция мороженого или подарок судьбы, который вам преподнесен и которым грех не воспользоваться. О формировании позитивных убеждений даже к самым отрицательным событиям жизни Ричард Бандлер в книге «Создание убеждений» пишет: «Убеждения могут стать предметом выбора. Вы можете отбрасывать те убеждения, которые ограничивают вас, и строить убеждения, которые будут делать вашу жизнь более веселой и более успешной». Ситуацию увольнения лучше всего нужно представлять как возможность пути к совершенствованию личной натуры и характера, то есть с пониманием, что каждая ситуация преходяща и появилась возможность пересмотреть с самого начала свой карьерный путь, да и отношение к прежней работе, а также взглянуть критичнее на предыдущую жизнь. Вместо высиживания в плохо проветриваемых помещениях впереди обретение временной свободы. Психологи советуют: сначала отдохните. Поехать в путешествие — значит отбросить «старую жизнь» подальше и начать новую, неожиданную. Сосредоточьтесь на волшебном и таком сладкозвучном слове «свобода», и пусть она выльется в разные формы — от смены поднадоевшего и вечно брюзжащего начальника до изменения вида деятельности, которым вы занимались до недавнего времени. Возможно, свобода от старых стереотипов, привычек и предрассудков, оформленных в виде предписанных работодателем корпоративных правил, позволит отыскать вам в новой бизнес-среде новые правила, наиболее подходящие вам.

Призы работодателям

Не только сотрудникам и компаниям следовало бы призадуматься над сущностью процесса увольнения, их необходимостью, причинах и возможных предотвращениях. Государству также неплохо было бы озаботиться мерами по предотвращению незаслуженных, незапланированных и любых других увольнений, совершающихся без обоюдного объективного согласия обеих сторон — компании и сотрудника. Ведь часто за формулировкой «по собственному желанию, по соглашению сторон» скрывается нечто совсем иное — обиды, непонимание, конфликты. Предложенным выходом из ситуации бесконечных увольнений, охвативших в последнее время Россию, будет, например, награждение тех компаний призами, которые вообще практически обходятся без увольнений. Во всем мире ежегодно проводятся 300 кинофестивалей. Это означает, что каждый день проходит какой-нибудь кинофестиваль. Между тем в мире не существует ни одной компании, не проводившей когда-либо увольнений работников, начиная с причины в «связи с отсутствием необходимости в сотруднике» (англ. Redundancy), что означает согласие работника на досрочный уход на пенсию или по сокращению штата, и заканчивая массовыми увольнениями работников в связи с экономическими и политическими кризисами в стране. В такие моменты работникам бывает обидно за свою «ненужность». Неприятно чувствовать себя тем, что больше не нужно. На кинофестивалях существует система наград и различные номинации «За лучший фильм», «За лучшую режиссуру» и т. п. Почему бы не начать награждать тех работодателей и те компании, которые даже в неблагоприятных политических и экономических условиях находят возможности для сохранения персонала? И подводить итоги за год, за пять лет. Учреждение призов «Минимум увольнений», «100-процентное сохранение персонала» вызовет настоящую борьбу в бизнес-среде за право быть лучшими. Затем было бы интересно вывести фестиваль лучших работодателей на международный уровень. Уж тут российским работодателям было бы где разгуляться. Ведь мы привыкли везде быть впереди планеты всей.

Достаточно вспомнить большинство видов спорта, балет, космос. Соревновательный эффект не замедлил бы сказаться. Хватит быть российским предпринимателям позади всех, занимая лишь «пьедестал» по количеству незаконных увольнений! Незаконных в том смысле, что не по итогам аттестации, а чаще по субъективному восприятию работника — «не нравится, и все тут».

Увольнения и их фантастическое будущее

Очень хотелось бы, чтобы в будущем, если увольнение неизбежно и отнюдь не по собственному желанию, служба персонала и непосредственный руководитель оказали бы увольняемым такие услуги:

помощь в поиске нового места работы;

организация в случае необходимости программы переподготовки и повышения квалификации для получения новой работы.

Мечты о том, чтобы увольнений было намного меньше, в фантастическом будущем российского менеджмента сбудутся в случае совершения компаниями следующих простых деяний:

по возможности содействовать обеспечению досрочного ухода на пенсию;

проводить специальные мероприятия по сокращению количества высвобождаемого персонала;

наиболее квалифицированному персоналу, в том числе профессионалам редких специализаций, обеспечивать пожизненный наем до достижения пенсионного возраста;

проводить ротацию персонала и горизонтальные перемещения с целью повышения знаний и навыков работников;

производить оплату труда в зависимости от стажа и иметь гибкую систему заработной платы;

сокращать рабочую неделю по желанию сотрудников или в период ухудшения конъюнктуры;

предлагать внеочередные отпуска в сложные периоды работы компании.

Конечно, данные мероприятия не будут полностью гарантировать стабильной занятости каждому работнику автоматически. Основная их задача — сберечь необходимое число наиболее квалифицированных работников, стимулировать их желание постоянно повышать производительность и эффективность своей работы. Вы все еще сомневаетесь, что в будущем описанные «чудеса» вряд ли материализуются в жизнь и станут явью. На самом деле во многих западных и американских компаниях все это уже происходит. Заимствовать технологии с Запада в области менеджмента и управления персоналом давно стало модным, да и подчас это дает весьма неплохие результаты, если они корректно адаптированы к российской действительности. Отношение к таким программам работников, разумеется, будет оценено сотрудниками как положительное, так как повысится их лояльность и, как следствие, улучшится отношение к работе. Возрастание уровня мотивации и уровня производительности труда у работников даст основание предполагать, что такие мероприятия в каждой российской компании будут иметь большое значение в «борьбе» с потенциальными увольнениями. На российском бизнес-пространстве «стоит кадровый голод» — пора «остановиться» и подумать о будущем компании и новых нестандартных подходах к процессам увольнения. Да и так ли уж они необходимы в некоторых случаях?

——————————————————————