Вступление России во Всемирную торговую организацию: новые вызовы трудовых отношений
(Офман Е. М.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2013, N 3)
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ <*>
Е. М. ОФМАН
——————————— <*> Ofman E. M. Russia’s accession to the World Trade Organization: new challenges labor relations.
Офман Елена Михайловна, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского филиала Российской академии правосудия, г. Челябинск.
В статье рассмотрены идеи ВТО, возможные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию, указаны вызовы, стоящие перед трудовым правом России.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, трудовое право, безработица, сокращение рабочих мест, заработная плата.
The article considers the idea of the WTO, the possible consequences of accession of Russia to the World Trade Organization, are the challenges facing labor law in Russia.
Key words: the World Trade Organization, employment, unemployment, job cuts, wages.
Россия в XXI в. является членом различных международных организаций, среди которых: Организация Объединенных Наций (Совет Безопасности ООН), Содружество Независимых Государств, Международная организация труда, Организация Договора о коллективной безопасности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация черноморского экономического сотрудничества, Совет Европы, Большая восьмерка, Большая двадцатка, БРИКС, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества, Центрально-Азиатское сотрудничество, Евразийское экономическое сообщество. В августе 2012 г. Российская Федерация ступила во Всемирную торговую организацию. Какие вызовы в связи с этим необходимо принять сегодня трудовому праву? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть идеологию Всемирной торговой организации. Первая идея — это «теория свободной торговли». Согласно ст. IV Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС/GATS) <1> возрастающее участие развивающихся стран-членов в международной торговле облегчается посредством достигнутых путем переговоров специфических обязательств различных членов в отношении: ——————————— <1> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. V). С. 2300 — 2335.
a) усиления национального потенциала их сферы услуг, ее эффективности и конкурентоспособности, среди прочего, посредством доступа к технологии на коммерческих условиях; b) улучшения их доступа к каналам распределения и информационным сетям; c) либерализации доступа к рынку в секторах и способах поставки услуг, представляющих для них экспортный интерес. «Теория свободной торговли» проявляется еще и в интеграции рынков рабочей силы. Согласно ст. V-бис Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС/GATS) настоящее Соглашение не препятствует любому из его членов быть Стороной в Соглашении, создающем полную интеграцию рынков рабочей силы между Сторонами такого Соглашения или среди них, при условии что такое Соглашение: a) освобождает граждан Сторон Соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу; b) уведомление о нем направляется в Совет по торговле услугами. При этом типичной является такая интеграция, которая обеспечивает гражданам стран-участниц право свободного доступа к рынку занятости стран-участниц и включает меры, касающиеся условий оплаты, других условий занятости и социальных благ. Вторая идея — повышение заработной платы работников. Третья идея — оснащение производств совершенным высокопроизводительным оборудованием; создание комфортных рабочих мест. Следует отметить, что право ВТО стоит над национальным правом государств его членов. Любая страна — член ВТО посредством Суда ВТО может заставить правительство любой другой страны, входящей в ВТО, отменить ее национальные и региональные законы и правила. Меморандумом ВТО от 19 марта 2001 г. <2> регламентируются следующие условия: ——————————— <2> URL: http://www. veche-info. ru/ index. php? option= com_content&view;= article&id;= 603:2012-08-04-14-47-46& catid=25:novosib&Itemid;=43.
— национальные законы и подзаконные акты могут быть отменены, если ВТО сочтет их «более обременительными для бизнеса, чем необходимо». Поэтому государство лишается своего суверенного права на самостоятельную законодательную политику; — страны — члены ВТО должны ежегодно информировать ВТО о принятых новых законах и изменениях, внесенных в действующее законодательство, для экспертизы на их соответствие интересам других членов организации. Государство, вступившее в ВТО, уже не может как суверенное государство просто изменять свою политику. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия можно только через три года после вступления их в силу и только после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки. Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран (ст. II ГАТС). Государство не может ввести количественные и качественные ограничения для доступа на свои рынки иностранных товаров и услуг, как то: квоты, эмбарго, запрет, контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт. Экономисты указывают на неблагоприятные последствия вступления России с ВТО. В частности, приводится закон, установленный западным экономистом Фридрихом Листом: «Повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю, и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии» <3>. Представитель МВФ Энн О. Кригер заявила в Петербурге о том, что «выполнение требования платить этим рабочим (в развивающихся странах) «достойную» зарплату (на уровне развитых стран) полностью бы уничтожило все сравнительные преимущества для фирм, которые используют неквалифицированную рабочую силу» <4>. ——————————— <3> Лист Ф. Экономика больших пространств. URL: http://www. e-reading-lib. com/ chapter. php/ 20824/85/ Dugin_-_Geopolitika_ postmoderna. html. <4> VII Международный экономический форум в Санкт-Петербурге, 18 июня 2003 г. // Кригер Энн. Бедность и богатство в условиях глобализации. URL: www. imf. org/external/ country/rus/rr/ rus/2003/pdf/061803r. pdf.
В сфере трудовых отношений прогнозируется следующее: 1. Уничтожение или резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопром, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Особенно пострадает агропромышленный комплекс. Исследования показали, что только 10% региональных предприятий (в основном в сырьевой сфере) позитивно воспринимают идею вступления в ВТО. Остальные 90% в силу своей неподготовленности, отсутствия опыта и особенно изношенных мощностей, которые достигают сегодня до 70%, не выдержат конкуренции. 2. Понижение конкурентоспособности отечественных производителей, что окажет влияние на размер заработной платы работников. По данным ООН, в странах, которые открыли свои рынки иностранному капиталу, снизились зарплаты. В почти всех развивающихся странах, которые предприняли либерализацию торговли, увеличилась разница между зарплатами, особенно в связи с падающей занятостью рабочих в промышленности. 3. Резкий рост безработицы и увеличение оттока квалифицированной рабочей силы; приток дешевой рабочей силы <5>. При этом необходимо иметь в виду, что нормы ВТО в части положений Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) вступают в прямое противоречие с Конституцией РФ в части положений о социальных гарантиях гражданам России: ——————————— <5> Последствия вступления России в ВТО. URL: http://stop-vto. ru/2011/11/16/ posledstviya — vstupleniya-rossii-v-vto-kratko/.
— государству, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность, запрещено обязывать инвесторов принимать на работу местное население; — документы ВТО противоречат конвенциям ООН и МОТ по труду. Они предписывают ввозить на территорию инвестиционной деятельности рабочую силу из более бедных стран, поддерживая при этом зарплату у себя в стране на уровне средней заработной платы той страны, откуда ввезены рабочие. В рамках ГАТС 4-й вид предоставления услуг — ввоз иностранных рабочих — подразумевает, что будет возможным легально ввозить в страну рабочих из других стран и оплачивать их труд ниже уровня зарплат, принятого в России. Это подрывает уровень зарплат, тарифные договоры, минимальные зарплаты и любую социальную защищенность как ввозимых в страну работников, так и занятых в этом секторе людей, живущих в России. К примеру, в Китае и Индии 40 долларов — хорошая зарплата, а 200 долларов может получать руководитель предприятия. По данным на 2011 г., почасовой заработок на юге Китая составляет лишь около 80 центов в час; около 200 миллионов китайцев живут на 1 доллар в день <6>. ——————————— <6> Средняя зарплата в Китае. URL: http://respect2china. ru/ novosti/ srednyaya-zarplata-v-kitae.
4. Ухудшение конкурентных условий отечественного производства будет способствовать усилению тенденции к экономии на стоимости рабочей силы. Этой тенденции будет содействовать и государство, поскольку в условиях радикального снижения защиты внутреннего рынка, которая создавала стимулы для переноса иностранными инвесторами производств в страну и углубления локализации, едва ли не единственным стимулом для привлечения инвестиций станет низкая цена на рабочую силу. Положение будет усугубляться слабостью и низкой эффективностью институтов по защите прав и интересов работников (профсоюзов, судебной системы, механизмов досудебного разрешения трудовых споров, органов государственного надзора и контроля в сфере труда) <7>. ——————————— <7> Кудюкин П. Трудовые права и ВТО. URL: http://stop-vto. ru/2012/ 06/02/ itogi-mezhdunarodnoy — konferentsii — chto-zhdet — rossiyu-v-vto.
В связи с этим представляется, что трудовому законодательству необходимо будет ответить на поставленные вступлением России в ВТО вызовы: выработать действенный механизм защиты прав и интересов работников и работодателей; совершенствовать миграционное законодательство.
——————————————————————