Легализация иностранного сотрудника компании

(Кулешова Т.)

(«Корпоративный юрист», 2008, N 9)

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННОГО СОТРУДНИКА КОМПАНИИ

Т. КУЛЕШОВА

Кулешова Татьяна, руководитель отдела миграционного права юридической фирмы A3 Group.

Очень часто юридические лица, а также их представительства и филиалы сталкиваются с необходимостью оформления своих иностранных сотрудников в РФ. Как на практике пройти процедуру оформления, какие трудности при этом возникают? Автор статьи освещает эти и другие вопросы, возникающие в связи с привлечением иностранца на работу.

Актуальность темы обусловлена, прежде всего, ростом российской экономики, развитием промышленности, строительства, торговли, а также привлечением значительных иностранных инвестиций в российский бизнес. Все это способствует увеличению потребности в трудовых ресурсах. К сожалению, квалифицированной рабочей силы на территории нашей страны часто не хватает, поэтому и приходится привлекать к работе иностранцев. На данном этапе на первое место выходит вопрос законодательного регулирования процессов, связанных с легализацией иностранных работников и профилактикой незаконной миграции в РФ.

В последнее время был принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на облегчение процедуры оформления иностранных сотрудников. Рассмотрим основные этапы легализации таких работников и трудности, возникающие при этом у работодателей.

Формирование и порядок определения квот на осуществление

иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ

6 октября 2007 г. было принято Постановление Правительства РФ N 759 (далее — Постановление), внесшее изменения в Постановление от 22 декабря 2006 г. «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление N 783).

В первую очередь стоит отметить своевременность принятия Постановления: вопросы, неучтенные в предыдущих законодательных актах, ранее приводили к возникновению проблем у компаний-работодателей. Например, в прошлом году многие компании столкнулись с тем, что в большинстве субъектов РФ, в том числе в Москве, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу закончилась еще в конце августа. Причин было несколько: увеличение потребности в иностранной рабочей силе (ИРС), спровоцированное ростом экономики; введение повышенных штрафов за привлечение нелегальных мигрантов и некоторые другие. Пути выхода из возникшей тогда ситуации не были предусмотрены актами, регулирующими вопросы квотирования.

В последние законодательные акты были внесены изменения, призванные облегчить жизнь работодателям и их иностранным сотрудникам. Так, в п. 2 Постановления N 783 появились принципы определения потребности в привлечении иностранных работников: данная потребность определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.

Пункт 3 Постановления N 783 гласит, что потребность в привлечении иностранных работников используется федеральными органами исполнительной власти для определения в целом по РФ:

1) потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам;

2) квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности;

3) квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Итак, всем работодателям ежегодно до 1 мая надлежит представить в уполномоченные органы субъектов РФ заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (п. 7 Постановления N 783). Уже на этом этапе у работодателей возникает ряд вопросов, в том числе:

— как заполнять заявку и куда ее подавать;

— какое количество иностранных сотрудников указывать;

— отмечать ли, из каких стран будут экспаты, какие должности они будут занимать и как это точно предусмотреть;

— что делать, если фирма создана уже после 1 мая.

На это законодательные органы указали, что форма заявки работодателей и порядок ее заполнения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Одно «но»: правила заполнения заявки, отраженные в приложении N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 сентября 2007 г. N 603, не дают ответов на вышеизложенные вопросы.

Необходимо отметить, что п. 32.1, введенный Постановлением, предусматривает установление резерва квоты по РФ в размере 30% от утвержденного объема для возможной корректировки по субъектам РФ. Таким образом, первые необходимые поправки уже приняты. Но законодательная база еще нуждается в некоторых доработках.

Получение разрешения на привлечение иностранной

рабочей силы и индивидуального разрешения на работу

Порядок получения разрешения на работу и комплектность документов определены в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и в Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ», и с 25 июля 2008 г. начал действовать Приказ ФМС РФ N 1, Минздравсоцразвития РФ N 4, Минтранса РФ N 1, Госкомрыболовства РФ N 2 от 11 января 2008 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (далее — Административный регламент). Новый Административный регламент непосредственно направлен на упрощение процедуры получения разрешения на работу для иностранных граждан. Планируется оформлять разрешение на работу в режиме «одного окна», данную государственную услугу будет предоставлять Федеральная миграционная служба России (ФМС России). Теперь работодателю необходимо обращаться не в Центр занятости населения с заявлением о выдаче заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, а сразу в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Тем самым минимизируются усилия работодателя по обращению во множество органов исполнительной власти. Упростит ли данный Регламент на самом деле всю процедуру получения разрешения на работу или нет, покажет практика.

Оформление рабочей визы

После получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и разрешения на работу для иностранного работника работодатель должен оформить для него и рабочую визу. До недавних пор на практике многие иностранцы, получив разрешение на работу, продолжали пребывать в РФ по оформленным ранее многократным деловым и коммерческим визам, при этом пригласившая их компания была для них лишь промежуточным звеном для попадания в РФ. О том же, что таким образом иностранный гражданин нарушает правила въезда в РФ либо режим пребывания в РФ и что это влечет ответственность по ст. 18.8 КоАП РФ (в виде административного штрафа в размере от 2000 до 5000 тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового), до определенного момента никто не задумывался.

Однако Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2007 г. N 635 в Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» (далее — Постановление N 335), переломили ситуацию, заставив работодателей в массовом порядке оформлять иностранным сотрудникам их компаний рабочие приглашения и визы.

В соответствии с означенными изменениями совокупный срок пребывания в России на основании многократной деловой визы не может превышать 90 дней в течение каждых 180. В результате иностранные граждане не могут находиться в России по деловой визе более 180 дней в году (п. 17 Постановления N 335). Данное положение делает неудобным использование многократных деловых виз для постоянного и непрерывного пребывания иностранца в РФ с целью осуществления трудовой деятельности.

Пункт 9.1 Постановления Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 ввел новое правило для получения российской визы иностранцами за пределами государства их гражданства. Отныне иностранному гражданину, находящемуся в стране, не являющейся государством его гражданской принадлежности, виза оформляется и выдается только при условии наличия у него разрешения на непрерывное пребывание в этой стране более 90 дней. Это изменение устраняет существовавшую ранее возможность для находящихся в России иностранных граждан получить визу в самый короткий срок в какой-либо соседствующей с РФ стране, например в Украине.

В целом рассмотренные изменения затронут лишь иностранных граждан, пребывающих в России по многократной деловой визе и желающих остаться на срок более чем 90 дней. И небольшая рекомендация: иностранному гражданину, который собирается приехать в РФ по деловой визе, следует заранее составлять планы для своей будущей поездки.

Уведомления о приеме иностранных граждан на работу

Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с ними трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан уведомить о привлечении и использовании иностранных работников:

— в десятидневный срок — налоговый орган по месту своего учета;

— в месячный срок — Центр занятости населения в соответствующем субъекте РФ и государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту РФ.

Несоблюдение этих правил согласно ст. 18.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере:

— для граждан — от 2000 до 5000 рублей;

— для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 рублей;

— для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 рублей (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Тем не менее многие компании по-прежнему не соблюдают упомянутые правила, что зачастую связано с незнанием соответствующей процедуры работодателями и неподготовленностью тех органов, которые необходимо уведомить. Для решения этой проблемы требуется более детальная проработка самой процедуры и налаженное информирование о ней со стороны миграционных органов, например через специально созданные консультационные организации.

В заключение хотелось бы указать на необходимость постоянного совершенствования российского миграционного законодательства с учетом мировой и российской практики. Также важно отметить, что решение проблем в этой сфере возможно только при тесном взаимодействии бизнеса и власти (что предполагает взаимное уважение и нацеленность на продуктивный диалог). Одновременно необходим комплексный подход и гибкость государственных органов при преодолении как собственных трудностей, так и проблем работодателей.

——————————————————————