Организационные, правовые и нравственные вопросы отбора кандидатов на должности судей

(Зябкин В. М., Антонов И. А.) («Российский судья», 2008, N 10)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ

В. М. ЗЯБКИН, И. А. АНТОНОВ

Зябкин В. М., председатель Красногвардейского федерального районного суда города Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук, доцент.

Антонов И. А., доктор юридических наук, доцент.

Авторы статьи предлагают критерии системы отбора и подготовки квалифицированных кадров для судебной системы, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с грустной статистикой квалификационных коллегий судей об отстранении того или иного судьи от должности за умаление авторитета судебной власти.

Прошло уже пятнадцать лет с момента начала судебно-правовой реформы в нашей стране, однако еще нельзя сказать, что все поставленные перед ней задачи решены. Остается еще много вопросов к законодательству, регламентирующему порядок судопроизводства, к материально-технической базе органов суда, прокуратуры, предварительного расследования и дознания, к организационно-правовым вопросам их деятельности и сложившемуся нравственному климату как внутри органов правосудия и правопорядка, так и отношению к ним со стороны общественности. Наиболее же сложными остаются вопросы совершенствования именно судебной системы. Россия провозгласила себя демократическим, правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в котором права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (ст. ст. 1, 2, 18 Конституции РФ). Однако население продолжает избегать обращаться за защитой своих прав и законных интересов в суд. Происходит это по многим причинам как объективного, так и субъективного характера, но тревожит положение дел с тем, кто от имени государства осуществляет правосудие, кто претендует на должности судей, как осуществляются их отбор и подготовка. Судьи должны быть независимы и беспристрастны. Независимость и беспристрастность правосудия являются важнейшими составляющими такого государства, которое гарантирует защиту прав и основных свобод человека и гражданина и чьи институты базируются на нормах закона. Именно это положение закреплено в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую Российская Федерация ратифицировала в мае 1998 г. и которая является основополагающим юридическим документом для законодателей по приведению национального законодательства, регламентирующего отправление правосудия, в соответствие с международными стандартами охраны прав личности: «Каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона…» В целях реализации этих положений в рамках судебной реформы Россия в 2001 г. направила усилия на совершенствование Закона «О статусе судей в Российской Федерации» <1>, Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» <2> и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» <3> в 2002 г. ——————————— <1> Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4834. <2> Федеральный конституционный закон «О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4825. <3> Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 11. Ст. 1022.

Содержание названных и иных нормативных документов показывает, что в организационно-правовом плане в целом вопросы отбора кандидатов на должность судьи решены. При этом в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (2002 г.) обозначены дополнительные требования к организации квалификационных испытаний для кандидатов в судьи. Особо значимая для отбора кандидатов экзаменационная процедура предусмотрена как «Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи» (утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 15 мая 2002 г.), так и рядом других нормативно-правовых актов. С 25 по 29 октября 2004 г. в Российской академии правосудия в Москве проходил семинар с председателями экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации. На семинаре обсуждались проблемы дальнейшего усовершенствования деятельности экзаменационных комиссий, связанные с вопросами оценки качества подготовки кандидатов на должности судей. Была подчеркнута важная роль экзаменационных комиссий как основного звена, способного квалифицированно дать оценку знаний и умений лица, претендующего на занятие должности судьи. На семинаре была подчеркнута необходимость тщательного исследования профессиональной подготовки кандидатов на должности судей. Квалификационный экзамен на должность судьи — это серьезное испытание, цель которого — установить наличие у претендента профессиональных знаний и навыков, необходимых для работы в суде. Это испытание связано не только с тем, что гражданин должен показать свой профессиональный уровень — знание специальных дисциплин, юридическое мышление, но и с тем, что в процессе сдачи экзамена человек испытывает стресс, публично выступая перед авторитетными юристами. Многие претенденты, имеющие большой стаж работы по юридической профессии, получили образование много лет назад, то есть потеряли навыки сдачи экзаменов. Кроме того, важно отметить, что перед сдачей квалификационного экзамена членами экзаменационной комиссии проверяется соответствие претендента требованиям закона, для чего претендентом в комиссию должны быть представлены следующие документы: 1) заявление в экзаменационную комиссию о намерении сдать экзамен; 2) паспорт или документ, его заменяющий, подтверждающий личность претендента как гражданина Российской Федерации (подлинник документа и его ксерокопия всех страниц); 3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование, и его копия (ксерокопия диплома с приложением); 4) копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие наличие у претендента стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет, удостоверенные представителем отдела кадров для работающих претендентов, или нотариально заверенная копия трудовой книжки для неработающих претендентов (для работающих в системе МВД — ксерокопия послужного списка, обязательно должна быть заверена в отделе кадров; для адвокатов — справка, подтверждающая работу в качестве адвоката); 5) анкету, содержащую биографические сведения о претенденте (бланки выдаются в отделе кадров Управления судебного департамента); 6) документы об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи (медицинская справка по форме N 086-1/у «Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи»); 7) справку из психоневрологического диспансера по месту регистрации; 8) справку из наркологического диспансера по месту регистрации; 9)справку о регистрации по месту жительства (Ф-9) и фотографии. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. Говоря о порядке проведения квалификационного экзамена на должность судьи, следует отметить, что работа судьи во многом носит исследовательский характер, поскольку связана с оценкой большого объема информации, с отбором необходимых фактов, оценкой доказательственной базы, обобщением и анализом, выдвижением гипотез, формулированием выводов. Поэтому билеты содержат широкий диапазон вопросов из различных отраслей права, задачи и практические задания, последние по усмотрению экзаменационной комиссии. Ответ на вопрос должен содержать несколько составляющих: 1. Теория — владение юридической лексикой, научными методами исследования, знание основ правовой доктрины. 2. Законодательно-нормативная база. Претендент на судейскую должность определяет нормативную базу, регулирующую отношения по указанному в билете вопросу. 3. Юридическая практика. В ответах приводятся примеры судебной практики, соответствующей вопросу. В соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми к экзаменам на должность судьи, вопросы в билетах формулируются с учетом последних изменений в законодательстве, а при составлении задач — изменений в судебной практике. В билеты включены 3 вопроса и 2 задачи. Это продиктовано тем, что экзаменуемый, отвечая на поставленные вопросы и решая задачи, раскрывает свои профессиональные качества, в том числе: профессиональные знания, интеллектуальный потенциал, уровень специальных юридических знаний, кругозор, общую юридическую эрудицию, гибкость и скорость мышления (способность быстро вникать в суть проблемы, воспринимать новые цели и задачи); логичность мышления (четкое изложение мыслей, подбор вариантов при решении задач, обоснованность умозаключений); дальновидность (умение видеть перспективу того или иного конкретного дела при наличии тех или иных обстоятельств, прямо не обозначенных в условиях задачи); память (точность, объем). Уровень квалификации кандидата определяется с учетом уровня ответа, свидетельствующего о его соответствии высоким квалификационным требованиям. Комиссия высоко оценивает ответ в случае, если сдающий экзамен кандидат в судьи, кроме цитирования нормы права, последовательно излагает свои мысли, используя юридическую лексику, демонстрируя общую эрудицию, гибкость мышления. Члены комиссии могут задать дополнительные вопросы, в том числе о системе законодательства Российской Федерации (ее иерархии, становлении и развитии, взаимосвязи составных частей), о судебной системе, сложившихся подходах судебной практики высших судебных инстанций и т. п. После сдачи экзамена кандидата на должность судьи проверяют по линии правоохранительных органов. Полученные документы предоставляются квалификационной коллегии судей, куда кандидат прибывает для собеседования. По результатам изучения предоставленных документов и собеседования с кандидатом на должность судьи квалификационная коллегия судей дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи. Таким образом, мы видим, что организационные вопросы отбора кандидатов на должности судей достаточно подробно регламентированы на законодательном уровне и не вызывают особых нареканий. Но вопрос об их подготовке остается открытым. Представляется, что государство должно вести постоянную работу не только по обеспечению судьям основных гарантий их независимости, созданию нормальных условий труда и безопасности, но и по профессиональной подготовке как самих судей, так и кандидатов на эти должности. Организация первоначальной профессиональной подготовки кандидатов и совершенствование механизма повышения квалификации судей должны явиться залогом их компетентности. Как указано в Европейской хартии о статусе судей, обязательная профессиональная переподготовка кандидатов в судьи осуществляется для действенного выполнения их функций посредством получения соответствующего образования, оплачиваемого государством. Необходимо перенимать положительный зарубежный опыт в данной области. Во многих европейских странах осуществляется подготовка кандидатов в судьи, их обучение перед вступлением в должность (например, во Франции — до шести месяцев). Так, во Франции профессиональная подготовка судей возлагается на специальное государственное учреждение — Национальную школу магистратуры. Административный совет возглавляется Первым председателем Кассационного суда. Профессиональная подготовка — как начальная, так и в форме повышения квалификации — включает в себя и изучение процессуальной техники, основ права и этических основ деятельности, независимо от того, касается ли это судей или работников других направлений <4>. ——————————— <4> Трюш П. Формирование судейского корпуса // Этика судьи: Пособие для судей. М., 2002. С. 109 — 110.

В этой связи, на наш взгляд, если мы хотим видеть в Российской Федерации высококвалифицированный судейский корпус, необходимо, чтобы кандидаты на должности судей проходили перед сдачей экзамена подготовку, в процессе которой будут одновременно и проверяться, и даваться знания в области права, делопроизводства, процессуальной техники. Кандидаты должны приобрести навыки выполнения работы судьи перед назначением, чтобы отсутствие опыта работы в судебной сфере не отражалось на качественном уровне осуществления полномочий при отправлении правосудия. Кроме того, в ходе данной подготовки должна будет решаться и еще одна важная задача. Должен изучаться не только профессионализм кандидата на должность судьи, но и его индивидуально-психологические и нравственные качества. И это самое сложное. Как проверить кандидата на должность судьи на честность, добросовестность, беспристрастность, патриотизм, верность долгу? В своей деятельности судья должен быть не только независимым и беспристрастным, но и подчиняться двум основным правилам: соблюдение закона и соблюдение требований, вытекающих из его статуса. Одним из этих основных требований (даже при том, что обеспечение каждому судье необходимых средств для нормального исполнения им своих функций возлагается на государство) является соблюдение самим судьей высоких деонтологических правил, требований судейской этики. Почетная и ответственная миссия преодоления коллизий между нормами законов принадлежит судье, который в процессе их толкования должен использовать весь арсенал своей правовой и общей эрудиции, личный опыт и сформировавшееся в процессе жизнедеятельности нравственное сознание для того, чтобы принять решение не только на основании закона, но и личного усмотрения <5>. Следует учитывать также, что быстро развивающиеся общественные отношения опережают законодательную деятельность и создают правовой вакуум, который восполняется в ряде случаев с помощью механизма судейского усмотрения. Неслучайно в юридической литературе последних лет все чаще обращается внимание на использование судьей правовых оснований для решения дела по аналогии, в соответствии с правовыми и нравственными принципами, упоминается о судейском правотворчестве, не посягающем на полномочия законодателя <6>. ——————————— <5> Радутная Н. В. Этика судьи (от автора) // Этика судьи: Пособие для судей. М., 2002. С. 8. <6> См., напр.: Баглай М. В. Вступительная статья к работе А. Барака «Судейское усмотрение». М., 1999; Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000; Телятников В. И. Убеждение судьи. СПб., 2004; Папкова О. А. Усмотрение суда. М., 2005.

Профессия судьи предполагает сочетание в его деятельности установленной законом процедуры и творческого начала. Именно это начало и определяет в значительной мере характер принимаемых решений, что означает постоянное участие нравственно-правового сознания в формировании судейского усмотрения. Усмотрение предполагает использование в принятии решений этических воззрений судьи, его представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, совести и долге. Таким образом, учитывая сложные морально-психологические условия, в которых приходится работать судьям, важно как можно скорее наладить эффективную систему отбора и подготовки квалифицированных кадров для судебной системы. Важно заранее, в процессе подготовки, выявлять у кандидата на должность судьи его соответствие этой государственной должности, проверять не только умение интерпретировать правовые нормы, но и уровень общей и правовой культуры, уровень нравственно-правового воспитания, чтобы в дальнейшем мы не сталкивались с грустной статистикой квалификационных коллегий судей об отстранении того или иного судьи от должности за умаление авторитета судебной власти.

——————————————————————