Нелегальная иммиграция и качество иностранной рабочей силы

(Симанович Л. Н.)

(«Миграционное право», 2009, N 2)

НЕЛЕГАЛЬНАЯ ИММИГРАЦИЯ И КАЧЕСТВО ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Л. Н. СИМАНОВИЧ

Симанович Л. Н., член Ассоциации юристов России, доцент, кандидат юридических наук.

Россия является не только страной происхождения транзита, но главным образом государством назначения трудовой иммиграции, прежде всего из государств — участников СНГ и стран Юго-Восточной Азии. Безусловно, иммиграция в определенной мере стимулирует экономический рост в России как принимающем государстве, так как она помогает заполнить те ниши на рынке труда, которые не востребованы национальными трудовыми ресурсами (имеющими к тому же общую тенденцию к сокращению).

В целом внешняя трудовая миграция рассматривается как благоприятный фактор социально-экономического развития, который необходимо максимально использовать. Вместе с тем правомерную озабоченность вызывают негативные последствия нелегальной трудовой иммиграции, которые создают угрозу социально-экономической стабильности и безопасности как самих иммигрантов, так и принимающего государства.

Ведь именно нелегальные иммигранты являются источником социальной напряженности в обществе, а также составляют нездоровую конкуренцию российским гражданам на рынке труда.

Несколько миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации без соответствующих разрешений. По экспертным оценкам, нелегальная трудовая миграция превышает на 85% реальное число работников-мигрантов. Существует устойчивая система получения представителями бизнеса сверхприбылей за счет использования труда находящихся на нелегальном положении иммигрантов. Асоциальное, нередко бесправное положение трудящихся мигрантов создает потенциальную готовность совершать преступления. В этой связи первоочередным становится вопрос противодействия нелегальной иммиграции, и прежде всего в сфере труда.

Только за девять месяцев 2008 г. за нарушение правил привлечения и использования иностранных работников территориальными органами:

— привлечено почти 6,5 тыс. работодателей;

— направлен 701 материал для возбуждения уголовных дел по фактам организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ),

— возбуждено 395 уголовных дел;

— выдворено более 37,2 тыс. человек.

За девять месяцев 2008 г. преступность снизилась почти на 7%, а административных правонарушений на 62% стало меньше.

Как указано выше, создание нового ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» направлено на обеспечение миграционной привлекательности РФ и формирование качественно нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства с целью более эффективного управления миграционными процессами, сокращения нелегальной иммиграции.

Внесенные изменения в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» об упрощении порядка получения разрешений на временное проживание в Российской Федерации иностранными гражданами, прибывшими на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы; и об упрощении порядка получения разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации для указанной категории граждан, направлены также на миграционную привлекательность нашей страны и сокращение нелегальной иммиграции.

Но если посмотреть на учетно-статистические данные, на 2008 г. число выявленных нелегальных мигрантов — граждан стран СНГ составляло 40% от общего числа иностранных работников, законно прибывших в Россию. По данным Пограничной службы ФСБ России, доля граждан стран СНГ в общем потоке въезжающих иностранцев достигла 80%. Расчеты показывают, что нелегально находящихся в Российской Федерации граждан стран СНГ вдвое больше, чем их на самом деле зарегистрировано в органах внутренних дел, т. е. значительная их часть фактически находятся в стране на нелегальном положении.

Наряду с ростом числа иностранных граждан, осуществляющих легальную трудовую деятельность на территории Российской Федерации: 2005 г. — 651 555 человек; 2006 г. — 1,15 млн. человек, можно представить другие цифры: в Москве за 2008 г. 500 тыс. иностранных граждан получили разрешение на осуществление трудовой деятельности и только 140 тысяч из них устроились на работу, а где остальные 360 тыс., толком неизвестно (диаграмма 1).

** неизвестно

***********360 000**********

//140 000// // устроились на работу

+++++++++++++++500 000+++++++++++++++

++ получили разрешение

0 200 000 400 000 600 000

Диаграмма 1

У них только три пути:

— либо они должны выехать из Российской Федерации в 90-дневный срок;

— либо они нелегально работают и тем самым вступили в незаконные экономические отношения;

— либо пополнили ряды преступников.

Отсюда можно сделать вывод, что четкой системы отслеживания у ФМС России таких нелегальных иммигрантов нет.

А проще и гораздо выгоднее было бы создать в российских посольствах в странах — поставщиках массовой иностранной рабочей силы представительства ФМС России, чтобы именно там проходил отбор иностранных граждан, которые впоследствии уже приезжали бы в Российскую Федерацию. Это, несомненно, отвечает интересам нашей страны и, естественно, сулит экономическую и политическую выгоду.

Надо заметить, что, в свою очередь, для городского сообщества существуют последствия от такой неконтролируемой части иностранной рабочей силы, так как до 40% из них больны особыми инфекционными заболеваниями, а ведь они пользуются тем же городским транспортом, посещают кафе и столовые и т. д. В связи с этим большой ошибкой в законодательстве является то, что прибывающие в Российскую Федерацию иностранные граждане вначале уведомляют, что будут здесь жить, и только потом их проверяют, здоровы они или нет.

В связи с вышеизложенным можно сказать, что наличие в России большого количества незаконных мигрантов создает не только организационные и финансовые проблемы, накаляет криминогенную обстановку, но и ухудшает санитарно-эпидемиологическую ситуацию.

Здесь хотелось бы отметить, что иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации, может проходить медицинское освидетельствование как в государственных клиниках, так и в частных. А если провести анализ медицинских справок, которые иностранные граждане получают, то будет видно, что в государственных клиниках 1% выявляемости больных, а в частных он гораздо ниже. Необходимо ввести федеральный закон, который ограничивал бы частные клиники в такого рода полномочиях.

Неадекватность миграционного и трудового законодательства реалиям современного российского рынка труда приводит к неэффективности и сбоям миграционной политики. Работодатели и трудящиеся-мигранты заинтересованы в поддержании трудовых отношений в обход предусмотренного законодательством оформления: одни получают возможность эксплуатировать нелегально привлеченных работников; другие вынуждены соглашаться на дискриминационные условия труда из-за боязни остаться в России без работы и быть депортированными из страны.

Результаты социологических опросов о формах эксплуатации труда трудящихся-мигрантов:

— принуждение к сверхурочной работе — 62%;

— работа с существенно превышающей нормальные нормы труда интенсивностью — 44%;

— регулярные длительные задержки с выплатой зарплаты — 39%;

— принуждение к выполнению не предусмотренной договоренностью работы — 38%;

— принуждение к выполнению дополнительной бесплатной работы — 24%;

— ограничение свободы перемещения, включая содержание взаперти, — 20%;

— психологическое и физическое насилие, угрозы, шантаж — 21%;

— сексуальное принуждение — 22% от числа опрошенных женщин.

В определенной степени выходом, способствующим снижению масштабности нелегального рынка труда, могло бы стать осуществление комплекса мер, включающего конфискацию выявленной нелегальной рабочей силы, принятие решения о ее амнистии с последующим легальным трудоустройством через государственные службы занятости или (если речь идет о нежелательных лицах) об их депортации из страны.

При этом следует принять меры к тому, чтобы работодателям стало абсолютно экономически невыгодным использовать труд нелегальных мигрантов, особенно в случае рецидивов подобного рода нарушений.

В условиях продолжающейся депопуляции перед страной крайне остро стоит комплекс проблем, связанных с общей нехваткой трудовых ресурсов, неравномерностью их распределения по регионам и отсутствием действенных механизмов их рыночного перераспределения.

Эта проблема тесно связана с нелегальной иммиграцией.

В обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Мы заинтересованы в притоке квалифицированных легальных трудовых ресурсов. Но еще немалое число предпринимателей в России пользуются выгодами нелегальной миграции, ведь бесправный иммигрант особенно удобен для неограниченной эксплуатации. Он, кстати сказать, и потенциально опасен с точки зрения правонарушений».

Однако, несмотря на совершенствование нормативно-правовой базы с целью упрощения порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, стабильно незначителен приток высококвалифицированных специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Такое положение обусловливают факторы:

1) практическое отсутствие достойной социальной и жилищно-бытовой инфраструктуры для адаптации трудящихся иммигрантов и их семей в российское общество, а для тех, кто к этому стремится, — упрощенного порядка приобретения российского гражданства;

2) существование в ощутимых масштабах в Российской Федерации неформального и теневого секторов экономики, поддерживающих повышенный спрос на низкооплачиваемую, социально уязвимую категорию рабочей силы, практическим воплощением которой выступают иммигранты, вольно или невольно оказавшиеся на нелегальном положении;

3) доминирование неофициальных каналов и неофициальных связей на всех этапах внешней трудовой иммиграции, включая способы получения интересующей информации о возможностях трудоустройства в Российской Федерации и осуществления трудоустройства;

4) неразработанность в должной мере политики интеграции иммигрантов, прежде всего из стран СНГ, в российское общество.

Сильным стимулом по привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов в нашу страну, безусловно, могло бы стать принятие неотложных мер по всестороннему, комплексному повышению привлекательности российского рынка труда, например за счет:

1) поиска подходящего места работы (в данный момент разрешения на осуществление трудовой деятельности выдаются по решению органа ФМС России — кто первый пришел, тот и получил, взаимодействия или связи с центром занятости населения, который отслеживает ситуацию на рынке труда, сегодня не существует);

2) возможности повышать собственную квалификацию;

3) отправлять религиозные и культурные потребности;

4) психологически комфортно адаптироваться в новом социуме, ощущать толерантное отношение со стороны местного населения.

Несовершенство процедуры поиска работы и трудоустройства приводит к тому, что многие работодатели «обрастают» определенной инфраструктурой, непосредственно не относящейся к трудовым отношениям (обеспечивают работникам минимально необходимые жилищные и бытовые условия, помогают в переводе денег на родину и т. п.). Многие трудовые иммигранты получают зарплату в виде «черного нала», менее 20% имеют на руках оформленный трудовой договор. Все это позволяет подобного рода работодателям жестко контролировать и эксплуатировать иммигрантов.

Организация теневого сектора внешней трудовой иммиграции превратилась в выгодный бизнес, приносящий огромные прибыли, уходящие от налогообложения.

По данным ФМС России, лишь 3 — 5% мигрантов пользуются официальными каналами получения информации и трудоустройства. Отношения с властями также строятся в основном на неофициальной основе, включая оплату различного рода штрафов.

Решением может быть, например, создание специальных государственных центров социальной адаптации иностранных граждан, которые могли бы оказывать информационно-консультационные услуги, гарантировать юридическое сопровождение процедуры трудоустройства и соблюдение условий трудового договора, защиту прав и интересов трудящегося иммигранта в конфликтных ситуациях с работодателем.

Иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию из стран ближнего и дальнего зарубежья, сильно отличающихся культурой, не могут адаптироваться к новым условиям жизни, к культурным ценностям данного государства со всеми вытекающими отсюда последствиями (враждебность, недоброжелательно-обобщенный подход к «чужим», нежелание понять российский менталитет). А чрезмерное количество иммигрантов, не подготовленных, не знающих культуры, менталитета того государства, в которое они прибывают, приносит много неприятностей и зла.

В связи с этим необходимо проводить социальную адаптацию иммигрантов. Справиться с этой задачей могло бы также создание специальных центров по адаптации иностранных граждан.

Согласно социологическим опросам, приводимым ФМС России, многие иммигранты рассматривают выезд на работу в Российскую Федерацию в качестве своей жизненной стратегии: средняя продолжительность пребывания в нашей стране составляет примерно два года; около 44% въехавших иностранных граждан желают приобрести гражданство Российской Федерации.

Невозможность для иммигрантов законным образом реализовать свои намерения ведет к нарушениям прав, сильно деформирует российский рынок труда, внедряя в него архаичные трудовые отношения, включая элементы рабства и принудительного труда.

Для цивилизованной интеграции иммигрантов в российское общество необходимы соответствующие государственные программы, составной частью которых должна стать программа воспитания толерантного отношения наших граждан к прибывшим в Российскую Федерацию иностранным лицам, например через средства массовой информации или школьные программы.

Литература

1. Карпович В. Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Новая правовая культура, 2002.

2. Трунов И. Л. Права иностранных работников в России. М., 2006.

3. Прудников А. С., Самойлов В. Д. Деятельность Федеральной миграционной службы. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007.

4. Рыжов К. Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеописаний). М.: Вече, 2001.

5. Микушина М. Н. Труд иностранных граждан в России: Сборник нормативных документов (по состоянию на 20 января 2007 года). Новосибирск, 2007.

6. Хропанюк В. Н. ТГП: Учебное пособие. М., 2001.

7. Черданцев А. Ф. ТГП. М., 2001; В Москве потерялись 200 тысяч иностранцев // Московский комсомолец. 2007.

8. Где гуляют 200 тысяч гастарбайтеров? // Москвичка. 2007. N 22(733). 20 — 26 июня.

9. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

10. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.

——————————————————————